Понятие экологического кризиса — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие экологического кризиса

2017-10-16 562
Понятие экологического кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие экологического кризиса

Экологический кризис — это устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, заключающееся в деградации окружающей природной среды и неспособности государственных структур принять соответствующие меры для того, чтобы решить создавшуюся проблему и восстановить состояние благоприятной окружающей среды.

Одной из предпосылок экологического кризиса является загрязнение человеком окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды — внесение в экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, с непременным следствием в виде постепенного разрушения экосистемы.

Причины экологического кризиса:

1. Ограниченность природных ресурсов рамками планеты и околоземным космическим пространством.

2. Недостатки в организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды.

3. Высокая стоимость очистных сооружений и других средств охраны природы.

4. Недостаточный уровень экологического образования населения, а также низкий уровень культуры и нравственности отдельных людей.

5. Экологический нигилизм — отрицание законов взаимосвязи человека и окружающей среды, пренебрежительное отношение к природе.

Формы проявления экологического кризиса:

· радиационное загрязнение;

· загрязнение атмосферного воздуха;

· деградация сельхозугодий;

· недостаток питьевой воды.

До настоящего времени в обществе не сложилось единого взгляда на то, какова экологическая ситуация на планете. Существовали 3 точки зрения:

1. Человечество уже находится в экологической катастрофе.

2. Человечество вступает в глобальный экологический кризис.

3. Существуют лишь локальные места экологического неблагополучия.

Сейчас учёные обозначили важность вышеупомянутой проблемы. Очевидно, что при нынешних темпах развития человечества экологический кризис неизбежен.

Необходимо отличать кризис от катастрофы. Если катастрофа представляет собой необратимое явление, в котором роль человечества минимальна, то кризис является обратимым состоянием, в котором человек выступает активно действующей стороной. Соответственно, существуют способы преодоления кризиса, эффективность которых напрямую зависит как от общества в целом, так и от каждого отдельного человека.

Пути преодоления экологического кризиса:

1. Важным шагом по пути преодоления экологического кризиса является просвещение всех слоёв общества. Экология как учебная дисциплина должна стать неотъемлемой частью подготовки специалистов в области разного рода наук.

2. Создание эффективного природоохранного законодательства. Безусловно, помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его гражданами в области экологических правоотношений, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения.

3. Поиск грамотных научно-технических решений, который может осуществляться путем финансирования деятельности институтов и лабораторий.

4. Необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит от каждого конкретного человека, в том числе и от него самого.

Люди должны понять, что жизнь на Земле зависит от их отношения к природе и от гармонии между ними и природным миром.

 

 

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, а также является наукой и учебной дисциплиной.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.

Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, — тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления.

Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

• создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

• подзаконное нормотворчество;

• координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

• распоряжение (управление) природными ресурсами;

• планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

• экологическое нормирование;

• экологическая экспертиза;

• экологическое лицензирование;

• экологическая сертификация;

• экологический аудит;

• наблюдение за состоянием окружающей среды;

• учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

• экологическое воспитание и образование;

• контроль за использованием и охраной объектов природы;

• разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

4. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и при­роды, обеспечивает экономические интересы об­щества.

В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра­зующее воздействие на природу. В условиях со­временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен­ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи­ем сил самой природы. В результате стали оче­видными критические пределы влияния на при­роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са­мого человека.

Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо­стью организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес­кой функции государства и права.

Чем обусловливается изменение отноше­ния общества к природе?

Концепция потребительского отношения к природе. Потреби­тельское отношение общества к природе и ее ресурсам было гос­подствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потреби­тельского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с приро­дой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основ­ном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа вос­принимается как кладовая, из которой должны извлекаться ре­сурсы для развития материального производства и создания бо­гатства общества.

Концепция невмешательства в природу. Эта концепция про­тивоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественно­го развития человек не может не вмешиваться в природу, не ока­зывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «при­рода знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Концепции ограничения экономического развития, по­требностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60—70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресур­сов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концеп­ций считают, что для того чтобы предупредить эколо­гическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечест­во должно ограничить свои потребности, развитие экономики, ко­торая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей, и рост численности населения.

Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития челове­чества оцениваются как утопичные и реакционные.

Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наи­более распространенных и поддерживаемых мировым сообщест­вом концепций взаимодействия общества и природы —концеп­ция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. Была создана Меж­дународная комиссия по окружающей среде и развитию. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложе­ний долгосрочных стратегий в области окружающей среды, кото­рые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с ис­пользованием которых мировое сообщество смогло бы эффектив­но решать проблемы окружающей среды. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие — это экологически обоснованное экономическое и со­циальное развитие.

Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель ус­тойчивого развития основана на идее равенства интересов насто­ящего и будущих поколений. Известно, что достижение совре­менным обществом и государством целей социально-экономичес­кой и экологической политики сопровождалось деградацией при­роды в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и госу­дарства за создание условий для будущих поколений удовлетво­рять разнообразные потребности — физиологические, экономи­ческие, духовные и иные — в процессе взаимодействия с приро­дой.

Концепция устойчивого развития получает закрепление и раз­витие в российском законодательстве об окружающей среде. Не­обходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

5 Экологическая функция российского государства

Экологическая функция государства

Функция государства – это направление деятельности.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные, внутренние и внешние.

При определении понятия «экологическая функция» необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ: Россия – это демократическое правовое и социальное государство с федеративным устройством.

Т.о., экологическая функция – это одно из основных направлений деятельности органов государства в сфере взаимодействия человека, общества и природы, целями которого является: 1) обеспечение реализации основных экологических прав и свобод человека и гражданина, а также 2) обеспечение сочетания экологических и экономических интересов общества.

С одной стороны – цель достаточно чётко определена, с другой стороны – достижение этих целей трудновыполнимо, т.к. сами интересы имеют диалектическое противоречие (например: экологический интерес – сохранить ресурсы, не трогать их, экономический интерес – воздействовать с целью изъятия ресурсов).

С одной стороны человек бессознательно использует ресурсы, с другой стороны – осознанно подходить к проблеме их сохранения.

Экологическая функция проявляется в определении правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды (часть 2 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Реализуется экологическая функция через различные виды деятельности органов государства (правотворческую, правоприменительную, правосудие).

6. Предмет, метод, принципы и система экологического права.

Предмет современного российского экологического права образуют отношения:

- собственности на природные объекты и ресурсы;

- по природопользованию;

- по охране окружающей среды от разных форм деградации;

(Пельвицкая: -по использованию природных ресурсов, по охране окружающей среды, по защите экологических прав и законных интересов субъектов экологических правоотношений, по обеспечению экологической безопасности).

Метод правового регулирования - это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

1) императивный (предписание, дозволение, запрет) - одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, отношения власти и подчинения. формы выражаются нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании, установление уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ,

2) диспозитивный (участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга). Договор.

3) метод стимулирования (установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств).

Пельвицкая: метод административно-правового регулирования, метод гражданско-правового регулирования и метод стимулирования

Принципы:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Пельвицкая:

А) общеправовые принципы:

- соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду,

- платность природопользования.

- презумпция экологической опасности любой намечаемой экологической деятельности;

Б) отраслевые принципы:

- природоохранные,

- природоресурсные.

Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли:

  • норм;
  • институтов;
  • подотраслей.

Нормы экологического права. Первичными элементами системы права, а также отрасли права как части данной системы являются нормы права. Под нормой права следует понимать исходящее от государства и определяемое им общеобязательное правило поведения, которое предостав­ляет участникам общественных отношений данного вида юри­дические права и налагает на них юридические обязанности.

С учетом того, что экологическое право является комплекс­ной отраслью и его нормы содержатся также в правовых актах, являющихся источниками иных отраслей нрава, нормы экологического права делятся:

  1. на комплексные, принятые с целью охраны и использования окружающей среды в целом;
  2. отраслевые, посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны и использования отдельных природных объектов (земли, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира);
  3. экологизированные — нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Институты экологического права. Следующим элементом в иерархии составляющих систе­мы отрасли права является институт права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу обще­ственных отношений. В экологическом праве выделяют следующие институ­ты:

  • принципы экологического права;
  • экологические права и обязанности физических и юри­дических лиц;
  • основы государственного управления охраной окружающей среды;
  • экологический контроль;
  • экологический мониторинг;
  • экологическое нормирование;
  • оценка воздействия па окружающую среду и экологи­ческая экспертиза;
  • экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическое страхование, а также правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;
  • охрана окружающей среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности;
  • охрана особо охраняемых природных территорий;
  • зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;
  • основы формирования экологической культуры;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического права. Экологическое право подразделяется на две большие составляющие — природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.

Природоохранное право составляют нормы, регулиру­ющие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагаю­щим источником права, регулирующим данную сферу обще­ственных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды.

Нормы природоресурсного права регулируют обще­ственные отношения в области использования и охраны от­дельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, живот­ного мира, континентального шельфа.

Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регули­рования отношений по рациональному использованию и за­щите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфе­ре данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их ис­пользования, основы государственного управления в регу­лируемых областях общественных отношений.

7объектом экологических отношений принято понимать общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения.

В современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

а) окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа),

б) природные комплексы,

в) отдельные природные объекты или ресурсы.

а) В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В Законе определяются и отдельные составляющие этого понятия. При этом под компонентами природной среды принято понимать земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

б) Природные комплексы - естественные экологические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов. (Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединœенных географическими и иными соответствующими признаками). Οʜᴎ являются самостоятельным объектом экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Природными комплексами являются особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заповедники, курорты и др.), специальные зоны и иные охраняемые территории (водоохранная зона, санитарно-защитная зона..., территории традиционного природопользования и др.), внутреннее море, континœентальный шельф, свободная экономическая зона, экологически неблагополучные территории и др.

в) Отдельными природными объектами и ресурсами, по поводу которых складываются общественные отношения, регулируемые в законодательстве, являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство.

8 Экологические правоотношения – это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированной нормами экологического и смежных отраслей права[51].

Главным аспектом правоотношения в целом и экологических правоотношений в частности является взаимодействие субъектов, наделенных конкретными правами и обязанностями, поэтому любое правоотношение носит общественный и публичный характер.

Структура экологических правоотношений включает в себя объекты, субъекты правоотношения и его содержание.

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть по участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др.

Классификацию экологических правоотношений – как считает Б.В.Ерофеев, - целесообразно сделать, прежде всего, по видам экологических общественных отношений[52]. С этой целью выявляются следующие виды экологических правоотношений:

1. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользованием, - наиболее обширная и сложная группа, включающая в себя следующие их разновидности:

- экологические правоотношения в сфере учета природных ресурсов. Сюда включаются правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и др.;

- экологические правоотношения в сфере разрешительной системы экологопользования. Сюда можно отнести правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и др.;

- экологические правоотношения в сфере охраны государственного режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов. Например, судебное взыскание с браконьеров стоимости выловленной рыбы, стоимости причиненного незаконной порубкой леса древесины и расходов на лесовосстановление и т.д.;

Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие в них в качестве одного из субъектов государства и его органов, которые совершают рачительные, пресекательные и восстановительные действия по обеспечению экологического благополучия в стране.

2. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы, в составе которых можно выделить:

- правоотношения по приобретению природных объектов или определенных элементов этих объектов в собственность. Например, купля-продажа земельных участков, приватизация земель в установленном законом порядке, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного массива с находящимися на нем природными объектами (водоемами, лесными участками и др.);

- правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

- правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

Особенностью этих правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда выступает собственных земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов.

3. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и находящиеся на нем природные ресурсы, которые выражаются либо в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, либо в праве постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве ограниченного пользования (сервитута) соседним земельным участком.

В отличие от экологических правоотношений, складывающихся в сфере осуществления правомочий собственника, данная группа правоотношений не относится к числу абсолютных правоотношений. Правомочия землевладельцев и землепользователей в отношении своих земель и расположенных на них природных ресурсах значительно уже правомочий собственника.

Независимо от того, в какой сфере складываются экологические правоотношения, они подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные экологические правоотношения складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

Наконец, независимо от сферы, в которой складываются экологические правоотношения, их можно подразделить на регулятивные и охранительные.

К числу регулятивных следует отнести экологические правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.

К числу же охранительных экологических правоотношений следует отнести такие, которые связаны с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей среды.

9 Принципы экологического права.

1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, охрана от вредно воздействия окружающей природной среды. Данный принцип закреплен в Конституции, ст.42 (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду).

2. Обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения.

3. Разнообразие форм и видов собственности на природные ресурсы и равноправная их защита.

4. Комплексный подход при проведении всех видов природоохранительных мероприятий.

5. Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

6. Обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов.

7. Неукоснительное соблюдение норм экологического законодательства, неотвратимость ответственности за экологич. правонарушения.

8. Гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и гражданами в решении природоохранительных задач.

9. Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

10. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Таким образом, э кологическое право можно характеризовать как систему правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

10 Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права

Наличие развитой системы источников экологического права - существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

а) иметь объективно выраженную форму - закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) должен быть принят уполномоченным органом;

в) должен иметь предусмотренную законом форму;

г) должен быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1) По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

а) Законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

б) Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами. Это - акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2) По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные - Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и другие акты.

3) По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.