Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам? — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

2017-10-21 2656
Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам? 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Научные и философские взгляды Есть науки, как есть ремесла, знания; а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же: небольшие изменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.   Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь   …мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся   Узенькое место, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!   …я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мозг мой так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут.
Политические Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения   Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы … - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что все это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидели, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком – то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме…, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит…, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад сам себя обокрасть, чтобы налиться дурману в кабаке…   А я тогда буду готов согласиться с вами… когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания   … нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп человек или умен, зол или добр…
Эстетические Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…   И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…   Рафаэль гроша медного не стоит…   Я нахожу, что говорить красиво – неприлично   … Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему дельное что-нибудь почитать…   Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства,…- играет на виолончели!

Почему роман заканчивается смертью главного героя?

Зачем Тургенев, начиная с 22 главы, сюжетно и композиционно повторяет цикл странствий героя?

Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым?

Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича?

Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова и Аркадия?

Почему Базаров уверен, что они с Аркадием прощаются навсегда?

Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Тургенев Базарову?

Какое чувство испытывают читатели, читая последние страницы романа?

«Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано. (А.П. Чехов)

Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг (Писарев)

Почему Базаров становится ближе перед смертью?

Почему же Тургенев заканчивает роман смертью героя, несмотря на превосходство его перед другими?

  1. Противоречивость образа Базарова

В русской литературе есть произведения, о героях которых на протяжении многих лет спорят читатели разных поколений. Одним из них является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Евгений Базаров – разночинец, студент-медик, нигилист. Это дерзкий, непримиримый, бескомпромиссный молодой человек, уверенный в своих идеях и не признающий авторитетов и чужих мнений. Евгений против существующего государственного устройства, против самодержавия и крепостного прав. Гостя в доме своего друга Аркадия Кирсанова, Базарова настолько смело и аргументировано говорит о своих взглядах на общественное устройство страны, что даже дядя Аркадия аристократ и либерал Павел Петрович Кирсанов вынужден признать своё поражение.

Главный герой скептически относится к любви, искусству и природе. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, по его мнению, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А всё-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, такой человек – не мужчина, не самец».

Однако за всей этой резкостью героя скрывается совершенно другой человек: добрый, чуткий, заботливый, ранимый. Неслучайно полугодовалый ребёнок Фенички легко идёт к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлён, потому что он знает такую «штуку». Это свидетельствует о том, что он мог бы стать нежным и любящим отцом, если бы его жизнь сложилась по-другому. Нельзя также не обратить внимания на то, каким любящим сыном был. Евгений, хотя и старался скрыть эту любовь за той же небрежностью, за которой прятал свои искренние чувства, например, привязанность к Аркадию. Взаимоотношения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, безусловно, играют значимую роль в раскрытии образа героя и помогают читателю лучше понять его истинную сущность. Любовь к Одинцовой поглотила его настолько, что не осталось и следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Зная характер этой дамы, понимая, что спокойствие для неё важнее сильных чувств, он всё-таки открывает ей своё сердце и рассказывает о своих чувствах. Он получает отказ, но тем не менее с достоинством переживает испытание неразделённой любви. И это горе, так же как и любовь, остаются с ним до последнего вздоха.

Пред смертью его прощальные слова к Одинцовой наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься: а тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и других в том, что любви не существует.

Таким образом, мастерство Тургенева помогло писателю создать сложный, противоречивый образ, понять который можно лишь в результате внимательнейшего прочтения, и олицетворивший представителей нового поколения той эпохи.

Конфликт поколений

И.С. Тургенев очень глубоко вглядывался в жизнь и чётко прислушивался ко времени, он улавливал её малейшие изменения и потребности. Именно в основе его романа «Отцы и дети» лежит общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев.

Одним из представителей разночинцев является Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, глубоким умом и редким трудолюбием. Он олицетворяет собой поколение демократов, является противником существующего государственного устройства, самодержавия и крепостного права. Герой с гордым презрением отрицает опыт «отцов», отвергает культурные и нравственные ценности прошлого. Непрерывный труд во благо общества – вот его жизненная установка.

Базарову по его убеждениям противопоставляется Павел Петрович Кирсанов, который представляет собой поколение либерального дворянства. Это красивый самоуверенный аристократ, одетый в строгий английский костюм, с белоснежными накрахмаленными воротничками. Он отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов, благоговеет перед старыми авторитетами, а всё новое категорически не принимает. Однако собственных убеждений герой не имеет. Вместо них «принсипы», которые сводятся к соблюдению внешних приличий.

Сцена спора Базарова и Павла Петровича очень важна, так как раскрывает одну из основных проблем романа (конфликт между поколениями) и служит характеристикой каждого героя. Герои спорят о роли дворянства, нигилизме, русском народе, природе и искусстве. Павел Петрович убеждён, что аристократы – движущая сила общественного развития. Идеал дворян – «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу – либеральные реформы. Базаров, напротив, уверен, что аристократы не способны к действию, не приносят никакой пользы, а потому не могут вести Россию к будущему. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что они никого не уважают, живут без принципов. Евгений же под отрицанием «всего» подразумевает религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Он утверждает необходимость революционных действий, критерием которых является польза народу. Кирсанов прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика, но при встрече с ним «морщится и нюхает одеколон». А Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, тёмен, невежественен, но считает, что необходимо отличать народные интересы от предрассудков. Он утверждает, что народу присуща революционность, поэтому нигилизм – это проявление н6ародного духа. Если Павел Петрович считает природу и искусство возвышенным и прекрасным, необходимым каждому человеку явлением, чтобы испытывать эстетическое наслаждение, то Евгений отрицает полезность искусства. Рафаэль, по его мнению, «гроша медного не стоит», а «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Конфликтная ситуация у Базарова проявляется и с Аркадием Кирсановым. В нигилизме Аркадия привлекают возможности, ценные для молодого человека, вступающего в жизнь,- ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Вс1 это совмещается с другими свойствами юности, далёкими от нигилистических идей и принципов. Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта и к ценностям своей культуры. Неслучайно Тургенев относит героя к поколению «отцов», так увлечение новейшим учением Базарова достаточно поверхностно.

2-й вариант

В русской литературе есть произведения, о героях которых спорит вот уже не одно поколение читателей. Одним их таких произведений является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его главный герой Евгений Базаров – один из самых противоречивых образов.

Базаров – представитель молодого поколения, нигилист, отрицающий существующий уклад жизни, государственное устройство, «не склоняющийся ни перед какими авторитетами. О том, что Базаров не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту, свидетельствует и его портрет)»длинный балахон с кистями», «обнажённая красная рука», «длинные волосы и висячие бакенбарды»), и манера разговора, простая, изобилующая народными пословицами и поговорками.

Но наряду с тем, что действительно отжило свой век, Базаров отрицает и общечеловеческие ценности: любовь, семью, искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»), природу как объект эстетического наслаждения («Природа –не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Всё это рисует перед нами нигилиста, резкого, бескомпромиссного, неспособного на высокие чувства.

Однако за внешней «Злобой» скрывается совершено другой человек. Глубоко в себе прячет Базаров тонкую душу. А понять его помогает испытание любовью, через которое проводит своего героя Тургенев.

По утверждению Базарова, в отношениях между мужчиной и женщиной нет никаких тайн, для него это всё – «романтизм, чепуха, гниль». Но любовь к Одинцовой заставляет героя понять, что вовсе не любовь, а его убеждения – «чепуха».

Базаров проявляется и как заботливый сын. На первый взгляд, он относится к родителям сухо, сдержанно, совершенно не заботясь об их чувствах. Но на самом деле глубоко в сердце он прячет сыновью любовь, понимая, что «таких, как они, днём с огнём не сыскать».

Это всё подтверждает, что критик Страхов был прав, утверждая, что «злоба» Базарова – только оборотная сторона его любви к людям».

Трудно переоценит мастерство Тургенева, сумевшего показать сильную, незаурядную личность, не сумевшую реализовать себя из-за узости и односторонности нигилистической теории.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.