Поэма «Цаганы» ( 9,11 классы) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поэма «Цаганы» ( 9,11 классы)

2017-10-16 425
Поэма «Цаганы» ( 9,11 классы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роман «Евгений Онегин» (9,11 классы)

 

«Повести Белкина» (9,11 классы)

 

ЗАДАНИЯ

Тест по литературе в формате ЕГЭ по творчеству А.С.Пушкина

Вариант 4

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1 – B7; C1 – С2.

В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади. Вследствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать? Но обращаюсь к моей повести.

День был жаркий. В трех верстах от станции*** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Лошади были давно готовы, а мне все не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой. Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась... Много могу я насчитать поцелуев, с тех пор, как этим занимаюсь,

но ни один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания.

«Станционный смотритель»

В1. Как называется книга, составной частью которой является повесть «Станционный смотритель»?

Ответ: ____________________________

В2. Каковы имя и фамилия главного героя произведения, у которого гусар Минский увез дочь?

Ответ: ____________________________

В3. Произведение написано в 1830 году. Как называется литературное направление, к которому относят позднее творчество А.С.Пушкина?

Ответ: ____________________________

В4. В тексте есть описание смотрителя «человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах». Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

Ответ: ____________________________

В5. Как называется стилистическая фигура, использованная А.С.Пушкиным с целью привлечения внимания читателя к изображаемому: «В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай?»

Ответ: ____________________________

В6. Как называется средство художественной выразительности, использованное в эпизоде, «смиренная обитель», «ложные друзья»?

Ответ:_____________________________

В7. Как называются устойчивые сочетания слов, использованные в тексте, «вымочил до последней нитки», «блудный сын»?

Ответ: ____________________________

 

Для выполнения заданий С1 – С2 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

 

C1 Как картинки с библейской историей о блудном сыне связаны с судьбой героев повести?

C2 В каких произведениях русской классики реализуется тема «маленького человека»? Претерпевает ли она изменения со времен А.С.Пушкина?

 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8 – B12; C3 – С4.

 

Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

1826 г.

 

В8. Каким скорбным событием, повлекшим гибель «братьев, друзей и товарищей», навеяно содержание данного стихотворения А.С.Пушкину?

В9. Стихотворение А.С.Пушкина не носит религиозный характер, хотя поэт и использует библейскую легенду. Как называется художественный прием, основанный на иносказании?

В10. Для выражения мысли о высоком предназначении поэта и поэзии автор использует в тексте следующие слова: «зеницы», «духовная жажда», «виждь», «внемли» и др. Как подобные слова называются?

В11. Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения:

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.?

В12. Назовите размер стихотворения.

Для выполнения заданий С3 – С4 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

С3. Как А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк» определил задачу поэта и назначение поэзии?

С4. В каких стихотворениях А.С.Пушкина реализована та же тема, что и в стихотворении «Пророк», и какие мотивы сближают их?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. Перед выполнением работы укажите номер выбранного задания.

 

C5.1 Почему критик В.Г.Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?

С5.2 Мотив рока, судьбы в «Повестях Белкина» (на примере одной или нескольких повестей).

С 5.3 Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в стихотворении «К Чаадаеву».

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.