Лекция 1. Ремонт и ТО двигателя — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Лекция 1. Ремонт и ТО двигателя

2017-10-16 1641
Лекция 1. Ремонт и ТО двигателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Лекция 1. Ремонт и ТО двигателя. 2

Лекция 2. Проверка технического состояния двигателя. 8

Лекция 3. Снятие и установка двигателя. 14

Лекция 4. Разборка двигателя. 16

Лекция 5. Комплектование деталей и сборка двигателя. 19

Лекция 6. Приработка и испытание двигателя после ремонта. 25

Лекция 7. Ремонт и ТО КШМ... 27

 


Лекция 1. Ремонт и ТО двигателя

Основные неисправности двигателя:

1. Не пускается.

2. Работает неустойчиво или останавливается на холостом ходу.

3. Не развивает полной мощности (Nл/с).

4. Повышенный расход масла (Qм).

5. Недостаточное давление масла (рм).

6. Избыточное давление масла.

7. Стуки и шум при работе.

8. Повышенная вибрация.

9. Перегрев двигателя (t0C).

10. Быстрое падение уровня охлаждающей жидкости (Qо.ж.).

11. Повышенный расход топлива (Qт).

1. Двигатель не пускается по одной из трех причин:

1.1. неисправна система пуска двигателя:

1.1.1. якорь стартера вращается с замедленной скоростью, недостаточной для пуска двигателя, либо не вращается совсем. Неисправности системы пуска двигателя рассмотрены в разделах «Неисправности и ТО аккумуляторной батареи» и «Ремонт и ТО стартера»);

1.2. нарушена подача топлива (неисправна система питания):

1.2.1. неисправность топливного насоса;

1.2.2.неисправность карбюратора (К);

1.2.3. засорение топливопроводов или топливных фильтров;

1.3. нарушено нормальное искрообразование (неисправна сз):

1.3.1. неисправность катушки зажигания;

1.3.2. неисправность распределителя или датчика-распределителя;

1.3.3. неисправность конденсатора;

1.3.4. неисправность свечей зажигания;

1.3.5. обрыв цепей тока низкого или высокого напряжения;

1.3.6. нарушение угла опережения зажигания.

Этот шум четко прослушивается на прогретом двигателе при малой частоте вращения коленвала.

7.6. детонационные стуки вызванные:

7.6.1. слишком ранним зажиганием;

7.6.2. нагаром на стенках камеры сгорания и днищах поршней;

7.6.3. применением топлива с более низким, чем требуется, ОЧ;

7.6.4. перегревом двигателя.

Порядок проверки состояния двигателя по стукам и шумам приводится ниже.

8. Повышенная вибрация двигателя:

8.1. неисправность сз;

8.2. неисправность К;

8.3. отсутствие зазоров в клапанах;

8.4. износ или повышенная жесткость подушек подвески двигателя;

8.5. некачественная сборка двигателя при ремонте (установке неодинаковых по массе поршней, установке несбалансированного в сборе с маховиком и со сцеплением коленвала).

9. Перегрев двигателя:

9.1. неисправность со:

9.1.1. слабое натяжение или обрыв ремня привода водяного насоса и вентилятора,

9.1.2. недостаточный уровень ож;

9.1.3. сильное загрязнение наружной поверхности радиатора или образование отложений внутри радиатора и рубашки охлажден ия;

9.1.4. неисправность термостата;

9.1.5. водяного насоса,

9.1.6. электродвигателя вентилятора;

9.2. нарушение угла опережения зажигания;

9.3. при заправке бензина с несоответствующим ОЧ.

10. Быстрое падение уровня ож:

10.1. нарушение герметичности со и подтекание ее через ослабленные соединения шлангов, а также через поврежденные шланги, сальниковое уплотнение водяного насоса или радиатор.

11. Повышенный расход топлива:

11.1. сз (нарушение угла опережения зажигания, неисправность свечей),

11.2. К:

11.2.1 повышенный уровень топлива в поплавковой камере из-за нарушения герметичности игольчатого клапана или регулировки поплав. мех-ма;

11.2.2. неполное открытие воздушной заслонки;

11.2.3. засорение воздушных жиклеров;

11.2.4. неправильная регулировка х. х.;

11.2.5. неисправность экономайзера принудительного х. х.;

11.3. повышенное сопротивление движению автомобиля:

11.3.1. низкое давление в шинах;

11.3.2. неисправность тормозной системы;

11.3.4. разрушение подшипников ступиц колес или полуосей.


 

Лекция 2. Проверка технического состояния двигателя

Проверка технического состояния двигателя включает:

1. проверку его мощности;

2. экономичности;

3. расхода (угара) масла;

4. компрессии в цилиндрах двигателя,

5. шумности его работы;

6. токсичности отработавших газов.


 

Таблица

Рисунок. Втулка-зажим.

Если гильзы не зафиксировать, то при снятии-установке поршней они могут стронуться с места и при этом неизбежно будет нарушено их уплотнение в блоке.

10. Снять крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами, снять коленвал, а затем верхние вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца осевой фиксации коленвала.

11. Снять подшипник первичного вала КПП с коленвала, используя для этого специальный винтовой или ударный съемник (см. рис.).

Рисунок. Съемник для выпрессовки подшипника из коленчатого вала:

1 — захват; 2 — подшипник; 3 — шпилька; 4 — боек; 5 — ручка.

12. Разобрать детали шатунно-поршневой группы: снять поршневые кольца, при помощи специального приспособления (см. рис.), усики которого нужно ввести в зазор замка снимаемого кольца и, сжимая рукоятки съемника, разжать кольцо и снять его с поршня.

Рисунок. Снятие поршневых колец с поршня съемником.

12. Удалить из канавок бобышек поршня стопорные кольца и выпрессовать поршневой палец при помощи пресса с оправкой или специального винтового съемника (см. рис.) либо выколотить поршневой палец ударами молотка через латунную оправку с предварительным нагревом поршня в воде до 60 - 85°С (кроме двигателей ВАЗ, на которых нагрев поршней не производится). Если детали шатунно-поршневой группы мало изношены и могут быть повторно использованы, их необходимо пометить и установить при последующей сборке на свои прежние места.


Рисунок. Выпрессовка поршневого пальца из поршня съемником:

1 - поршень; 2 - поршневой палец; 3 - оправка; 4 – болт.


 

Пример.

Поршневые пальцы подбираются к поршням и шатунам таким образом, чтобы при комнатной температуре на двигателях ВАЗ смазанный моторным маслом палец входил нажимом большого пальца в отверстие поршня и не выпадал из него под действием собственной массы, а в головку шатуна входил с натягом, после нагрева шатуна до 240°С. На остальных двигателях поршневой палец должен от усилия пальца руки входить в верхнюю головку шатуна (см. рис.), а в отверстие поршня входить после нагрева последнего в воде до 60...85°С.

Рисунок. Установка поршневого пальца и проверка его посадки.

Рисунок. Проверка правильности подборки поршневого пальца к втулке малой головки шатуна.

После подбора поршней, пальцев и шатунов производится их сборка с нагревом, как отмечалось выше, соответственно шатуна (двигатели ВАЗ) или поршня (остальные двигатели). Для запрессовки поршневого пальца в верхнюю головку шатуна и в поршень на двигателях ВАЗ применяется специальная оправка (см. рис.).

Рисунок. Запрессовка поршневого пальца двигателей ВАЗ в верхнюю го­ловку шатуна с помощью оправки:

1 - рукоятка оправки с упорным буртиком; 2 - поршневой палец; 3 - направляющая; 4 - дистанционное кольцо.

Поршневые кольца подбираются к цилиндрам в соответствии с их размерами по зазору, вставленного в соответствующий цилиндр двигателя (рис. 212, а) и зазору между торцом кольца и его канавкой в поршне (см. рис.).

Рисунок. Проверка зазора в замке поршневого кольца (а) и бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне (б):

1 - поршневое кольцо; 2 - щуп; 3 - блок цилиндров двигателя; 4 – поршень.

Зазоры, рекомендуемые при подборе поршневых колец, приведены в таблице.

Таблица

Зазоры, рекомендуемые для подбора поршневых колец

Двигатель Зазор в замке кольца, установленного в калибре или в цилиндре Зазор, мм, между кольцом и канавкой поршня по высоте кольца
компрессионного маслосъемного
ВАЗ-2108 0,25...0,4 0,25...0,5*' 0,04...0,0075*2 0,03...0,0065"3 0,02...0,055
МеМЗ-245 0,21...0,55 0,9...1,5'' 0,045...0,077*2 0,025.,.0,057*3
ВАЗ-2105, -2106 0,03...0,45*2 0,25..,0,4*3 0,045...0,077*2 0,25...0,057*3 0,020...0,0052
УЗАМ-331, -412 0,35...0,45 0,06...0,87'2 0,041...0,068
ЗМЗ-402 0,3...0,5 0,3...0,7'' 0,05...0,082 0,135...0,335

 

1Маслосъёмное кольцо

2Верхнее компрессионное кольцо.

3Нижнее компрессионное кольцо.

После подбора колец они устанавливаются в канавки поршня с помощью специального приспособления, а поршень с кольцами в цилиндр - с помощью специальной оправки (см. рис.) или ленточного устройства.

Рисунок. Приспособления для установки поршня с кольцами в цилиндр:

а - оправка (в форме стального конусного кольца); б - ленточное приспособление.

Поршневые кольца устанавливаются на поршень так, как показано на рис. 10, причем замки соседних поршневых колец не должны находиться на одной линии, а должны располагаться под углами 90° - 180°. Обычно при установке трех поршневых колец выдерживают одинаковые углы между их замками, равные 120°. Перед установкой поршневых колец на уже работавший в двигателе поршень, необходимо тщательно прочистить его канавки от нагара с использованием специального приспособления (см. рис.).

Рисунок. Очистка нагара в канавках поршней с помощью приспособления.

Перед установкой съемных гильз в блок цилиндров необходимо тщательно очистить посадочные поверхности гильз от отложений. Затем, установив предварительно гильзы с новыми уплотнительными медными кольцами в цилиндры и прижав их к блоку усилием 5...7 кгс, проверить выступание верхнею торца гильзы над плоскостью блока цилиндров, которое должно быть у двигателей УЗАМ-ЗЗ1 и 412 в пределах 0,01...0,08 мм. При необходимости выступание гильз регулируют подбором толщины уплотнительных колец. Перед окончательной установкой уплотнительную прокладку, опорный торец и установочный пояс гильзы следует покрыть тонким слоем нитроэмали для обеспечения герметичности посадки гильзы в блоке.

Детали резьбовых соединений, имеющие более двух ниток сорванной резьбы, заменяют на новые, остальные детали прогоняют соответствующими метчиками и плашками. Все устанавливаемые на двигатель при сборке детали, особенно используемые повторно, должны быть тщательно очищены, промыты, а их рабочие поверхности смазаны моторным маслом. Затяжку ответственных резьбовых соединений при сборке необходимо производить с требуемым моментом.

Общая сборка двигателя производится в обратном порядке.


 

Лекция 7. Ремонт и ТО КШМ

Ремонт КШМ состоит в замене или ремонте его деталей и производится обычно со снятием двигателя с а/м. Без снятия двигателя с автомобиля производится снятие и установка крышки головки блока цилиндров, головки блока цилиндров, поддона масляного картера и замена их прокладок. При установке данных деталей для обеспечения герметичности затяжка гаек или болтов их крепления производится в определенном порядке в соответствии с общим правилом крепления корпусных деталей: от центра к периферии крест-накрест.

1. Снятие и установка крышки головки цилиндров производится при:

1.1. необходимости снятия головки цилиндров двигателя при ее замене или ремонте;

1.2. при подтяжке гаек или болтов ее крепления к блоку цилиндров;

1.3. при замене прокладки головки блока

1.4. при ТО и ремонте механизма газораспределения (регулировке зазоров клапанов, замене маслоотражательных колпачков и других деталей механизма газораспределения).

При снятии крышки головки блока цилиндров делать это нужно осторожно, чтобы не повредить прокладку крышки, и желательно иметь в наличии запасную прокладку для замены в случае повреждения ее при разборке либо при обнаружении ее растрескивания, а также при снижении уплотняющих свойств прокладки при ее затвердевании, если она изготовлена из резины.

2. Снятие и установка головки цилиндров производится при:

2.1. необходимости ее замены или ремонта;

2.2. при замене прокладки головки из-за нарушения ее герметичности,

2.3. при ремонте механизма газораспределения, а также для удаления нагара на днищах поршней и стенок камер сгорания, когда применение специальных составов для удаления нагара без снятия головки не дает результатов (признаки отложения нагара — перегрев двигателя и продолжение работы двигателя в течение нескольких секунд после выключения зажигания).

Снятие головки блока цилиндров производится в следующей последовательности:

1. слить охл. жидкость;

2. снять приборы на головке, и отвернуть болты (гайки) ее крепления;

3 осторожно снять головку, чтобы не повредить прокладку. Если прокладка приклеилась, то ее надо отделить тупым ножом или тонкой металлической пластиной.

Для удаления нагара поочередно устанавливают поршни в ВМТ, размягчают нагар ветошью, смоченной керосином, и удаляют его скребком из дерева или мягкого металла. То же самое следует проделывать и со стенками камер сгорания в головке.

Устанавливают головку цилиндров в обратной последовательности. При установке старой прокладки ее необходимо натереть порошкообразным графитом, однако для гарантированного обеспечения герметичности при каждом снятии-установке головки блока цилиндров следует (на двигателе ВАЗ-2108 в обязательном порядке) заменять прокладку головки на новую. После установки головки производится затяжка ее креплений к блоку.

Затяжка креплений головки цилиндров производится на холодном двигателе динамометрическим ключом с определенным моментом и в определенной последовательности (см. рис.).

Последовательность крепления болтов и гаек шпилек головок цилиндров двигателей:

а - ВАЗ-2108; б - ВАЗ-2105, -2106; в - УЗАМ-331; г - МеМЗ-245; д - 3M3-4Q2; е - затяжка динамометрическим ключом.

Пример.

На двигателе ВАЗ-2108 затяжка болтов осуществляется в четыре приема: вначале моментом 20 Н • м (2,04 кгс • м), затем 69... 85 Н * м (7,08... 8,74 кгс • м); после этого все болты доворачивают еще дважды на 90°. В процессе эксплуатации головка не нуждается в подтягивании крепежных элементов, так как между блоком и головкой установлена безусадочная прокладка и применены специальные болты. На остальных двигателях затягивать болты следует в два приема: сначала с половинным моментом, а затем окончательно с полным. Момент окончательной затяжки десяти болтов на двигателе ВАЗ-2105 и -2106 96...118 К • м (9,8...12,1 кгс-м), а одиннадцатого болта с резьбой М8 двигателя 2106 — 31...39 Н * м (3,2...4,0: кгс • м), тек на двигателе УЗАМ-331 —■ 88...98 Ы • м (9...10 кгс • м) и болтов на двигателе МеМЗ-245 — 93...103 Н • м (9,5...10,5 кгс • м). Для ремонта и замены остальных деталей КШМ двигатель снимают с автомобиля и осуществляют частичную юга полную его разборку, общий порядок которой рассмотрен выше. Проверка технического состояния деталей КШМ производится с целью определения возможности их дальнейшей установки на автомобиль либо необходимости их ремонта или замены.

Блок цилиндров после разборки тщательно очищают и промывают внутренние полости (особенно каналы смазочной системы) горячим (температура 75...85°С) раствором каустической соды. Затем его продувают и просушивают сжатым воздухом. Проверка технического состояния состоит в тщательном визуальном контроле целостности блока (отсутствия обломов, трещин и пробоин), а также в измерении величин его деформации и износов поверхностей цилиндров (у гильзованных двигателей - гильз цилиндров и посадочных поверхностей под гильзы в блоке) и отверстий под коренные подшипники.

При наличии повреждений в блоке (трещин, сколов, пробоин) он, как правило, подлежит замене. Небольшие трещины можно устранить с помощью сварки либо заделать эпоксидным составом. При определении деформации блока цилиндров контролируют неплоскостность его разъема с головкой цилиндров и соосность отверстий под коренные подшипники.

Неплоскостность разъема блока с головкой цилиндров прове­ряется с использованием набора щупов и поверочной плиты или линейки. Линейка устанавливается по диагонолям плоскости разъ­ема и посредине в продольном и поперечном направлениях и с помощью подложенного под нее щупа определяется величина за­зора между линейкой и щупом. Если зазоры не превышают 0,1 мм, то блок пригоден для дальнейшего использования. При зазорах не более 0,14 мм допускается прошлифовать плоскость разъема для устранения ее неплоскостности. Если зазоры более 0,14 мм блок подлежит замене.

Несоосность отверстий коренных подшипников проверяется при помощи специальной оправки (скалки), вставляемой в отверстия коренных подшипников с установленными и затянутыми с требуе­мым моментом крышками. Если оправка вставляется одновременно во все отверстия коренных подшипников, то блок пригоден для даль­нейшего использования, а если нет — блок подлежит замене.

Затем производится измерение диаметров цилиндров и отверс­тий под коренные подшипники в блоке при помощи индикатор­ного нутромера (см. рис. 208) и сравнение их с данными приложе­ния 1. При износах отверстий свыше допустимого блок бракуется либо производится расточка цилиндров под ближайший ремонт­ный размер поршней с последующей установкой в них поршней и поршневых колец соответстующего ремонтного размера.

Коленчатый вал, снятый с двигателя, предварительно тщательно промывают, отворачивают пробки масляных каналов, очищают и продувают полости маслинных каналов. Затем осуществляется визу­альный контроль с целью определения наличия трещин, следов по­вышенного износа поверхностей и состояния резьб. При наличии трещин вал подлежит замене. При срыве резьбы не более двух ни­ток производится ее прогонка. Затем производится измерение диа­метров коренных и шатунных шеек и сравнение с данными прило­жения 1 и определение возможности дальнейшего использования коленчатого вала без ремонта, возможности перешлифования шеек под ремонтные размеры либо необходимости его замены.

Шейки коленчатого вала замеряются микрометром в двух взаимно перпендикулярных плоскостях по двум поясам.

Перешлифовка всех одноименных шеек производится под один ремонтный размер.

Для контроля перпендикулярности торцевой поверхности фланца для крепления маховика и оси коленчатого вала измеря­ется биение торцевой поверхности с помощью микрометричес­кой индикаторной головки при прокручивании коленчатого вала.

Маховик контролируют по состоянию поверхности плоскости прилегания ведомого диска сцепления, состоянию ступицы и зуб­чатого обода (венца). Плоскость прилегания ведомого диска долж­на быть гладкой, без рисок и задиров. Биение плоскости махови­ка в сборе с коленчатым валом не должно превышать 0,10 мм на крайних точках, в противном случае плоскость прилегания необ­ходимо прошлифовать либо заменить маховик.

При наличии трещин маховик следует заменить. При наличии забоин на зубьях обода маховика их следует зачистить, а при зна­чительном износе или повреждениях — заменить обод маховика. Перед напрессовкой обод необходимо нагреть до температуры 200...230°С и напрессовать на маховик.

Проверка состояния и подбор деталей поршневой группы рас­смотрен выше при описании сборки двигателя.

Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма. После пробега первых 1500... 2000 км, а в дальнейшем только после снятия головки блока цилиндров, а также при появлении признаков прорыва газов или подтекания охлаждающей жидкос­ти в соединениях необходимо подтягивать гайки шпилек и болты головки блока цилиндров в установленной последовательности. В эти же сроки подтягивать винты или болты крепления поддона картера двигателя.

Через каждые 10000... 15000 км пробега следует проверять и при необходимости подтягивать болты и гайки крепления опор двигателя, очищать от грязи и масла их резиновые подушки. По мере загрязнения, а при езде по пыльным и загрязненным доро­гам ежедневно, протирать поверхность двигателя ветошью, смо­ченной специальным очистителем.

Оглавление

Лекция 1. Ремонт и ТО двигателя. 2

Лекция 2. Проверка технического состояния двигателя. 8

Лекция 3. Снятие и установка двигателя. 14

Лекция 4. Разборка двигателя. 16

Лекция 5. Комплектование деталей и сборка двигателя. 19

Лекция 6. Приработка и испытание двигателя после ремонта. 25

Лекция 7. Ремонт и ТО КШМ... 27

 


Лекция 1. Ремонт и ТО двигателя

Основные неисправности двигателя:

1. Не пускается.

2. Работает неустойчиво или останавливается на холостом ходу.

3. Не развивает полной мощности (Nл/с).

4. Повышенный расход масла (Qм).

5. Недостаточное давление масла (рм).

6. Избыточное давление масла.

7. Стуки и шум при работе.

8. Повышенная вибрация.

9. Перегрев двигателя (t0C).

10. Быстрое падение уровня охлаждающей жидкости (Qо.ж.).

11. Повышенный расход топлива (Qт).

1. Двигатель не пускается по одной из трех причин:

1.1. неисправна система пуска двигателя:

1.1.1. якорь стартера вращается с замедленной скоростью, недостаточной для пуска двигателя, либо не вращается совсем. Неисправности системы пуска двигателя рассмотрены в разделах «Неисправности и ТО аккумуляторной батареи» и «Ремонт и ТО стартера»);

1.2. нарушена подача топлива (неисправна система питания):

1.2.1. неисправность топливного насоса;

1.2.2.неисправность карбюратора (К);

1.2.3. засорение топливопроводов или топливных фильтров;

1.3. нарушено нормальное искрообразование (неисправна сз):

1.3.1. неисправность катушки зажигания;

1.3.2. неисправность распределителя или датчика-распределителя;

1.3.3. неисправность конденсатора;

1.3.4. неисправность свечей зажигания;

1.3.5. обрыв цепей тока низкого или высокого напряжения;

1.3.6. нарушение угла опережения зажигания.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.