Показатели оценки состояния и развития ПТБ — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Показатели оценки состояния и развития ПТБ

2017-10-21 902
Показатели оценки состояния и развития ПТБ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.С. Нестеренко

 

Производственно-техническая инфраструктура
предприятий автомобильного сервиса

 

 

Конспект лекций

Омск 2007

 

 

УДК 656.13.07.001.2

ББК 39.38

Н 56

 

 

Рецензенты:

 

 

Нестеренко И.С.

Н 56 Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: Конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – с.

 

В конспекте лекций приведены основные темы лекционного курса дисциплины «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса». Изложены основные понятия и определения курса.

Предназначен для студентов высших учебных заведений специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» всех форм обучения.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ

УДК 656.13.07.001.2

ББК 39.38

Ó И.С. Нестеренко, 2007

Ó Омский государственный технический университет, 2007

Содержание

 

Содержание

 

 

Список литературы

Приложение

 

 

Понятие производственно-технической базы
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта

Производственно-техническая база (ПТБ) – это совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического осмотра (ТО), ремонта и хранения подвижного состава, а также создания необходимых условий для работы персонала.

К зданиям относятся производственные и административно-бытовые, крытые стоянки автомобилей, склады и т.п.; к сооружениям – обустроенные открытые стоянки, покрытия территорий и площадок, дороги, навесы, топливозаправочные хранилища, водонапорные башни и водохранилища и т.п.; к оборудованию – техническое и вспомогательное оборудование производственных зон и участков и т.п.; к оснастке – рабочие столы, верстаки, шкафы и т.п.

Кроме того, к ПТБ относятся передаточные устройства (наружные электросети, трубопроводы и т.п.), силовые машины (электродвигатели, передвижные электростанции, компрессоры и т.п.), вычислительная техника.

Вышеперечисленные элементы ПТБ составляют так называемую пассивную часть основных производственных фондов, а подвижной состав – активную часть.

В свою очередь в основных производственных фондах ПТБ можно выделить активную часть (оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения).

В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, авторемонт­ные, автообслуживающие и терминалы.

Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распро­страненным типом предприятий автомобильного транспорта. Основной задачей АТП является эффективное осуществление автомобильных перевозок. Обеспе­чение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регулярного выпол­нения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ре­монту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей.

По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские автобус­ные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предпри­ятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежно­сти различают АТП общего пользования, ведомственные, кооперативные, ак­ционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные.

Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузопотоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъемности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, контейнеры, изделия про­мышленных предприятий и т.д.). Специализация АТП по виду груза по­зволяет существенно уменьшить разномарочность парка, и соответственно снизить трудовые и материальные затраты на обслуживание и ремонт.

Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомоторные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. В крупных городах, как правило, соз­даются специализированные городские автобусные предприятия и таксомотор­ные парки.

Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевоз­ки. Они создаются в небольших городах и населенных пунктах, где нет доста­точного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специали­зированных грузового и пассажирского предприятий.

Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой по­мощи, АТП осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д.

Комплексными называются автотранспортные предприятия, осуществ­ляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвиж­ного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного со­става (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия.

Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего подвижного состава выполняют также рабо­ты по обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятий кооперации, размещенных на другой территории и не имеющих своей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы кооперации создаются в местах скопления грузов и пассажиров и обеспечивают выполнение перевозок, хранение, ежедневное обслуживание, а в некоторых филиалах производится также мелкий ремонт и ТО-1.

Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Схема организации технологического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.

Авторемонтные предприятия. К ним относятся авторемонтные и агрегаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них авторемонтные заводы выполняют капитальный пол­нокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбирают­ся, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируются, не­пригодные заменяются на новые. Затем автомобили вновь собираются.

По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не ниже 80% ресурса нового автомобиля. Однако ни один из существующих в России ремонтных заводов не обеспечивает такую надеж­ность своей продукции. Учитывая большую трудоемкость и дороговизну вы­полнения работ (большинство разборочно-сборочных работ выполняются вручную) и невысокое качество продукции, многие АТП после отмены плано­вой системы поставки автомобилей на капремонт перестали производить капи­тальный ремонт автомобилей на авторемонтных заводах.

Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное и техниче­ское обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), централизованные специализированные производства (ЦСП), стан­ции технического обслуживания автомобилей (СТОА), гаражи-стоянки, кем­пинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и другие.

Базы централизованного технического обслуживания автомобилей пред­назначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилям небольших предпри­ятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов, как двигатель, коробка передач, задний мост и т.д. Размер БЦТОА определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 3000. БЦТОА специализируются в основном на грузовых автомобилях и автобусах.

Централизованные специализированные производства по своему назначению аналогичны БЦТО, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида. Преимущественное развитие получают ЦСП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов системы питания, электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического и инженерного оборудования АТП. Мощность ЦСП 0 от 2000 до 10000 ремонтов в год.

Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ре­монт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и придорожными, а по специализации - обслуживать легковые автомобили, грузо­вые автомобили и автобусы или те и другие. Городские СТО обслуживают автомобили, принадлежащие горожанам или городским предприятиям, и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТО имеют только случайную клиентуру. За последние годы выросла сеть неболь­ших частных СТО выполняющие отдельные виды работ, например, мойка, ди­агностика автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулировка узлов и агрегатов и т.д. Размеры СТО определяются количеством постов для обслуживания автомобилей. Размер городских СТО может быть от 5 до 30 рабочих постов, а придорожных – от 2 до 5 постов.

Гаражи-стоянки - это предприятия, главная задача которых - хранение ав­томобилей. Обычно такие гаражи бывают при автотранспортных предприятиях, домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специаль­ных зданий. Гаражи-стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В густонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или назем­ным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.

Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели сооружаются на автомобильных дорогах, а также вблизи крупных городов и представляют со­бой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для сто­янки автомобилей, СТОА, АЗС. Кемпинги обычно создаются в живописных местах. Здесь автотуристу выделяется участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслужи­вания автомобилей.

Автозаправочные станции - предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом, бензином и дизтопливом. На АЗС могут производиться дозаправка или замена моторного масла, долив воды, подкачка шин, а также реализовываться консистентные и моторные масла, тормозная жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в последнее время частных и акционерных АЗС предусматриваются магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслу­живанию и диагностированию автомобилей. АЗС создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП.

Терминалы - транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым - грузовые станции, кон­тейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы.

Автовокзалы создаются, как правило, в крупных городах для обслужива­ния междугородних пассажирских перевозок. Здесь накапливаются и отправ­ляются по разным направлениям потоки пассажиров. Кроме транспортных ус­луг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, про­живание и т.д. Автостанции создаются в небольших городах и населенных пунктах, расположенных по пути междугородних автобусных маршрутов.

Грузовые станции создаются в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются, перерабаты­ваются и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправи­теля.

Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку до получателя грузов, поступивших, в контейнерах и строятся вблизи железной дороги, морских или речных портов и аэропортов.

Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые па­вильоны и т.д.

Строятся терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта.

И.С. Нестеренко

 

Производственно-техническая инфраструктура
предприятий автомобильного сервиса

 

 

Конспект лекций

Омск 2007

 

 

УДК 656.13.07.001.2

ББК 39.38

Н 56

 

 

Рецензенты:

 

 

Нестеренко И.С.

Н 56 Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: Конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – с.

 

В конспекте лекций приведены основные темы лекционного курса дисциплины «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса». Изложены основные понятия и определения курса.

Предназначен для студентов высших учебных заведений специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» всех форм обучения.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ

УДК 656.13.07.001.2

ББК 39.38

Ó И.С. Нестеренко, 2007

Ó Омский государственный технический университет, 2007

Содержание

 

Содержание

 

 

Список литературы

Приложение

 

 

Понятие производственно-технической базы
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта

Производственно-техническая база (ПТБ) – это совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического осмотра (ТО), ремонта и хранения подвижного состава, а также создания необходимых условий для работы персонала.

К зданиям относятся производственные и административно-бытовые, крытые стоянки автомобилей, склады и т.п.; к сооружениям – обустроенные открытые стоянки, покрытия территорий и площадок, дороги, навесы, топливозаправочные хранилища, водонапорные башни и водохранилища и т.п.; к оборудованию – техническое и вспомогательное оборудование производственных зон и участков и т.п.; к оснастке – рабочие столы, верстаки, шкафы и т.п.

Кроме того, к ПТБ относятся передаточные устройства (наружные электросети, трубопроводы и т.п.), силовые машины (электродвигатели, передвижные электростанции, компрессоры и т.п.), вычислительная техника.

Вышеперечисленные элементы ПТБ составляют так называемую пассивную часть основных производственных фондов, а подвижной состав – активную часть.

В свою очередь в основных производственных фондах ПТБ можно выделить активную часть (оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения).

В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, авторемонт­ные, автообслуживающие и терминалы.

Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распро­страненным типом предприятий автомобильного транспорта. Основной задачей АТП является эффективное осуществление автомобильных перевозок. Обеспе­чение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регулярного выпол­нения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ре­монту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей.

По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские автобус­ные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предпри­ятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежно­сти различают АТП общего пользования, ведомственные, кооперативные, ак­ционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные.

Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузопотоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъемности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, контейнеры, изделия про­мышленных предприятий и т.д.). Специализация АТП по виду груза по­зволяет существенно уменьшить разномарочность парка, и соответственно снизить трудовые и материальные затраты на обслуживание и ремонт.

Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомоторные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. В крупных городах, как правило, соз­даются специализированные городские автобусные предприятия и таксомотор­ные парки.

Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевоз­ки. Они создаются в небольших городах и населенных пунктах, где нет доста­точного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специали­зированных грузового и пассажирского предприятий.

Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой по­мощи, АТП осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д.

Комплексными называются автотранспортные предприятия, осуществ­ляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвиж­ного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного со­става (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия.

Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего подвижного состава выполняют также рабо­ты по обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятий кооперации, размещенных на другой территории и не имеющих своей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы кооперации создаются в местах скопления грузов и пассажиров и обеспечивают выполнение перевозок, хранение, ежедневное обслуживание, а в некоторых филиалах производится также мелкий ремонт и ТО-1.

Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Схема организации технологического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.

Авторемонтные предприятия. К ним относятся авторемонтные и агрегаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них авторемонтные заводы выполняют капитальный пол­нокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбирают­ся, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируются, не­пригодные заменяются на новые. Затем автомобили вновь собираются.

По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не ниже 80% ресурса нового автомобиля. Однако ни один из существующих в России ремонтных заводов не обеспечивает такую надеж­ность своей продукции. Учитывая большую трудоемкость и дороговизну вы­полнения работ (большинство разборочно-сборочных работ выполняются вручную) и невысокое качество продукции, многие АТП после отмены плано­вой системы поставки автомобилей на капремонт перестали производить капи­тальный ремонт автомобилей на авторемонтных заводах.

Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное и техниче­ское обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), централизованные специализированные производства (ЦСП), стан­ции технического обслуживания автомобилей (СТОА), гаражи-стоянки, кем­пинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и другие.

Базы централизованного технического обслуживания автомобилей пред­назначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилям небольших предпри­ятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов, как двигатель, коробка передач, задний мост и т.д. Размер БЦТОА определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 3000. БЦТОА специализируются в основном на грузовых автомобилях и автобусах.

Централизованные специализированные производства по своему назначению аналогичны БЦТО, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида. Преимущественное развитие получают ЦСП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов системы питания, электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического и инженерного оборудования АТП. Мощность ЦСП 0 от 2000 до 10000 ремонтов в год.

Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ре­монт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и придорожными, а по специализации - обслуживать легковые автомобили, грузо­вые автомобили и автобусы или те и другие. Городские СТО обслуживают автомобили, принадлежащие горожанам или городским предприятиям, и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТО имеют только случайную клиентуру. За последние годы выросла сеть неболь­ших частных СТО выполняющие отдельные виды работ, например, мойка, ди­агностика автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулировка узлов и агрегатов и т.д. Размеры СТО определяются количеством постов для обслуживания автомобилей. Размер городских СТО может быть от 5 до 30 рабочих постов, а придорожных – от 2 до 5 постов.

Гаражи-стоянки - это предприятия, главная задача которых - хранение ав­томобилей. Обычно такие гаражи бывают при автотранспортных предприятиях, домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специаль­ных зданий. Гаражи-стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В густонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или назем­ным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.

Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели сооружаются на автомобильных дорогах, а также вблизи крупных городов и представляют со­бой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для сто­янки автомобилей, СТОА, АЗС. Кемпинги обычно создаются в живописных местах. Здесь автотуристу выделяется участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслужи­вания автомобилей.

Автозаправочные станции - предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом, бензином и дизтопливом. На АЗС могут производиться дозаправка или замена моторного масла, долив воды, подкачка шин, а также реализовываться консистентные и моторные масла, тормозная жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в последнее время частных и акционерных АЗС предусматриваются магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслу­живанию и диагностированию автомобилей. АЗС создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП.

Терминалы - транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым - грузовые станции, кон­тейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы.

Автовокзалы создаются, как правило, в крупных городах для обслужива­ния междугородних пассажирских перевозок. Здесь накапливаются и отправ­ляются по разным направлениям потоки пассажиров. Кроме транспортных ус­луг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, про­живание и т.д. Автостанции создаются в небольших городах и населенных пунктах, расположенных по пути междугородних автобусных маршрутов.

Грузовые станции создаются в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются, перерабаты­ваются и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправи­теля.

Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку до получателя грузов, поступивших, в контейнерах и строятся вблизи железной дороги, морских или речных портов и аэропортов.

Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые па­вильоны и т.д.

Строятся терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта.

Показатели оценки состояния и развития ПТБ

Производственно - техническая база наряду с другими материальными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия – средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и пе­редающие свою стоимость на продукт частями по мере износа. В состав произ­водственных фондов входят: здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины, оборудование, подвижной состав, а также инструмент и ин­вентарь длительного пользования. Структура основных производственных фондов на автомобильном транспорте может составлять:

здания - 25%

сооружения - 4%

машины, оборудование, инструмент - 10%

транспортные средства - 61%

Большая часть основных производственных фондов автомобильного транспорта составляют транспортные средства. Это вполне естественно т.к. они осуществляют транспортный процесс, а здания и сооружения создаются для об­служивания подвижного состава и обеспечения непрерывного транспортного процесса. Однако доля зданий, сооружений и оборудования должна быть достаточной, чтобы обеспечить поддержание работоспособности подвижного соста­ва. Оптимальной считается, когда доля зданий, сооружений, оборудования и инструмента составляет в структуре основных производственных фондов не менее 50%. В случае, когда эта доля менее 50% можно утверждать, что осна­щенность и уровень механизации производственных процессов ТО и ТР в АТП не соответствует современным требованиям.

Основные фонды в процессе производства имеют физический износ, снижаются технические и экономические параметры. Физический износ со­провождается уменьшением стоимости основных фондов. Для возмещения из­носа основных фондов, их капитального ремонта и модернизации создается амортизационный фонд. Под амортизацией понимается возмещение износа ос­новных фондов путем переноса их стоимости на вновь создаваемый в процессе производства продукт или выполняемую транспортную работу. Амортизацион­ные отчисления накапливаются на предприятии, и используются на модерниза­цию и обновление производственных фондов.

Кроме физического износа основные фонды подвержены и моральному износу, когда в процессе технического прогресса промышленность создает оборудование и технологии более эффективные, чем имеющиеся на предпри­ятии. В случае, когда эффективность работы и производительность труда на новом оборудовании существенно выше, чем у имеющегося оборудования, то, несмотря на то, что оно еще пригодно для эксплуатации и не прошло аморти­зационного износа может быть заменено на более совершенное и высокоэффек­тивное оборудование. Величина амортизационных отчислений должна быть достаточной для возмещения физического и морального износа и воспроизвод­ства основных фондов.

Для оценки эффективности использования основных фондов на автомо­бильном транспорте используются такие показатели, как фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность основных фондов, а также раз­личные коэффициенты.

Фондоотдача (ФО) определяет сумму доходов (S Д), приходящихся на один рубль основных производственных фондов (Фосн):

.

Фондоемкость (ФЕ) - величина основных фондов, приходящихся на 1 рубль дохода:

.

Фондовооруженность (ФВ) - величина основных фондов, приходящихся на каждого из среднесписочного состава работников предприятия ():

.

Рентабельность основных фондов (Rоф) - отношение балансовой прибыли (Пбал) к величине основных производственных фондов:

Для оценки эффективности использования основных фондов часто ис­пользуются также коэффициент эффективности использования основных фон­дов, характеризующий отношение фактически выполненной за единицу време­ни работы к плановой или возможной выработке и коэффициент сменности ра­боты оборудования, показывающий, сколько смен используется установленное оборудование.

Эффективность использования подвижного состава оценивается такими коэффициентами как коэффициент использования грузоподъемности или вме­стимости, коэффициент использования пробега, коэффициент технической го­товности, коэффициент выпуска парка и другими специфическими для автомо­бильного транспорта показателями.

В целом эффективность работы автомобильного транспорта зависит как от организации перевозок, так и от организации работы производственно-технической базы, обеспечивающей поддержание подвижного состава в техни­чески исправном состоянии.

Изменения технического состояния автомобилей
в процессе эксплуатации

В процессе эксплуатации техническое состояние подвижного состава, вследствие влияния естественного износа, старения, деформации и коррозии деталей, узлов и агрегатов непрерывно изменяется. Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими может вызвать поломку или поврежде­ние - отказ автомобиля, нарушающий его работоспособность и приводящий к прекращению транспортной работы. Причины проявления отказов грузового автомобиля, выявленные путем экспериментальных исследований, выглядят следующим образом:

Износ - 40 %

Пластическая деформация - 26 %

Усталостные разрушения - 18 %

Температурные разрушения - 12 %

Прочие - 4 %

Одной из основных постоянно действующих причин изменения техниче­ского состояния механизмов является износ деталей, интенсивность которого в процессе эксплуатации возрастает. С увеличением износа деталей увеличивает­ся вероятность потери ими работоспособности, т.е. с увеличением пробега ав­томобиля с начала эксплуатации возрастает вероятность его отказа.

На возникновение отказа автомобиля влияет огромное количество пере­менных факторов. К ним можно отнести: качество материала, из которого изготавливается деталь; точность и чистота обработки деталей; качество сборки автомобилей и агрегатов; условия эксплуатации автомобилей (природ­но-климатические условия, качество автомобильных дорог, интенсивность движения и др.); качество эксплуатационных материалов; уровень организации производства по ТО и ремонту автомобилей; квалификация водителей и ремонтных рабочих и т.д.

Так, например, применение тех или иных приемов вождения изменяет темп изнашивания и количество поломок автомобиля в 2 - 3 раза. Т.е. опытный, высококвалифицированный водитель, использующий рациональные приемы вождения может обеспечить темп износа и количество поломок автомобиля в три раза меньший, чем у неквалифицированного, неопытного водителя.

Процессы, происходящие в технике и природе под воздействием боль­шого количества переменных факторов, значения которых неизвестны, невоз­можно описать жесткой связью функциональной зависимости. Для описания и исследования таких случайных процессов используются вероятностные методы. Характеристикой случайной величины служит вероятность - числен­ная мера степени возможности появления изучаемого события.

Вероятность появления отказа автомобиля g(L) за пробег L определяется на основе обработки статистической информации результатов испытаний большого количества автомобилей:

,

где: n(L) - число автомобилей, отказавших за пробег L;

N - общее количество испытываемых автомобилей.

Вероятность не появления отказа или как принято называть - вероятность безотказной работы Р(L) непосредственно связана с вероятностью отказа:

;

Сумма вероятностей отказа и безотказной работы является событием достоверным, т.е. одно из этих событий является свершившимся фактом:

P(L) + g(L) = 1.

Вероятность безотказной работы автомобиля часто называют функцией или законом надежности. Графическое изображение вероятности безотказной работы и вероятности отказа приведены на рисунке 2.

Наиболее важными показателями, характеризующими работоспособность изделий, являются параметр потока отказов LL и интенсивность отказов l (L).

Параметр потока отказов Li представляет собой количество отказов, при­ходящихся на одно изделие за единицу пробега:

;

где mi(L) - количество отказов каждого из N изделий за пробег L;

N - общее количество изделий;

D L - интервал пробега.

Интенсивность отказов (опасность отказов) l(L) представляет собой функцию, характеризующую изменение количества отказов, приходящихся на одно работоспособное изделие за единицу пробега:

;

где n(L)- количество изделий, потерявших работоспособность за пробег L.

Многочисленные экспериментальные исс


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.