Каждый священник должен считать своим священным долгом проповедь безкомпромиссного противостояния нравственному растлению. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Каждый священник должен считать своим священным долгом проповедь безкомпромиссного противостояния нравственному растлению.

2017-10-16 261
Каждый священник должен считать своим священным долгом проповедь безкомпромиссного противостояния нравственному растлению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов

Г. Москвы 2000-2004 годов

Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен.

...Мир все более погружается во тьму равнодушия, ненависти, эгоизма, и мы с вами призваны светом любви Христовой светить в мире и являть свою веру делом. Слава Богу, что сегодня у Церкви опять есть возможность творить дела милосердия, что у каждого верующего есть возможность послужить своим ближним.

Рядом с нами, в одном с нами городе много страдающих и оставленных всеми людей. Бездомные замерзают на улицах. Дети-сироты с младенчества не знают любви и живут по жестокому закону "каждый сам за себя". В больницах пациенты умирают от отсутствия ухода только потому, что к ним некому подойти. В домах инвалидов заперты несчастные люди разного возраста. В домах престарелых и своих квартирах заканчивают жизнь в нужде и тоскливом одиночестве старики.

...Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви, и мы не можем не сострадать тем, кого Христос называет Своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь.

...Не каждому приходу может быть по силам организовать сестричество милосердия, приют для сирот или гимназию. Но взять попечение о нескольких одиноких стариках, которые пережили десятилетия гонений, а сейчас не в состоянии порой добраться до храма, может каждая приходская община. И отцы-настоятели должны организовать эту приходскую заботу о немощных, бедных, больных и одиноких.

Наверное, в каждом приходе есть многодетные семьи, которые выбиваются из сил, буквально едва выживая в крайне тяжелых условиях рыночной экономики. Разве не является заботой настоятеля организация регулярной и достаточной, подчеркиваю - достаточной, помощи христианам, отважившимся на подвиг рождения и воспитания детей чадами Церкви? С первых лет существования Церковь заботилась о вдовах и сиротах. А теперь, когда нас не гонят, будем ли мы ограничивать свою деятельность только обустройством храмов и домов притча? Организовать это служение нетрудно. (1) Достаточно поставить в храме специальную кружку для сбора пожертвований для помощи бедным и обратиться к нашим самоотверженным прихожанам с увещанием о необходимости жертвы не только на любимый храм, но и на нужды рядом стоящего брата или сестры во Христе. Уверен, что такое обращение не останется безответным. Только надо, чтобы помощь оказывалась адресно. (2) Необходимо составить списки нуждающихся прихожан: вдов, одиноких матерей, болящих, которым необходимы лекарства, стариков, нуждающихся в уходе, - и каждого посетить, чтобы убедиться в том, что не будет никаких злоупотреблений. Кто же в приходе должен взяться за такое служение, которое называется диакония? Думаю, ответ ясен. Отцы диаконы по благословению настоятеля должны заниматься этим делом, к которому призваны Самим Богом, организовав для этого необходимое количество членов Приходского собрания, которые окажутся способными к исполнению такого послушания. Где нет диаконов, такое служение обязан нести священник.

...Я уверен, что у каждого священнослужителя болит сердце, когда он видит или вспоминает наших страждущих сограждан. Многие священнослужители посещают больницы, детские дома или интернаты. Но, к сожалению, пока картина социального служения Церкви в Москве не очень отрадна.

Рядом с нами живут немощные старики, больные, инвалиды. Их родственники выбиваются из сил, ухаживая за ними, и очень часто пытаются искать помощи у Церкви, помощи не только молитвенной, но и практической. Можем ли мы не откликнуться на их нужду?

Отцы благочинные и настоятели должны подумать о развитии православных патронажных служб, которые могли бы охватить своей заботой и помощью большое количество страдающих людей. У государства такой службы нет, поэтому множество безпомощных больных людей остаются без ухода. Церковь могла бы восполнить этот недостаток - у нее есть для этого профессиональные кадры (выпускники трех московских училищ сестер милосердия).

...Я рад сообщить вам, что все московские государственные дома престарелых, по сведениям, предоставленным комиссией, окормляются православными приходами. Но существует огромная нужда в организации епархиальной богадельни. Желающих провести свои последние годы в таком заведении с каждым годом все больше. Тех богаделен, которые существуют в Москве, не хватает. Я знаю клириков, которые могли бы взяться за создание такой богадельни. Комиссия должна приложить все силы, чтобы помочь им организовать это святое дело.

Многие московские клирики уже активно трудятся на поприще служения милосердия. Один настоятель московского храма, община которого заботится о нескольких больницах, имеет церковный детский дом, богадельню и много других социальных служб, сказал, что специально не искал способов для развития такой масштабной деятельности. Он просто старался не отказывать никому, кто приходил к нему за помощью. Господь, видя такое расположение, благословил его труды, посылая и помощников, и средства.

...Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что до сих пор в Москве существуют больницы, которые не окормляются ни одним священником, тогда как некоторые другие окормляются клириками сразу нескольких приходов. (3) Нужно выявить больницы, которым Церковь никак не помогает, и с помощью ответственных лиц в благочиниях решить эту проблему.

...Окормлением больницы называется ее регулярное посещение, ежегодное поздравление больных и персонала с Рождеством и Пасхой, организация при больнице группы добровольцев, миссионерская работа, проведение бесед с больными.

... Что должно включать в себя такое окормление? Минимум для больницы - это требная сестра и священник. Сестра должна собирать сведения о больных, которые хотят участвовать в церковных Таинствах, и передавать их священнику. Чтобы руководство больницы не препятствовало такой работе, необходимо заключить договор с администрацией - по образцу того договора, который будет заключен между епархией и правительством Москвы. К каждой больнице должен быть прикреплен священник или несколько священников, а отвечающая за больницу требная сестра должна иметь возможность в любое время связаться с ними по телефону.

...(4) Необходимо организовать попечение о безпризорных детях, которые направляются на лечение в московские больницы: Тушинскую, больницу № 7, Морозовскую детскую больницу и больницу № 21. Несчастные дети, не знающие человеческого отношения, и в больнице предоставлены сами себе, что еще больше их ожесточает. В Морозовской больнице, где организовано церковное попечение о безпризорных детях, плоды такой работы уже заметны. Однако сил сестер милосердия и окормляющего больницу духовенства явно недостаточно, и потому Комиссии по социальной деятельности необходимо потрудиться для решения этого вопроса.

Проблему сирот верующие могли бы помочь решить и другим способом: брать детей в семьи. Когда с подобным призывом обратилась к своим верующим Румынская Церковь, сотни людей взяли к себе в семьи детей-сирот. Думаю, наши соотечественники не менее милосердны. Нужно просто поддержать их в этом благородном деле.

...(5) В тюрьмах и СИЗО... в настоящее время пастырскую работу проводят единичные священники. Это сложная и трудная работа, потому что приходится иметь дело с искалеченными грехом, преступлением душами, часто - с раздвоенными, ожесточенными или сломленными личностями. Но все же у большинства заключенных есть искреннее сознание своей вины, есть стремление искупить свое преступление, есть желание исправиться и вернуться в нормальное общество, к здоровому и полезному образу жизни. В местах заключения у многих осужденных появляется религиозное чувство, и они обретают веру. Неслучайно многие заключенные просят дать им Библию, молитвословы, они своими силами строят часовни, пишут иконы, мастерят церковную утварь.

Кто им поможет, кто утешит, ободрит, кто наставит на путь истинный, если не православный пастырь? А мы часто равнодушно проходим мимо этой проблемы, отталкивая тем самым людей от Церкви, оставляя их на произвол темных сил.

...(6) Остро стоит проблема с бездомными, с беженцами, с безприютными детьми. Часто это люди обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, изгоями. И неужели этим несчастным ждать "милосердных самарян", а наши "левиты и священники" пройдут мимо них?.. Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть - наша первейшая христианская обязанность. Где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег.

...Служение милосердия невозможно без участия священнослужителей. Невозможно оно и без широкого, деятельного участия мирян. Ваше слово, обращенное к ним, могло бы вдохновить многих на дела милосердия, послужить духовному единению верующих в служении ближним. Из среды прихожан должен быть выбран ответственный за социальное служение прихода. Если на приходе есть желающие потрудиться для других, но им не хватает знаний и умений, то они могут пойти на безплатные патронажные курсы или курсы воспитателей детских домов, организованные Епархиальной комиссией по социальному служению.

Кому не хватает информации о том, где нужна ваша помощь, можно воспользоваться небольшими объявлениями с такой информацией. Их можно разместить в притворе храма и обратить внимание прихожан на то, что невозможно быть христианином и оставаться в стороне от людских бед и страданий. Надо помнить слова апостола, "...вера без дел мертва" (Иак. 2,26).

...(7) Нужно изыскивать средства на создание при храмах различных детских воспитательных и образовательных учреждений, возрождать приюты и богадельни, столовые для бедных. Если приход не в состоянии сам образовать какое-либо из перечисленных учреждений, то он должен помогать тем из них, которые уже созданы в других местах, или взять шефство над одним из расположенных поблизости светских заведений с подобного рода направленностью. Когда же нет возможности сделать и этого, следует помнить, что на любом приходе найдутся отзывчивые люди с добрым сердцем, готовые с радостью помочь ближним: многодетной матери, инвалиду, одинокому старику. Нужно только проявить желание и организовать этих людей.

...Особо прошу вас о том, чтобы в такие важные для православных христиан праздники, как Рождество и Пасха, не были забыты наши страдающие ближние: дети детских домов и домов ребенка, пациенты больниц, жители домов престарелых. Разве трудно поделиться радостью праздника, найти возможность подать маленькие подарки? К этим поздравлениям надлежит привлекать не только священнослужителей, но певчих, и мир.

...В наше время пастырь более чем когда-либо должен являть свет Христов подвигом своей благочестивой жизни, самоотверженного, бескорыстного труда. Можно много говорить о социальной работе, о разных концепциях в нашей деятельности. Это, несомненно, нужно, но все это остается лишь пустыми словами, если не засияет пред людьми свет живой любви, личного подвига веры, чистой семейной жизни, безвозмездного служения людям.

...XX век страшен своим немилосердием. И сейчас мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие. В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви.

Один афонский старец недавно сказал, что мир устал от слов. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере,

в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов, проповедью более убедительной и действенной.

Призывая всех вас к делам милосердия, хочу напомнить забытую пословицу: "Не бойся сильной грозы, а бойся убогого слезы".

 

"Нам надо сохранить семью.

Всё, что этому мешает, должно быть отсечено!"

28 июня 2007, в Нижнем Новгороде открылась четвертая ежегодная Всероссийская научно-богословская конференция "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России", сообщает наш корреспондент из Нижнего Новгорода.

На открывшейся Всероссийской научно-богословской конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России", с докладом в рамках круглого стола выступил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Круглый стол был посвящён вопросам сотрудничества Церкви, региональной власти и местного самоуправления.

Создавшуюся в современной России ситуацию владыка сравнил с понятием критической массы, накопление которой приводит к ядерной реакции: "Я сегодня не знаю, подошли ли мы к этой критической массе разрушения России или перешли её вообще. При внешнем успехе, при строительстве множества храмов мы имеем такие явления, которых никогда не знала Русская земля: сотни тысяч сирот, сотни тысяч детей, брошенных на произвол судьбы...", - передает слова владыки наш корреспондент из Нижнего Новгорода. Виновниками создавшегося положения архиепископ Георгий видит всё современное общество. "Это мы с вами бросаем детей! У нас сейчас тысячи детских суицидов - это мы с вами создали такой адский мир, в котором не хотят жить даже дети! Сейчас существует множество всяких государственных программ, но я считаю, что самое главное, первое из них - это сохранение семьи. Нужно сохранить семью. Всё, что мешает этому, должно быть отсечено!"

Государство, по словам владыки Георгия, "сегодня просто не знает, куда впихнуть Церковь". Значение Церкви, её место в жизни людей, её смысл потеряны. В связи с этим владыка призвал "вспомнить опыт и историю действий князя Владимира Красно Солнышко, который знал, для чего нужна Церковь, знал, что Церковь - это основа сохранения русского народа!"

"Мы же сегодня, в первую очередь, заняты строительством, строительством зданий и храмов, - сказал владыка в своём слове. - Вот приходит человек в храм, а нас, священников, там нет - мы заняты тем, что строим. А кто будет заниматься духовностью народа, кто будет сохранять его дух?! Нам наконец-то нужно понять, что мы находимся в одной лодке, нам нечего делить, и мы все погибнем, если эта лодка потонет. Спроси сегодня у губернатора: "Почему продали храм?" "Ну не я же продавал", - отвечает он. "Почему разрушили монастырь?" "Ну не я же разрушал", - говорит он. И что же теперь? А то, что у нас с вами сегодня коллективная безответственность!".

Хотя на местах в докладах чиновников очень часто даётся информация о благополучной ситуации в регионе, отмечает архиепископ Георгий, однако, на конкретные вопросы о сиротах, разврате и разваливающихся семьях ответы следуют неутешительные. "К сожалению, ложь и обман для очень многих сегодня стали образом жизни", - констатирует владыка. "У нас сейчас говорят о демографическом кризисе, решают его на уровне Президента. Китайцев и индусов скоро будем приглашать (прим. ред.- ныне китайцев в Нижегородскую обл. уже пригласили). И я уверен - они заберут у нас нашу землю, и правильно сделают!"

"На сегодняшний день существует информация, что в детские дома Нижнего Новгорода за год поступило 83 ребёнка, 67 были усыновлены и 57 из них вывезены за границу. А за это кто будет отвечать?! Мы с вами: и власть, и общество, и Церковь!", - восклицает Нижегородский архипастырь. "Вы знаете, сейчас мне кажется, что наша страна до царствования Императора Петра I занималась тем, что вела народ к Царствию Небесному, а после Петра стремится только к тому, чтобы построить рай на земле.

Пора бы уже одуматься!", -подытожил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)

(1856 - 1937)

В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим. Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей - таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни.

Незадолго до своей кончины духовный отец святителя Серафима, св. праведный Иоанн Кронштадтский, в последний раз благословляя своего духовного сына, произнес слово, предопределившее все дальнейшее священномученическое служение владыки Серафима. «Я могу спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас благословляю». Оба святителя в полной мере исполнили благословение своего духовного отца, хотя в отличие от святителя Гермогена, принявшего мученическую смерть уже 29 июня 1918 г., священномученик Серафим пришел к своей мученической кончине 11 декабря 1937 г. через 20-летнее исповедническое архипастырское служение. Многим русским православным христианам суждено было пройти вместе со священномучеником Серафимом по голгофскому пути христианского мученичества, на котором некогда была воздвигнута и отныне и до века будет стоять Православная Церковь в мире дольнем, имея в мире горнем в сонме своих святых заступников и ходатаев перед Престолом Всевышнего священномученика митрополита Серафима…

Владыка Серафим отчетливее многих своих современников осознавал катастрофичность для Русской Православной Церкви переживавшейся эпохи и провидел, что уготованная православным христианам в России мера искупительных страданий еще не исполнена, но глубокая вера в неизбежное и непреложное торжество Православной Церкви никогда не покидала святителя. Именно в эти, казавшиеся многим безысходными, годы святитель Серафим увещевал своих духовных чад такими поистине пророческими, как по отношению к судьбе Русской Православной Церкви, так и по отношению к его собственной судьбе, словами: «Православная Церковь переживает сейчас время испытаний, кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви - тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства»…

В наше время на высшем государственном и церковном уровне обсуждаются вопросы, которые были прозорливо намечены преосвященным Серафимом еще в начале ХХ столетия. Сослужащим с ним он говорил, что только единство людей на приходах может быть фундаментом единения граждан во всем государстве. И над этим единством должны кропотливо работать священнослужители.

“О возрождении приходской жизни”

 

…В своем послании «О возрождении приходской жизни», обращенном к духовенству Тверской епархии, архиепископ Серафим утверждает, что «началовозрождения приходской жизни должно исходить от епископа. Если последний не объединится со своими помощниками-пастырями, то и они не объединятся между собой и прихожанами»…

…«По моему убеждению, необходимо было все реформы начать с возрождения приходов, ибо, пока народная и общественная нравственность не улучшится и жизнь наша не будет согласована с верою, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное. Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно – общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных установлений.
Многие, сомневаясь в пользе учреждения приходских советов, однако за столько лет не придумали никакой другой меры и ничего лучшего не предложили. А беда росла, вера падала, народ и юношество гибли! На наших глазах совершались невероятные события (невероятные по христианским понятиям!), и сколько раз за это время мы задавались вопросом, вдумываясь в газетные известия и в дикие проявления современной безнравственности: как это изменить, что делать? Ответ ясен: иного средства и пути нет, как возрождение духовное, которое возможно лишь в приходе и в школах. Этой целью должны задаться все русские люди, без различия положения, состояния, профессии, развития, и сплотиться по приходам в дружные общины»…

 

…ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом довольно обширном очерке и обращении к вам, дорогие братья-пастыри, я передал все свои мысли, сведения, весь мой жизненный и духовный опыт, соединил воедино пережитое и выстраданное мною при возрождении приходской жизни в Орловской епархии. С таким запасом сведений и разъяснений по всем вопросам (так что вряд ли может возбудиться у вас еще вопрос, на который здесь нет ответа) вы можете спокойно и бодро взяться за великое дело. Одно несомненно, что возрождение приходской жизни требует громадного труда и непременно соединенными силами прихода. Но оно возможно!
Никто нам не препятствовал начать возрождение давным-давно и тем предотвратить многие постигшие нас бедствия, а теперь уже этот громадный труд сделался нашим неотложным долгом! Будем ли спорить, что все должное — несомненно возможное?!

Я уверен, что вы, дорогие пастыри врученной мне Господом епархии, после пережитых Россиею ужасов и бедствий ныне не замедлите взяться за возрождение народной нравственности с искренней и горячей любовью к Богу и родине и в полном сознании, что нет ничего дороже для России, как ее сокровище — единая, истинная, православная христианская вера.

…Тысячу раз повторяю вам, братья и друзья, что без пастырей не может воскреснуть и возродиться Россия!

Начинайте же, Бог в помощь»…

Митрополит Серафим (Чичагов)

Куда приходят прихожане

«Мы часто думаем о себе, что мы благочестивы и составляем живые члены Церкви, а на самом деле мы мертвы, грех как бы неведомо для нас самих живет в нас и разрушает постепенно жизнь нашей души и тела. Весьма часто, начавши хорошо духовную, богоугодную жизнь, мы потом расслабеваем и, таким образом, не доканчиваем своего дела. Буди верен, сказано, до смерти, идам ти живота венец (Откр. 2, 10). Чтобы не расслабевать в делах добродетели, надобно непременно испытывать свою веру, како приял и слышал, соблюдать принятое и — каяться в том, что оставил, словом; надобно бдеть над собою — над своим умом, волею и сердцем. В противном случае Домохозяин придет к нам как тать и строго взыщет с нас за то, что мы не делали заповеданных Им дел».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Православный журнал Фома

Беседа с протоиереем Дмитрием Смирновым.

В Нижегородской губернии


Духовенство возле Чудотворной иконы

На протяжении всего XIX столетия православные нижегородцы, главным событием в церковно-общественной жизни города, да и всего нижегородского края, называли ежегодные крестные ходы с чудотворным образом Богоматери Владимирской Оранской. Крестохождения эти были вызваны различными причинами и обстоятельствами. Всего к началу XX века, в течение одного года с благословения правящего архиерея от Святых врат Оранского монастыря начиналось девять различных крестных ходов. Основным из них считался «Нижегородский ход» — из Оранского монастыря в Нижний Новгород, (который длился по старому стилю с Четверга Светлой пасхальной седмицы до 19-го июля).

Традиционно на Руси большинство монастырских крестных ходов посвящалось событиям прошлого. Многие из них совершались в память «чудесного избавления» населения от различных эпидемий. В период массовых эпидемий обострялись религиозные чувства народа, как во время войн и стихийных бедствий.

На протяжении 150 последующих лет этот обычай исполнялся неукоснительно. События эти очень часто и подробно описывались на страницах нижегородских изданий, отражены они и на страницах монастырской летописи, составленной в 1871 году иеромонахом Гавриилом. «…В четверток на Пасхе (т. е. в первый четверг после Пасхи — О. Д.) по совершении литургии в Оранском монастыре начинается крестный ход с пением молебна, который завершался за монастырской деревней Поляна (т. е. Оранки — О. Д.). Затем, в особо устроенном киоте икона отправлялась „на руках богомольцев“ в Нижний Новгород. При этом несли ее в продолжение всего пути, порядком 50 верст…, и всегда находятся лица, желающие участвовать в несении иконы. Вообще, несмотря ни на какую погоду и состояние дороги, стечение народа бывает громадное».



Император Николай II со своим семейством в Нижегородском кремле во время крестного хода с Оранской иконой. Фото К. Буллы. 1913 г.

Сохранился уникальный, на наш взгляд, документ конца XIX в., который позволяет судить об отношении жителей Н. Новгорода к Оранской иконе. Это анонимное письмо некоего нижегородца на имя епископа, написанное в 1882 году. Автор письма пишет о том, что совершаемые по приглашению молебны в домах нижегородцев происходят второпях, с нарушением правил, т. к. братия монастырская устает и не имеет времени. «С глубокою скорбью в сердце приходится обратиться с покорнейшей просьбой… благословите приказать, находящимся при святой иконе Оранской Богоматери, столь чтимый нижегородцами, иеромонахам совершать молебствие в домах по возможности с должным вниманием и благоговением. Многие из граждан по собственному усердию и в большинстве случаев по обещанию желали бы служить молебствие с Акафистным чтением, а не в сокращенном виде. Обратите внимание на сие досточтимый Архипастырь, и не одна сотня семейств града сего будет сугубо благодарна Вам…, т. к. многие не смущаясь получили бы желанное для себя духовное утешение… при ходящие на поклонение по усердию к святой иконе».


Молебен перед иконой Божией Матери Оранская в присутсвии Императорской фамилии. 1913 г. ГУ ЦАНО

Помимо крестохождений и молебнов «на дому», чудотворный образ Оранской Божьей Матери просили и брали для освящения будущих монастырей, храмов и других «богоугодных заведений». Так, например, 23 октября 1863 года «место под Иверский Выксунский женский монастырь было освящено Оранской чудотворной иконой Богоматери». При закладке Спасской церкви в Нижнем Новгороде, совершаемой в 1899 года наряду с другими местночтимыми святынями которые с крестным ходом были принесены из Кафедрального собора, молились Оранской Богоматери. С этой святыней нижегородцы встретили и Государя в 1913 году, когда в России праздновалось 300-летие Династии Дома Романовых. Подобных фактов, характеризующих отношение православных христиан к чудотворной иконе «Богоматери Владимирской Оранской» в дореволюционный период зафиксировано большое количество. Мы же выбрали наиболее интересные, на наш взгляд, документы.

Проходившие в дореволюционный период в Нижегородской губернии все девять крестохождений с иконой Богоматери Владимирской Оранской, практически охватывали всю территорию губернии, за исключением двух уездных центров: Балахны и Макарьева. Каждый раз, это происходило при большом стечении православных христиан, и как писал в последствии очевидец, митрополит Евлогий (Георгиевский) «…это было удивительное зрелище, прекрасная умилительная картина нашего старинного русского благочестия».

 

Данная статья составлена на основе документов ГУ ЦАНО и нижегородской дореволюционной периодической печати.

Дёгтева О. В.
директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии

Нижний Новгород – май 2007

Черноречье

Захватывает дух от красоты, что открывается всякому с высоты берега на окские дали, где стоял когда-то Амвросиев Дудин монастырь. Место это и по своему прошлому, и по расположению необыкновенно русское, с простыми и понятными названиями селений вокруг: Подъяблонное, Подвязье, Желнино, Тетерюшево, Ченцово, Колесница, Каликино. Не одно поколение желнинцев в прошлом было связано с мужским Амвросиевым Дудиным монастырем.

В Нижегородской губернии есть Черноречье. Всё пространство Черноречья прорезано ручьями и речкам, текущими в Оку или Волгу по торфяной земле. Чистая и прозрачная вода имеет тёмный оттенок, отсюда и названия: река Черная и большое село Черное. Эта древняя земля граничила с Волжской Булгарией и государством восточных славян - Русью. Вплоть до первой мировой войны край был заселён православными великороссами. В пятнадцатом веке грамотой царя Василия Шуйского все земли по обоим берегам Оки, речек Ржавка и Черная, все леса и озера, село Черное с окружающими деревнями (Бабушкино, Растяпино, Игумново, Решетиха, Жёлнино и др.) были переданы Николаевскому Амвросиево-Дудину монастырю. Во всём Черноречье, до самых глухих мест, именно монахи несколько веков (XV-XVIII) занимались просвещением и несли народу духовную культуру.

В ХVIII в. указом Екатерины II монастырь был упразднён (из-за отсутствия денег на его содержание!) и в Чернореченском крае стали строить свои церкви. К началу ХХ в. их было 9. Именно в ХIХ в. сложилась традиция строить общими усилиями прихожан, купцов и промышленников, поэтому церкви были богато украшены, церковная утварь была с бриллиантами и жемчугом. Летописи сохранили описание, с каким вниманием и благосклонностью управители церковные и государственные относились к Черноречью. В ХV в. Амвросиев монастырь посетил преподобный Сергий Радонежский и по его распоряжению писали Евангелие. В XVII в. монастырь был приписан патриаршему дому, позже стал Синодальным.

Названия этих мест, позже составивших ”тело” города Дзержинска, сохранилось до настоящего времени.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ

 

Все основные события на земном пути православного чернорецкого жителя вершились в церкви. Рождался - его крестили, женился - венчали, каялся в грехах - причащали. Умирал человек - над ним совершали обряд отпевания.

 

Церкви Чернорецкой, Гнилицкой и Мысовской волостей в начале XX века входили во второй благочинный округ Балахнинского уезда. По списку церквей епархии 1911 года значились храмы в селах Гнилицы, Горбатовка, Желнино, Решетиха, Селищи, Черное. До постройки церкви в Желнине православные совершали обряды в церкви села Подъяблонного, что на правом берегу Оки. В 1764 году дотла сгорела деревянная церковь у сельчан Подъяблонного. По их просьбе Успенский храм Дудина монастыря с благословения Иоакима - патриарха Московского и всея Руси был обращен в приходский вместо сгоревшего.

 

Благовещенская церковь села Селищи-Мысы (ныне г.Володарск) построена в 1816 году "тщанием господ Турчаниновых". В конце прошлого века к ее приходу относились жители деревень Голышево, Жаровитово, Красная Горка, Ластаново, Леоновка, Локтево, Охлопково, Передельново, Решетиха, Новинки (до постройки в 1900 году Никольской церкви), Сейма, Чернуха, Щелканово. В церкви два престола - во имя Благовещения, а также Святителя Чудотворца Николая. Содержал приход четыре училища - два в Мысах, в Решетихе, в Красной Горке. На станции Горбатовка среди заповедных вековых сосен в имении господ Турчаниновых красовалась когда-то двухэтажная домовая церковь, воздвигнутая в 1899 году с освящением двух престолов: в честь великомученика Пантелеймона и во имя Святого Духа и всех святых.

Благовещенский храм в Желнине. Рис. В.М.Зюзина. 1980-е гг.

 

В пятнадцати верстах от Селищенской церкви находился Благовещенский храм села Желнина, построенный в 1878 году, освященный в 1879 году "усилием прихожан и купца первой гильдии Степана Петровича Солина". В прошении, адресованном купцом Преосвятейшему епископу Нижегородскому и Арзамасскому в 1879 году, говорится: "Крайне скорблю об уклонении от православия некоторых своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил я сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией". Главной причиной склонности некоторых крестьян к расколу усматривал храмосоздатель в отдалении от Желнина приходской Подъяблонской церкви, к тому же отделенной рекой Окой.

Немалых трудов стоило устроить в деревне храм с учреждением самостоятельного прихода купцу Солину, но по воле Всевышнего Бога и милостивейшему соизволению Преосвященнейшего Филарета он был устроен полностью на его средства. Сбылось и другое желание: с дозволения владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского Желтоводского монастыря. Потратил на постройку благодетель более 100 тыс. руб. В 1879 году в храме освятили три престола: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила, Святителя и Чудотворца Николая.

В конце XIX века в приход сельской церкви входило 76 дворов с его 639 жителями. Из них 24 числились за военными, 10 - за мещанами, остальные - государственных крестьян. 12 человек значились в расколе. Долгое время священником в селе служил Иван Михайлович Лезвийский, затем Василий Вербицкий.

 

Троицкая церковь в с. Черном. Нач. XX в.

 

Только по старым планам да чудом уцелевшим фотографиям можно представить каменную церковь в волостном селе Черном-Троицкую, построенную в 1831 году взамен деревянной, известной по документам с 1819 года, расширенную пристроем в 1894 году. К приходу Троицкого храма в селе Черном относились селения: Игумново, Колодкино, Петряевка, Юрьевец, Растяпино, Бабино, позже Выселки села Черного. В храме освящено два престола: главный - во имя Святой Троицы, в приделе - Сергия Радонежского. Ближайшие к селу церкви: Покровская в селе Дуденеве, Никольская в Оленине. В конце XIX века настоятелем церкви служил священник Кронид Васильевич Юрасов. В 1937 году были расстреляны протоиерей Николай Пожарский и протодьякон Леонид Высоковский, служившие в Троицком храме. В 1941 году был репрессирован сын о. Николая, Дмитрий Николаевич Пожарский.

Храм в центре города


Храм Воскресения Христова станет самым большим в Дзержинске, он рассчитан на пять тысяч человек. Нижний придел храма будет вмещать две тысячи верующих, а верхний – три тысячи.

Темпы, которыми поступают пожертвования, говорят сами за себя. Люди хотят, чтобы этот храм был построен, и как можно скорее», – считает отец Сергий.

Планируется, что 76-метровый храм будет возведен к июлю 2009 год<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.