ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И РЕСУРСЫ. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И РЕСУРСЫ.



Учебно-методическое пособие для бакалавров по курсу «Экономическая теория»

И.А.Чередниченко

Содержание

 

1. Предмет экономической науки. Экономические цели и ресурсы.

2. Микроэкономика Спрос и предложение

3. Теория потребительского поведения

4. Теория издержек производства

5. Типы рыночных структур

6. Рынок факторов производства

7. Рынок труда и зарплаты

8. Рынок природных ресурсов

9. Рынок капитала

10. Макроэкономика СНС

11. Совокупный спрос и совокупное предложение

12. Занятость и безработица

13. Инфляция

14. Макроэкономическое равновесие. Инвестиции

15. Деньги кредит банковская система

16. Фискальная политика государства

17. Государственный бюджет и бюджетная политика

18. Экономический рост. Теория переходного периода.

19. Мировое хозяйство и международная торговля

19. Алгоритм решения задач

20. Глоссарий

 


Блага делят на два вида – производственные ресурсы и потребительские блага.

В зависимости от возможности пополнить их запасы блага разделяют на воспроизводимые и невоспроизводимые.

Большинство благ является редкими, т.е. получить эти блага возможно лишь при отказе от других благ. Редкость и ограниченность не одно и тоже. Редким благо является тогда, когда потребность в нем превышает имеющиеся запасы.

Даже когда определенная потребность полностью удовлетворена, то все остальные одновременно существующие потребности , которые тоже могли бы быть удовлетворены за счет использования тех же самых средств, останутся неудовлетворенными.

Ограниченность благ относительно потребностей в них характеризует недостаток благ. (недостаточное количество). В результате редкость и недостаточность благ выступают в качестве различных сторон ограниченности благ. Ограниченность – это свойство благ.

 

 

Построение графиков в экономике.

 

График представляет собой наглядное изображение прямой зависимости между 2мя переменными.

Таблица №1

 

Доход за неделю Потребление за неделю Точки
A B C D E

Поскольку детерминирующим фактор является доход, мы его представляем на горизонтальной оси (Ох), а т.к. потребление – переменная, зависимая от дохода, мы её помещаем на вертикальную ось (Оу), выбираем масштаб – шаг =100.

 

у

 

 

250 Е

 

200 D

 

150 С

 

100 В

 

50 А

 

0 х

100 200 300 400

Рис. 1.2. Пример восходящего графика

 

В данном примере, восходящая линия показывае, что существует прямая зависимость между доходом и потреблением, а значит она положительна.



На графике определяется, какя переменная зависимая, а какая – незавсимая (причина и следствие).

Независимая – доход –причина

Зависимая – потребление – следствие

Наклон прямой линии между двумя точками определяется, как отношение её вертикального изменения к горизонтальному изменению, в нашем случае наклон равен +50 / +100= 0,5, а значит наклон положительный.

Наклон равный 0,5 показывает, что каждый прирост дохода на 2 единицы сопровождается увеличением потребления на 1 единицу.

Имея представление о точке пересечения с осью Оу, мы можем изобразить нашу линию в форме уравнения у=А+Вх, где

у – зависимая величина

А – вертикальное пересечение

В – наклон линии (или угловой коэффициент)

х – независимая переменная

В нашем примере комбинации – «доходы-потребление» -, допустим, что С – зависимая переменная потребления, у- доход, тогда уравнение будет выглядеть следующим образом:

У = 50+0,5х

 

 

Пример отрицательной зависимости

Таблица №2

 

Цена билета Число посетителей Точки
A B C D E F

Цена = Р Посещаемость = а

 

 

у

 

20 F

 

16 E

 

12 D

 

8 C

 

4 B

0 А х

5 10 15 20 25

 

Рис. 1.3. Пример отрицательной зависимости

 

При обратной зависимости оси для детерминирующей переменной МЕНЯЮТСЯ.

Наклон равен –5/4= -1,25

Шаг равен 5 Р= 25-1,25·а

Независимая – Число посетителей

Зависимая – Цена билета

 

Многообразие потребностей при ограниченности средств приводит к тому, что не все потребности будут удовлетворены. Из этого следует, что принятие экономического решения – это проблема выбора одного из альтернативных вариантов экономических действий. Это означает отказ от удовлетворения всех остальных потребностей в данной ситуации. Выбор всегда связан с определенными жертвами, которые называют альтернативным издержками. Альтернативные издержки – это оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможностей использования данного ресурса. Они существуют только в сознании лица, делающего выбор, и исчезают после принятия решения.



 

Иллюстрацией альтернативности служит кривая производственных возможностей:

средства производства

А О

В

С

 

 

К

D

Е

предметы потребления

 

Рис. 1.4. Кривая производственных возможностей

 

Представим экономику в виде двух подразделений - предметы потребления и средства производства. Обладая ограниченными ресурсами, в каждый данный момент экономика может осуществлять выпуск только определенного количества средств производства и предметов потребления. При полном использовании всех имеющихся ресурсов граница производственных возможностей будет отражаться кривой ABCDE .

Обладая ограниченными ресурсами в каждый данный момент, экономика может осуществлять выпуск только определённого количества средств производства и предметов потребления.

При полном использовании всех имеющихся ресурсов граница производственных возможностей отражается кривой АВСДЕ.

Граница производственных возможностей показывает максимально достижимые объемы выпуска благ при условии полного использования всех ресурсов при существующих технологиях.

Наборы благ могут быть разными, но важно то, что при увеличении средств производства сокращается выпуск предметов потребления

Но одни и те же ресурсы в силу их физических качеств не могут быть одинаково эффективно использованы для производства разных благ. Перепрофилирование предприятий неизбежно сопровождаются потерей эффективности. Это находит отражение в форме кривой, которая является выпуклой. Таким образом, специфические экономические ресурсы только частично, в определенной и все понижающейся степени, могут быть использованы для другого, альтернативного вида производства. В результате в условиях ограниченности и специфичности ресурсов альтернативные затраты будут неуклонно возрастать по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции.

Одновременное увеличение производства обоих благ, например, перемещение из точки К в точку D возможно двумя способами:

1. путем увеличения объема применяемых ресурсов,

2. применение более совершенных технологий по использованию ресурсов.

 

Трансакционные издержки

 

Трансакционные издержки – это издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

Увеличение издержек, связанных с приведением в действие институтов, развитием организаций, расширением многообразия форм и правомочий реализации собственности, выявило проблему трансакционных издержек.

В узком смысле под трансакционными издержками подразумевают время и усилия, затрачиваемые на совершение сделки. Величина издержек зависит от числа участников, их месторасположения относительно друга. В экономической литературе часто их определяют так:

Это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контрактов. Общим для всех определения является то, что это издержки, прямо не связанные с процессом производства.

Делятся на :

- издержки поиска информации

- издержки ведения переговоров

- издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг

- издержки спецификации и защиты прав собственности

Издержки защиты от оппортунистического поведения (недобросовестное поведение, направленное на получение односторонних выгод).

В условиях трансформации учитывают трансакционные издержки, направленные на ликвидацию старых институтов и создание новых.

 

МИКРОЭКОНОМИКА

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Спрос и предложение. Объем спроса. Кривая спроса. Изменение кривой спроса. Предложение. Объем предложения. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.

 

Спрос.

Закон спроса выражает:

1) обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

2) постепенное убывание спроса на данный товар и услугу.

Согласно закону спроса при прочих равных условиях, количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. Если цена товара возрастает, то объем продаж товаров в соответствии с поведением спроса снижается. Закон спроса отражает и другой аспект: снижение количества продаж товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара приносит потребителю сравнительно меньшую просьбу и удовлетворение.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара.

Объем спроса на некий товар – это количество товара, какое покупатель желает приобрести за некоторый период. Объем спроса зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, а также доходы покупателей и их курса. Желание приобрести означает, что покупатели имеют возможность заплатить за этот товар.

Объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, а объем покупки определяется и покупателем и продавцом совместно. В модели «спрос – предложение» цена играет ведущую роль.

 

 

Пример: Спрос на рыбу в Москве.

Цена за 1 кг/руб. Объем спроса, млн. кг/час

 

 

Рис. 2.1. Кривая спроса.

Кривая спроса показывает в графическом выражении объем спроса на товар при каждом значении цены при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса.

 

Изменение кривой спроса.

Закон спроса сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности. На рынках это выражается в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществляют дополнительную покупку данного товара лишь при условии, что цены снизятся. Если изменяется не соотношение цен, а так называемые ценовые факторы, то кривая спроса смещается и изменяет конфигурацию.

К числу переменных факторов относятся:

1) уровень доходов общества;

2) размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.

Товары являются взаимозаменяемыми (субститут) если увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены.

Товары являются взаимодополняемыми (комплементарными), если увеличение цены одного из их влечет снижение спроса на другой.

 

 

 


Рис. 2.2. Рост спроса под влиянием неценовых факторов. Кривая смещается вправо и вверх.

 
 

 


Рис. 2.3. Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов.

 

 

Предложение товаров.

 

Изменение спроса вызывает реакцию со стороны предложения этих товаров. Предложение выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых в продаже. Цены и объем продаж изменяются однонаправленно. Ведущим фактором остается цена по каждому из товаров. Цена свидетельствует о том, что-либо необходимо сократить выпуск товара, либо – изменить производство.

 

 

 
 

 


Рис. 2.4. Кривая предложения

 

Закон предложения при прочих равных условиях: чем выше цена товара, тем больше его количество может быть произведено. Смещение происходит под воздействием следующих факторов:

1) наличие взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров;

2) движение их цен;

3) уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;

4) налоги и субсидии;

качество ресурсов и факторов производства;

конкуренция на рынках одноименных товаров.

 

 

Эластичность предложения.

Понятие эластичности предложения характеризует оптимальное изменение цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже. Интенсивность этих изменений тоже различна. Имеет место эластичное предложение; предложение единичной эластичности и неэластичное.

 

 

 

Рис. 2.13. Варианты эластичности предложения

 

1) При единичной эластичности предложения однопроцентное увеличение цены товара вызывает тоже однопроцентное увеличение предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых в продаже товаров. Коэффициент эластичности равен 1.

2) При эластичном предложении однопроцентное увеличение цены вызывает увеличение количества продаж значительно больше, чем 1 %. Коэффициент эластичности при этом больше 1.

3) При неэластичном предложении увеличение цены практически не оказывает влияния на увеличение предложения.

 

Кривые безразличия.

ABCD – кривые безразличия.

Обычные люди стремятся обеспечить равновесие в собственном потреблении разнообразных благ при определенных размерах дохода. Теория потребительского поведения, равновесие потребления описываются графиками бюджетного ограничения КМ и кривыми безразличия ABCD.

 

 

 

 

Рис. 3.1.Кривые безразличия

 

Бюджетное ограничение или личный доход – это денежный доход потребителя в пределах которого он может предъявлять спрос на отвечающие его запросам товары.

На рисунке представлена альтернатива между двумя группами товаров: пищей и одеждой. Равновесие потребления этих товаров будет формироваться в пределах фиксированного для каждого момента времени личного денежного бюджета. Линия потребительского поведения (бюджета) представлена тоже кривой КМ. Точка Е минус точка равновесия потребления, где кривая безразличия С соприкасается с линией бюджетного ограничения. Кривые безразличия (кривые равных полезностей) показывают все комбинации потребления одежды и пищи, которые имеют для потребителя одинаковую полезность. Кривые А и В расположены ниже кривой бюджета и указывают на неполное его использование. Кривая D проходит за пределами бюджетного ограничения, т.е. Потребление на этом уровне превышает возможности дохода, т.е. в точке Е – максимальная полезность. Для потребителя ситуация может измениться либо в случае смещения бюджетной кривой справа вверх (если доходы вырастут), либо если снизятся цены.

Смещение точки равновесия произойдет в том случае, если изменится цена товара одной из рассматриваемых групп. Это показывает эффект дохода или эффект замещения. Исходя из величины собственного бюджета потребитель стремится:

1) максимизировать полезность благ приобретаемых на свой доход, руководствоваться собственными представлениями о полезности благ;

2) осуществлять расходы в пределах собственного бюджета (бюджетной линии) с учетом рыночных цен (При этом потребитель безразличен к выбору и сочетанию товаров, имеющих одинаковую полезность). Отказ от одного товара компенсируется потребителем путем замещения другим товаром. Могут существовать несколько сочетаний пищи и одежды, которые приемлемы для данного потребителя, потому что они обладают одинаковой полезностью. Каждая из точек пересечения фиксирует соответствующий ей определенный набор товаров. Потребитель выбирает одну из этих точек. Эта точка становится равновесной для данного потребителя, каждый потребитель как бы перемещается по собственной бюджетной кривой. Правило потребительского поведения состоит в том. Чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретаемые блага приносила одинаковую предельную полезность.

 

(предельная полезность набора х) = (предельная полезность набора у)

(цена набора х) (цена набора у)

 

Классификация издержек.

Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Внешние связаны с тем. Что фирма оплачивает работников, топливо и т.д., все то, что она не производит сама для создания данного изделия. Внутренние издержки, т.е. владелец собственного предприятия не платит самому себе зарплату. Если он вкладывает деньги в торговлю, то он не получает процент, который бы он имел, вложив деньги в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. Вот эта нормальная прибыль и есть внутренние издержки. Выделяют еще чистую или экономическую прибыль. Она равна общей выручке минус внешние и внутренние издержки. Обычно величина издержек зависит от объема производства. Поэтому их делят на зависимые от объема производства и независимые от объема производства. Постоянные издержки не зависят от объема производства. Они определяются тем, что стоимость оборудования должна быть оплачена даже если предприятие остановится. К постоянным издержкам относятся плата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчисления на амортизацию зданий, страховые взносы, зарплату управленческому персоналу, оплата охраны и т.д.

Переменные издержки непосредственно зависят от количества произведенной продукции. К ним относятся затраты на сырье, материалы, электроэнергию зарплата работникам, транспортные расходы и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Средние издержки – это величина издержек на единицу продукции. Средние переменные и средние постоянные. Предельные издержки – это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно объема производства.

Таблица1

Объем производства Абсолютные величины издержек Предельные издержки Средние величины
постоянные переменные валовые постоянные переменные валовые
Q TFC TVC TC= TFC+ TVC MC= Tn+1 - Tn AFC= TFC/Q AVC= TVC/Q ATC= TC/Q
       
66,6
33,3 88,3

 

 

 

Рис. 4.1. Соотношение постоянных и переменных издержек.

Минимизация издержек.

На долговременном этапе, если увеличились производственные мощности, перед фирмой стоит проблема нового соотношения факторов производства. Суть этой проблемы состоит в том, чтобы обеспечить заранее заданный объем производства продукции с минимальными издержками. Для исследования этого процесса примем, что имеются два фактора производства: капитал (К) и труд (L).

Цена труда определяется на конкретных рынках и равна ставке заработной платы (W).

Цена капитала равна арендной плате за оборудование (R). Предположим, что все оборудование не приобретается фирмой, а арендуется. Цены на капитал и на труд постоянны. Издержки производства могут быть представлены в виде изокосты. Под ними понимаются всевозможные сочетания труда и капитала, которые имеют одинаковую общую стоимость, или сочетание факторов производства с равными валовыми издержками.

 

 

 

Рис. 4.4. Минимизация издержек

 

TC = W + rK - уравнение изокосты.

Q – заданный выпуск продукции.

 

Фирма не может избрать (как вариант) изокосту С0, т.к. нет такого сочетания факторов, которое обеспечило бы выпуск продукции Q. Заданный объем производства может быть обеспечен при расходах С2 в точках с координатами (K1;L1) и (K2;L2), но в этом случае издержки не будут минимальны, а в точке N решение будет эффективным, т.к. при этом наборе факторов производства обеспечивается минимилизация издержек. Все сказанное выше верно при неизменных ценах. Предположим, что цена К увеличилась, тогда угол наклона изокосты (определяемый по формуле W/N) уменьшится, а кривая С1 станет более пологой. В связи с увеличением цены на капитал фирма заменит капитал трудом.

 

(МРТС) Предельная норма технологического замещения – это то количество, на которое за счет использования дополнительной единицы труда могут быть сокращены затраты капитала при неизменном объеме производства. Эта норма технологии замещения обозначается МRТС, и она равна угловому коэффициенту изокосты с обратным знаком.

где МР – предельный продукт капитала или труда.

Из последнего уравнения следует, что при минимальных издержках каждый дополнительный рубль, затраченный на производственные факторы, дает равное количество производимой продукции. Следовательно, фирма при данных условиях может выбирать между факторами производства и покупать более дешевый фактор.

 

 

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия.Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции и монополии.

Типы рыночных структур.

1. Совершенная конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Монополия.

5. Монопсония.

Совершенная конкуренция:

При ней большое количество небольших по размеру фирм, которые конкурируют между собой.

Характеристики:

· Атомизация рынка, т.е. такое большое число покупателей и продавцов, что они полностью подчинены влиянию рынка.

· Стандартная продукция, спрос на продукт абсолютно эластичен.

· Прозрачность рынка, т.е. свободный доступ к информации.

· Свободный вход в отрасль.

· Отсутствие рыночной власти продавцов.

Монополистическая конкуренция:

Там продавцы дифференцируемого продукта конкурируют за объём продаж.

Характеристики:

· Дифференциация продукта, т.е. продукт каждой фирмы обладает отличными способностями, но это не мешает замещению продукта одной фирмы другим.

· Сегментация рынка, т.е. у каждой фирмы своя кривая спроса.

· Много продавцов.

· Много покупателей.

· Отсутствие барьеров на входе.

Олигополия:

Немного продавцов конкурирующих за объём продаж.

Характеристики:

· Ограниченное число фирм.

· Высокая конкуренция рыночного предложения у отдельных фирм.

· Много покупателей.

· Затруднённый доступ на рынок.

· Стратегическое поведение продавцов.

Монополия:

Рынок, где единственный продавец и много покупателей.

Характеристики:

· Один продавец.

· Множество покупателей.

· Отсутствие товаров заменителя.

· Высокий барьер входа.

· Отсутствие стратегического поведения.

 

Монопсония:

Когда множеству продавцов соответствует один покупатель.

 

 

Совершенная конкуренция.

 

 

Спрос у такой фирмы совершенно эластичен и кривая спроса горизонтальна.

Р

D

 

 

Q

 

 

Рис. 5.1. Спрос при совершенной конкуренции

 

Такая форма говорит о том, что любая фирма может продать любое количество продуктов по равновесной цене или ниже неё.

Обычно рыночная цена для такой величины постоянна.

 

А условие максимизации прибыли это равенство цены предельным издержкам:

 

Р = МС

 

 

TR

ТС,ТR

 

 

ТС

 

 
 

 


 

Q

 

q1 q2 q3

 

Рис. 5.2. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции

 

На первоначальном этапе, где общие издержки ТС превышают общий размер выручки TR , фирма несёт убытки. При объёме выпуска q1 появляется безубыточное правило: ТС = TR. Выпуск, превышающий q1, приносит прибыль, она достигает max при объёме выпуска q2, в этой точке выполняется условие MR= MC= P. Дальнейшее наращивание выпуска ведёт к снижению прибыли и к исчезновению.

Монополия

Монополии бывают открытые, закрытые, естественные.

Закрытые: когда монополистическое положение защищено законодательно (почта, телеграф, служба скорой помощи).

Открытые: когда монополия это результат авторских достижений самой фирмы (новый продукт или технология).

Естественные: когда при единственном производстве достигаются наименьшие средние издержки.

Условие максимизации прибыли:

МС = MR

Монополистическая конкуренция: при ней кривая предложения не существует, и фирма оптимизирует свой выпуск при объёме, который обеспечивает max превышение совокупной выручки над совокупными издержками.

Олигополия бывает чистой и дифференцированной. При чистой рынок стандартизирован и а при дифференцированной - дифференциация продукта, например, рынок бытовой техники.

При олигополии фирма может выбрать одну из двух стратегий: кооперативную и некооперативную.

При кооперативной продавцы осуществляют соглашения в отношении цены и объёма выпуска. Пример, картель - группа фирм объединенных соглашением о цене и разделе рынка с целью получения монопольной прибыли.

 

РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Рынок факторов производства. Закон редкости. Спрос на факторы производства. Предложение факторов производства.

Рынки факторов производства – это сфера товарооборота таких ресурсов как земля, природные ископаемые и искусственные сырьевые ресурсы. Также сюда включают интеллект, знания, информация и способы их передачи. Движение этих факторов производства происходит благодаря рынкам денег и ценных бумаг, а регулируется это движение экономической политикой государства. Согласно рыночным законам земля, природные ископаемые и производные от них факторы производства являются ограниченными благами, т.е. действует закон редкости, поэтому необходимо оценивать каждый ресурс как фактор производства. В рыночной экономике существует тенденция роста ресурсных затрат и снижение доходности. Противодействует этому следующими способами:

1) взаимозамещение ресурсов;

2) минимизация издержек производства;

3) обеспечение предельной доходности любого ресурса;

4) достижение экономического равновесия предельных издержек и предельного дохода (MC = MR).

Государство при этом должно четко определить законодательство на собственность, а это означает наличие собственников, получающих соответствующие доходы: собственность на землю, на сырьевые ресурсы и на недвижимость дает правовое обоснование для получения таких доходов как рента и арендная плата. Законодательная база для труда работника предоставляет либо в частном предпринимательстве, либо в виде свободной интеллектуальной деятельности. Здесь формируется группа получателей доходов по труду. Работа по найму дает право на получение такого дохода как заработная плата. Предприниматели получают доход от прибыли, а люди с особыми талантами получают особо высокие доходы в сфере искусства, спорта, науки и т.д. Собственность на любые материально-технические ресурсы и на факторы производства также позволяет получить доход в виде прибыли или процентов, но если только используется в сфере предпринимательства. Использование таких активов как деньги и ценные бумаги тоже приносит доход, а именно деньги могут выступать в роли ссудного капитала и приносить доход в виде процентов, акции, облигации тоже приносят доход в виде процентов.

 

РЫНОК ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Рента. Экономическая рента. Спрос на землю и предложение земли. Дисконтированная рента. Дифференциальная рента.

 

 

Отношение по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли называется рентными.

Под экономической рентой подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором ее собственнику за возможность производительного использования и получения прибыли. Собственность на землю с ее естественными ресурсами и недвижимостью в виде построек дает основание для получения чистой или абсолютной ренты, а также доходов в виде арендной платы.

На рынках фактора производства земля, ее ресурсы, недвижимость включены в товарный оборот и используются они как ресурсы не имеющие альтернатив. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынке не эластично. Графически предложение земли будет изображаться в виде вертикальной линии.

 

 

Рис. 8.1. Спрос и предложение земли.

 

SS – неэластичное предложение земли.

DD – потенциальный спрос на землю.

D1D1 – спрос на землю, когда земля не приносит ренты.

Е – равновесная цена земли.

Рыночный спрос на землю выступает как фактор ценообразования. При этом рента и арендная плата включаются в издержки производства. Для предпринимателей спрос на землю должен совпадать с размером получаемого предельного продукта в денежном выражении. Наклон кривой спроса означает постепенное убывание дохода. Одним из условий изменений спроса на землю и сопряженные с ее использованием факторы производства является рыночная норма процента. Исчисление ренты в зависимости от нормы процента представляет собой разновидность дисконтирования (будущий доход) такого капитального актива как земля. Дисконтированный характер ренты необходим при заключении договоров об использовании земли. Формула дисконтирования:

DP = P/r

где:

DP – дисконтированная рента;

Р – годовая рента

r – норма процента

Дифференциальная рента. Это рента, полученная с более выгодных участков земли, и она содержит некоторую положительную разность дохода, возникающего на более плодородных землях.

а) Дифференциальная рента, как разность между ценой нефти и издержками ее добычи из неглубоких пластов:

 

 

б) Отсутствие дифференцированной ренты, т.к. цена нефти и издержки ее добычи в условиях более глубокого залегания нефти совпали.

 

 

в) отсутствие дифференцированной ренты и убыточность добычи из очень глубоких пластов, т.е. издержки здесь дороже цены:

 

На рисунках а,б,в дифференциальная рента показана с помощью кривых предельных издержек производства и средних совокупных издержек АТС для трех различных нефтяных компаний. Особенностью является то, что глубина залегания нефтяных пластов различна. В случае а залегание не глубокое. При фиксированной цене за 1 т нефти средние совокупные издержки будут самыми низкими, следовательно, только в этом случае имеет место дифференцированная рента, т.к. она возникает как разность между рыночной ценой продукции и указанными издержками.

 

РЫНОК КАПИТАЛА

Рынок капитала и капитальных активов. Цена капитала. Оценка прибыльности. Дисконтирование.

Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся все разновидности зданий и сооружений, техники, машин п






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.072 с.