Излишки потребителя и производителя. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Излишки потребителя и производителя.

2017-10-16 405
Излишки потребителя и производителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образование равновесной цены – процесс, требующий определённого количества времени.

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и предложения, объёма спроса и объёма предложения.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители (покупатели) и производители (продавцы).

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя (consumer’s surplus) графически можно изобразить через площадь PmaxEPE (см. рис. 3.9).

 

Рис. 3.9. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

 

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е – точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна PE, а объём проданного товара равен QE.

Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue) равна TR = PE x QE.

Разница между общей выручкой TR = PE x QE (площадью прямоугольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE).

 

Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от неё.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

 

Проблема устойчивости равновесия.

Очевидно, что фактические цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия.

Однако рынок тяготеет к состоянию равновесия.

Или иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.

Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае рыночного равновесия.

 

Равновесие по Вальрасу. Равновесие по Маршаллу.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

 

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объёме спроса (предложения).

 

 

Рис. 3.10. Концепции формирования равновесной цены

 

Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене P1 (см. рис. 3.10а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток.

В случае избытка предложения (при цене P2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

 

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 – Р2.

Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения.

Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения.

Увеличение (уменьшение) объёма предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (см. рис. 3.10б).

Краткосрочный период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, долгосрочный – моделью А. Маршалла.

 

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»).

Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платёжеспособным спросом.

Высокие цены свидетельствую об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым лучшему удовлетворению общественных потребностей.

Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

 

Паутинообразная модель.

Среди других подходов, объясняющих механизм установления рыночного равновесия, можно отметить паутинообразную модель, которая (в отличие от ранее рассмотренных) относится к числу динамических, т.е. учитывающих фактор времени.

Паутинообразная модель рассматривает процесс формирования равновесия в условиях, когда реакция участников сделок на изменяющиеся условия рынка растянуты во времени.

Она отражает формирование равновесия в отрасти с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве) когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объём: Qst = S(Pt – 1).

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний урожайности и других стихийных, непредсказуемых явлений, типичных для сельскохозяйственного производства.

Другим упрощением является предпосылка об отсутствии запасов и резервов и их возможной реализации в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка.

 

Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.

Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D (см. рис. 3.11а).

 

Рис. 3.11. Устойчивое (а) и неустойчивое равновесие (в) в паутинообразной модели и регулярные колебания вокруг него.

Движение к общему равновесию проходит ряд циклов.

Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG).

Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке Е.

Колебания носят затухающий характер.

 

Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предло­жения S (см. рис. 3.11в).

В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.

 

Возможен, наконец, и такой вариант (см. рис. 3.1б), когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг по­ложения равновесия.

Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

 

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное зна­чение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.

 

Неравновесие на рынке.

Паутинообразная модель, как и все простые модели, значительно упрощает действительную ситуацию.

На самом деле выбор объёма предложения н следующий год отнюдь не сводится к механической подстройке под ценовые условия, сложившиеся в предыдущем году.

Участники рынка пытаются прогнозировать ситуацию, а некоторые из них (в первую очередь фирмы – монополисты) способны и активно на неё воздействовать.

Не остаются неизменными и кривые спроса и предложения.

Под воздействие неценовых факторов они испытывают постоянные смещения.

Однако паутинообразная модель исключительно полезна своим общим подходом к рыночному равновесию, а именно демонстрацией того, что что рынок отнюдь не во всех случаях автоматически устанавливает равновесие.

 

Рис. 3.12. Колебания: затухающие (а), равномерные (б) и взрывные (в)

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.