Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-10-16 | 451 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Неотъемлемыми составными частями управления охраной окружающей среды являются экологический аудит и экологическая сертификация системы управления окружающей средой (СУОС). Экологический аудит подразумевает не только проверку соответствия предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям, но и выявляет причины возникающих экологических проблем, а также включает в себя рекомендации по минимизации отходов, ликвидации (снижения) загрязнения конкретных природных сред, эффективному использованию энергетических и природных ресурсов.
Внедрение системы экологического аудита на предприятиях может существенным образом повлиять на:
- повышение эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия производства на окружающую среду, главным образом за счет уже имеющихся методов и средств не требующих значительных дополнительных затрат;
- обоснование необходимости и возможности концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с инвестициями в экономику отрасли;
- предотвращение локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций;
- улучшение отношений с органами местной власти и государственного экологического контроля, экологической общественностью;
- создание и укрепление благоприятного имиджа предприятий;
- снижение платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды.
Экологическая сертификация СУОС может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий. Сертификат на СУОС позволит документально подтвердить:
|
- существование на предприятии отлаженной системы сохранения природных ресурсов;
- выполнение национальных и международных норм и обязательств;
- застрахованность от чрезмерных материальных и ресурсных затрат в случае аварийных ситуаций;
- наличие действующей программы по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшению ее состояния в результате совершенствования технологий, проведение природоохранных мероприятий.
Основные принципы реализации и совершенствования системы управления окружающей средой регламентированы в стандартах ГОСТ Р серии 14000. Экологическая сертификация является элементом, удостоверяющим качество продукции (услуг). Федеральным Законом ≪Об охране окружающей среды≫ определено (статья 81.): ≪Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологическо-безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации≫.
В настоящее время международной организацией по стандартизации (ИСО) сформированы единые международные подходы к внедрению и использованию природоохранных стандартов, а также включение экологических нормативов в стандарты на продукцию.
Цели системы обязательной сертификации по экологическим требованиям:
- реализация обязательных экологических требований природоохранного законодательства при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
- внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;
- обеспечение экологической безопасности окружающей среды при размещении, переработке, транспортировке, ликвидации и захоронении отходов производства и потребления;
- предотвращение загрязнения и засорения объектов окружающей среды при производстве, эксплуатации и ликвидации всех видов продукции;
- установление статуса экологического сертификата и экологического Знака соответствия как гаранта экологической безопасности в лице Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России);
|
- предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, технологий, отходов, услуг;
- интеграция экономики страны в мировой рынок и выполнение международных обязательств России в области охраны природы.
Объектами сертификации в Системе являются:
- предприятия, производства, технологические процессы;
- продукция, опасная в экологическом отношении;
- отходы производства и потребления;
- системы управления окружающей средой.
Внедрение экологической сертификации, с одной стороны, позволит обеспечить полноценное непрерывное экологическое сопровождение хозяйственной деятельности предприятий и реализацию экономических принципов охраны окружающей среды, с другой стороны, активное участие предприятий в проведении сертификации по экологическим требованиям позволит повысить конкурентные возможности продукции и производств в условиях современного рынка, даст преимущества получения инвестиций на развитие производства. Следует отметить, что в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию, экологическая сертификация станет обязательным элементом для выхода продукции предприятий на международный рынок.
Виды объектов обязательной экологической сертификации:
- любая продукция, включая ввозимую из-за рубежа;
- продукция, опасная по атмосферному воздуху, в том числе связанная с производством и использованием топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок;
- продукция природоохранного назначения, в том числе очистные сооружения и грунт для рекультивационных работ;
- продукция экологически опасных производств;
- продукция, полученная в результате утилизации отходов производства и потребления;
- продукция, вывозимая для вторичной переработки с полигонов для утилизации отходов производств и потребления;
- номенклатура продукции, подлежащей обязательной экологической сертификации;
- основные схемы проведения сертификации;
- экологически опасные производства.
В 2001 г. в составе НИИ Атмосфера создан Орган по сертификации предприятий, производств, систем управления окружающей средой, аккредитованный (аттестат аккредитации № ОС-19.АБГ) в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям МПР России.
|
33 Экологический мониторинг
Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества ОПС является вопрос создания системы, способной определять наиболее критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и ОПС, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию.
Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей природной среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.
Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды под действием природных и антропогенных факторов.
Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение.
Цель экологического мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью, оптимизация отношений человека с природой.
Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев:
- биоэкологический (санитарно-гигиенический),
- геоэкологический (природно-хозяйственный),
- биосферный (глобальный),
- космический,
- климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.
В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг – слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг - слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.
В зависимости от масштабов наблюдения выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинги.
Глобальный мониторинг – слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата).
Региональный мониторинг – слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (например, за состоянием озера Байкал).
|
Локальный мониторинг – мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе).В РФ функционирует и развивается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), сформированная на трех основных организационных уровнях: федеральном, субъектов РФ и локальном (объектном) с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения. На основе результатов мониторинга разрабатываются рекомендации по снижению уровня загрязнения окружающей среды и прогноз на будущее.
34 Правовые основы экологического контроля
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
|
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный. Критериями такой классификации служит субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!