Споры вокруг романа «Отцы и дети» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Споры вокруг романа «Отцы и дети»

2017-10-21 3348
Споры вокруг романа «Отцы и дети» 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

… И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «отцы» и «дети».

………

…Но разлетелся пар тумана,

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман

Д. Минаев

Роман И.С. Тургенева появился в печати в 1862 году и сразу же вызвал самые разнообразные отклики. О нём писали Герцен, Писарев, Страхов, Адамович и другие критики.

Враждебно отнеслось к роману реакционное дворянство, противоречивые отклики слышались из демократического лагеря. Споры о романе разгорались в основном из-за главного героя Базарова и его идей.

Критик М.А. Адамович в своей статье «Асмодей нашего времени» отзывается о Базарове как о бесчувственном, холодном человеке, не любящем своих родителей, даже презирающим их любовь. Как-то по-своему полюбив Анну Сергеевну Одинцову, он унизился, изменил своим идеям. Критик называет Базарова «не живой личностью», а «самой злостной карикатурой» на молодое поколение.

Сам же роман он воспринимает как жестокое обличение «детей», называет его клеветой на молодое поколение. Адамович считает роман самым неудавшимся произведение Тургенева. По его мнению, писатель понимает «современный образ мыслей, характеризует направления по-своему, по-художнически поверхностно и неверно», и поэтому он не сумел выполнить стоящую перед ним задачу. Антонович утверждает, что этот роман – подтверждение несостоятельности художника, и даже описания, как подчёркивает критик, выглядят в романе бледно и неестественно.

Другой же критик, Д.И. Писарев, совсем по-иному отзывается о романе. Он увидел в образе Базарова типичные черты молодого поколения. Он считает Базарова необыкновенным человеком, стоящим выше других героев романа. По мнению Писарева, Базаров – натура глубокая, сильная, у него есть чувство собственного достоинства, гордость, ум, самостоятельность и оригинальность суждений. И любовь Базарова к Одинцовой он расценивает не как «признак слабости», а «естественное проявление чувства, высвободившегося из-под гнёта рассудочности».

Писарева восхищает и «художественная отделка» романа, он считает, что «характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так легко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение». Писарев подчёркивает, что роман наводит на размышления, что он весь насквозь проникнут «самой трогательной искренностью», и считает автора одним «из лучших людей прошлого поколения».

Но если Писарев оценивает роман с точки зрения социалиста, революционера, то критик Н.Н. Страхов старается глубже понять духовный мир Базарова, показать трагизм героя. В своей статье критик не отрицает того, что Базаров оказывается выше, благороднее всех героев романа.

Но он считает, что любовь, жизнь, природа выше Базарова. Жизнь продолжается и после его смерти, неся с собой вечное обновление жизни, вечное проявление любви. В отличие от Антоновича Страхов утверждает, что в Базарове бьётся «могучая сила жизни», он способен испытывать глубокие, возвышенные чувства. Страхов считает роман совершенным в художественном отношении. По его мнению, Тургенев показал «вообще отцов и вообще детей», и «отношения между двумя этими поколениями он изобразил превосходно». Критик утверждает, что Тургенев написал роман «не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний…».

Именно Страхов и Писарев наиболее глубоко поняли и оценили роман Тургенева. Они поняли характер Базарова, приникли в его духовный мир, оценили художественную ценность романа, глубину и оригинальность авторского замысла. ….

Л.Н. Толстой «Война и мир».

1. Метод диалектики души в романе «Война и мир».

2. «Мысль народная» в романе «Война и мир»

3. «Ум ума» и «ум сердца» героев романа Толстого «Война и мир».

4. Какое определение жанровой форме «Войны и мира» дали исследователи?

5. Какой временной промежуток охватывает роман «Война и мир»?

6. каковы средства создания психологически напряжённой атмосферы в эпизодах романа?

7. В каких произведениях русской классики звучит мотив неприятия дуэли как жесткого способа отстоять свою правоту?

8. В чём неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы, по замыслу авторов, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

9.Как соотносятся с судьбами героев романа слова Толстого: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, - то уничтожится возможность жизни»?

10. Почему пребывание Пьера в плену – самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?

11. В чём смысл слов Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

12. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства?

13. Почему, изображая Кутузова в романе, Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?

14. В чём причины антипатии Толстого к Наполеону?

15. Автор романа утверждает: красоты и счастья нет там, где нет простоты, добра и правды. Как эта идея выражена в образе Наташи Ростовой?

16. Почему дуэль с Долоховым стала причиной происшедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота.

1.История создания романа «Война и мир». Роман создавался с 1963 по 1869 г.

Смысл названия романа. Слова, вынесенные в заглавие романа, многозначны, и заглавие включает в себя совокупность их значений. Понятие «война» означает не только столкновения враждующих армий. Война – это прежде всего вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война – военные действия враждующих сторон, враждебность людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, зло, насилие, кровопролитие, разъединение людей, конфликт человека с самим собой, это всё, что разрушает гармонию, несёт смерть. Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт по-настоящему военные действия. Толстой подчёркивает это. «Она сняла перчатки и в завоёванной позиции расположилась в кресле». Князь Василий не сдаётся и продолжает борьбу уже за самого Пьера, получившего наследство. Дело он ведёт вполне мирными средствами: женит Пьера на красавице Элен. Но вся картина рокового «объяснения» напоминает военные затруднения полководца. В мирной жизни тоже есть поединки: дуэль с Долоховым. Понятие «мир» тоже раскрывается во всей многозначности. Мир – жизнь народа, не находящегося в состоянии войны; весь свет, вселенная, братство людей, не зависящее от сословных предрассудков, национальных и классовых различий, ближайшее окружение человека, крестьянский сход (бунт в Богучарове), мировоззрение, круг идей героев романа, жизнь. Мир – это «вздор и путаница» будничных интересов, которые, в отличие от бранной жизни, мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир – это весь народ без различия сословий, объединённый единым чувством боли за поруганное Отечество. Мир – это ближайшее окружение, которое человек всегда носит в своей душе, где бы он ни находился, на войне или в мирной жизни (капитан Тушин, Наташа Ростова, княжна Марья). Но мир – это и весь свет, Вселенная. Об этом мире говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий (встреча Николая Ростова с австрийцем). Мир – это жизнь.

3. Основные художественные приёмы – антитеза: война и мир; две войны; два сражения (Аустерлицкое и Бородинское), два полководца, действующие лица. Отступления: рассуждение о законах исторического развития. Метафоры, сравнения (3 глава 1-й части: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели…» Подготовка к Аустерлицкому сражению: «Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колёса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результаты движения». Образ круга, постоянного вращения, но вращаются они не сами по себе, их приводит в движение человек. Глава 14 четвёртой части четвёртого тома (разорённая, но возрождающаяся Москва, сравнение с муравейником). Закон зависимости отдельного человека и человечества в целом от таинственной воли Провидения. Миром правят не герои, не личности, даже великие, а заклны, установленные Богом. Герои – только орудия Провидения. (Высказывания в третьем томе).

Совершенство композиции. Основными событиями сюжета являются войны 1805 и 1812 г. Вокруг этих события сосредоточены все частные сюжетные линии. Непрерывность сюжетного развития – основной принцип композиции. Первый том – события 1805- начала 1806 года; второй том – 1806-181 годы; третий и четвёртый (кроме эпилога) – 1812 г. Таким образом, подчёркивается значимость 1812 года. В первом томе – предыстория героев, его можно расценивать как экспозицию. Особое значение имеет Аустерлицкое сражение: именно здесь сталкиваются ложные представления об историческом развитии, об эгоистической цели жизни с вечной правдой любви и сострадания, возникает конфликт между личным и общим, между ложью и правдой. Во втором томе завязываются основные сюжетные линии: князь Андрей - Наташа, Пьер – Наташа. Герои проходят испытание любовью, страстью, надеждой и разочарованием. Они заняты своим личным счастьем. Второй том завершается Пьером, всматривающимся в ночное небо после объяснения с Наташей, а первый том – князем Андреем, глядящим в бессмертное небо Аустерлица. Это принцип композиционного параллелизма. Он станет основным в третьем и четвёртом томах. Ранение князя Андрея на поле Бородина – ранение при Аустерлице, встреча Пьера с Платоном Каратаевым – встреча с масоном Иосифом Алексеевичем, вечер в салоне А.П. Шерер и именины у Ростовых. Несколько кульминаций, которые завершаются общей развязкой – смерть князя Андрея, женитьба Пьера на Наташе, Николая Ростова на княжне Марье. Ещё одна особенность композиции – значимость эпизодов, которые можно рассматривать как фундамент произведения.

4 «Мысль народная» в романе – подвиг народа, толстовский идеал «простоты, добра и правды», народное чувство как мерило нравственности, все любимые герои близки к народу, в народной войне происходит проверка человека, проявляется истинный и ложный патриотизм. «Мысль народная» - это и история народа, и путь лучших представителей дворянства к народу. С «мыслью народной» связан и нравственный идеал писателя. Высшая похвала, которой удостаиваются герои романа – одобрение простого человека (о князе Андрее – «наш князь»). Мысль народная» - в комментариях автора (оценка войны, исторических событий, движущая сила исторических событий), оценка действий героев, массовые сцены романа (сдача Смоленска и поведение купца Ферапонтова, подготовка к Бородинскому сражению, бой партизан с французами, действия партизан. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие»(в сокращении). Оценка Шенграбенского (солдаты и командиры честно выполняют свой долг, преддверие Бородинского сражения) и Аустерлицкого (отсутствие нравственной цели, «государственная честь императора, пролог «государственной войны 1812 г., которую вели трутни в военных мундирах). В изображении героев.

4. «Мысль семейная». Семья – основа основ. Связана с представлением о способности человека жить в мире.

Ростовы живут «жизнью сердца» Легко относятся к жизненным неурядицам.. Искренность, естественность, простота, бескорыстие. Гостеприимство, радушие, культ детей. Отношение к дворовым и отношение дворовых к хозяевам. Представители: граф и графиня, Николай, Наташа, приёмная дочь Соня, Петя, Вера (исключение)

Болконские. Аристократизм, интеллигентность, широта политической мысли, подлинная забота о государственных интересах, строгая требовательность по отношению к себе и к окружающим, гордость, долг, честь, благородство, патриотизм. Старый князь гордится своим происхождением, любит порядок во всём, сдержанность чувств, великодушие, достоинство, отсутствие чопорности. Сентиментальности, постоянно трудится (пишет новый военный устав, работает на станке, занимается с дочерью). Следит за всеми событиями, происходящими в стране и в мире.. Главными добродетелями считает ум и деятельность, Следует во всём своим убеждениям. Разбирается в людях. Представители: князь Андрей, княжна Марья, Николенька.

Курагины. Отсутствие душевности, тепла, духовного родства. Способны лишь к разрушению. Эгоистичны, лицемерны, фальшивы не только по отношению к окружающим, но и по отношению друг к другу. Представители: князь Василий – светский лев, расчётливый, фальшивый, алчный. Главное для него – материальные блага, ради них способен на подлость, даже на нравственное преступление. Сам говорит, что лишён «родительской любви», что дети – «обуза его существования». Анатоль- безнравственность, низость, кутила, игрок. Ипполит. Отсутствие духовных запросов, душевной близости с родными. Элен – хищница, напоминает бездушную статую

«Мысль семейная». Только в семье человек формируется, получает всё, что определяет его характер, мировоззрение, привычки, жизненные идеалы. Семья – это основа любого общества. Семья Курагиных – это семья энергичных эгоистов, легко идущих на любые подлости ради достижения своих личных целей. Это хищный и неискренний вельможа – князь Василий Курагин, его сыновья – эгоистичный и беспринципный красавец Анатоль, глупый болтун Ипполит, бездушная красавица Элен, не упускающая своей выгоды. Семья Болконских: гордый, умный и образованный старый князь Болконский, умный и честный князь Андрей, добрая и чуткая княжна Марья. Семья Ростовых. Граф Ростов – доверчивый, искренний человек, простодушный, честный, открытый, гостеприимный, любящий жену и детей. Наташа – полная жизни, душевной силы, живущая ожиданием счастья. Это смелый и прямодушный Николай, славный мальчик Петя.

5. Роман-эпопея: крупные события (1805 – 1821 г.г.), более 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр 1, Сперанский, Ростопчин, Багратион), есть вымышленные герои, все слои русского общества (высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство), несколько сюжетных линий, отсутствуют границы между документальным описанием событий и художественным вымыслом.

6. Проблематика романа:

· законы, управляющие миром,

· противопоставление истории и жизни отдельного человека,

· основа бытия не зависит от тех ситуаций, в которые человека ставит любое значимое историческое событие;

· торжество нравственности над грубой силой,

· фатализм, судьба, историей управляет «роевое движение масс»,

· человеческое счастье,

· поиск смысла жизни, путь к совершенствованию и пониманию самого себя,

· семья и воспитание и др..

7. Приёмы изображения героев – антитеза и «диалектика души» (основа психологического анализа). Человек «есть текучее вещество», герои делятся на неизменяемых, застывших, и изменяющихся.

8 Типология героев. Любимые герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Главный объект изучения – душа человека, путь, который проходит душа человека в стремлении к высокому, стремлении познать себя.

9. Нелюбимые герои. Прожигатели жизни. Они заняты только тем, что устраивают свои дела, удовлетворяют свои мелкие прихоти, не считаясь с другими. Эти герои однотипны. Для их характеристики автор использует одни и те же детали. Анна Павловна Шерер. Неестественная улыбка. Уверена, что формирует общественное мнение и оказывает влияние на ход вещей, хотя сама меняет свои убеждения в зависимости от моды. Дипломат Билибин убеждён, что именно они, дипломаты, управляют историческим процессом. Из одной сцены в другую он собирает складки на лбу и произносит одни и те же слова. Мать Друбецкого Анна Михайловна упорно продвигает своего сына, сопровождая разговоры скорбной улыбкой. Равнодушно спокоен и Борис Друбецкой, неглупый, но гордый карьерист. Вся семья Курагиных. «Родовое» качество – холодный эгоизм. В портрете князя Василия – «светлое выражение плоского лица». Светское безразличие к добру и злу. Инстинкт выгоды. Их красота мертвенная, застывшая, использует повторяющиеся детали (самодовольное лицо князя Василия, кудри Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен). Всё это не случайно: все эти герои однообразны и неизменны, меняются их взгляды, но сущность остаётся неизменной. Характерно, что к концу романа Курагины и Друбецкие исчезают со страниц романа. Из этого круга выделяется Фёдор Долохов. «Семёновский офицер, известный игрок и бретёр», он отличается неординарной внешностью, скучает и томится в омуте светской жизни. Участник скандальных историй (история с медведем, с квартальным надзирателем). В бою бесстрашен, нежно относится к матери, хотя его правило – ненависть и презрение к людям (дуэль с Пьером, подготовка к похищению Наташи, карточная игра с Николаем Ростовым: месть за Соню, отказавшую ему). Бунт против мира – прожигание собственной жизни.

11. Приёмы психологического анализа:

· повторяющиеся детали,

· способность к самосовершенствованию,

· диалектика души (мгновенные изменения душевного состояния человека),

· отношение к семье, любви, природе (умение-неумение любить, брак – выгодная сделка – любовь, самоотдача),

· сны героев (видят свои слабости, приходит решение проблем, сон князя Андрея, Пети Ростова.

12. Изображение высшего света. Бездуховность, лицемерие, неестественность, отсутствие «простоты, добра и правды», маски, духовное убожество. Вражда и борьба за материальные блага (у постели умирающего графа Безухова, охота на Пьера, ставшего богачом, на княжну Марью, Борис Друбецкой и Жюли Карагина. Ложный патриотизм.

13. Кутузов .В романе как бы два Наполеона: один – легенда, которую пересказывают друг другу герои, называя его то могущественным гением, то могущественным злодеем. Вначале мы видим Наполеона глазами князя Андрея, Пьера, Анны Павловны Шерер, знакомимся с их оценкой героя в соответствии с их жизненными идеалами. Другой – действующее лицо.
Простота, отсутствие актёрства, живое лицо, выражение единственного глаза, фигура Смешон: «маленький», «жирные ляжки коротких ног». «круглый живот»
Добр, прост, мудр, открыт людям как старый и нравственно опытный человек, образ дан в восприятии разных людей, человечен в беседах с Болконским, Багратионом, Денисовым, на военных советах, в Астерлицком и Бородинском сражениях. Мелочно раздражителен, позёрство, холоден, играет роль гения. «он был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Полководец, не направляющий ход сражения, а не мешающий ему. Не опыт полководца, а опыт нравственный подсказывает ему, что исход сражения зависит от духа войска. Видит свою задачу в том, чтобы укрепить дух солдат, внушить им веру в победу. Жесток в стремлении удовлетворить своё честолюбие, навязать свою волю. Его поведение определяет не сердце, а разум. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Связь с народом. Высокое положение не отделяет его от народа. Думает о чести, славе Отечества. Помнит имена своих соратников. Наполеоновское начало в героях. Стремление навязать свою волю в Сперанском.»маленькие наполеоны» - Долохов, Друбецкой, Берг. Заблуждения князя Андрея и Пьера. Эгоизм, ведёт к разобщению людей.

 

Капитан Тушин. Нет героического в его портрете. Робость. В нём много доброго, нет ничего героического. В бою напоминает былинного героя. Обожание солдат, считающих командира своим отцом..

14. Герои романа. Наташа Ростова. С 15 лет. Главное – непосредственность, сердечность, она порывиста и романтична. Удивительная открытость, искренность, естественность. Она наделена теми качествами, к которым стремятся князь Андрей и Пьер. Умеет приносить счастье другим людям, умеет быть счастливой и сама. Не верит в возможность зла, потому что способна делать добро. Её духовная красота проявляется в отношении к природе, в умении чувствовать стихию народной жизни, в любви, в мужестве и естественном чувстве патриотизма. Сила её любви способна преображать других. Умеет сурово судить себя Мать четверых детей в эпилоге. Сущность натуры – умение любить – сохранилась. Высокое призвание в материнстве. Гармония и красота. Семья – основа жизни, основа всего, что происходит в жизни.

Князь Андрей Болконский. Получил хорошее воспитание и образование. Умён, горд, честолюбив, рационалистичен. Безупречен во всём: черты лица, мундир, французский язык. Презирает светскую жизнь за её пустоту и праздность. Выглядит высокомерным, недовольным собой и другими. В общении с Пьером – душевное тепло, внимательность, участие. Богатство души, интеллекта, одарённость, патриотизм, достоинство, честь. Человек действия. Презрение к карьеристам. Преодоление наполеоновского начала, стремления стать выше окружающих. Небо Аустерлица помогло ему осознать мелочность честолюбивых стремлений. Проанализировать, с какой, с какой целью употреблены повторяющиеся слова, грамматические конструкции: «…он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как м бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и этого даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..» Вера в добро и высокое предназначение человека. Ошибки и способность искупить свою вину, стремление к нравственному самосовершенствованию Чувство национальной гордости. Главное предназначение – служить своему Отечеству. Сила духа, способность достойно встретить смерть. Приобщение к чувству вечной любви. Мысль Толстого – только любовь и доброта могут и должны управлять миром и без них невозможно истинное совершенство человека и мира.

Пьер Безухов. Уважение в свете основано на богатстве. Открытость и независимость суждений. Совершает ошибки. Но в лице его много детского. Ищет дело, которому хотел бы посвятить жизнь. Не удовлетворяют светские ценности. Противоречивость характера: простодушие, наивность и способность увлечься светскими развлечениями. Не умеет правильно оценить людей, слишком часто ошибается в них. Ошибки и заблуждения: увлечение Наполеоном, масонство. Значимые события: участие в Бородинском сражение, Москва, плен, встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе, увлечение идеями декабризма. Масонство – после дуэли с Долоховым стремление найти нравственную опору. Масонство для него – это учение о равенстве, братстве и любви. Стремится облегчить жизнь крестьян. Убедился в бесплодности масонства. На свои деньги снарядил тысячу ополченцев. Остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона. Учится мудрости у Платона Каратаева. Подлинное счастье в любви к Наташе.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.