Обеспечение экологической безопасности производственной базы и технологических процессов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Обеспечение экологической безопасности производственной базы и технологических процессов

2017-10-21 459
Обеспечение экологической безопасности производственной базы и технологических процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные источники, причины и уровень загрязнения окружающей среды от производственной деятельности автотранспортного комплекса.

Загрязнение окружающей среды от АТК происходит не только при движении автомобилей, но и при их заправке, обслуживании, ремонте, хранении и т.д., то есть произ­водственной деятельности автотранспортного комплек­са, удельный вес которой от общего загрязнения АТК в различных условиях колеблется от 7-10 до 20-24%.

Приведенная ниже классификация возможных объек­тов инфраструктуры автотранспортного комплекса рас­сматривает все объекты в том или ином регионе местно­сти, влияние которых необходимо рассматривать при изучении влияния инфраструктуры АТК на загрязнение окружающей среды. Объекты инфраструктуры АТК вклю­чают в себя: автотранспортные предприятия (АТП), места хранения индивидуальных автомобилей, места сто­янки автомобилей, места торговли и розлива топлива, моечные пункты, предприятия торговли.

К автотранспортным предприятиям относятся комп­лексные и эксплуатационные АТП. Комплексные автотран­спортные предприятия имеют собственную производ­ственно-техническую базу для ТО и ремонта, стоянку автомобилей (закрытую отапливаемую стоянку, закрытую неотапливаемую стоянку, открытую стоянку с подогревом или разогревом двигателя, открытую стоянку без подо­грева и разогрева). Эксплуатационные АТП выполняют перевозки грузов и пассажиров, поэтому они либо не име­ют вовсе или имеют частичную базу для ТО и ремонта ав­томобилей. Хранение автомобилей эксплуатационными АТП осуществляется теми же способами, что и комплекс­ными АТП.

Места хранения индивидуальных автомобилей, чис­ленность которых достигает 80 и более процентов от чис­ленности парка автомобилей, могут быть разделены на капитальные гаражи, крытые некапитальные гаражи и открытые стоянки. Капитальные гаражи разделяются на отапливаемые и неотапливаемые. Крытые некапитальные гаражи являются неотапливаемыми. Большинство из них - организованные и зарегистрированные в местных орга­нах власти, однако, как показывают обследования, среди данного вида мест хранения индивидуальных автомоби­лей имеются неорганизованные и незарегистрированные крытые и открытые стоянки. В крытых гаражах могут на­ходиться СТОА, автомастерские, мойка, автомагазин, выполняться другие виды автотранспортной деятельно­сти, в том числе складирование грузов.

Места стоянки автомобилей подразумевают кратко­временное нахождение автомобильного транспорта. К та­ким местам стоянки относятся места стоянки транзитного транспорта, а также места временного скоп­ления автомобилей. В местах стоянки транзитного транспорта, как уста­новлено исследованиями МАДИ, проводится перегруз­ка автомобилей, оптовая и мелкооптовая торговля с ав­томобилей, выполняются ТО, ТР, мойка подвижного состава.

Места временного скопления автомобилей представ­ляют стоянку автомобилей на улицах и у домов, стоянку автомобилей в местах зрелищ и обслуживания населения, у магазинов, рынков, кладбищ и в других местах. Данный вид из рассматриваемого перечня возможных объектов АТК оказывает огромное воздействие на окружающую среду, так как стоящие на улицах и у домов автомобили составляют более половины автомобилей индивидуаль­ных владельцев, и большая их часть эксплуатируются круглогодично; другие виды временной стоянки автомо­билей, особенно крупные магазины и рынки, в течение всего дня сосредотачивают сотни и тысячи автомобилей, которые временно паркуются, постоянно меняются, осу­ществляют пуск и прогрев двигателя.

К местам торговли и розлива топлива относятся неф­тебазы и склады ГСМ, стационарные и передвижные АЗС. Стационарные АЗС делятся на специализированные, осу­ществляющие только торговлю автомобильным топли­вом, и с расширенными функциями, выполняющими кро­ме отпуска топлива, торговлю маслами, техническими жидкостями, запасными частями и другими автопринад­лежностями, мойку автомобилей, услуги по ТО и ремон­ту. На некоторых стационарных АЗС с расширенными функциями, в последнее время можно увидеть кафе, магазины, переговорные телефонные пункты.

Пункты мойки автомобилей делятся на организо­ванные и неорганизованные. Организованные моеч­ные пункты являются, как правило, стационарными. Аналогично ав­тозаправочным станциям, они могут быть как спе­циализированными, так и с расширенными функция­ми. Проведенные исследования показывают, что неорга­низованная мойка автомобилей, несмотря на существу­ющий запрет, выполняется в течение круглого года у рек, прудов и других водоемов, в гаражах, на стоянках и местах временного хранения транспорта, в том числе во дворах.

Предприятия торговли в инфраструктуре АТК включа­ют в себя автомобильные рынки, крупные и мелкие авто­магазины. Данные объекты оказывают влияние на окру­жающую среду в основном за счет выхода тары, а также некоторых видов работ технического обслуживания, вы­полняемых у торгующих организаций владельцами авто­мобилей. Из-за последнего происходит пролив и подтекание масел и технических жидкостей, могут быть выброшены прямо на месте выполнения работ фильтры, ветошь, другие элементы автомобилей, в том числе и ак­кумуляторные батареи.

Большое влияние на образование вредных веществ оказывают такие характеристики АТП, как численность под­вижного состава и его марки, способ хранения автомоби­лей, наличие собственной производственно-технической базы и уровень ее обеспеченности производственно-складскими площадями, технологическим оборудованием и персоналом, способы организации технологий хранения, пуска, заправки, технического обслуживания и ремонта и некоторые другие.

Состав и причины загрязнения окружающей среды от производственно-эксплуатационной деятельности АТК

Состав и размеры загрязнения окружающей среды от объектов инфраструктуры АТК зависят от видов выполня­емых каждым конкретным объектом воздействий, работ и услуг (например, на комплексных АТП присутствуют практически все наименования вредных веществ; на эксплуатационных АТП, СТО и автомастерских некоторые из них могут отсутствовать, в гаражах и автостоянках отсутствуют такие вещества как толуол и ксилол; на АЗС, мойках, в магазинах и на авторынках присутствуют лишь некоторые из них).

Выделение загрязняющих веществ на территории объектов инфраструктуры автомобильного транспорта вызвано различными причинами, связанными с обеспе­чением функционирования парка автомобилей. При этом в каждом отдельном случае могут выделяться те или иные основные компоненты. При запуске двигателя, прогреве двигателя, маневрировании по территории наиболее часто встречаемыми веществами являются соединения свинца, СО2, СО, SO2, твердые частицы (сажа) и т.п.; при ТО и ремонте встречаются такие вещества как ацетон, бутиловый спирт, толуол, ксилол, свинец, пластмасса, лаки и краски, кислоты, смазочные вещества, антифриз, и др.; при заправке встречаются SO2, соединения свинца; при мойке автомобилей – смазочные вещества, синтетические моющие средства, грязь; в торговле наиболее встречающимися являются отходы тары.

Размеры загрязнения от производственной и эксплуатационной деятельности предприятий автомобильного транспорта

Непосредственно для конкретных предприятий, вхо­дящих в инфраструктуру автомобильного транспорта, определение количества выбросов и выхода загрязняю­щих веществ выполняется по соответствующим методи­кам, результаты расчета по которым носят осредненные значениям загрязнения окружающей природной среды.

Основными действующими документами для выпол­нения расчетов служат "Экологический паспорт промыш­ленного предприятия" (ГОСТ 17.0.0.04-90) и "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферу для автотранспортных предприятий" (Минтранс РФ, 1998 г.).

На их базе разрабатывается следующая экологиче­ская документация для предприятий инфраструктуры АТК:

— рабочий проект «Охрана окружающей среды»;

— расчет (проект) предельно-допустимых сбросов (ПДС);

— экологический паспорт автотранспортного предприятия;

— расчет (проект) предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух автотранспортным или иным пред­приятием инфраструктуры АТК.

При определении объемов выхода загрязнения при производственно-эксплуатационной деятельности авто­транспортного предприятия экологический паспорт явля­ется наиболее полным документом и включает в себя не­сколько ниже перечисленных разделов.

Расчет количества образования отходов произ­водства и потребления включает в себя:

отработанные автомобильные масла (моторные, трансмиссионные, специальные), норма расхода которых принимается по годовому расходу топлива (по маркам подвижного состава предприятия), при этом норма об­разования отработавших масел составляет: 25% от годо­вого потребления моторных масел, 30% - для трансмис­сионных масел и 35% - для специальных масел;

отработавшие автомобильные шины рассчитывают­ся с учетом годового пробега (по маркам автомобилей) под­вижного состава, количества шин на одном автомобиле, гарантийных (временных или иных, утвержденных вышесто­ящей организацией) норм пробега шин, модели шин, мас­сы шин, доли шин, сдаваемых в восстановление, их возвра­та в эксплуатацию и норм пробега после восстановления;

— разделы отработавшие аккумуляторные батареи (АКБ) и отработанный электролит рассчитываются на основании количества автомобилей, находящихся в эксплуатации, ко­личества аккумуляторных батарей, установленных на одном автомобиле, типа АКБ, массы аккумуляторного свинца, мас­сы моноблока, массы электролита и среднего гарантийного срока эксплуатации АКБ - 2 года (если для предприятия не существует других норм срока эксплуатации АКБ);

промасленная ветошь рассчитывается исходя из норм расхода материалов на техническое обслуживание и ре­монт (2,5 кг на 10 000 км пробега подвижного состава);

огарки электродов определяются по фактическим данным потребления предприятием электродов (кг в год) и средних статистических данных сварочных производств, указывающих, что в огарки направляется 13% первона­чального веса электродов;

твердые бытовые отходы рассчитываются на основа­нии общей численности работающих на предприятии за ис­ключением водителей и кондукторов и годовой нормы об­разования твердых бытовых отходов (бытового мусора) в количестве 0,22 м3 или 40 кг в год на одного работающего;

смете территории предприятия определяется исхо­дя из площади убираемого твердого покрытия, удельной нормы образования смета (0,01 м3 с м2 в год) и средней плотности смета с территории (0,35 т/м3);

отходы деревообработки, опилки промасленные рас­считываются на основании использования фактических дан­ных потребления предприятием пиломатериалов (м3), объем­ного веса древесины (0,5 т/м3), нормы образования отходов деревообработки (14%), нормы образования опилок (12%); обычно при расчетах принимается, что все опилки использу­ются при уборке производственных помещений, в результате чего они промасливаются, увеличивая свою массу в 1,4 раза;

выход металлолома определяется на основании удельных норм образования отходов черных и цветных металлов по маркам подвижного состава (кг/10 000 км пробега) и годового пробега автомобилей;

отработанные люминесцентные лампы рассчитывают­ся на основании фактических данных предприятия о количе­стве установленных люминесцентных ламп, среднего веса одной лампы (0,2 кг), среднего времени работы ламп в сутки (часов), количества рабочих дней в году и среднего гаранти­рованного времени работы одной лампы (15 000 часов);

промасленные фильтры определяются исходя из пе­риодичности замены фильтров на эксплуатирующихся в предприятии автомобилях (по маркам), годового пробе­га всех марок автомобилей и веса фильтров;

Расчет выбросов загрязняющих веществ от подвиж­ного состава проводится по пяти загрязняющим веществам: оксид углерода (СО), углеводород (СН), оксиды азота (в пе­ресчете на диоксид азота NO2) и соединения свинца (РЬ) и сажа (С). При этом соединения свинца принимаются для бен­зиновых двигателей, а сажа - для дизельных.

Выбросы на территории предприятия включают в себя компоненты отработавших газов, образовавшиеся при пуске и прогреве автомобилей, а также при движении подвижного состава как вне производственного корпуса, так и внутри его. Объемы выбросов рассчитываются раз­дельно для теплого (температура воздуха от +5оС и выше), переходного (температура воздуха от -5°С до + 5°С) и хо­лодного периодов года (температура воздуха ниже –5оС).

При выполнении расчетов учитываются среднее время прогрева двигателя автомобилями, средний путь движения автомобилей на территории предприятия, удельные выбро­сы i-гo вещества при прогреве двигателя, работе на холо­стом ходу, движении в производственном корпусе АТП при выполнении ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта. Объемы выбро­сов осуществляются с учетом моделей подвижного состава.

Расчет выбросов вредных веществ от производ­ственных участков выполняется на основании инвента­ризации всех производственных подразделений АТП, их технологических процессов и выделяемых загрязняющих атмосферу веществ.

Для окрасочного участка объем выхода загрязне­ния ведется на основании следующих данных предпри­ятия: годовой расход краски и ее марка, годовой расход растворителей и их марка, процентное выделение аэро­золей краски и растворителей при различных мето­дах окраски и сушки, процент летучей части компо­нентов в краске и растворителях, наличие и эффектив­ность гидрофильтров окрасочного участка.

Выбросы от кузнечного участка представляют собой оксид углерода, диоксид серы, сажу, пары аэрозолей ма­сел при закалке металлов. Данные загрязнения не вели­ки по своей массе, и для АТП в 130-150 автобусов они составляют менее 20-25 кг в год.

Загрязнения от сварки и резки металлов с приме­нением газовой и электродуговой сварки целесообразно определять по годовому расходу электродов, ацителена и пропаново-бутановой смеси и с учетом среднего вре­мени работы в день.

О загрязнении окружающей среды конкретно рассмат­риваемого региона можно судить, суммировав выбросы всех производственных объектов АТК, работающих на тер­ритории. Вместе с тем полученные объемы выхода вред­ных веществ, как показывают исследования, будут зани­жены примерно на 50%. Это связано с тем, что при выполнении расчетов не учитываются временные, неза­регистрированные и стихийные стоянки автомобилей, оказывающие огромный вклад в выходе отходов и всех видов загрязнения при эксплуатации, а также другие объекты инфраструктуры АТК.

Как показали исследования МАДИ, масса вредных выбросов только от легковых автомобилей индивидуаль­ных владельцев, расположенных в ГСК и на организован­ных стоянках составляют более 60% от всех выбросов. Однако на организованных местах хранения в ок­руге находится менее 45% индивиду­альных автомобилей. Остальные автомобили находятся у дорог и во дворах. Практика показывает, что на 1 км до­роги с заглублением в каждую сторону на 400 м распола­гается от 300 легковых автомобилей (в старых районах) и до 550 (в новостройках). Дополнительно с легковыми автомобилями индивиду­альных владельцев транспорта находятся автомобили мел­ких владельцев транспорта (юридических лиц), не имею­щих собственной производственно-технической базы.

Следовательно, для точного и полного определения всех видов загрязнения от прозводственно-эксплуатационной деятельности на территории региона необходимо проводить инвентаризацию всех указанных выше объек­тов на местности.

Оценка и регулирование экологической безопасности от производственно-эксплуатационной деятельности объек­тов АТК на уровне региона должны учитывать всю совокуп­ность вредного воздействия на окружающую среду, вклю­чая использование природных ресурсов, электроэнергии и тепла. Блок-схема выполнения этих работ (рис. 12) рассмат­ривает виды воздействия по источникам происхождения и каналам влияния, позволяет осуществлять модульный под­ход с учетом вида объекта и выполняемых им работ, а также направлена на разработку этапов реализации территори­альной программы обеспечения экологической безопасно­сти при деятельности инфраструктуры АТК.

 

Экологические и природоохранные мероприятия, как видно из рисунка, должны проводиться по двум направлениям: непосредственные загрязнения и отхо­ды при деятельности предприятий АТК и расходование ресурсов при выполнении производственной деятель­ности

При рассмотрении видов выполняемых работ пред­приятиями, всех типов объектов инфраструктуры АТК на исследуемой территории, видов потребляемых ими природных ресурсов определяются размеры загрязне­ния вредными выбросами и отходами и объемы по­требления всех видов ресурсов. Данный подход позво­ляет для каждого конкретного региона устанавливать дифференцированные платы за загрязнения и ресур­сы, разрабатывать экологические мероприятия и ресурсосберегающие технологии, а в дальнейшем с уче­том имеющихся финансовых и других ресурсов разрабатывать этапы проведения природоохранной работы, которые входят в территориальную програм­му обеспечения экологической безопасности и ресур­сосбережения при производственно-эксплуатацион­ной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.