Системы контроля состояния материальных запасов. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Системы контроля состояния материальных запасов.

2017-10-16 685
Системы контроля состояния материальных запасов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логистическая система управления запасами создается с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

· учет текущего уровня запаса;

· определение размера страхового запаса;

· расчет размера заказа;

· определение интервала времени между заказами.

Управление запасами предусматривает, прежде всего, организацию контроля их фактического состояния.

Контроль состояния запасов – это изучение и регулирование уровня запасов производственно-технического назначения, изделий народного потребления и др. с целью выявления отклонений от норм запасов, и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.

Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенные периоды.

На практике применяются различные методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:

· порядок проверки (периодическая или непрерывная);

· пороговый уровень запаса (наличие или отсутствие);

· величина заказываемой партии (одинаковая или разная). Классификация систем контроля состояния запасов представлена на рис.4.2.

Система оперативного управления. Через определенные промежутки времени принимается оперативное решение: «заказывать» или «не заказывать», если заказывать, то какое количество единиц товара (рис.4.3).

 

Рис.4.3. Система оперативного управления

Система равномерной поставки. Через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара (рис.4.4).

Рис.4.4. Система поставки равного заказа через равные периоды времени

Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас в момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение «не заказывать» (рис.4.6).

Рис.4.6. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)

 

Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). В момент достижения запасом порогового значения заказывается партия постоянного объема (рис.4.7).

Р – constant; Т1, Т2, T3– случайные периоды времени между отдельными заказами

Рис.4.7. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса
(с пороговым уровнем запаса)

 

Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический товарный запас больше минимального, то принимается решение «не заказывать» (рис.4.8).

T – constant; P1, P2…..P5–отдельные заказы

Рис.4.8. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (система «минимум–максимум»)

 

Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии принимается равным разности максимального товарного запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа (рис.4.9).

Т1 Т2,Т3, Т4 – периоды времени между заказами

P1, P2, P3, P4 – отдельные заказы

Рис.4.9. Система двух уровней при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)

 

Из рассмотренных выше систем контроля состояния запасов наиболее часто используются следующие две:

· система с фиксированной периодичностью пополнения запаса до максимального уровня (рис. 4.5);

· система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса) (рис. 4.7).

Выбор систем контроля состояния запасов является действенным механизмом повышения эффективности функционирования логистической системы. Решение данной задачи требует опыта, умения моделировать процесс пополнения и расходования запаса, знания коммерческой ситуации и должно основываться на понимании эксплуатационных различий между описанными системами.

Системы с непрерывной проверкой фактического уровня запасов позволяют работать в условиях сравнительно низкого запаса, защищая в то же время предприятие от дефицита. Следовательно, условиями применения этих систем являются:

· большие потери от отсутствия запасов;

· большие затраты по содержанию запаса;

· высокая степень неопределенности спроса (т.е. спрос на товар плохо прогнозируется).

Применение данных систем позволяет экономить затраты по содержанию запасов за счет сокращения отвлекаемых в запасы финансовых ресурсов, а также сокращая потребность в складских площадях и людских ресурсах.

К недостаткам систем с непрерывной проверкой запасов относят необходимость постоянного контроля размера запасов.

Системы с периодической проверкой состояния запасов (с фиксированным интервалом) позволяют проводить учет остатков лишь периодически. Платой за это будет, как правило, более высокий, по сравнению с предшествующей системой, средний уровень запаса. Применяют их при низких удельных издержках на хранение.

Данные системы хорошо работают в условиях, когда можно с достаточной степенью уверенности предугадать размер спроса. В противном случае неожиданно возросший спрос в период между заказами может увести логистическую систему в дефицитное состояние.

Основные условия применения систем с периодической проверкой состояния запасов:

· низкие затраты по содержанию запаса;

· хорошая предсказуемость спроса.

К преимуществам системы относят отсутствие необходимости в постоянном контроле наличия запасов на складе, к недостаткам – сравнительно высокий уровень среднего запаса.

Системы, предусматривающие возможность заказа различных по величине партий товаров, применимы, когда условия поставки позволяют получать товары различными по величине партиями. В остальных случаях применяются системы с фиксированным размером заказываемой партии.


26. Логистика складирования.

Логистика складирования – отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приёмки, размещения учёта товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров.

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе складирования, грузопереработки и упаковки.

Главный принцип создания системы складирования: индивидуальное решение с учётом всех влияющих на него факторов может обеспечить экономический успех функционирования склада.

Разработка системы складирования направлена на обеспечение оптимального размещения груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования учитывают внешние (Виды транспорта;Место в логистической системе;Интенсивность материального потока;Внешний товароноситель;Особенности поставщиков;Требование потребителей) и внутренние (Погрузочно-разгрузочный фронт;Вид здания (сооружения);Складская грузовая единица;Система комиссионирования;Техническая оснащенность склада;Обработка информации) факторы.

Основные задачи логистики складирования:

· размещение складской сети;

· складирование и подготовка груза к поставщикам;

· управление товарными запасами;

· организация складских поставок;

· эффективное использование транспортных средств при доставке или отгрузке продукции;

· осуществление отгрузки по ассортименту и количеству;

· осуществление подработки товаров перед отправкой их получателю;

· снижение влияния фактора сезонности производства, спроса и предложения на определённые товары;

· снижение издержек при продвижении товаров к покупателям в сфере распределения.

Современный склад выполняет огромный объем логистических операций, предоставляя клиенту возможность выбора широкого спектра логистических услуг, по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным и другим услугам.

 

Основные причины использования складов в логистической системе:

· Уменьшение логистических издержек при транспортировке за счёт организации перевозок экономичными партиями;

· Координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счёт создания страховых и сезонных запасов;

· Обеспечение бесперебойного процесса производства за счёт создания запасов материально-технических ресурсов;

· Обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счёт формирования ассортимента продукции;

· Создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

· Увеличение географического охвата рынков сбыта;

Обеспечение гибкой политики обслуживания.


27. Определение количества и месторасположения складов.

Рассмотрим возможные и наиболее общие подходы к решению этих вопросов.

Вопрос первый: о владении складом. Для фирм, имеющих стабильно высокий оборот, вопрос решается в пользу индивидуального склада. В пользу такого решения должны свидетельствовать постоянный спрос и насыщенная плотность рынка сбыта на обслуживаемой территории. Достоинством собственных складов является лучшее обеспечение условий хранения и контроля за движением продукции на складе. При низких объемах оборота фирмы или явно выраженной сезонности хранимых товаров предпочтение следует отдавать складам коллективного пользования. Склады коллективного пользования также предпочитают при внедрении фирмы на новый рынок с неизвестной или непостоянной стабильностью продаж. В этих же случаях используют комбинированный вариант, позволяющий более гибко маневрировать складскими площадями. Комбинация собственного и арендованного складов экономически оправдана также при реализации фирмой продукции во многих регионах. Окончательный вариант выбирают по минимуму затрат.

Вопрос второй: о количестве складов. Малые и средние фирмы, сбывающие свою продукцию в одном или нескольких близлежащих районах, обычно обходятся одним складом. Для крупных фирм задача о количестве складов на обслуживаемом ими полигоне сбыта сводится к сопоставлению основных видов затрат, связанных с количеством складов.

При изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов.

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, подразделяют на две группы:

· расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения, т.е. расходы на так называемые дальние перевозки (функция , рис.5.1);

· расходы по доставке товаров со складов потребителям, т.е. расходы на так называемые ближние перевозки (функция , рис.5.1).

Рис.5.1. Зависимость затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения

 

При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно-переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.

Другая часть транспортных расходов – стоимость доставки товаров со складов потребителям – с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.

Суммарные транспортные расходы (функция , рис.5.1) при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают.

Увеличение количества складов в системе распределения влечет за собой сокращение зоны обслуживания отдельного склада, а, следовательно, и размера запаса на отдельном складе. Однако запас на отдельном складе сокращается не столь быстро, как зона обслуживания, в результате суммарный запас в распределительной системе возрастает.

Первая причина – необходимость содержания страхового запаса. В модели с несколькими складами страховой запас в общем случае необходимо создавать на каждом складе. Сокращение складской сети влечет за собой концентрацию страхового запаса и общее снижение потребности в нем.

При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада, эксплуатационные затраты, приходящиеся на 1 м2, увеличиваются.

При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Становится сложнее поддерживать сервис на прежнем уровне. Сложнее поставлять грузы по системе «точно в срок», так как, возросшие расходы на транспортировку увеличивают экономически оптимальный размер отгружаемой партии.

Кроме того, потребителю сложнее самому приехать на склад и выбрать ассортимент. Могут возникнуть задержки в пути следования груза. Действуют и другие негативные факторы, снижающие заинтересованность потребителя в более дальнем поставщике. Недаром маркетологи, рекламируя сбытовое предприятие, выделяют фразу: «наш склад рядом с вами». Сокращение складов в зоне обслуживания может привести также и к росту транспортно-заготовительных затрат клиента склада, так как доставка со склада, как правило, осуществляется по более низким тарифам, чем доставка на склад. Размещая склад вдали от клиента, предприятие тем самым вынуждено продвигать товар в зону обслуживания по более высоким транспортным тарифам, что неизбежно сказывается на конечной цене товара, а, следовательно, и на объемах реализации.

Выбор рационального местоположения складов и формирование складской сети на обслуживаемом полигоне зависит от многих факторов: размера обслуживаемой территории, географии взаимного размещения на его территории потребителей, мощности товаропотоков, заданной частоты поставок товаров, густоты транспортной сети. При большом количестве потребителей эта задача является оптимизационной, так как строительство или приобретение складов связаны со значительными капиталовложениями и эксплуатационными расходами. С другой стороны, приближение складов к своим потребителям ведет к снижению издержек обращения, позволяет сократить потери от упущенных продаж. Как всегда в подобных случаях, оптимальный вариант выбирается из всех возможных по минимуму суммарных затрат.


28.Склады как самостоятельные логистические системы.

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:

· задачи, связанные со складами, входящими в состав логистических систем товародвижения;

· задачи по функционированию складов как самостоятельных логистических систем.

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.

Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования).

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные и автоматизированные.

Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.

В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или универсальным ассортиментом.

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

· временное размещение и хранение материальных запасов;

· преобразования материальных потоков;

· обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний – необходимость перемещения груза внутри склада.

Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.

Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.

Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, комплектацию ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства, принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления, получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.