Гл.22 Жертвенник заиорданских колен — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Гл.22 Жертвенник заиорданских колен

2017-10-16 225
Гл.22 Жертвенник заиорданских колен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

 

Гл.23. Завещание И.Навина

Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

 

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.

Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.

Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...

Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.

Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.

21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...

Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.

 

КНИГА СУДЕЙ

евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ

Охватывает период от И.Навина до начала теократического правления в Израиле (до нач.правления пророка Самуила). Отображает печальный период в истории Израиля. Тот период, крый наступил после смерти И.Навина, период духовного упадка. Народ стал смешиваться с язычниками, стал перенимать их обычаи и самое главное – идолопоклонство. Т.е.происходило не только этническое смешение. Соответственно, наступали уже и внешние бедствия. Правда, и в этот период Господь тоже не оставляет народ своим попечением, посылает им Судей. О некоторых из них рассказывается довольно подробно, а о некоторых дается просто краткое упоминание.

О таких судьях, как Гедеон, Самсон, повествуется довольно подробно.

Об авторстве книги: вероятнее всего, автором надо считать пророка Самуила. На тот период иевусеи еще живут в Иерусалиме (их крепость взял только Давид).

Гл.21, 25 стих (заключительн.) - и не было царя у Израиля... Т.е., возможно, автор, кто это писал, уже видел царя. М.б., Самуил, крый восстановил религиозное единство Израиля и способен был давать характеристику прошедшей эпохи.

Деление по содержанию:

1-2 главы – вступление. Повествуется о первых благополучных временах после смерти И.Навина, но также говорится о невыполнении Израилем постановлений Божиих, о неизгнании народов. Здесь же говорится о переходе от благополучных времен к временам упадка.

3-16 главы, основная часть книги. Собственно история судей и плачевное состояние Израиля.

17-21 главы, заключение. Как бы 2 приложения, крые очень ярко характеризуют состояние Израиля. 17-18 гл. - идолопоклонство в доме Михи...?, 19-21 главы – история с наложницей левита. Показывают, насколько глубоко падал Израиль в это время, глубину падения.

История Руфи выделена в отдельную книгу. По периоду времени ее тоже можно поместить сюда же.

 

Святоотеческое толкование чудесного орошения руна Гедеона, 6 гл.

Гедеон по-человечески просит от Бога знамения, чуда, подтверждения того, что ему суждено избавить Израиль от мадианитян. Просит, чтобы на руне была вода, а вокруг было сухо. И наоборот. Все сбылось и осуществилось. Когда на шерсти была вода, это символизирует ветхозаветный Израиль. Это единственный народ, где хранилась верность Богу. Второе явление – символизирует распространение веры среди других народов, в то время как Израиль не принял спасение.

 

Краткий экскурс по книге, показывающий состояние Израиля в этот период, его падение. Из какой глубины пропасти вытащил свой народ пророк Самуил.

1, 21. иевусеи... живут с сынами Вениаминовыми до сего дня

26 стих – Израиль сделал хананеев данниками, но не изгнал их. (Так экономически выгодно)

–явление Ангела... что не будет больше изгонять народ.

Вся история идет как по кругу: Отступление от Бога – бедствия, нашествие врагов, покорение врагами – избавление через судей – потом опять все по новой.

Кстати, сами судьи не всегда были на высоте. Взять того же Гедеона. Одержал он победу над мадианитянами, и что произошло дальше: 6, 22-28 – дайте мне каждый из добычи своей по серьге. Весу было 1700 золотых сиклей, кроме... Сделал из него... и поставил в городе своем и стал сетью для него...

6, 6 – и возопили сыны Израилевы ко Господу.

С другой стороны, Стихи 27-34: Гедеон разрушил жертвенник и срубил дерево Ваала ночью, т.к.боялся за свою жизнь.... Выдай нам сына своего, чтобы предать нам его смерти. Это о чем-то говорит. Вот как возопили ко Господу.

Еще одно место: 9, 27: собирали виноград свой, ели и пили, ходили в дом бога своего и проклинали Авимелеха. Полная анархия, отсутствие власти и авторитета, сам царь для них не авторитет.

Т.е.состояние Израиля – полное безразличие к вопросам веры, к государственной власти, полной разрозненности и разобщенности. Судьи тоже не имели высокого авторитета. Напр., Гедеон пошел небольшим отрядом против мадианитян, а ефремляне открыто выступали против него. Т.е.он уже не был для них никаким авторитетом. А Самсона и вовсе отдали филистимлянам. Более того, к концу периода судей – можно сказать, они вообще не имели никакого авторитета. И часто судьями называются просто предводители отдельных групп. Самсон – это богатырь из народа, который своей силой буквально творил чудеса. "Не было царя, каждый делал то, что ему казалось справедливым". В самом конце периода судей авторитетом стал пророк Самуил.

И пик падения всего, что описано в книге Судей – это то, что произошло с наложницей левита.

Судьи:

Гофониил (племянник и зять Хорева),

Аод,

Самегард,

Девора и Варак – избавили от Оависа, царя Ханаанского,

Гедеон,

Авимелех,

Фола, из колена Исахара

Иаир из Галаада

Иефай

Есевон из Вифлеема

Елон

Авдон (эти три судьи - 12,8-13)

Самсон

Емегар – 16,31 – только в Септуагинте

Илий первосвященник

Самуил.

 

КНИГА РУФЬ

евр., греч., - Руфь

Можно рассматривать как одно из приложений к книге Судей, правда, это повествование имеет уже положительный оттенок. Трудно назвать автора, видимо – пророк Самуил. В еврейской Библии книга относится к разделу не пророков, а писаний. Явно написана уже в период царей, причем во время, когда Давид был уже известной личностью.

1,1 – Когда управляли судьи... - говорит о периоде судей уже в прошедшем времени.

Конец, 17-22 ст. Овид, отец Иессея, отца Давидова... Уже Давид упоминается, т.е.он уже что-то значит, о нем уже было известно, хотя он был младшим сыном Иессея. Эти данные указывают на личность пророка Самуила.

Поступок Руфи, когда она пришла к Воозу ночью – нормальный и даже похвальный с т.зрения древней морали и закона Моисеева. Здесь нет ничего странного.

 

КНИГИ ЦАРСТВ

В греческой и славянской Библии – 4 книги Царств. В еврейской Библии – 1 и 2 книги представляют собой одну книгу – Сеферь Шамуэль, книга Самуила. 3 и 4 книги – тоже одна книга, Цари. В западной Библии называются – 1 и 2 книги Самуила и 1 и 2 книги Царей.

Перид времени, который охватывает книги Царств. Начинается с рождения Самуила и оканчивается Вавилонским пленом, конкретно – выведением царя Иехонии из темницы и его привилегированном положении при дворе вавилонского царя.

1 книга Царств – история правления Самуила и царя Саула.

2 книга Царств – правление царя Давида.

3 книга Царств – правление Соломона. Разделение царства и синхронная история двух царств – Северного и Южного. Оканчивается смертью Иосафата, царя Иудейского и Ахава Израильского.

4 книга Царств – начинается с повествования Охозии в Северном царстве и Иорама в Южном. Первые 17 глав продолжают синхронное повествование об истории двух царств, с 18 по 25 главу – продолжают историю Южного царства (после падения Самарии).

Вопрос об авторстве. Здесь именно тот случай, когда нельзя назвать одного автора. Книги охватывают период порядка 500 лет и ясно, что в их написании участвовало много людей. Начало этих книг - явно совершенно принадлежит тому же автору, что и автору книги Судей, пророку Самуилу. Окончание этих книг – предположительно пророк Иеремия, т.к.сходный язык и сходное повествование с книгами пророка Иеремии. Но это на уровне предположения. Владыка Сергий говорит об авторстве Ездры – но здесь язык и стиль совершенно отличный. Нет склонности к перечислению имен и народов, что было важно во время Ездры, а здесь – написано человеком политическим, мыслившим государственно.

Цель написания книг – та же, что и всех исторических книг. Показывается зависимость благополучия от верности Богу. Когда народ хранит верность Богу, тогда и благополучие, и безопасность. Как только отступает – его постигают бедствия. Также характерная черта книг Царств – подчеркивается значение царя как провиденциальной личности, олицетворяющей собой весь народ. Царь рассматривается как бы отец народа, как личность, вбирающая в себя весь народ. Соответственно, за грех царя страдает народ, страдает государства. Как и наоборот, за грех народа страдает царь.

 

ПЕРВАЯ КНИГА ЦАРСТВ

Всего в книге 31 глава, ее можно условно разделить на три части.

Первая часть – 1-4 главы – правление священника Илия.

5-12 главы – время судейства, правления пророка Самуила.

13-31 главы – время правления Саула.

 

Пророческая песнь Анны

2, 1-10. Большое сходство с песнью Богородицы. Рог – символ силы, могущества. Анна ставит Бога виновником рождения ребенка и воздает Ему благодарность за рождение сына. О понятии спасения – по большому счету всегда означает спасение от смерти. Для Анны рождение ребенка называется спасением. Бездетность означает смерть человека. Человек жив до тех пор, пока живо его потомство. Наличие потомства, рода означает продолжение жизни. Естественно, что бесплодная женщина находилась в униженном положении. Но пути Божии – это не пути человеческие. Соответственно, отсутствие детей далеко не всегда означает отвержение Богом.

2 ст. Исповедание единобожия; учение о том, что во всех тяжелых жизненных обстоятельствах нужно возлагать надежду на Бога и к Нему прибегать.

3-9 ст. Одна и та же мысль – что благополучие, силу, сам дар жизни дает Господь. Все это наследуют праведники. Грешник, если у него и будет благополучие, то временно, он его лишится.

10 ст. Главный дар, который может быть у человека – это дар богопознания. Разумеется, не рационалистического знания о Боге, а проникновения в тайны Божии. Другая мысль – Богу противостоять никто не может, Бог – Судия всех. И здесь впервые употребляется слово "мешерах", мессия, помазанник.

 

Служение пророка Самуила

3 гл. Начинал служить при скинии. Можно сказать, что в религиозном отношении была определенная степень богооставленности в Израиле. "Слово Господне редко, видения нечасты" (3,1). Служил при Илии – уже говорит о той обстановке, которую он тогда видел при скинии – совершенно беззаконные поступки сыновей Илия, которые соблазняли приходивших для жертвоприношения. Все это видел Самуил. Тем не менее, как это видно из текста, он сам не опустился до этого уровня. В этой обстановке происходит его призвание к пророческому служению. Еще при жизни Илия, а тем более по его смерти Самуил начал свою деятельность. Быстро облетела всех весть, что он призван на пророческое служение.

В каком состоянии достался Самуилу Израиль? Одновременное почитание и Бога, и идолов, когда все выстраивается в одну линию, в один ряд с истинной религией. Поэтому абсолютное большинство народа приходило в скинию для жертвоприношения – надо же и своего Бога не забывать... Но в основном народ языческий. В политическом отношении – 12 разрозненных колен, отсутствие единства. Внутри колен были и собственные распри. Колено Ефремово всегда наряду с коленом Иудиным серьезно претендовало на первенство.

И вот заслуга Самуила в том, что ему удалось объединить вокруг себя весь Израиль. Он стал для Израиля серьезным непререкаемым авторитетом, был преодолен сепаратизм отдельных колен.

Израиль находился под властью филистимлян. Филистимское иго было очень тяжелым. Это все досталось от Илия в наследство Самуилу.

По этим трем направлениям Самуил и проводил свою деятельность. Объединил под своим началом Израиль как народ, судя каждого добросовестно, непредвзято. Более того, когда он приобрел уже всеобщий авторитет, он направляет всю свою деятельность на возрождение истинной религии. И именно при Самуиле были одержаны первые победы над филистимлянами. Именно в этот период возникла столь долгожданная надежда на избавление от этого филистимского ига. Окончательно филистимлян разгромил Давид. Борьба была очень продолжительной. Бесконечные войны при Сауле, пока Давид их не разбил.

Еще одна заслуга пророка Самуила – явился основателем израильской монархии. Сложно сказать, почему к установлению монархии было такое негативное отношение, почему это считалось за грех. Одна причина вполне очевидная – болезнь любого правителя. Сам Самуил был честным и неподкупным судьей, а вот его дети уже стали судить за подарки. Вот почему народ стал просить царя. Все-таки царь получает свое содержание от всего государства. Царь обеспечен всем, и у него нет причин судить предвзято. С другой стороны, для Самуила это решение обозначало отвержение его лично, т.к.отвержение детей означает прекращение преемства власти. Кроме того, в Израиле в это время была особая форма правления – теократия. Такая просьба, такое требование обозначает отвержение Бога, отвержение правления Божия. Хотя в то же время и не является смертным грехом, т.к.это не идолопоклонство.

Деятельность пророка Самуила не прекращалась и во времена царя Саула до последнего дня его жизни. Самуил уже при наличии царской власти оставался судьей, был регентом царя, открывал ему волю Божию, обличал его. Самуил помазал на царство двух царей. Было даже, что спас Давида от Саула. Для самого же Саула он был непререкаемым авторитетом, Саул его побаивался. Слово Самуила, его расположение для Саула значило очень многое.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.