Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

2017-10-21 8477
Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века 5.00 из 5.00 11 оценок
Заказать работу

Генная инженерия

Огромных успехов добились учёные-генетики, сумевшие выявить материальный носитель наследственности ДНК (дезоксирибонук­леиновую кислоту), находящуюся в хромосомах. Структура молеку­лы ДНК была расшифрована британскими биофизиками Ф. Кри­ком и М. Уилкинсом совместно с американским биохимиком Дж. Уотсоном в 1953 г. Учёные научились делить ДНК на отдельные гены и соединять их друг с другом — были заложены основы генной инженерии. Советский учёный И. А. Рапопорт открыл супермута­гены — вещества, в десятки и сотни раз повышающие частоту воз­никновения мутаций у самых разных организмов. Это позволило в последующие годы найти методы искусственного получения мута­ций и с их помощью создать ценные сорта растений и штаммы мик­роорганизмов — продуцентов антибиотиков, аминокислот. На рубеже тысячелетий биологи научились конструировать искусственные генетические системы, вмешиваться в явления наследственности.

Открытия медицины

Вторая мировая война не отвлекла внимания человечества от поиска новых ле­карств. Так, в 1943 г., американский учёный Зельман Ваксман открыл стрептомицин — средство против печально знаменитой палочки Коха (бактерий туберкулеза). Именно Ваксман в 1941 г. назвал антибиотиками органические вещества — лекарства, полу­чаемые из организмов и способные либо уничтожать микробы, либо препятствовать их росту. На рубеже 1950-1960-х гг. по­явился полусинтетический пенициллин. Со временем число полусинтетических антибиотиков выросло ещё больше. Эти медицинские средства произвели настоящую революцию в лечении болезней, расправившись со страшными инфекциями. Медики активно применяют электростимулятор сердца (впервые использован в 1952 г. врачом Цолле), научились делать искусственное шунтирование сердца и использовать хи­миотерапию для уничтожения раковых клеток. С помощью инженеров были созданы аппараты искусственных лёгких, почек и сердца, новые операционные инструменты, в том числе «атомный нож» (кон­центрированный пучок протонов) для лечения головного мозга и лазерные лучи для лечения отслоения сетчатки глаза, придумана компь­ютерная томография для обследования внутренних органов. Активно развивается трансплантационная хирургия.

 

Развитие физики

Столь бурного развития физики, как в довоенный период, уже не было. Но многие новые открытия учёные совершили и в этой науке. Они сделали попытки сравнить скорости распространения гравитационного и электромагнитного взаимодействия, которые, согласно эйнштейновской теории относительности, совпадают. В Европе был построен Большой адронный коллайдер высоких энергий, который должен помочь проверить ряд фундаментальных физических и астрономических теорий. В начале XXI в. учёные Эд Фомалонт и Сергей Копейкин, измерив скорость распространения гравитации, сумели подтвердить ряд тезисов теории относительности. Одним из перспективных направлений исследований является изучение вопросов устройства вещества на субэлементарном уровне.

Развитие химии

Во второй половине XX в. химики подарили человечеству новые мате­риалы искусственного происхождения — нейлон и кевлар. В современной химии широко используются новые методы исследования — рентгеновская, электронная и инфракрасная спектроскопия, магнетохимия и масспектрометрия. Они позволяют уточнять состав исследуемых объектов, устанавливать мельчайшие детали строения молекул, отслеживать протекание сложнейших химических процессов. Со второй половины XX столетия биохимия выходит на первые роли в естествознании.

 

Компьютеризация

В 1944-1945 гг. для военных целей американскими учёными были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ) — ЭНИАК и МАНИАК. Использование электронных компонентов вместо электромеханических реле и зубчатых колёс позволило принципиально повысить быстродействие вычислительных машин. Впервые был использован принцип хранимой в общей памяти программы. В 1950 г. первая ЭВМ появилась и в СССР; её разработал коллектив во главе с академиком С. А. Лебедевым.

ЭНИАК. 27-тонный ЭНИАК (самая тяжёлая машина в истории) занимал зал пло­щадью 200 кв. метров. За 1 секунду он производил 300 операций умножения или 5000 операций сложения при тактовой частоте 100 кГц, потребляя мощность до 150 кВт. Он включал в себя и автономные схемы для выполне­ния ускоренного умножения, деления, извлечения квадратного корня, и ещё три устройства для табличного вычисления разных функций.

«Колоссус». В 1942—1943 гг. в Великобритании была построена и успешно использо­валась цифровая вычислительная машина на электронных лампах «Колоссус», с помощью которой расшифровывались секретные немецкие радио­граммы. Оценивая заслуги её создателя А. Тьюринга, один из его коллег сказал: «Я не хочу сказать, что мы выиграли войну благодаря Тьюрингу, но беру на себя смелость сказать, что без него мы могли её и проиграть». В память о Тьюринге установлена премия его имени за выдающиеся работы в области математики и информатики.

 

ЭВМ (использовавшие двоичную систему счисления) стали широко приме­няться в гражданской и военной сфе­рах. Развитие техники и программного обеспечения происходило стремительно. Вскоре появилась теория искусственного интеллекта. Усовершенствование ЭВМ и быстрый прогресс в других областях электроники (включая радио и телевидение) стали возможными благодаря изобретению транзистора (полупроводникового прибора, усиливающего и пре­образовывающего электромагнитные ко­лебания). Возникла новая наука кибернетика, изучающая законы получения, хранения, передачи и переработки ин­формации. Её основателем и пропагандистом стал американский учёный Норберт Винер. В 1948 г. вышла его книга «Кибернетика», которая произвела переворот в мировой науке.

 

В 1950-1960-е гг. ЭВМ стали меньше по размерам, стоимость машин снизилась, что позволило начать их массовое производство. Эти устройства стали активно использовать не только учёные, но и бухгалтера и управленцы. Количество элементов внутри одной микросхемы ЭВМ постоянно росло, а в 1971 г. фирма Intel выпустила первый микропроцессор для настольных калькуляторов. Это стало настоящей революцией в компьютерной технике. В 1969 г. зародилась первая глобальная компьютерная сеть — прообраз будущего Интернета. Благодаря появлению и развитию персональных компьютеров (ПК) вычисли тельная техника стала по-настоящему массовой и общедоступной. Большие компьютеры и суперкомпьютеры продолжают развиваться, без них невозможно функционирование многих отраслей науки и техники.

Уже сейчас технологии позволяют воспринимать информацию с рукописного или печатного текста, с бланков, с человеческого голоса, узнавать пользователя по голосу, осуществлять перевод с одного языка на другой, прослушивать и записывать аудиофайлы, просматривать современные фильмы. Это позволяет общаться с компьютерами всем пользователям, даже тем, кто не имеет специальных знаний в этой области. Смартфоны объединили функции ПК и телефона. Привычными предметами быта стали вещи, которые ещё недавно являлись признаками богатства, — цветные телевизоры, транзисторные радиоприёмники, пылесосы, холодильники, стиральные и посудомоечные машины, персональные компьютеры, видеомаг­нитофоны, DVD-проигрыватели, переносные аудиоустройства, мобильные телефоны, камкордеры (малогабаритные комплекты, совмещающие в одном корпусе видеомагнитофон и видеокамеру).

Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли OM (англ. Sir Timothy John «Tim» Berners-Lee; род. 8 июня 1955 года, Лондон) — британский учёный, изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, создатель Всемирной паутины (совместно с Робертом Кайо) и действующий глава Консорциума Всемирной паутины. Автор концепции семантической паутины. Автор множества других разработок в области информационных технологий.

 

Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер (англ. Joseph Carl Robnett Licklider, 11 марта 1915 — 26 июня 1990), известный в научной и ИТ-среде как J.C.R. или «Лик» («Lick») — американский учёный. Ранние работы были посвящены психоакустике, последующие работы — в сфере информационных технологий.

Вклад Ликлайдера в возникновение Интернета огромен, он состоит из идей и принципов, а не из изобретений и технологий. Ликлайдер предвидел необходимость объединения в сеть компьютеров, имеющих простые пользовательские интерфейсы. Его идеи предвосхитили компьютерную графику, интерфейсы, работающие по принципу указания и выбора (point-and-click), цифровые библиотеки, электронную коммерцию (e-commerce), дистанционное банковское обслуживание (online banking), а также программное обеспечение, размещаемое в сети.

 

 

Тема 2.17. Художественная культура.

Процессы в мировой художественной культуре.

1)Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух культур – научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искусство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла.

Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингуэй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества преобладала над художественной. Росло значение культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность критического реализма – неореализм. Неореалисты поставили целью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал влияние на мировой кинематограф – творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы получил распространение так называемый «социалистический реализм

». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя – революционера-пролетария, коммуниста; партийность – отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксистско-

ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отрицают существование соцреализма как самостоятельного художественного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разновидностей критического реализма. Творчество французского писателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) показывает, что соцреализм существовал как самостоятельное направление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре ХХ в.

В 50-60 годы была развернута кампания против авангардных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписывавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы.

Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и развлекательные). Жанры массовой культуры – шоу, боевик, шлягер, комикс. Культ «звезд» – искусственное создание популярности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов.

Новые направления в искусстве формировались в значительной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания – личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отрицание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско – отсутствие сюжета, жизненных идеалов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни дальнейшее развитие получили основные направления модернизма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.

Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Молодые художники предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и технические изделия, современную городскую среду – в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, популярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кокаколы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рекламного плаката.

Развитие инженерных знаний сделало возможным использование новейших строительных и отделочных материалов, таких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или бетонных решетках перекрытия или бетонные купола над огромными выставочными и спортивными залами, стадионами ит.п. Примером может служить бетонный купол Олимпийского дворца спорта в Риме.

Во второй половине ХХ в. обновились принципы планирования городов. Новым было более свободное расположение жилых домов, сохранение природного окружения, сосредоточение в микрорайонах всего, что необходимо для повседневной жизни, улицы только для пешеходов, скоростные автомагистрали, размещение промышленных районов вдали от жилья и т.д. Площади и другие открытые пространства демонстрируют свою современность памятниками нынешних художников. Но понимание качества их нередко остается монополией элиты.

Ярким феноменом художественной жизни второй половины XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока – Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискриминации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, музыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно – любовь», «Дайте миру шанс» стали неофициальными международными молодежными гимнами.

Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьетнаме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, милитаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благотворительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рокоперы Э.Л.Уэббэра и Райса «Иисус Христос – суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями классической оперы.

В 70-е годы происходило формирование национальных рокдвижений. Рок стал не только явлением в художественной культуре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характеризовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.

Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, коммерциализация средств массовой коммуникации способствовала экспансии американской массовой культуры, вытесняющей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отрицание достижений искусства соцреализма, что наглядно проявилось в уничтожении памятников, символизирующих «социалистический выбор» и его вдохновителей. Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиозного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.

2).Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л. Арагон, А. Камю, немецкие писатели А. Зегерс, В. Бредель, дважды был ранен на фронте Э. Хемингуэй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества преобладала над художественной. Росло значение культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность критического реализма – неореализм. Неореалисты поставили целью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал влияние на мировой кинематограф – творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э. Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы получил распространение так называемый «социалистический реализм

». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя – революционера-пролетария, коммуниста; партийность – отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксистско-

ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отрицают существование соцреализма как самостоятельного художественного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разновидностей критического реализма. Творчество французского писателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) показывает, что соцреализм существовал как самостоятельное направление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре ХХ в.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.