Кафедра экономики и финансов — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Кафедра экономики и финансов



Кафедра экономики и финансов

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

К.А. Сазонов

 

 

ЭКОНОМИКА

 

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов направления 35.03.06 Агроинженерия

заочной формы обучения

 

Челябинск

УДК

ББК

Составители

Перчаткина И. Н. – канд. экон. наук, доцент

Живулько У. В. – канд. экон. наук, доцент

 

 

Рецензенты

Рубаева О.Д. – докт. экон. наук, профессор (Южно-Уральский ГАУ)

Васильев Е.Ж. – канд. экон. наук, доцент (ЮУрГУ)

 

Ответственный за выпуск

Балабайкин В.Ф. – зав. кафедрой экономики и финансов

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южно-Уральского ГАУ

 

 

Ó Перчаткина И.Н., Живулько У.В., 2016

Ó ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе…………………… 4

 

2. Структура и содержание дисциплины………………………………………….4

 

3. Контрольные вопросы……………………………………………………………7

 

4.Рекомендации по выполнению контрольной работы …………………………. 9

 

5. Тематика контрольных работ………………………………………………….. 10

 

6. Тесты……………………………………………………………………………. 12

 

7. Рекомендуемая литература …………………………………………………… 29

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Курс «Экономика» является начальной ступенью в экономической подготовке студентов, знакомит студентов с экономическими категориями, дает представления о закономерностях развития экономических систем.

 

Цель дисциплины – дать студентам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне.

 

Задачи дисциплины

Задачи дисциплины:

-усвоение студентами основных понятий и принципов экономики;

- умение применить теоретические знания для решения практических задач;

-изучение механизма макроэкономического регулирования.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины студент

 

Должен обладать компетенциями

общекультурными:

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

 

профессиональными:

- способностью проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов и применять элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-14).



В результате изучения дисциплины студент

должен знать:

- содержание основных понятий и категорий в экономике;

- экономические основы производства и ресурсы предприятия;

- ключевые проблемы макроэкономики.

 

должен уметь:

 

- применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории;

- анализировать основные экономические показатели работы фирмы;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе на микро-и макроуровне.

должен владеть:

- навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике;

- умениями применить теоретические знания для оценки актуальных экономических процессов;

- методикой расчета наиболее важных коэффициентов и экономических показателей.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Введение в экономическую теорию.

Сущность и функции экономической теории. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы.

Тема 2. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции.

Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков.

Тема 3. Механизм рынка несовершенной конкуренции.

Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.

Тема 4. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.

Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда.



Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента.

Тема 6. Национальная экономика как целое.

Кругооборот доходов и продуктов. Основные показатели национальной экономики. ВВП, способы его измерения. СНС. Индексы цен.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Возникновение и этапы развития экономической теории. Основные направления современной экономической мысли.

2. Предмет и функции экономической теории. Методы экономической теории.

3. Потребности и общественное производство. Экономические блага. Производственные ресурсы и их ограниченность.

4. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

5. Сущность и виды экономических отношений. Собственность как основа экономических отношений. Формы собственности.

6. Что производить? Как производить? Для кого производить? Основные проблемы экономической организации общества.

7. Сущность и основные элементы экономической системы. Типы экономических систем.

8. Сущность и функции рынка. Структура рынка.

9. Спрос. Величина спроса. Детерминанты спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

10. Объяснение закона спроса: эффект дохода, эффект замещения; принцип убывающей предельной полезности.

11. Предложение. Величина предложения. Детерминанты предложения. Закон предложения.

12. Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесный объем производства.

13. Ценовая эластичность спроса. Формула ценовой эластичности.

14. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.

15. Ценовая эластичность предложения, факторы, на нее влияющие. Факторы времени.

16. Понятие издержек производства. Внешние, внутренние, экономические и бухгалтерские издержки. Выручка и прибыль.

17. Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности.

18. Издержки производства в долговременном периоде. Эффект масштаба.

19. Предложение фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков.

20. Понятие рыночной структуры и ее типы.

21. Монополия. Особенности определения цены и объема производства на монополистическом рынке. Ценовая дискриминация.

22. Функционирование фирмы и отрасли в условиях монополистической конкуренции.

23. Олигополия. Формы взаимодействия фирм и модели ценообразования на олигополистическом рынке.

24. Монопольная власть. Антимонопольное регулирование экономики.

25. Закономерности формирования спроса на факторы производства.

26. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость.

27. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции.

28. Рынок земли. Рента.

29. Общее равновесие в экономике и его анализ.

30. Условия максимизации общественного благосостояния (Парето-оптимальное состояние экономики).

31. Эффективность и справедливость. Неравенство в распределении доходов.

32. Внешние эффекты и общественные блага.

33. Роль государства в рыночной экономике.

34. Национальная экономика как целое (Сущность и структура национальной экономики).

35. Основные показатели системы национальных счетов (ВВП, НД, располагаемый личный доход, их взаимосвязь).

36. ВВП, способы его измерения.

37. Индексы цен. Номинальные и реальные показатели СНС.

38. Сущность и формы безработицы. Экономические издержки безработицы.

39. Сущность и виды инфляции. Последствия инфляции.

40. Сущность и основные черты экономического цикла.

41. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

42. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

43. Макроэкономическое равновесие и его изменение.

44. Потребление, сбережение, инвестиции; их влияние на объем национального производства. Государственные расходы и налоги.

45. Содержание и инструменты фискальной (налогово-бюджетной) политики государства.

46. Сущность и функции денег. Особенности современной денежной системы.

47. Денежный рынок. Механизм достижения равновесия на денежном рынке.

48. Современная банковская система, структура и принципы построения.

49. Как банки делают деньги. Денежный мультипликатор.

50. Содержание и инструменты денежно-кредитной политики.

51. Сущность и типы экономического роста. Факторы экономического роста. Экономический рост и развитие.

52. Сущность и виды международных экономических отношений.

53. Внешняя торговля и торговая политика.

54. Валютный курс, факторы, на него влияющие.

55. Сущность и основные черты переходной экономики.

56. Сущность предпринимательства. Роль предпринимательства в переходной экономике России.

57. Сущность и основные этапы приватизации.

58. Формы собственности и организационно-правовые формы предприятий.

59. Теневая экономика: сущность, структура; роль в российской экономике.

60. Распределение и доходы. Неравенство. Преобразования в социальной сфере.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа является одной из форм самостоятельного изучения программного материала. Ее выполнение способствует расширению и углублению знаний, совершенствованию навыков самостоятельной работы по овладению учебным и научным материалом, умению увязывать экономическую теорию с современной хозяйственной жизнью.

Выполнение контрольной работы предполагает, прежде всего, изучение материала курса «Экономика» и только потом - тщательную проработку вопросов, включенных в контрольное задание.

Контрольная работа состоит из двух заданий:

Задание 1 – теоретический вопрос по одной из изучаемых тем. Изложение этого вопроса осуществляется в виде реферата. Темы рефератов выбираются по двум последним цифрам зачетной книжки из предлагаемого далее списка.

Задание 2 – это выполнение тестового задания. Для облегчения поиска материала тесты разбиты на несколько разделов. Студент выполняет один тест из каждого раздела, исходя из последней цифры зачетной книжки.

 

Основные требования к содержанию работы

- достаточный теоретический уровень (студент должен показать понимание сущности экономических явлений и законов развития экономики);

- логичность изложения, глубина и полнота анализа;

- информационная насыщенность;

- актуальность содержания, знание современной экономической ситуации;

- теоретическая обоснованность выводов, сделанных в работе;

- грамматическая правильность изложенного материала.

 

Основные требования к оформлению работы

При оформлении титульного листа необходимо указывать название вуза, кафедры, фамилию студента, номер зачетной книжки, факультет, направление.

 

ЗАДАНИЕ 1.

 

Объем работы составляет 20-25 рукописных страниц школьной тетради (или 15-18 страниц формата А4), с обязательными полями. Страницы должны быть пронумерованы. Работа должна быть написана грамотно, разборчивым почерком.

В начале работы приводят план с указанием страниц по каждому разделу и содержание (введение, основная (текстовая) часть с выделением разделов, заключение, список литературы). Разделы основной части нумеруются арабскими цифрами.

Во введенииобосновывается актуальность темы, ее значение для теории и практики хозяйствования.

Текстовая частьраскрывает тему. На использованные в работе цитаты, тексты законов, цифровым данным нужно делать ссылки (сноски). Все цифровые данные должны быть проанализированы и увязаны с излагаемым материалом.

Взаключенииподводятся итоги основных тезисов работы (результаты исследования, возможные пути решения проблем, перспективы рассматриваемого явления на практике), общий вывод, к которому пришел автор работы.

Список используемой литературы. Как правило, при построении списка литературы используется алфавитная система. Источники в списке литературы нумеруются. Библиографическое описание книги включает: фамилию и инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания. Описание газетной или журнальной статьи включает в себя фамилию, инициалы автора, название статьи, название газеты, журнала, год издания, (число для газеты) номер журнала.

ЗАДАНИЕ 2

Ответы на тесты желательно привести в виде табл. 1:

 

Таблица 1

 

Номер теста                        
Ответ                        

 

В конце работы ставится подпись автора – студента и дата окончания работы.

 

ТЕСТЫ

НАЙДИТЕ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫЙ ОТВЕТ

ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

5.1. В долгосрочном периоде:

а) все издержки являются переменными;

б) все издержки являются постоянными;

в) переменные издержки растут быстрее, чем постоянные;

г) постоянные издержки растут быстрее, чем переменные.

 

МОДЕЛИ РЫНКА

6.1. Конкуренция на рынке зависит от:

а) количества товара, предлагаемого на рынке;

б) числа продавцов и покупателей;

в) инфраструктуры рынка;

г) уровня инфляции.

 

6.2. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный товар;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только один крупный покупатель.

 

6.3. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукта, потому что:

а) цена меньше предельного дохода;

б) цена больше предельного дохода;

в) предельные издержки меньше средних издержек;

г) предельные издержки больше средних издержек.

 

6.4. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б) различия в оплате труда по национальности или полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;

г) повышение цены на товар более высокого качества.

 

6.5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) выпускаются однородные товары;

г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

 

6.6. Предельный доход не ниже рыночной цены:

а) у монополистических конкурентов;

б) у монополистов;

в) у олигополистов, не участвующих в картели;

г) у совершенных конкурентов.

 

6.7. Крайними случаями несовершенной конкуренции являются:

а) монополия и монопсония;

б) олигополия и олигопсония;

в) монополия и олигополия;

г) чистая олигополия и монопсония;

 

6.8. Естественные монополии возникают в сферах, где:

а) конкуренция затруднительна;

б) высокая конкуренция;

в) конкуренция отсутствует полностью;

г) продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималось несколько фирм.

 

6.9. Характерной чертой олигополии является наличие:

а) неограниченного количества фирм;

б) ограниченного количества фирм;

в) единственного продавца;

г) нескольких покупателей.

 

6.10. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

а) МС = P;

б) МС = TC;

в) MR = MC;

г) P = ATC;

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (фундаментальная теория экономики) [Электронный ресурс]: учебник / А. Г. Войтов. Москва: Дашков и К, 2010.- 596 с.
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=977.

2. Горяинова Л. В. Экономика [Электронный ресурс] / Л.В. Горяинова. Москва: Евразийский открытый институт, 2011.- 447 с.
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90898.

3. Гребнев Л. С. Экономика [Электронный ресурс] / Л.С. Гребнев. Москва: Логос, 2011.- 408 с.
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84982.

4. Гребнев Л. С. Экономика для бакалавров [Электронный ресурс] / Л.С. Гребнев. Москва: Логос, 2013.- 240 с.
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233720.

5. Елисеев А. С. Экономика [Электронный ресурс]: / А. С. Елисеев. Москва: Дашков и К, 2014.- 497 с.
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44097.

6. Елисеев А.С. Экономика [Электронный ресурс]: учебник / А.С. Елисеев. Москва: Дашков и К, 2015.- 527 с.
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56357.

7. Залозная Д. В. Экономика [Электронный ресурс] / Д.В. Залозная. М.|Берлин: Директ-Медиа, 2015.- 30 с.
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271812.

8. Залозная Д. В. Экономика [Электронный ресурс] / Д.В. Залозная. М.|Берлин: Директ-Медиа, 2015.- 30 с.
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271812.

9. Липсиц И. В. Экономика [Текст]: учебник / И. В. Липсиц. М.: КноРус, 2012.- 320 с.

10. Нуралиев С. У. Экономика: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]: / Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С.. Москва: Дашков и К, 2015.-
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61070.

11. Щеглов А. Ф. Экономика: альбом схем [Электронный ресурс] / А.Ф. Щеглов. Москва: Российская академия правосудия, 2011.- 332 с.
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140800.

12. Экономика [Электронный ресурс]: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неэкономическим направлениям / Н.В. Буркова. Омск: Омский государственный университет, 2012.- 388 с.
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237297.

 

Дополнительная:

1. Амосова В. В. Экономическая теория [Текст]: Учебник / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А.Маховикова; Под ред. Г.М. Гукасьян. С.-Петербург: Питер, 2002.- 480с.

2. Носова С. С. Экономическая теория [Текст]: Учебник для вузов. М.: Владос, 2000.- 520с.

3. Сажина М. А. Экономическая теория [Текст]: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003.- 456с.

4. Экономическая теория [Текст]: Учебник / В.И.Антипин,А.В.Алексеев,Р.В.Бубликов и др.; Под ред.И.П.Николаевой. М.: Проспект, 2001.- 448с.

5. Экономическая теория [Текст]: Учебник / Под общей ред.:В.И.Видяпина и др.. М.: ИНФРА-М, 2005.- 672с.

6. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / В. Д. Камаев [и др.]; под ред. В. Д. Камаева. М.: ВЛАДОС, 2003.- 640 с.

7. Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат [Текст]: учеб. пособие / О. А. Абелев [и др.]; под ред.: Н. Н. Думной, М. А. Эскиндарова. М.: Кнорус, 2009.- 256 с.

8. Экономическая теория. Микроэкономика 1, 2. Мезоэкономика [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г. П. Журавлевой. Москва: Дашков и К, 2014.- 933 с.
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56361.

Периодические издания:

 

«Вопросы экономики», «Экономист», «Общество и экономика», «МЭ и МО», «Предпринимательство», «Эксперт», «Вопросы статистики», «АПК: экономика, управление», «Российский экономический журнал», «Финансы», «Мир делового человека», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», «Экономика и жизнь», «Экономика сельского хозяйства России», «Деловой Урал», «Деловой визит».

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

К.А. Сазонов

 

 

ЭКОНОМИКА

 

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов направления 35.03.06 Агроинженерия

заочной формы обучения

 

Челябинск

УДК

ББК

Составители

Перчаткина И. Н. – канд. экон. наук, доцент

Живулько У. В. – канд. экон. наук, доцент

 

 

Рецензенты

Рубаева О.Д. – докт. экон. наук, профессор (Южно-Уральский ГАУ)

Васильев Е.Ж. – канд. экон. наук, доцент (ЮУрГУ)

 

Ответственный за выпуск

Балабайкин В.Ф. – зав. кафедрой экономики и финансов

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южно-Уральского ГАУ

 

 

Ó Перчаткина И.Н., Живулько У.В., 2016

Ó ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе…………………… 4

 

2. Структура и содержание дисциплины………………………………………….4

 

3. Контрольные вопросы……………………………………………………………7

 

4.Рекомендации по выполнению контрольной работы …………………………. 9

 

5. Тематика контрольных работ………………………………………………….. 10

 

6. Тесты……………………………………………………………………………. 12

 

7. Рекомендуемая литература …………………………………………………… 29

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Курс «Экономика» является начальной ступенью в экономической подготовке студентов, знакомит студентов с экономическими категориями, дает представления о закономерностях развития экономических систем.

 

Цель дисциплины – дать студентам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне.

 

Задачи дисциплины

Задачи дисциплины:

-усвоение студентами основных понятий и принципов экономики;

- умение применить теоретические знания для решения практических задач;

-изучение механизма макроэкономического регулирования.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины студент

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.054 с.