XVIII – первая половина XIX в.. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

XVIII – первая половина XIX в..

2017-10-16 400
XVIII – первая половина XIX в.. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2

XVIII – первая половина XIX в..

1. Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, – «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

2. Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

3. Что позволило М.Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

4. Что даёт основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?

5. В чём заключается своеобразие финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

6. В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

7. Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

8. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

9. Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, — «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

10. Как вы понимаете слова И.А. Гончарова «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

11. Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А.С. Пушкин считал язык комедии? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

12. Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

13. Что позволило М.Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

14. Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, – «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

15. Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

Литературное направление

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма.

Классицизм Романтизм Критический реализм
Классицизм – это стиль, господствовавший в искусстве Х VIII–Х I Х веков. Данное направление, основанное на идеях рационализма, стремилось к возвышению нравственных и героических идеалов. Классицизм в литературе делит основные жанры на два вида: высокие и низкие. К первым относятся произведения, повествующие о выдающихся людях и событиях. К таким жанрам относится ода, трагедия и героическая песня. В качестве главных действующих лиц здесь выступают политики, известные деятели искусства, исторические персонажи и монархи – те люди, о которых принято говорить величавым, торжественным языком. Низкие жанры описывают жизнь частной буржуазии, так называемого третьего сословия. К ним принято относить комедию, басню, сатиру и другие произведения, написанные в разговорном стиле. основные черты классицизма: образы и формы произведений взяты из античного искусства; деление героев на положительных и отрицательных; в основе сюжета классического произведения – любовный треугольник; в финале добро торжествует, а зло остается наказанным; соблюдение принципа трех единств: места, действия и времени. Идеал просвещенного монарха. Фигура Петра I идеализируется, он – образец. Понятие гос-ва подменило собой понятие Родины, Отечества, духовной ценности, начинается смягчаться неявным отказом от приверженности монархическому принципу и предпочтением ему отвлеченной гражданственности. Классицизм схематичен, иллюстративен, контрастен, выставлены на показ нужные черты характера. Романтики утверждали, что высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и, таинственный мир; только здесь можно найти неисчерпаемые источники подлинной красоты и высоких чувств. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы В своем художественном творчестве романтики стремились в большинстве случаев не к отражению реальной действительности (которая представлялась им низкой, антиэстетической), не к уяснению объективной логики развития жизни (они вовсе не были уверены, что такая логика существует). В основе их художественной системы оказывался не объект, а субъект: личностное, субъективное начало приобретает у романтиков решающее значение.     Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для романтиков характерен интерес к истории. Это правдивое изображение действительности, это критическое изображение реальности. Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я». Характерные черты критического реализма: • достоверное воспроизведение действительности, • особый интерес к социальной тематике ля русских критических реалистов характерно изображение страдающего народа, угнетённого бременем крепостного права. Народность - вот основная идея русского критического реализма 19 века. Таким образом, основная заслуга критического реализма заключалась в том, что он показал всему миру трагичность положения простого народа. Именно благодаря данному течению общество по-новому взглянула на социальные проблемы того времени и это, в свою очередь, дало толчок к новым социальным революциям и движениям.

 

Комедия «Горе от ума» создавалась на стыке трех литературных направлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной направленности самой комедии. Замысел автора требовал новых форм и их воплощения. Этообразец первой реалистической комедии, которая приобрела оригинальные черты благодаря многим новаторским приемам, используемым автором. Так, характеры героев пьесы даны в развитии. В своих воспоминаниях Чацкий рисует нам свое детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софьей. Следует сказать, что автор не делит своих героев на положительных и отрицательных, как требовали того правила классицизма. Характеры персонажей выпуклы и многогранны. Все они — типичные люди своего времени и среды. В основе классицистической комедии лежала любовная интрига. Грибоедов оставляет ее основой для сюжета, но любовная интрига не является доминирующей, она постепенно перерастает в общественный конфликт, который становится основным. Комедия же из любовной превращается в общественную.

В основе классицистической комедии лежал любовный треугольник, состоящий из первого любовника, как правило, идеального героя, положительной героини и второго любовника, менее достойного, чем первый. Любовная интрига завершается выбором героиней более достойного из двух героев. Но в комедии Грибоедова не один треугольник, а несколько. Молчалин «принимает вид любовника» с Софьей, хотя ему по сердцу ближе Лиза, а той в свою очередь «милей Петруша». Кроме того, за Лизой не прочь приударить и сам Фамусов.

Еще одно нововведение Грибоедова состоит в том, что он изменяет амплуа героев. Классицистическая комедия подразумевала наличие героев-резонеров, не участвующих в действии, но выражающих авторскую позицию, и субретки, активно принимающей участие в действии, но не высказывающей ни своего, ни авторского мнения. У Грибоедова Чацкий выступает в двух ролях: он является участником любовной интриги и, в то же время, резонером, участником общественной интриги. Так и Лиза -она одновременно является вторым резонером, дающим меткие характеристики действующим лицам комедии. Так, например, она говорит о Чацком: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий? «

Финал комедии трагичен. Чацкий, обвиненный в сумасшествии, разочарованный, вынужден бежать из Москвы. Добро в комедии не торжествует, а зло не наказано, хотя симпатии автора целиком на стороне главного героя.

Композиция классицистической комедии состоит из экспозиции, в которой второстепенные персонажи в длинных монологах представляют главных героев, завязки, развития действия, кульминации и развязки, иногда присутствует эпилог и пролог.

В комедии Грибоедова нет пространных монологов, произносимых второстепенными лицами, на сцене сразу появляются участники любовного треугольника: Софья и Молчалин. В экспозиции Софья рассказывает свой сон, который помогает нам понять ее характер. Героиня оказывается хитрой, находчивой девушкой, рассказывающей выдуманный сон, чтобы не только выйти из затруднительного положения (отец застал ее с Молчалиным), но и узнать его реакцию на то, если бы она захотела выйти замуж за Молчалива. Сюжет сна напоминает сюжет французских романов, которые любит читать Софья. Лиза в своих высказываниях представляет будущих героев, а также дает им меткие характеристики. Вот, например, полковник Скалозуб: «И золотой мешок, и метит в генералы». Завязка — появление Чацкого, влюбленного в Софью. Экспозиция общественного конфликта — первый монолог Чацкого, в котором он интересуется у Софьи произошедшими событиями за время его отсутствия. Он, как романтический герой-одиночка, противопоставлен всему фамусовскому обществу. В своих гневных обличительных монологах он клеймит устои этого общества. Но Чацкий не одинок в комедии. У него есть сторонники среди внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является нововведением Грибоедова. К числу представителей «века нынешнего» относится князь Федор, «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, «который «чинов не хочет знать», профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи», и та передовая молодежь, от имени которой в своих монологах выступает Чацкий.

Главный герой— представитель «века нынешнего», он не приемлет образ жизни отцов, «век покорности и страха». В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется все общество, он говорит о «подлейших чертах прошедшего житья». Чацкий — патриот, он готов служить на благо Отчизны, готов служить «делу, а не лицам», при этом «прислуживаться» ему тошно. Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» и монолог Чацкого «Где, укажите нам, отечества отцы…» являются завязкой общественного конфликта, который, постепенно развиваясь, выходит на первый план, а любовная интрига отходит на второй. Таким образом, комедия из любовной превращается в комедию политическую. Кульминация комедии — это бал в доме Фамусова, куда съехались представители московского барства, образ жизни которых клеймит Чацкий в своих монологах. Именно на балу была пущена сплетня о сумасшествии героя. Виновницей этого стала Софья, возлюбленная Чацкого, сказав: «Вот нехотя с ума свела». Она заклеймила Чацкого, а общество вмиг подхватило эту мысль и сделало героя социальным безумцем, потому что другого оружия у них против Чацкого не было. Так косное общество расправилось с передовым человеком.

Развязка комедии трагична. Горе досталось не только Чацкому, но и Софье, которая увидела Молчалива в истинном свете. Спокойствие Фамусова также нарушено, ибо он в страхе восклицает: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»

Чацкий же уезжает, а не погибает, как истинно романтический герой, уезжает, ибо «сломлен количеством старой силы», но он одерживает моральную победу, нанеся удар по устоям фамусовского общества, спокойное, сытое существование которого кончилось. Его мораль осудили, против него восстали.

В своей комедии Грибоедов сохраняет такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Фамусов - молва. Действительно, он известен в московском обществе и занимает высокое положение в нем. Репетилов - повторять. Репетилов, являясь в дом к Фамусову, приносит много сплетен и новостей. В комедии много ассоциативных фамилий, таких, как Скалозуб, Хлестова, Молчалин, Тугоуховский, да и сам Чацкий, прототипом которого послужил Чаадаев, объявленный сумасшедшим за свои вольнолюбивые мысли.

В своей комедии Грибоедов использует принцип типизации, который является основным в реалистическом методе изображения действительности. Все герои комедии типичны, хотя и обладают индивидуальными чертами, присущими только им. Автору хватило одного дня, чтобы показать жизнь не только московского барства начала XIX века, но и всей России. Речь героев комедии индивидуализирована, она служит средством характеристики персонажей. Обилие афоризмов делает пьесу более живой и запоминающейся: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Счастливые часов не наблюдают» и другие. Драматург заменил почтенный александрийский стих комедии на вольный ямб, приблизив речь героев к естественной речи, что подготовило переход русской драматургии к прозе («Ревизор» Гоголя). Большое количество внесценических персонажей расширяет рамки комедии, выводя ее за рамки фамусовского дома. Тем самым нарушается единство времени и места.

Грибоедов, используя драматургические нормы прошлого, объединяя сразу несколько литературных направлений и стилей, создал первую реалистическую комедию в русской литературе, которая поражает нас до сих пор своей новизной и актуальностью.

От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».

В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблённая девушка (Софья), простак — соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).

Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например, любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.

Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века.

Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п.

Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчалина и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу:

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;

Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить,

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить...

Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего».

В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои — от слуги до короля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой — грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), — характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка.

В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.

В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения.

Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Онегин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина).

В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан.

Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

-Требование трёх единств в комедии в целом выполняется – действие происходит в течение суток и только в доме Фамусова. Но единство времени и места вводится не просто как необходимая условность, а содержательно оправдывается. Смысл единства времени виден из реплики Чацкого: “Вы правы: из огня тот выйдет невредим, // кто с вами день прожить успеет, // Подышит воздухом одним, // И в нём рассудок уцелеет”. Таким образом, подчеркивается, что достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт.

Единство времени тоже мотивировано сюжетом и конфликтом: “Что нового покажет мне Москва?” – говорит Чацкий, подразумевая, что его интересует только Софья. Но в то же время особняк Фамусова становится символом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова и других происходящее в доме осмысливается “на уровне Москвы” (“Как все московские, ваш батюшка таков…”, “На всех московских есть особый отпечаток…” и т.д.)

По законам классицизма в произведении должен быть один конфликт, который полностью разрешается в конце, причем устраняются все недоразумения, окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. В “Горе от ума” ни одно из этих требований не выполняется полностью. В комедии не один, а два конфликта (один социальный, другой – любовный), и полного их разрешения мы не наблюдаем.

Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки.

Особенности жанра

Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.

 

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:
Признаки комедии классицизма Правила трех единств: • Единство времени (действие происходит в течение одних суток). • Единство места (действие происходит в доме Фамусова). • Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). Признаки комедии реализма Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

 

Конфликты пьесы

Любовный конфликт
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев: Чацкий - Софья Софья - Молчалин Молчалин - Лиза Лиза - буфетчик Петрушка

 

Социальный конфликт
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.
Чацкий и внесценические персонажи Фамусовское общество
Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный. Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.
Идеалы и ценности
? «Служить бы рад, прислуживаться тошно». ? «Кто служит делу, а не лицам». ? Все ценности и идеалы жизни прописаны в мо­нологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сво­дятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве жи­вут и умирают». ? Я перед родней, где встретиться, ползком. ? Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь.
Чацкий о Фамусовском обществе Фамусовское общество о Чацком
? Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле. ? Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели. ? Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! ? О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык? ? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? ? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары. ? Как платья, волосы, так и умы коротки!... ? Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья. ? Фамусов: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит». ? Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные про­блемы, которые представлены в репликах героев.

 

Философский конфликт (вневременной)
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.
как Чацкий как Молчалин
Ум с сердцем не в ладу. Два таланта - «умеренность и аккуратность».
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист). Софья о Молчалине: ? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. ? А он безмолвием обезоружит... ? От старичков не ступит за порог... ?...Молчит, когда его бранят... ? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких. ? Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь: ? Чины людьми даются, а люди могут обмануться. ? Надеждами я мало избалован ? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа. Чацкий о Молчалине: ? Ума в нем только мало. ? Услужлив, скромненький. ? И не богат словами. ? Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

 

Литературные критики о характере и роли Чацкого: ? А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.) «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться». ? О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две...­заносчивость и нетерпимость». Молчалин о своих принципах и правилах: ?...частенько там мы покровительство находим, где не метим. ? И награжденья брать и весело пожить. ? Не смею моего сужденья произнесть. ? В мои лета не должно сметь свои суждения иметь. ? Ведь надобно ж зависеть от других. ? «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...»
? Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла. ? Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.

 

Жанр драмы «Горе от ума»

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль.

Проблематика

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

О языке комедии

"Литературное значение комедии Грибоедова выражается еще в ее языке и стихе. До Грибоедова язык в русских комедиях отличался искусственностью, притом в него входило много галлицизмов, что мы видим, например, в комедии Фонвизина "Недоросль". Язык Грибоедова очень прост, полон замечательного остроумия и вполне соответствует каждой отдельной личности, выведенной в комедии. Меткость и выразительность языка комедии настолько велики, что многие ее стихи и фразы сделались как бы общим достояние в литературе и жизни и обратились в пословицы...

Выработка литературного языка была огромной проблемой для писателей. Грибоедов внес сюда большой вклад. Взамен прежней книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи. Речь персонажей мастерски индивидуализирована: у Скалозуба она складывается из отрывочных слов и коротких фраз, пересыпана грубыми военными словечками; Молчалин немногословен и выбирает жеманные обороты; замечательно выдержана речь Хлёстовой — большой московской барыни, умной и бывалой, но примитивной по культуре, матери-командирши в богатых барских гостиных, близкой, однако, по хозяйственным отношениям к деревне....у Лизы немало элементов живого просторечия. Фамусовская Москва у Грибоедова говорит бытовым языком, московским наречием. В одной стихии здесь сливаются люди разных поколений, и порой бывает трудно отличить речь барыни от речи горничной. Речь изобилует реалиями, проста, образна, как бы материальна, повседневна. Речи Чацкого и Софьи должны были разрешать иные задачи, выразить сложную гамму чувств, чуждых остальным персонажам: любовь, ревность, душевную боль, гражданскую скорбь, негодование, иронию, сарказм. В языке Софьи явственно проступают элементы психологические, этические («упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их», «себя я, стен стыжусь» и т. п.). <...>... самой существенной особенностью речей Чацкого является социально-политическая идейность и патетика. В речах Чацкого — особый словарь («чужевластье», «слабодушие», «уничиженье»), свой строй эпитетов («разгневанный», «подлейший», «алчущий», «рабский», «величавый»), свой синтаксис — с развитыми формами предложения, простого и сложного.... Художник стремится выделить этих двух героев не только в образности или идейности, но и по языку, отличному от бытовой речи других персонажей, — языку, богатому инверсиями, градациями, антитезами, патетикой. В то же время язык Чацкого и Софьи обработан драматургом тоже реалистически. Это было нелегко, здесь автора подстерегали опасности впасть в книжность (и отголоски этой книжности кое-где в тексте чувствуются). Лирический стиль давался труднее бытового. Тем не менее и здесь огромны достижения простоты, правдивости в словесном выражении сложной психологии героев. Заслугой Грибоедова было воссоздание речи дворянской интеллигенции декабристской поры. Как и в речах Софьи, Фамусова и Хлёстовой, у Чацкого найдутся слова и речения из простонародной и живой дворянской — московской — речи («окроме», «пуще», «ни на волос», «не вспомнюсь» и др.). Но ошибочно было бы включать речь Чацкого в огульную характеристику языка московского фамусовского общества. <...> В декабристской патриотической лексике широкое распространение получили слова «отечество», «вольность», «свобода», «народ», слово «раб» — в значении политически угнетенного или развращенного человека — и производные от них. Все э<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.