Двойники и антиподы в романе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойники и антиподы в романе



Двойники Раскольников Антиподы
Лужин «Возлюби прежде всех себя одного». Расчётливый делец. Эгоизм. Способность на всё пойти ради совей цели. Беспринципный приобретатель, оправдывающий себя прогрессистскими идеями (теория «разумного эгоизма»). Лужин хладнокровно и расчётливо покупает юную невесту, клевещет на Раскольникова и Соню Разумихин Деловой, мыслящий человек. Отстаивает живой путь развития человека и общества. Не принимает его теории. Он не озлобился, проповедует простое отношение к жизни. Верный друг Раскольникова, надёжный и готовый прийти на помощь.
Свидригайлов Не терзается угрызениями совести. Циничен. Переступает через кровь. Это тот сверхчеловек, о котором думает Раскольников. Его судьба – это духовный распад. У обоих громадная сила воли, мужество и сознание, что они рождены для чего-то лучшего, а не для преступления, оба одиноки в толпе, оба мечтатели, оба выброшены из обычных условий жизни — один безумною страстью, другой безумною идеей… Благодаря деньгам, незаурядному уму и богатому жизненному опыту он достиг той свободы и независимости от людей, о которых думал Раскольников. Для этого он тоже прошел через убийство, “переступив” через свою жену Марфу Петровну, и это уже не первая смерть на его совести. Из-за него покончили с собой лакей Филька и изнасилованная им глухонемая девочка-сирота. Однако Свидригайлов совершил свои преступления гораздо «чище» и безопаснее, чем Раскольников, и демонстрирует завидное душевное спокойствие, здоровье и уравновешенность. Именно этим он и привлекает к себе Раскольникова, воплощая второй возможный вариант его судьбы, противоположный покаянию, — «привыкнуть» и остаться спокойно жить с преступлением на душе. Свидригайлов первый замечает внутреннее сходство между собой и Раскольниковым: «Между нами есть какая-то точка общая», «мы одного поля ягоды». Они двойники в том плане, что знают и предугадывают самые сокровенные мысли друг друга, идут по одному пути, но Свидригайлов смелее, практичнее и развращеннее Раскольникова. Соня Невозможно во имя блага отбирать жизнь у человека. Расчистить преступлением дорогу добру нельзя, спасать людей через убийство нельзя. Её путь, страшный, скорбный, но праведный, - любовь, жалость к ближнему, самопожертвование ради него. Её путь – это утверждение веры в Бога, высшей справедливости.
Лебезятников Отрицание морали. Пошлость и цинизм. Отрицание совести, нравственности, веры   Порфирий Петрович Следование законам. Свобода одного человека и свобода всех. Страшно, если преступление совершается из-за идеи. «Ещё хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, ещё и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!» «Не во времени дело, а в вас самом. Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего нужно быть солнцем»

Причины преступления: социальные, нравственные, теоретические. У героя невольно возникает желание уйти от всех, уединиться в себе и устроиться так, чтобы возвыситься и добиться полного господства над всем этим людским «муравейником». Для этого можно и убить одну из этих “гадких и зловредных вшей”, и за это только «сорок грехов простят». Тогда же герой и уходит в свою каморку, напоминающую «сундук», «шкаф» или «гроб», в свое духовное «подполье» и там вынашивает свою бесчеловечную теорию. Эта каморка — тоже неотъемлемая часть Петербурга, особое духовное пространство, означающее мертвенность среды обитания героя, предопределяющая убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. «Я тогда, как паук, к себе в угол забился... А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как я ненавидел эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел!» Комната Сони была уродлива, похожа на сарай, где один угол был чересчур острый и черный, а другой — безобразно тупой. Окончательное философское завершение образ «мертвящей комнаты» получает в зловещем видении Свидригайлова, которому вся вечная жизнь представлялась как пребывание в закоптелой «комнатке, наподобие деревенской бани» с пауками «по всем углам». Раскольникову для жизни не хватает воздуха. Об этом говорят и герои романа: Порфирий, Свидригайлов, Пульхерия Александровна. Суть и противоречивость теории. Все люди делятся на два разряда: «твари дрожащие» и «право имеющие». Кто он сам? К какому разряду отнести мать и сестру? Если к слабым, то против них тоже может быть совершенно аналогичное преступление. Значит, их тоже нужно презирать? Невыносимо сознавать, что его теория близка теориям Лужина и Свидригайлова. Поэтому произносит: «Я себя убил, а не старушонку». Но он убеждён, что на земле нет справедливости, поэтому должен найтись мессия, который спасёт людей. Пусть даже ценой жизни тех, кто приносит людям страдания.





Кто такие обыкновенные люди? Консервативные, послушные, слабые, бессильные, не способные изменить своей участи, противостоять судьбе. Они не стоят сожаления. Они могут быть жертвами для великих целей.

Необыкновенные люди. Они способны устанавливать новые законы, изменять жизнь, разрушая старое. Они могут сказать новое слово и преступить нравственные законы во имя великих целей. Это избранные люди (Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон).

Абсурдность и безнравственность теории.Построена на праве сильного на преступление. Он же неспособен справиться со своими чувствами после убийства «гаденькой старушонки» «Я не человека убил, я принцип убил1» Муки совести. Именно она мешает ему стать «властелином», Наполеоном. Приезд Сони и обращение к Евангелию помогают ему отказаться от теории, признать её абсурдность и безнравственность. Столкновение теории с жизнью. Задача писателя – показать, какую власть над человеком имеют идеи и к каким страшным последствиям они могут привести.

Художественные приёмы Достоевского. Приём антитезы. Человек противоречив по своей сути. В его главном герое: сила добра, сострадания, жертвенности и сила зла. Два противоречивых портрета Раскольникова: до убийства ((красота, прекрасные глаза), после убийства – портрет убийцы. Символика цвета, имён, чисел, снов, евангельских мотивов, имён и сюжетов. Фон событий: нет никаких художественных описаний природы. Вместо них – убогие жилища, интерьер, трактиры, распивочные, полицейские участки, дворы-колодцы. Время в романе то растягивается, то сжимается, то вовсе исчезает. В ревой части оно растянуто (3 дня всего), после совершения преступления ритм ускоряется, но сам герой представление о времени утрачивает (впадает в беспамятство, заболевает, события 3 и 4 части – всего 2 дня. Двойники и антиподы героя. Общаясь с ними, Раскольников осознаёт абсурдность своей теории.

Символика цвета. Жёлтый: каморка Раскольникова – жёлтая, похожая на шкаф. Обои жёлтые; жёлтый билет Сони, старуха-процентщица в пожелтевшей кацавейке, мебель жёлтого дерева, лицо Мармеладова, дома жёлто-серые, мебель у Порфирия Петровича из «жёлтого отполированного дерева», в гостинице, в которой остановился Свидригайлов, в комнате обои жёлтого цвета, женщина-самоубийца – жёлтое постное лицо. Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества, усиливает атмосферу всеобщего неблагополучия. Зелёный цвет – платок Катерина Ивановны, потом его носила Соня. Не только олицетворение страдания, но и символ искупления. Соня в нём отправляется за Раскольников. Цвет страданий и надежды.

Символика имён.Раскольников – раскол, раздвоение. София – смиренномудрие. Лебезятников – способность лебезить, подличать. Авдотья Романовна – прототип Панаева. Лизавета – почитающая Бога.

Интерьер. Комната Раскольникова – каморка, гроб, шкаф. Сони – сарай. Мармеладовы – проходной угол.

Сны. Подсознание – разговор человека со своим подсознанием. Зависимость от психологического состояния человека. Продолжение событий. Художественный приём, позволяющий глубже понять человека.

Первый сон. До преступления. Мучительные раздумья. Функция экспозиции: знакомит с людьми, которые будут встречаться на страницах романа. Сюжет сна. Открывает истинное состояние души героя: насилие противно его душе. Кабак и церковь: кабак – олицетворение пьянства, зла, жестокости; церковь – 300 шагов, в ней человек начинает жизнь, в ней заканчивает. Сюда человек может прийти в любую минуту, начать новую жизнь.

Второй сон (после убийства). Сон-крик. Место действия – лестница. Борьба добра и зла в душе героя.

Третий сон. Повторение убийства. Царство мёртвых. Люди внизу. Раскольников вверху. Внизу люди смеются над Раскольниковым, вместе с ними смеётся и старушонка. Раскольников понимает, что ничего не изменилось: старушонка жива.

Сон про оазис. Идеальный мир, который будет им создан. Красные тона. Бескрайняя пустыня горя, оазис счастья находится в Египте.

Сон на каторге. Плоды теории. Моровая язва. Картины человеческих мучений.

Соня.18 лет Несколько книг романтического содержания. Чтобы помочь мачехе, идёт на панель, убивает себя как личность, но сохраняет чистоту. Христианская любовь к людям, готовность к самопожертвованию. Смирение. Вера в Бога, верность христианским заповедям Всепрощение.

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.