Изображение помещиков в поэме — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Изображение помещиков в поэме

2017-10-21 292
Изображение помещиков в поэме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гоголь – великий писатель-реалист, творчество которого вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение помещичье-чиновничьей Руси. В совей поэме «Мёртвые души» Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, крепостнических отношений, положение русского народа. Поэтому поэму «Мёртвые души» по праву можно назвать энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети 19 века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, дан образ нарождающегося предпринимателя, даны образы крестьян, образ Родины и самого автора.

Центральное место в поэме занимают пять «портретных» глав, в которых представлены образы помещиков. Их объединяет праздная бездеятельность, паразитизм, отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы в определённой последовательности, по степени деградации героев, начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечает Гоголь у Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, полностью передоверив его приказчику. Он даже не может сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом «стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берёз с «жиденькими вершинами». Да и в самой деревне не было видно «растущего деревца или какой-нибудь зелени». О его непрактичности говорит и внутреннее убранство дома, где рядом с великолепной мебелью «соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей», а также «горки выбитой из трубок золы», лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое впечатление производит его речевая манера: «…Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь эдакую науку, чтобы этак расшевелить душу, дало бы, так сказать, паренье этакое». Но сам Манилов так и не смог выразить свою мысль.

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У неё «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем свёклой и прочим хозяйственным овощем». Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор её совершенно ограничен. Она тупа невежественна, суеверна. Всё новое и небывалое пугает её.

Представителем ещё одного типа помещиков является Ноздрёв, полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, героя ярмарок, попоек, карточного стола, кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено В отличном состоянии у него только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, полученные с имения, он тут же проматывает.

Собакевич, «чёртов кулак», по выражению Гоголя, одержим страстью к обогащению, изыскивает самые разнообразные способы наживы.

Но самое страшное впечатление производит Плюшкин. Автор по праву назвал его «прорехой на человечестве». Плюшкин - «мошенник, всех людей переморил голодом». «В тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его». За последние три года у него умерло 80 крестьян. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что «народ-то больно прожорлив у него, от праздности завёл привычку трескать». Около 70 крестьян сбежало, не выдержав голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босиком, так как скупой Плюшкин имеет только одни сапоги на всех. И это хозяин, у которого около 1000 душ крепостных!....

 

 

Грибоедов А.С.

1.. Начало работы – 1820 г. Закончена в 1824 г. Напечатать и поставить на сцене было нельзя из-за политического свободомыслия и направленности против существующих порядков. Разошлась по спискам. Первое издание – 1831 г., уже после смерти автора.!862 год – первое неискажённое издание. Причина – общественно-политическая обстановка в России первой трети 19 века. На грани столетий сложнее. Богаче стал духовный мир людей. Лучших представителей объединяло стремление к прекрасному, мечте, героическому. Но воины, прошедшие войну и победившие Наполеона, особенно остро воспринимали несправедливость сословного общества, где приоритетными были богатство, чины, близость к власти, где ценилось умение выслужиться и любыми средствами обогатиться. Простой же народ оставался закрепощённым. Прогрессивное молодое поколение, столкнувшись с гнётом, несправедливостью, злоупотреблениями чиновников, смело выражало свой протест в обличительных сатирических и романтических произведениях, наивно мечтало исправить недостатки русского общества. Старое же поколение ничего не хотело менять в своей сытой, удобной, но безнравственной жизни, в традициях и принципах «века минувшего». Конфликт поколений был неизбежен, и трагическое столкновение двух эпох нашло своё отражение и в театре, и в литературе. К числу произведений, отразивших конфликт старого и нового, относится комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Оценить художественное своеобразие комедии можно словами А.С. Пушкина о комедии Мольера: ««Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… нередко близко подходит к трагедии». Отмечая новаторство комедии, Пушкин сказал: «Цель его – характеры и резкая картина нравов». С этой оценкой согласен и Ф.М. Достоевский: «Горе от ума» сильно своими яркими художественными типами и характерами». В это кроется и глубокое внутреннее содержание комедии. Отличительные особенности высокой комедии В.Г. Белинский увидел в бурном негодовании автора и его героя «при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч Божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие и низкие стремления направлены только к призракам жизни – чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства».

Борьба консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы – обстановка всей страны. Это зеркало феодально-крепостнической России с её социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. Отражены взгляды декабристов.

Первоначальное название – «Горе уму». Произошло и изменение идей. Первое название – «ум» пассивен, изменить он ничего не может, отсюда – драматический конфликт. Второе - активен ум, сам навлекает на себя горе и поэтому смешон Фамусовы, Молчалиным.

Соответствие жанру только в одном – герой противостоит обществу и смешон, потому что не находит поддержки «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека», говорил сам автор.. Грустно и горько.

Стихотворная форма, яркий, образный язык. Многое стало афоризмами. Сохранил и передал живой язык эпохи. Язык комедии позволяет представить и характерные особенности русских летописей, и высокий стиль проповедей, од, делающих монологи Чацкого богатыми и выразительными. «Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь», - писал И.А. Гончаров. «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу», - отмечал А.С. Пушкин. Образец вольной разговорной речи, со всеми её неправильностями, намёками, интонациями, поговорками. В ней отражён острый, меткий русский ум, великолепный юмор, сделавший многие фразы крылатыми: «Счастливые часов не наблюдают», «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «А судьи кто?», «Подписано, так с плеч долой». «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» и т.д..

Классицизм. Но Грибоедов расширил число действующих лиц, ввёл внесценических персонажей: ловкого вельможу Максима Петровича, Фому Фомича, важную барыню Татьяну Юрьевну, могущественную княгиню Марью Алексеевну, двоюродного брата Скалозуба и др. Все они, мастерски обрисованные автором, обогащают действие, оттеняют действующих персонажей и помогают создать коллективный образ общественной среды. Характеры всех персонажей глубоко реалистичны. Яркая особенность комедии – персонажи являются не толпой, не одновременно, а подчиняются сюжету и замыслу автора. Это позволило автору не только расширить границы комедии, но и придать комедии и её конфликту общественный характер.

Обилие монологов, которые раскрывают характеры героев.

Герои – конкретные люди --- знаковые фигуры.

Фамусов – символ устойчивости, материальной основы бытия.

Чацкий – символ борьбы против безнравственности, символ романтического протеста

Молчалин – символ посредственности и молчаливого согласия с большинством.

Сюжет и композиция

Экспозиция – 1-6 явления: знакомство с хозяином, дочерью его, со слугами, с Молчалиным. Обстановка, нравственные устои, первоначальная характеристика персонажей.

Завязка – с 7 явления. Приезд Чацкого, расстановка сил, зарождение конфликта: личного и общественного.Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна герои­ня, Софья. Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена иде­ологическим противостоянием Чацкого и косной общественной сре­ды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего». Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:

Развитие действия: личный конфликт

– 2-3 действия (2 действие – Чацкий пытается узнать, нет ли жениха; 3 действие – хочет добиться признания Софьи). Общественный конфликт -2-3 действия (2 действие – обличение фамусовского общества; 3 действие - бал в доме Фамусова, сплетня)

Кульминация. Комедия строится на двух конфликтах: столкновении Чацкого с московским обществом и его слепой вере в любовь Софьи. Личный конфликт – 4 действие – прозрение Чацкого; общественный конфликт – объявляют сумасшедшим, Чацкий одинок Оба сценических конфликта объединяет Софья, распустившая сплетню о безумии Чацкого, в единый сюжетный узел, получивший разъяснение в финале комедии. Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, ко­торый умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, кото­рое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключитель­но по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты». Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью раз­вернуться любовной сюжетной линии. После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третье­го действия.

Развязка– наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество. В письме к П.А.Катенину Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его нравственную несостоятельность Прозревший Чацкий стремится уехать из Москвы. В полной мере развязки нет, т.к. нет конца борьбе «века нынешнего» и «века минувшего». Три человека начинают рано утром действие комедии и завершают в финальной сцене всеобщих открытий, прозрений, сетований.

Приёмы изображения: несоответствие (черты комедии) в изображении героев: Фамусов: управляющий, но отношение к обязанностям халатное; говорит о своём монашеском поведении – волочится за служанкой. Скалозуб – уважение оказывается недостойному человеку: Молчалин – несоответствие мыслей и поведения; Чацкий – несоответствие ума и ситуации, в которую он попал; комические ситуации, приём гротеска (спор гостей). (черты драмы) драматический конфликт главного героя и общества; трагедийность любви Чацкого и Софьи.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.