Готовимся к ЕГЭ по истории: справочный материал — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Готовимся к ЕГЭ по истории: справочный материал



Готовимся к ЕГЭ по истории: справочный материал

По русской культуре с древности до начала XX века

 

 

 

Выполнил: Крюкова Ольга Дмитриевна

Учитель истории и обществознания.

 

п. Ангарский

2015 г

Данный справочный материал является необходимым для подготовки к ЕГЭ по истории, так как вопросам культуры отводится небольшой объем часов в общем курсе, но именно эти вопросы, как правило, вызывают затруднения у учащихся при сдаче экзамена. Появление этого материала вызвано стремлением помочь в подготовке учащихся к экзамену. Изучение предлагаемого материала поможет и облегчит учащимся 11 класса систематизировать свои знания по русской художественной культуре, обратить внимание на ключевые моменты ее развития, понять характерные особенности основных этапов развития русской культуры.

 

Цель:систематизировать и обобщить материал в области русской культуры с древности до рубежа веков, помочь учащимся в подготовке к экзаменам.

 

Данный материал поможет:

1. Знать:

· время и периоды создания наиболее значительных памятников культуры;

· основные периоды и этапы отечественной культуры;

· последовательность культурно-исторических событий в рамках того или иного периода;

· видных деятелей культуры и искусства;

· основные художественные объединения XIX-XX вв., их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры;

· характерные черты культурных процессов, явлений и событий;

· выявлять общее и особенное различных периодов культуры.

 

2. Описывать:

· условия и образ жизни людей;

· предметы быта;

· памятники русской художественной культуры.

 

3. Соотносить и сравнивать общие процессы в развитии духовной культуры русского общества.

 

Справочный материал выстроен по историческому принципу, содержит необходимые сведения и факты о создании наиболее значительных памятников русской культуры. В конце каждого раздела подводятся итоги и подчеркиваются основные характерные особенности и достижения данного периода. Весь материал создан на основе ресурсов интернета, презентаций по истории, литературе, МХК. Главная роль заключалось в подборке и систематизации материала.

Культура Древней Руси

 

Византия - центр православной культуры.

· Собор святой Софии построен в Константинополе при Юстиниане (VI в.).

· Послы Владимира были восхищены красотой Софии и обрядами, что послужило решающим фактором выбора веры на Руси.



 

60-е гг IX в. - Кирилл и Мефодий - жили в Салониках (Греция), составители славянской азбуки - кириллица и глаголица, перевели на славянский язык Евангелие, проповедовали на славянском языке. Кириллица в видоизмененном виде является основой современной русской азбуки.

 

Крещение Владимира и брак с византийской царевной Анной совершены в Корсуне (Херсон).

· 988 - Крещение народа в Киеве происходило в Днепре.

· 989 год - крещение в Новгороде в реке Волхов - "Путята и Добрыня крестили огнем и мечом", так как сопротивление народа было сильнее.

· При Владимире стали чеканить золотые и серебряные монеты, затем заменили на серебряные слитки - гривны.

Высокий уровень развития ремесла - литье, чеканка, керамика, вышивка, эмаль.

· колт - серьги

· гривна - ожерелье (различать деньги и украшения)

· скань - вид ювелирной техники (на фоне помещается изображение из тонкой золотой проволоки)

· зернь - шарики напаивают на скань

· перегородчатая эмаль - эмалью заполняют промежутки из металла

 

Итоги культуры

1. Принятие христианства - решительный поворот, разрыв с языческой традицией, хотя долго будут уживаться вместе.

2. Византийские традиции в православии.

3. Крестово-купольная система в строительстве.

4. Основные формы: фреска, мозаика, икона. Иконы писал печерский монах Алимпий.

5. Духовный мир средневекового человека сочетает возвышенное (обращение к Богу) и земное («смеховая культура»).

6. Носителями «смеховой культуры» средневековья на Руси были скоморохи - странствующие актеры, которых преследовала церковь, но любили при дворах князей и в деревнях.

7.Летописи писали на славянском языке.

Термины: православие, язычество, митрополит, монастырь, идол, летопись, миниатюра, плинфа, скань, зернь, перегородчатая эмаль, былина, притча, икона, фасад, фреска, скоморохи.

Персоналии:Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Алимпий, Борис и Глеб, Нестор, Кирилл и Мефодий, Антоний и Феодосий, Илларион.



Термины

купол, барабан, закомара, пилястра, абсида, собор, белокаменная резьба,

 

Персоналии

 

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Изяслав, Всеволод Большое Гнездо, Игорь Святославович, Мусин-Пушкин, Даниил Заточник, А. Бородин, В. Васнецов, А. Фаворский.

 

 

XIII век

Александр Невский - великий новгородский князь, защитник земли русской. Его подвиг прославлен в ХХ веке:

· С. Прокофьев - кантата «Александр Невский» и музыка к кинофильму

· С. Эйзенштейн - фильм «Александр Невский»

· П. Корин - центральная часть триптиха посвящена образу Александра Невского. Триптих - художественное произведение, состоящее из трех частей.

Культура

направление период, дата произведение Автор
Культура домонгольской Руси · Складывалась как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. · Оказало значительное влияние двоеверие · Развитие письменности · Книги писались на коже телят – пергаменте, их украшали небольшие рисунки – миниатюры, рисованные заставки
Литература Середина XI«Остромирово Евангелие» - книга религиозного содержания Русская Правда – первый свод древнерусских законов. Для новгородского посадника Остромира
Жития – испытания, выпавшие на долю героя Около 1088 г. «Житие Феодосия Печёрского» «Сказание о Борисе и Глебе»  
Слово – поучение, похвала, письмо 40-е гг. XIв. «Слово о законе и благодати» - основная идея – равноправие Руси с другими христианскими государствами 1050 г. – «Слово о погибели русской земли» После 1187г. «Слово о полку Игореве»- неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году Митрополит Иларион   Призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться против внешнего врага. Оказало большое влияние на русскую культуру.
Поучения – принципы поучающего характера 1117 г. «Поучение детям» Владимир Мономах
Хождения – записки путешественника «Хождение Даниила» описание путешествия игумена Даниила в Палестину
Летописание – хроники событий Начало XIIвека «Повесть временных лет» 1377 г. Лаврентьевская летопись – хроника событий в Северо-Восточной Руси до 1305 г. Начало XVв. Ипатьевская летопись – хроника событий в Киеве, Галиче и Волыни до 1292 г. Нестор-летописец Монах Лаврений писал для суздальско-нижегородского князя Обнаружена в Ипатьевском монастыре в Костроме
Былины – героический эпос    
Архитектура 989-996 гг. – церковь Успения Богородицы (Десятинная церковь) 1031-1036 гг. – Спасо-Преображенский собор в Чернигове 1037-1041 гг. – Софийский собор и Золотые ворота в Киеве 1062 г. – Основание Киево-Печёрского монастыря 1045-1050 гг. - храм Святой Софии в Новгороде 1158-1160гг. – Успенский собор и Золотые ворота во Владимире 1165 г. – церковь Покрова на Нерли неподалёку от Боголюбово 1194-1197 гг. – Дмитриевский собор во Владимире 1198г. – церковь Спаса на Нередице в Новгороде В основу древнерусских храмов лёг греческий (византийский) крестово-купольный тип храма. Оформление соборов Киевской Руси способствовало развитию монументальной живописи. Она существовала в виде двух техник: фреска- техника живописи по сырой штукатурке, мозаика – техника живописи из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.
Живопись Начало XII в. икона Владимирской Богоматери «Богоматерь Оранта» в Софийском соборе Киева «Ангел Златые Власы», «Дмитрий Солунский» самая почитаемая на Руси икона, выполненная неизвестным греческим иконописцем.
Ремесло Скань – кружевное плетение из прволоки Филигрань – техника, по которой проволоку подрезали под разными углами, полировали, и в итоге они напоминали блестящие камешки и узоры. Чернь – травление серебра Зернь– на металлическую поверхность напаивали десятки мелких металлических отполированных шариков. Перегородчатая эмаль – мастер напаивал на основу тонкие перегородки (контуры рисунка), а затем между ними заливалась стеклообразная непрозрачная масса. Настоящие произведения искусства создавали древнерусские ремесленники, которые владели различными видами обработки цветных металлов. Эти техники использовались для изготовления ювелирных изделий, а также икон, окладов книг, крестов.

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

989-996 гг. – церковь Успения Богородицы (Десятинная церковь)   1045-1050 гг. - храм Святой Софии в Новгороде
1031-1036 гг. – Спасо-Преображенский собор в Чернигове 1158-1160гг. – Успенский собор и Золотые ворота во Владимире
1037-1041 гг. – Софийский собор и Золотые ворота в Киеве – главный церемониальный въезд в город     1165 г. – церковь Покрова на Нерли неподалёку от Боголюбово
1062 г. – Основание Киево-Печёрского монастыря 1194-1197 гг. – Дмитриевский собор во Владимире
1198г. – церковь Спаса на Нередице в Новгороде Боголюбово – это исторический пригород Владимира, княжеская резиденция владимирского князя Андрея Юрьевича. Возведённый в 1158 – 1164 годах княжеский комплекс получил название Боголюбово, а отсюда и пошло прозвище Андрея Юрьевича – «Боголюбский».

 

 

Икона «Владимирской Божьей Матери».По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом. Согласно преданию, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок. Юрию Долгорукому от Константинопольского патриархаЛуки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей БоголюбскийукралВышгородскую икону Богоматери и перевес у Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1169 году, где она хранилась вУспенском соборе.Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.  
Богоматерь Оранта из Софийского собора в Киеве, названная Нерушимой стеной, — один из древнейших сохранившихся до наших дней образов Божией Матери. Эта грандиозная по размерам мозаика, высота которой достигает пяти метров, помещена в алтарной части храма. Смальта, из которой сложена мозаика, хорошо отражает солнечный свет, наполняя храм цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней. Ученые насчитывают в цветовой палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков.  
Ангел Златые власы — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи. Особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.  
Икона «Дмитрий Солунский». Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.  

 

XIV век

XIV в. - расцвет монументальной живописи в Новгороде и Пскове.

1378 год - Росписи Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Техника - фреска - живопись по сырой штукатурке.

Расписывал в Москве церковь Рождества Богородицы, оформлял Архангельский собор, Благовещенский собор.

Известные церкви в Новгороде - Николы на Липне, Федора Стратилата на ручью.

 

Псков - «молодший брат»

Псковские церкви более связаны с природой, имеют крыльца, приделы, которые соединяют основной объем с окружающим миром.

 

Псков находится на реке Великой.

 

Троицкий собор в Кремле, особенности башен псковского Кремля — шатровые перекрытия.

 

Изборская крепость (сер. XIV в.)

 

Псково-Печерский монастырь (XIV в.)

 

Места, связанные с именем А. С. Пушкина - Тригорское, Михайловское. Поэт похоронен в Святогорском монастыре под Псковом.

Термины

 

Вече, берестяные грамоты, былина, фреска, триптих, крепость, шатровые перекрытия.

 

Персоналии

Александр Невский, Василий Буслаев, Садко, Н. А. Римский-Корсаков, Н. Акулова, Арциховский, С. Прокофьев, П. Корин, С. Эйзенштейн, Ф. Грек, А. С. Пушкин.

Расцвет иконописи

 

· Иконы пишут на досках темперой (смесь яичного желтка с красителем).

· С XIV века иконы в церквях помещают на иконостасе - перегородка, отделяющая алтарь от основной части храма.

· Иконостас - русское явление, в Византии не было.

· Иконы располагают рядами (чин). Деисусный чин - ряд иконостаса, где изображена сцена моления Богоматери перед Христом.

 

Андрей Рублев

· 1408 - с Даниилом Черным расписывали Успенский собор во Владимире

· Деисусный чин из Звенигорода

· Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

· икона «Троица»

· 1405 - с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца расписывают Благовещенский собор. Иконостас.

· предположительно, похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Сейчас там музей древнерусской живописи им. А. Рублева.

Итоги развития культуры

После противостояния на р. Угре Русь получает независимость и выбирает собственный путь развития, связанный с укреплением русской государственности.

Духовные деятели

 

В духовной жизни начало споров об обрядах, критика церкви, которые приведут к расколу в XVII веке.

Нил Сорский и Вассиан Патрикеев - нестяжатели - отказ от землевладений и аскетизм, осуждены как еретики. Иосиф Волоцкий - иосифляне-стяжатели - только богатая церковь сможет выполнить высокую миссию в государстве, выражали официальную точку зрения. Ведут полемику.

 

Васиан Патрикеев, Феодосий Косых, Зосима Соловецкий, Александр Свирский.

 

В 1518 г. прибыл Максим Грек, собрал круг единомышленников, который иногда называют академией Максима Грека. Взгляды близки нестяжателям. Обличает обман, богатство, ростовщичество церковников.

 

1988 - Макарий и Грек причислены к лику святых.

 

Филофей выдвигает тезис «Москва - третий Рим». Выводит родословную русских царей от римских цезарей, богоизбранность власти.

 

Иван Пересветов и Федор Карпов - публицисты - за сильную власть.

60-70-е гг. XVI в. - переписка Грозного с Курбским - образец публицистического жанра.

 

Вторая половина XVI века по заказу Ивана Грозного составлен «Лицевой свод» или «Никоновская летопись», показывает историю государства как историю мировой державы, берущей начало от Рима. Содержит 16 тысяч «лиц» (миниатюр-иллюстраций), за что и получила название.

 

Священник Сильвестр - священник Благовещенского собора, личный духовник Ивана Грозного, написал «Домострой» - свод правил поведения в обществе и быту. Идеологию феодальной монархии применил к частной жизни.

 

1541 - свод «Великие Четьи-Минеи» - автор митрополит Макарий. Он и его приверженцы образуют вторую своеобразную Академию. Собрание житий святых, расположенных по месяцам года. 12 томов по числу месяцев. Предназначено для личного пользования. Цель - собирание в целое литературного наследия Древней Руси.

 

Существует библиотека Ивана Грозного - не найдена до сих пор.

 

1553 - построен Печатный двор

1564 - издание «Апостола» - первая книга на Руси. Издана дьяконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. 2 книга - «Часослов».

1574 - Федоров напечатал «Грамматику» и первый славяно-русский букварь.

 

Литературные жанры:жития святых, хождения, публицистика, хроники, сказки.

 

Зодчество

 

1555-1560 - строительство Покровского собора в честь взятия Казани.

· Полное название - храм Покрова что на рву. Другое название - собор Василия Блаженного - в честь юродивого, который жил там.

· Находится на Красной площади перед Кремлем на Красной площади (т. е. к ансамблю Кремля не относится!)

· Архитекторы - Посник Яковлев и Барма по легенде были ослеплены, чтобы больше не могли построить ничего подобного.

· Собор имел первоначально 9 глав, потом пристроили 10-ю над местом захоронения Василия Блаженного.

· По сути - на одном основании возведено 9 самостоятельных объемов.

· В плане имеет очертания Вифлеемской звезды - 8-ми угольник

· разнообразие перекрытий - ни одна глава не похожа на другую

1530 - построены стены Китай-города

1586 - Белый город из белого камня на территории совр. Бульварного кольца.

1592 – Скородом (совр. Садовое кольцо)

Шатровые церкви XVI века

1532 - храм Вознесения в Коломенском в честь рождения наследника Ивана IV. Это обетный храм. 2Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию. Такова же не бываша прежде на Руси». Композиция состоит из основных элементов: подклет, четверик, восьмерик и шатер с главкой. Памятник-монумент.

 

В честь венчания Ивана Грозного на царство построена церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково.

 

Усадьба в Александровском или Александровская слобода - гнездо опричнины. Вторая столица.

 

1580 - Приказ каменных дел для организации строительных работ.

 

Развивается гражданское строительство - хоромы Строгановых в Сольвычегодске.

 

Иконопись

 

1551 - Стоглавый собор установил унификацию русского пантеона святых, единый культ и обряды, канон в иконописи по живописи Андрея Рублева, в архитектуре - Успенский собор Кремля. Шатровые постройки запрещены, как не отвечающие канону.

 

Традиции Рублева продолжил в XVI веке Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий.

· 1500 - Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

· иконы Успенского собора в Кремле.

 

Икона «Церковь воинствующая» в честь взятия Казани. Искуство на службе у государства. По сути — это первая историческая картина.

 

Иконы «строгановского письма» - мастера Прокопий Чирин, Истома Савин.

 

Быт, музыка, театр

Распространяются игры в кости, карты, шахматы. В шахматы любил играть Иван Грозный.

 

Развитие певческого искусства. Создание большого знаменного распева. Появляются авторы - Иван Нос и Федор Крестьянин. Создаются два хора: Патриарших певчих дьяков и Государевых певчих дьяков.

 

Элементы театра в святочных играх, проводы Масленицы, зимы, лета используются маски, ряженые, инсценировки. Скоморохи составляют большие группы до 100 человек. Являются зародышем народного театра. Цирковые представления с включением животных - коза, медведь.

 

Появляется народный кукольный театр, где главный герой - Петрушка. Осуждение церковью и в «Домострое».

 

1581-1585 - Покорение Сибири Ермаком. У В. Сурикова есть картина на этот сюжет.

 

Строгановы - богатые купцы, организаторы сибирского похода Ермака.

 

 

Русская культура XIV – XVI вв. · Начинается процесс возрождения русской культуры, пережившей упадок в результате монгольского нашествия 1240-х гг.: отстраиваются города, возобновляется каменное строительство, расширяется ремесленное призводство, возрождается летописание, появляются новые центры летописания. · Подъём русской культуры был обусловлен хозяйственным подъёмом, укреплением государственного единства Руси. · Переломным, главным событием в этот период, оказавшим влияние на дальнейшее развитие русской культуры, стала Куликовская битва. · В XVI веке завершается формирование великорусской народности. Ощутимее, чем прежде, проявляются светские элементы в культуре.
Литература    
летописание Возникновение новых центров летописания С1325 г.- летописные записи стали вестись в Москве 1408 г. – Троицкая летопись (Москва) 1410 г. – «Владимирский полихрон» 1420 г. – Ипатьеская летопись 1432 г. – новгородский летописный свод «Софийский временник» 1441 г. – Русский хронограф – сведения о всемирной истории 1455 г. Тверская летопись – проблема «несправедливости» возвышения Москвы 1479 г. – Московский летописный свод     Первый общерусский свод Митрополит Фотий   Пахомий Логофет     Историческая роль Москвы в объединении Руси
Произведения, отражающие события монгольского нашествия Около 1400г. – «Сказание о Мамаевом побоище» - описание Куликовской битвы «Дюденева рать» - события восстания в Твери в 1327 году XIV в. «Задонщина» - единение русских княжеств во главе с Москвой привело к великой победе в борьбе с Мамаем Конец XIV в. «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем»   Автор неизвестен     Сафроний Рязанец
Жития «Житие Дмитрия Донского» «Житие Сергия Радонежского» 1554 г. «Великие Четьи- Минеи» - жития святых, располагавшиеся по месяцам в соответствии с днём памяти каждого святого, а также множество известных произведений. XVI в. «Домострой» - сборник житейской мудрости и наставлений   Епифаний Премудрый Митрополит Макарий     Духовник Ивана Грозного Сильвестр
Хождения 1468-1474 гг. «Хождение за три моря» - первое в европейской литературе описание Индии Тверской купец Афанасий Никитин
Книгопечатание 1563 г. основание первой московской государственной типографии 1564 г. «Апостол» - первая русская печатная книга 1565 г. «Часовщик» 1574 г. первая русская азбука В XVI в. в России типографским способом было издано 20 книг. Иван Фёдоров – русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине, руководитель первой московской государственной типографии
Публицистика 1510-1511 гг. «Москва – Третий Рим» - идеологическая основа существования Московского государства Начало XVI в. «Сказание о великих князьях Владимирских» - литературно-публицистического и исторического сочинения, которое преследовало цель укрепить авторитет верховной власти 1518 г.прибытие в Москву Максима Грека Конец 40-х гг. XVI в.- литературно-публицистическое творчество Ивана Семёновича Пересветова Середина XVI в. «Царственная книга» - иллюстрированная всемирная история в 11 томах 1564-1577 гг. полемическая переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским Монах Филофей Василию III   В этом произведении происхождение русской царской династии велось от от римского императора Августа   Максим Грек – публицист, философ, переводчик Пересветов Иван Семёнович   Адашев Алексей Фёдорович  
Архитектура 1360-1361 гг. церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде 1374 г. церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде В XIV-XVI вв. центром зодчества становится Москва 1367 г. белокаменный Кремль 1475-1479 гг. Успенский собор Московского Кремля 1484-1489 гг. Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь московских государей 1485-1495 гг. стены и башни Московского Кремля 1487-1491 гг. Грановитая палата Московского Кремля 1505-1509 гг. Архангельский собор Московского Кремля – усыпальница московских великих князей 1532 церковь Вознесения в селе Коломенском 1555-1561 гг. Покровский собор на Красной площади – храм Василия Блаженного в честь взятия Казани 1585-1593 стены и башни Белого города в Москве и крепостные стены Смоленска     Аристотель Фиораванти итальянский мастер     Итальянские мастера   Алевиз Новый – итальянец   Первый памятник каменного шатрового зодчества Барма и Постник   Фёдор Конь  
Живопись 40-е гг. XIV в. роспись храмов Московского Кремля 1408-1425 гг.Икона «Троица» Около 1370-1430 гг. Андрей Рублёв, Даниил Чёрный Около 1340-1405 гг. Феофан Грек Начало XVI вв. Дионисий,

 

 

1360-1361 гг. церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. 1475-1479 гг. Успенский собор Московского Кремля Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.  
1374 г. церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году 1484-1489 гг. Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь московских государей Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.
1367 г. белокаменный Кремль   1485-1495 гг. стены и башни Московского Кремля Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари
1487-1491 гг. Грановитая палата Московского Кремля памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.   1505-1509 гг. Архангельский собор Московского Кремля – усыпальница московских великих князей Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового  
1532 церковь Вознесения в селе Коломенском Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. 1555-1561 гг. Покровский собор на Красной площади – храм Василия Блаженного в честь взятия Казани  
1585-1593 стены и башни Белого города в Москве и крепостные стены Смоленска Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» времён правления Бориса Годунова. Конь известен как строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен и башен Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров[2]); мощных городских стен Смоленска (1596—1602); ансамбля Пафнутьева монастыря в Боровске; ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем. Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.   1408-1425 гг.Икона «Троица»

 

Итоги

1. Возникло государство площадью 2.800 тыс. кв. км, население - 9 миллионов человек. Название - Россия!

2. Переход к централизованной монархии.

3. Сложение культуры великорусского народа. Собственно и начинается история культуры русского народа.

4. Культура носит ярко выраженный государственный характер, поставлена ему на службу.

5. Проблема Возрождения на Руси. Были предпосылки, но остановлены реакцией церкви (Стоглавый собор) в середине века.

 

Литература

· Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии».

· Анонимные публицистические жанры - «подметные письма».

· Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография

· Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине

· Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».

 

Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг.провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

· Идеологи - Аввакум и Никон.

· Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика.

· Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.

 

Архитектура

Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье».

· Строительство Нового Иерусалима - детище Никона

· 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I.

· Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр

· Ростовский Кремль построен в XVII веке.

 

Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи.

· Архангельский собор в Нижнем Новгороде

· Церковь Покрова в Медведкове - имение князя Пожарского

· Успенская "Дивная" церковь в Угличе

· Теремной дворец в Кремле - Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Антипа Константинов, Шатурин.

· Церковь Ильи Пророка в Ярославле

· Шатер над Спасской башней в Кремле - Бажен Огурцов

 

Новый стиль - московское или нарышкинское барокко в 90-е гг XVII в.

· Церковь Троицы в Никитниках

· Церковь Рождества в Путинках в Москве

· Вознесенская в Великом Устюге

· Церковь Покрова в Филях по заказу дяди Петра I Льва Нарышкина в его усадьбе.

 

Отличительные черты:

кокошники, многоярусность, симметрия и равновесие масс, основной композиционные прием: четверик в основании, на нем - восьмерик, выше - второй, завершает барабан с главой. Эффект движения вверх по вертикали. Красный и белый кирпич для отделки, декоративность и нарядность, окна обрамлялись колонками, над карнизами - так называемые «петушиные гребешки» - полосы резных декоративных элементов. Росписи внутри покрывают все поверхности, создают впечатления райского сада.

 

Гражданская архитектура - дома думного дьяка Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве, Коробова в Калуге.

 

Монастырские комплексы: Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимиев, Новодевичий, Новоиерусалимский, Троице-Сергиева лавра.

 

Живопись

В развитии проходит 2 этапа: первая и вторая половина века.

В первой половине века борьба двух школ:

· «Годуновская школа» - название происходит потому, что иконы выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. Поддерживают старые монументальные традиции, неукоснительное следование канонам. Икона «Достойно есть».

· «Строгановская школа» - усиление эстетического начала: тонкий рисунок, проработка деталей, орнаментация, усиление колорита. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Московитин.

 

Второй этап - отход от традиций. Становление нового эстетического идеала, освоение гуманистических принципов западного искусства. Стремление к реалистическому воплощению художественного образа. Появляются трактаты по теории искусства.

Представители: Симон Ушаков (1626-1686) и Иосиф Владимиров - царские изографы.

Главное условие живописи - соответствие правде жизни. Живопись - зеркало, отражающее мир. «Троица» С. Ушакова, икона «Владимирская Богоматерь» или «Насаждение древа Государства Российского», «Спас Нерукотворный» написан с использованием светотеней, с учетом анатомического строения лица.

 

Вторая половина XVII в. - в живописи интерес к портрету. Нарастание реализма. Появляется первый светский жанр, предшественник портрета - парсуна от искаж. «персона» («Скопин-Шуйский»).

 

Монументальная живопись переживает последний взлет:

росписи ц. Троицы в Никитниках - С. Ушаков и Владимиров

ц. Ильи Пророка в Ярославле - Гурий Никитин, Сила Савин со дружиною

 

Оружейная палата - контроль за деятельностью художников. Художественны






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.077 с.