Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?



Роман «Герой нашего времени» это прежде всего психологическое произведение. Оно состоит из пяти частей. Каждая из них представляет собой законченную повесть. Все они расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора: наиболее полно и отчетливо показать читателям, кто же такой Григорий Александрович Печорин – герой нашего времени. Для этого Лермонтов рисует психологический портрет Печорина.

Открывает роман повесть «Бэла» где Печорин представляется читателям со слов штабс-капитана Максим Максимыча. Далее следует глава под названием «Максим Максимыч». В ней с Печориным нас знакомит сам автор. А вот три последние главы – дневник Печорина. Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир, объясняет причины своего поведения, обнажает все свои недостатки.

Последней расположена повесть «Фаталист». В ней Печорин находится в обществе офицеров-пограничников и заключает пари с одним из них – Вуличем. Тот утверждает, что существует предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет когда ему суждено. И раньше этого срока с ним ничего не случится. В доказательство своих слов он собирается выстрелить себе в голову. Вулич стреляет, но случается осечка. Следующий выстрел направлен в воздух. Однако Печорин убежден, что видит на лице Вулича близость смерти, и предупреждает об этом офицера. И действительно: вечером Вулича шашкой зарубил пьяный казак, а затем заперся в доме. Узнав об этом Печорин вызывается в одиночку арестовать казака. И арестовывает.

В предыдущих главах мы изучали характер Печорина, а в «Фаталисте» получили представление о его мировоззрении. Вначале он не соглашается с Вуличем о существовании предопределения, а затем сам испытывает судьбу, пытаясь арестовать вооруженного казака. Может это свидетельствует о том, что Печорин поверил в судьбу? Или хотя бы начал сомневаться. Значит ли это, что тот вопрос, который задавал себе Печорин о своем предназначении в жизни, получил положительный ответ? И действительно он создан, чтобы разрушать чужое счастье?

Эта глава наиболее философская во всем романе. И она позволяет читателю самому разобраться в характере героя нашего времени, задуматься о своем характере, о своей судьбе и поставить себя на место Печорина. Вот почему именно она завершает роман. Автор нам в этом не помощник. Лермонтов еще в «Предисловии» заявил, что не собирается судить о поступках Печорина. «Я лишь указал болезнь, но не средство ее излечить».



Николай Васильевич Гоголь

1. В каких произведениях русской классики мир вещей играл решающую роль в создании образа героя и в чём сходство этих произведений в поэмой Гоголя?

2. Почему Гоголь подробно рассказывает о биографии Плюшкина, в то время как на предысториях других героев почти не останавливается?

3. В чём трагизм и в чём комизм образа Плюшкина?

4. В каких произведениях русской классики изображается духовная деградация литературного персонажа и в чём сходство и различие героев этих произведений с гоголевским персонажем?

5. В каких произведениях предметный мир получает характер яркого, эмоционально окрашенного фона, передающего чувства и переживания героев, и в чём сходство этих произведений с «Мёртвыми душами», а в чём отличие их?

6. В каких художественных приёмах проявляется гоголевский принцип изображения жизни «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы»?

7. Можно ли считать Чичикова «героем своего времени»?

8. Почему Гоголь использует по отношению к Чичикову определение то «подлец», то «приобретатель»?

9. Чем мотивирован выбор Гоголем главного героя «Мёртвых душ» и почему автор решает описывать не «добродетельного человека», а «припрячь подлеца»?

10. Почему биография Чичикова и история его службы помещены Н.В.Гоголем в финальную главу и изложены после завершения его кампании по приобретению мёртвых душ?

11. Чем можно объяснить последовательность расположения историй помещиков, к которым наносит визиты Чичиков, - от Манилова к Плюшкину?

12. Почему гротескный образ России, нарисованный на основе путешествия Чичикова, в финале превращается в возвышенный, поэтический образ Руси – птицы-тройки?

13. Как проявляется высокий гуманистический идеал Гоголя в поэме?

14. Как меняется настроение автора, тон лирических отступлений от 1 к 11 главе? О чём скорбит и о чём мечтает автор?



15. 15. Почему произведение названо «поэмой»?

Цитаты

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения. Не оставляйте их на дороге, не подымите потом!

Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу…

Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога!...

1. По традиции вещи в художественном мире поэмы выполняют определённую функцию: детализированный интерьер позволяет автору как будто материализовать скаредность, абсурдность Плюшкина. Окружающие его вещи уже как будто изжили себя, обветшали, утратили своё назначение, но герой не в силах расстаться с ними. Плюшкину только кажется, что он – хозяин вещам: наоборот, сами вещи, расставленные как попало или попросту беспорядочно сваленные, захватили жизненное пространство, которое прежде занимал помещик. Сообщество вещей-калек («отломленная ручка кресел», кусочек тряпки, иссохшая чахоточная зубочистка) представляют и Плюшкина как духовного «инвалида», утратившего в своей фанатичной бережливости всякий здравый смысл. Даже натюрморт с арбузом, фруктами и уткой выглядит как укор хозяину: именно на фоне этого гастрономического изобилия Плюшкин предлагает Чичикову угощение – засохший кулич.

2. Литературные «рецепты» Гоголя были применены И.А. Гончаровым: его описание кабинета Обломова сразу заставляет вспомнить дом Плюшкина. Дело не только в повторении одних и тех же элементов интерьера (бюро, фарфор, картины на стенах) – оба автора подчёркивают, что комнаты героев похожи скорее на нежилые помещения: кругом пыль, покрывающая даже раскрытые страницы книг, паутина, засохшие крошки. Халат Обломова – это облагороженная версия халата Плюшкина: в обломовском халате есть и шик (он сшит из настоящей персидской материи), и преданность хозяину, а плюшкинский, наоборот, выдаёт дырами и масляным лоском скаредность владельца. О характерах своих владельцев «проговариваются» и вещи в рассказах Чехова. Так, в «Ионыче» упоминание о заранее приготовленных нотах, лежавших на рояле для Екатерины Ивановны, заставляет усомниться в исполнительском мастерстве девушки, хотя она и утверждает, что готовит себя к большой музыкальной карьере. Изменения в характере самого доктора Старцева автор показывает тоже при помощи описания вещей: со временем любимым занятием героя сделалось перебирание и пересчитывание купюр, «добытых практикой».

6. Читая «Мёртвые души», невозможно не смеяться, а закрывая книгу, невозможно не вздохнуть горько, мысленно повторяя знаменитые пушкинские слова: «Боже, как грустна наша Россия!» Гоголевский гротескный мир соединяет в себе весёлое и печальное, безобразное и прекрасное – и чем смешнее, тем страшнее в нём. Так, прогулка Чичикова по городу .NN. даёт возможность повествователю возможность показать губернские достопримечательности – правда, исключительно в сатирическом свете. Это, например, городской сад (точнее, пародия на сад), в котором росли какие-то тоненькие прутики, заботливо подпёртые выкрашенными зелёной краскою треугольниками, - зато, по уверению провинциальной прессы, здесь можно было отдохнуть среди «тенистых, широковетвистых деревьев, дающих прохладу в знойный день». Это претенциозная вывеска: «Иностранец Василий Фёдоров». , это уличные столы, на которых были разложены были орехи, мыло и пряники, похожие на мыло (сразу представляется почему-то, что и вкус пряника напоминает мыло). Весёлые мезонины на домах могут считаться красивыми исключительно «по мнению губернских архитекторов». Экскурсия по такому городу – «кунсткамере» забавляет, но можно ли жить в нём постоянно?

Горький комизм сопровождает и рассказ о дяде Митяе и дяде Миняе, которые не могут распутать лошадей и лишь без толку ходят вокруг них и пересаживаются с одной на другую. Лукавая усмешка автора слышится м в истории «Двух русских мужиков», философствующих у трактира о колесе (доедет ли это колесо до Казани или не доедет?), однако не исчерпываются ли все их интеллектуальные возможности этими пустыми рассуждениями с самым серьёзным видом?

Карикатурные образы помещиков создаются благодаря точно подмеченным подробностям быта. Достаточно Гоголю упомянуть о пристрастии Коробочки к собиранию разнокалиберных вещей в шкатулочках, ящичках, сундучках – и ужасающая «тина мелочей» оказывается очень понятной читателю. Противоречащее не только эстетическому вкусу, но и здравому смыслу соседство портрета Кутузова с какими-то птицами в гостиной у Коробочки ещё смешнее, но в этом алогизме и находит выражение устрашающая глупость хозяйки, которую Чичиков оценил одним словом – «дубинноголовая».

Для каждого представителя губернской власти у Гоголя также находится какая-либо яркая характеристика, которая превращает типах в «индивидуальность», хотя по отношению к «мёртвым душам» чиновникам это слово вряд ли применимо. Подобный перечень можно было бы продолжить и дальше, но важно подчеркнуть другое: вызвать смех у читателей для Гоголя не самоцель. Чаще всего это горький смех писателя, патриота, осознающего трагическую несообразность русской жизни, её абсурдность, её убожество. Но именно эту Русь глубоко, искренне и самозабвенно любит Гоголь, именно её будущее рисует яркими, поэтическими красками в финале поэмы, ради неё избирает нелёгкий путь писателя- сатирика.

 

Н.В. Гоголь

«Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни « (в письме к В.А. Жуковскому)

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! Это будет первая порядочная вещь, которая вынесет моё имя» (Жуковскому В.А.)

1. СюжетВ губернский город NN приезжает коллежский советник Павел Иванович Чичиков и поселяется в гостинице. Он задаёт множество вопросов трактирному слуге о городских чиновниках, о наиболее значительных помещиках. Затем герой наносит визиты чиновникам. При этом он обнаруживает необыкновенно деятельный характер и обходительность, умеет сказать каждому приятное слово. На домашней вечеринке у губернатора ему удаётся снискать всеобщее расположение и свести знакомство с помещиками Маниловым и Собакевичем. В последующие дни он обедает у полицмейстера, где знакомится с помещиком Ноздрёвым, посещает председателя палаты и вице-губернатора, откупщика и прокурора. После этого Чичиков навещает помещиков, покупает у них «мёртвые души» и возвращается в город NN. Покупки производят в городе фурор, проносится слух, что он миллионщик. Однако вскоре в городе появляется Ноздрёв и спрашивает, много ли Чичиков наторговал мёртвых. Окончательно компрометирует Чичикова Коробочка, приехавшая выяснить, не продешевила ли она с продажей «мёртвых душ». Чиновники находятся в недоумении и пытаются выяснить, кто же такой Чичиков. Сам Чичиков, сидя в гостинице с лёгкой простудой, удивляется, почему никто из чиновников его не навещает. Наконец, выздоровев, он отправляется с визитами и обнаруживает, что у губернатора его не принимают, а в других местах испуганно сторонятся. Ноздрёв, посетивший его в гостинице, несколько проясняет ситуацию. На следующий день Чичиков спешно уезжает из города.

В финале автор излагает историю жизни Павла Ивановича Чичикова, его детство, обучение, отношения с товарищами и учителем, его службу в казённой .палате, комиссии для построения казённого здания, последующий уход на другие места, переход в службу по таможне, где он сделал большие деньги на сговоре с контрабандистами, прогорел, но увернулся от уголовного суда, хотя и принуждён был выйти в отставку. Он стал поверенным и во время и во время хлопот о залоге крестьян придумал план, отправился в поездку по России с тем, чтобы накупить мёртвых душ, заложить их в опекунский совет как живых, получить деньги, купить, быть может, деревеньку и обеспечить будущее потомство.

Тематика и проблематика поэмы.Тема – вся Россия. Проблемы:социально-общественные, нравственные, философские. Исследование насущных вопросов того времени: состояние помещичьих хозяйств, нравственный облик помещиков и чиновников, их взаимоотношения с народом, судьба народа и родины. Что есть человек? В чём смысл и назначение человеческой жизни?

Композиция поэмы

1 глава – развёрнутое вступление к поэме. Ничего не знаем о Чичикове. Повествование динамичное, деловитое. Даны эскизные портреты чиновников, помещиков, с которыми Чичиков познакомился. О нём мы тоже ничего не знаем.

2-6 главы – изображение помещиков. Каждая глава, посвящённая помещикам, построена по одному и тому же плану: описание усадьбы, интерьера, внешность помещика, встреча хозяина с Чичиковым, совместный обед, сцена купли-продажи. Кульминация – покупка «мёртвых душ». Помогает подчеркнуть однотипность явления.

7-10 главы – изображение губернского города. В 10 главу включена «Повесть о капитане Копейкине».

11 глава – решение Чичикова бежать из города. Биография Чичикова. Теперь мы можем глубже понять поступки этого героя.

Смысл названия

· Исторический – списки (ревизские) крестьян. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими, крестьяне, занесённые в них, - ревизскими душами. По этому списку помещики выплачивали налог в казну, «мёртвые души» - это умершие крестьяне, которые ещё числятся в списках.

· Реальный. За условным - обозначением умершего стоят реальные люди, которых помещик может продать, обменить. Противопоставление живого и мёртвого.

· Метафорический (переносный). Герцен писал: «…Не ревизские - мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и прочие - вот мёртвые души, и мы встречаем их на каждом шагу» «Мёртвые души» обозначают здесь мертвенность, бездуховность. Физическое бытие не есть ещё жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни»

мертвы.

Чиновники.

· Настоящее бедствие для народа. Основа этой среды – воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука.

· Классификация. Гоголь делит их на «толсты» и «тонких». Даёт саркастическую характеристику. Тонкие – это невзрачные писари и секретари, часто горькие пьяницы. Толстые – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.

· Портреты чиновников. Даны удивительно ёмкие портреты-миниатюры чиновников. Иван Антонович Кувшинное рыло. Вымогает взятки. Сравнивает с Вергилием. На первый взгляд, такое сравнение парадоксально, но, если вдуматься, то в сравнение заложен глубокий смысл: как и римский поэт, чиновник ведёт Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Отличительная черта губернатора – добряк, умеющий вышивать по тюлю. Больше о нём как о главе города сказать нечего. Полицмейстер наведывался в лавки и гостиный двор, как в свою собственную кладовую. Прокурор всегда бездумно подписывал бумаги. Ходили слухи, что причиной его смерти стала скупка Чичиковым «мёртвых душ». Чичиков на его похоронах приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, - это густые чёрные брови.

· Чиновники в «Повести о капитане Копейкине». Произвол высших чиновников, .беззаконие..

5. «Повесть о капитане Копейкине» (10 глава)

· Сюжетная связь. Рассказывает почтмейстер, пытающийся внушить всем чиновникам, что Чичиков – это Копейкин. Как будто эта повесть не имеет отношения к сюжету произведения, потому что нет общих действующих лиц, нет связи с событиями, но тема омертвления человеческой души является главной.

· Капитан Копейкин – инвалид войн 1812 г. Ему оторвало руку и ногу. Героическая и печальная судьба. Но он честный человек Сильный и мужественный человек, исполненный достоинства. Разительное противоположность миру чиновников. Не имеет даже полагающейся ему пенсии. Не может найти помощи в столице. Министр, к которому он обращался, приказал выдворить настойчивого просителя за пределы столицы. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах «шайку разбойников».

6. Павел Иванович Чичиков. (11 глава)

· Детство. Унылое, безрадостное. Отсутствие достатка. Духовно нищенское детство.

· Наказ отца: угождай учителям и начальникам, с товарищами не водись, но водись с теми, кто побогаче, не угощай, не потчуй, копи копейку.

· Исполнял наказ отца. Предупреждал любое желание учителя, полтину не истратил, а нарастил: мышь, еда одноклассникам. Своеобразная система воспитания, отсутствие талантов, практический ум, оборотистость, умение втереться в доверие, надуть без зазрения совести.

· На службе. Умение ориентироваться в любой обстановке. Гибкость и изворотливость. Угождение начальнику. Поменял два-три места службы, добрался до таможни. Провернул рискованную операцию, в которой сначала обогатился, но потом потерял всё.

· Решение заняться скупкой «мёртвых душ»

· Появление в губернском городе. Сумел найти подход к каждому. Может быть сентиментален, льстив, почтителен и угодлив, сдержан и деловит, развязен и груб. Даже в самые тяжкие моменты жизни не теряется, умеет выйти сухим из воды. Хамелеонская сущность Чичикова великолепно передана в его речи. Умеет произносить слова «с весом». Подбирает такие слова, чтобы истинный смысл их не был понятен собеседнику. У каждого может перенимать характерную интонацию. Постиг «великую тайну нравиться». Неукротимая энергия. Воинствующая подлость.

· Чичиков в системе образов

Манилов Чичиков
«Манилов, по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своей добротой» (Гоголь) Слащавость, приторность, неопределённость, обходительность. Наивный, благодушный. Пустопорожнее глубокомыслие. Неопределённость характера. Контраст между мнимой значительностью и истинным ничтожеством. «Здесь Манилов, сделавший некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела» (продажа «мёртвых душ»)Дом, выстроенный, как замок, на горе, открытый всем ветрам, хилый английский сад, неубранный дом, книга, открытая на 14-й странице, аккуратные горки выкуренного табака, беспорядок на кухне и в хозяйстве – следствие полной непрактичности и бесхозяйственности. Нелепые мечты. Слово «маниловщина» стало нарицательным. «именины сердца».   Благонамеренный человек (губернатор), дельный человек (прокурор) Почтенный и любезный человек (полицмейстер) Любезный и обходительнейший человек (жена полицмейстера) Преприятный человек (Собакевич)
Коробочка Чичиков
Скаредность, мелочность. Контраст с Маниловым. По своему умственному развитию стоит ниже всех остальных помещиков. «Дубинноголовая». Ведёт хозяйство глупо и жадно. Фанатически мнительна. Полное отсутствие цели: зачем копит. При продаже «мёртвых душ: «вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Озабочена лишь одним – копеечной выгодой. Деньги, собранные в мешочки, лежат мёртвым грузом. Узок и убог её мир. Всё необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Именно она приведёт к гибели Чичикова, когда приедет в город узнать, почём мёртвых душ продают. Голос автора: « Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Шкатулки и мешочки Чичикова, в них всё разложено с такой же педантичностью
Ноздрёв Чичиков
Всегда весёлый, свежий, полный, с чёрными, как смоль, бакенбардами. Самовлюблённость. Нет и намёка на скопидомство Коробочки. Своеобразная «широта натуры». Гуляка, враль, всё время попадает в истории, его не раз били за нечистую игру в карты. Готовность к предательству. С лёгким сердцем проигрывает в карты деньги, покупает массу ненужных вещей. Бесшабашный хвастун и несусветный враль. В чём-то напоминает Хлестакова. Лгун по призванию и убеждению. Пройдоха и скандалист, всегда ведёт себя нагло, вызывающе. Своими сплетнями погубил Чичикова. Стремление всем понравиться – потребность и необходимость
Собакевич Чичиков
Цинизм. Грубость, прижимистость. Расчётливый хозяин, хитрый торгаш. Немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, мало найдётся тех, кому удалось обмануть Собакевича. Всё прочно и крепко. Средство характеристики – вещи. Духовный мир настолько убог, что вещь вполне может показать внутреннюю сущность. Все вещи напоминают хозяина: «и я тоже Собакевич». Напоминает «средней величины медведя». Грубая, животная сила, в голове не шевелится ни одна человеческая мысль. Звериная жестокость и хитрость. Опытный практик. «человек-кулак». «Казалось, в этом теле совсем нет души». Но этот неуклюжий медведь и грубый ругатель преображается, когда начинает рассказывать о своих крестьянах. Конечно, он хочет продать умерших подороже, но крепкий хозяин знает и ценит своих крестьян-тружеников. Свою жену называет «душенькой». Прямой разговор между двумя мошенниками. Два хищника боятся промахнуться и быть обманутым. Мнение Ноздрёва: нет «никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич.
Плюшкин Чичиков
Бессмысленное собирательство, хранение ненужных вещей. Был опытным, предприимчивым, трудолюбивым. Одиночество усиливало его подозрительность и скупость. «Прореха на человечестве». Страшен и трагичен. Опустошённая душа скряги, подавлено всё человеческое. Все запасы приходят в негодность. Проклял детей. Нет ни близких, ни друзей. Оборваны все связи с людьми. В каждом видит своего разорителя. Раб своего добра. Постоянный страх за свою собственность доводит до грани психического распада. Но растёт живописный сад, где всесильная природа сопротивляется бездумному владельцу. Чичиков во время осмотра города «оторвал прибитую к столбу афишу… свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось…»
Приёмы изображения помещиков: прямая характеристика (Чичиков). Выразительность портрета, окружающая обстановка, отношение к продаже «мёртвых душ», речь.

Образы крестьян

· Миру «мёртвых душ» противостоит образ народной России. Гоголь пишет о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. При этом меняется даже тон авторского повествования. В нем появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка. Тема народа становится одной из ключевых в поэме. Трагическая судьба обездоленных людей прослеживается в образах крепостных крестьян. Крепостное право приводит к полному отупению и одичанию. Яркий пример – крепостная девочка Пелагея, не умеющая отличить, где право, где лево, забитые Прошка и Мавра, лакей Петрушка, который спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах».

· Лучшие черты крестьян, помогающие представить собирательный образ народа, его национальный характер: талантливость народа (каретник Михеев. Сапожник Телятников, кирпичник Милушкин, плотник Степан Пробка; острота и меткость русского слова, глубина чувств, нашедшая отражение в задушевных русских песнях, широта и щедрость души, проявившаяся в ярких и весёлых народных праздниках гуляниях.

· Есть образы-символы. Беглый крестьянин Абакум Фыров. Человек, наделённый широтой души, вольнолюбивый и гордый, не желающий мириться с гнётом и унижением. Он предпочёл тяжёлую, но свободную жизнь бурлака. Это настоящий русский богатырь

Тема дороги

· Символ человеческой жизни. Человеческая жизнь в восприятии автора – это тяжёлый путь, полный лишений, испытаний. Но жизнь не бесцельна, если она наполнена осознанием своего долга перед Отечеством. Образ дороги становится сквозным образом в поэме (им поэма начинается, им и заканчивается).

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом

· Композиционный стержень.Замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров». Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с дороги души русского человека. А просёлочные дороги, по которым колесит эта бричка, - это не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития.

· Судьба России – «птица-тройка».Символ великого пути России в мировом масштабе, символ национальной стихии русской жизни. Её стремительный полёт противостоит кружению чичиковской брички.

· Лирические отступления:о «толстых» и «тонких»,напоминающих «мух на беломсияющем рафинаде»,об умении на Руси обращаться,о помещиках,об истинном и ложном патриотизме,о духовном падении человека (6 гл. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком»). Лирический герой. Смеющийся над комизмом всего происходящего, над своими героями, грустящий, потому что несовершенен мир, несовершенен человек, размышляющий о назначении писателя, мечтающий, верящий, с надеждой глядящий на летящую через все препятствия птицу-тройку – Россию.

Сочинения

Поэма «Мёртвые души» была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор стремился отразить, как в чистом зеркале, жизнь России. В поэме изображена Россия первой трети 19 века. Вместе с главным героем произведения читатель отправляется по России, заглядывает в самые отдалённые её уголки.

Первыми изображены в поэме чиновники. Каждый отдельный представитель этого класса – существо неприглядное, невежественное, мелкое, трусливое и убогое. В массе же своей это огромная сила: связанные круговой порукой, чиновники приспособили под себя мораль и закон. На благодатной почве чиновничества процветают взяточничество, подхалимство, пакостничество, мелочность интересов, погоня за развлечениями.

Каждый же из помещиков не живёт, а существует. Помещики не создают никаких ценностей, человеческая природа в них полностью искажена. Каждый из помещиков, изображённых Гоголем, обладает резко выраженной индивидуальностью. У каждого их свои «преимущества» перед другими. Но есть один признак, по которому в них всё яснее проступает нечеловеческая сущность. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». Вот праздный мечтатель Манилов, затрудняющийся найти слова, чтобы выразить то, что «варилось в его голове». В скорлупе своего хозяйства живёт бережливая «дубинноголовая» помещица Коробочка. Вот Ноздрёв – неудержимый враль, хвастун, драчун, герой ярмарочных кутежей. Вот Собакевич, напоминающий средней величины медведя. Плюшкиным завершается галерея помещиков. Характер его дан писателем в развитии. «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом… везде во всё входил зоркий взгляд хозяина…» Но после смерти жены Плюшкин превратился в «прореху на человечестве», утратил все человеческие качества.

Вот о каких героях рассказал Н.В. Гоголь. Его поэму можно оценить как «горький упрёк» современной писателю России. Но поэма не создаёт пессимистического настроения, когда Гоголь говорит о своей любви к Отчизне, о её необъятных просторах. Наверное, поэтому читателям Гоголя близки и понятны забота и боль писателя, вера в светлую судьбу страны.

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.022 с.