Определить род латинского имени существительного — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Определить род латинского имени существительного

2017-10-21 1471
Определить род латинского имени существительного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Tabuletta ae f.

Выбор родовой формы имени прилагательного

Obductus a um obducta.

4. Составить термины в именительном падеже единственного числа

Tabuletta obducta

Определение склонения имени существительного

Tabuletta ae I

Определение склонения имени прилагательного

Obducta I

Образование термина в искомой форме N.Pl

Tabulettae obductae.

 

Самостоятельная работа.

Задание №1.

1. Работа с лексическим минимумом.

Слова для запоминания.

· прилагательные первой группы.

fluidus, f, um жидкий, ая, ое
spissus, a, um густой, ая, ое
siccus, a, um сухой, ая, ое
oleosus, a, um масляный, ая, ое
spirituosus, a, um спиртовой, ая, ое
aquosus, a, um водный, ае, ое
aethylicus, a, um этиловый, ае, ое
dilutus, a, um разбавленный, ае, ое
felleus, a, um желчный, ая, ое
subtilissimus, a, um мельчайший, ая, ое
activatus, a, um активированный, ая, ое
purus, a, um чистый, ая, ое

 

· названия групп лекарственных веществ.

 

heroica сильнодействующие (средства)
diuretica мочегонные (средства)
hypotensiva снижающие кровяное давление, гипотензивные (средства)
narcotica наркотические (средства)
sedativa успокаивающие (средства)

 

· анатомическая терминология.

 

clavicula, ae, f ключица
costa, ae, f ребро
fibula, ae, f малоберцовая кость
lingua, ae, f язык
mandibula, ae, f нижняя челюсть
maxilla, ae, f верхняя челюсть
scapula, ae, f лопатка
tibia, ae, f большеберцовая кость
trachea, ae, f дыхательное горло

 

Задание №2.

2. Согласовать существительные с прилагательными и определить тип склонения существительных и прилагательных. Перевод рецептов.

· согласовать в роде и падеже

Русские термины Латинские термины
В именительном падеже В родительном падеже
Экстракт густой сухой жидкий    

·

·

· перевести рецепты.

       
 
Возьми: Настойки ландыша Настойки валерьяны по 10 мл Жидкого экстракта боярышника 5 мл Ментола 0,05 Смешай. Выдай. Обозначь.
 
Возьми: Жидкого экстракта красавки 25 мл. Выдай. Обозначь.  

 


Ø согласовать в роде и падеже.

Раствор масляный спиртовый В именительном падеже В родительном падеже
   

Ø Перевести рецепты.

       
 
Возьми: Масляного раствора камфары 10%-50 мл Выдай. Обозначь.
 
Возьми: Спиртового раствора ментола 1%-20 мл. Выдай. Обозначь.

 


 

 

 
 
Возьми: Спиртового раствора йода 5%-2 мл Танина 3,0 Глицерина 10,0 Смешай. Выдай. Обозначь.

 

 


а) согласовать в роде падеже.

 

Вода дистиллированная    

б) перевести рецепт.

 

 
 
Возьми: Нашатырно-анисовых капель 50 мл Алтейного сиропа 30 мл Дистиллированной воды до 200 мл   Смешай. Выдай. Обозначь.

 


а) согласовать в роде и падеже.

 

Уголь активированный    

 

б) перевести рецепт.

 
 
Возьми: Активированного угля 100,0 Выдай. Обозначь.

 


Задание №3.

 

Выбрать правильный ответ.

Раствор йода спиртовой.

· solutio Iodi spirituosa

· solutio Iodi spirituosi

· solutio Iodi spirituosus

 

Тема: Имена прилагательные второй группы, несогласованное определение. Причастие.

Цель: студент должен знать:

· 2 гр. Прилагательных в латинском языке;

· характерные признаки первой и второй группы прилагательных;

· родовые окончания прилагательных второй группы.

Уметь:

· определить основу, склонение прилагательных 2-х групп;

· согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже;

· переводить словосочетания с согласованным и несогласованным определением.

 

Учебная информация.

 

Прилагательные второй группы.

Прилагательные третьего склонения.

Делятся на 3 подгруппы.

а) 3-х окончаний

б) прилагательные 2-х окончаний, равносложные которые для мужского и женского рода имеют одно общее окончание (is), а для среднего рода – окончание (е).

В медицинской терминологии преобладают прилагательные 2-х окончаний.

 
 
Словарная форма medicinalis e

 

 


medicinalis m f. – медицинский медицинская.

medicinale – медицинское.

 

в) Прилагательные одного окончания (неравносложные) которые имеют для всех родов одно общее окончание (s, x, или r).

 

Словарная форма

как у имени существительного третьего склонения; т.е. с указанием родительного падежа не ставится только в отличие от существительных обозначение рода.

nitens ntis - бриллиантовый, ая, ое.

simplex icis – простой, ая, ое.

 

Самостоятельная работа:

Работа с лексическим минимумом.

Задание №1.

A. Имена прилагательные второй группы.

 

letalis, e смертельный, летальный
naturalis, e естественный, натуральный
pectoralis, e грудной
talis, e такой, ая, ое
vaginalis, e влагалищный
rectalis, e прямокишечный
vulgaris, e обыкновенный
recipiens, ntis берущий, реципиент
simplex, icis простой

 

 

B. анатомическая терминология.

 

thalamus, i, m таламус (зрительный бугор)
metatarsus, i, m плюсна
tarsus, i, m предплюсна
sulcus, i, m борозда
pylorus, i, m привратник
lumbus, i, m поясница
digitus, i, m палец
metacarpus, i, m пясть
carpus, i, m запястье
periton(a)eum, i, n брюшина
pericardium, i, n перикард, околосердечная сумка
myocardium, i, n миокард
duodenum, i, n 12-перстная кишка
cranium, i, n череп
urethra, ae, f мочеиспускательный канал

 

Задание №2.

 

Определить группы (1-ая и 2-ая) и склонения по заданным образцам:

1. Spissum склонение 2 группа 1

2. Destillata

3. Vernalis

4. Purus

5. Pectorale

6. Simplex


Задание №3.

Найти соответствие.

1. species а) anhydricum

2. lanolinum б) palustre

3. dosis в) stomachicae

4. elixir г) concentratus

5. ledum д) pecrorale

е) subtilis

ж) letalis

з) silvestris

Задание №4.

Согласовать существительные с прилагательными и определить тип склонения существительных и прилагательных.

 

  Русское название Латинское название   В родительном падеже
В именит. падеже определить род существ. Тип склонения
Существ. Прилагат.
П. Сок желудочный натуральный М Succus gastricus naturalis   II   II III Succi gastrici naturalis
Ландыш майский        
Горицвет весенний        
Эликсир грудной        
Бриллиантовый зеленый        

 

Задание №5.

Перевести рецепты.

 

       
 
Возьми: Сока желудочного натурального 100 мл Выдай. Обозначь.
 
Возьми: Спиртового раствора бриллиантовой зелени 1% - 1 мл Выдай. Обозначь.

 


Viride nitens – бриллиантовая зелень.

 

Тема: Важнейшие латинские и греческие приставки.

Цель: студент должен:

Знать:

- способы словообразования

- определение клинической терминологии

- основные греческие корни и терминоэлементы

- важнейшие латинские и греческие приставки

Уметь:

- образовывать слова при помощи приставок и суффиксов

- использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании клинических терминов.

Учебная информация.

I Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание слова (смотри учебник)

Самостоятельные слова и совпадающие с ними по значению корневые элементы сложных слов принято называть греко – латинскими дублетами, дублетными обозначениями.

Дублетнымиявляются также приставки лат. и греч. происхождения.

Корневые и словообразовательныеэлементы (приставки, суффиксы), имеющие стабильное значение в терминологии, входящие в состав многих терминов, принято называть терминоэлементами.

Названия болезней и патологических состояний образуются путем сложения терминоэлементов. Необходимо различать начальные и конечные терминоэлементы.

Естественные функции организма и протекающие в нем процессы обозначаются представленными в таблице конечными терминоэлементами. Нарушения функций и процессов чаще всего обозначаются с помощью греческих приставок а- / an-, dys-, hyper-, hypo-. – начальные терминоэлементы.

Таблица №1

Начальные терминоэлементы Конечные терминоэлементы
a- / an- dys-- нарушение, расстройство hyper-- повышение, усиление hypo- -понижение, ослабление   -phagia, -pnoё, -aemia, -uria -aesthesia –чувствительность -ergia –реактивность организма -kinesia –движение, двигательная функция органа -tensio– давление -tonia– тонус, напряжение -plasia – формирование тканей и органов -thermia – изменение температуры тела -trophia– питание тканей -cholia – секреция желчи -chylia – секреция пищеварительного сока -galactia – секреция молока -oxia – насыщение тканей кислородом -sialia, -salivatio– секреция слюны -mnesia- память -opia / -opsia -зрение -phonia -голосообразование

Самостоятельная работа.

Задание №1

Работа с лексическим минимумом (записать в словари)

1. Слова для запоминания

а) греческие приставки

  a (an)- Отрицание
  Anti- против
  De- Без, не, удаление
  Des- Избавление
  Dys- нарушение, расстройство
  Endo- В, внутри
  Exo- Вне, снаружи
  Extra- Вне, сверх, снаружи
  Hyper- Сверх, выше
  Hypo- Под, ниже
  Peri- Вокруг, со всех сторон, около
  Re- Повторное, ответное действие
  Syn- С, в связи с
  Trans- Через, пере-
  Para- около

 

б) терминоэлементы

  -aesthes- -aesthesia- Чувство
  -alg- -algia- Боль
  -graph- Рентген
  -graphia Регистрация сигналов
  -logia Наука о
  -metria Измерение
  -path- -pathia 1)чувство 2)заболевание
  -therm- -thermia Тепло
  -ton- Напряжение
  -tonia Тонус
  -philia Склонность, предрасположенность
  -phobia Навязчивый страх, боязнь
  -plasia развитие

 

Задание№2

Выделите:

а) общий конечный

б) общий начальный терминоэлемент

Устно укажите значение терминов:

a /-an-: -atonia, anergia, achylia, asialia, amnesia, aplasia, acholia;

dys-: dyspnoё, dysplasia, dystonia, myocardiodystrophia;

hyper-: hyperergia, hypertonia, hypermnesia, hyperkinesias,hypersalivatio;

hypo-: hypoplasia, hypaesthesia, hypoxia, hypotensio, hypotonia, hypothermia.

 

Задание№3

Образовать термины с заданным значением, путем сложения терминоэлементов.

1. измерение температуры тела

2. понижение температуры тела

3. повышение температуры тела

4. тепловой удар

5. прибор для измерения температуры

6. повышение тонуса

7. понижение тонуса

8. расстройство тонуса

9. отсутствие мочи

пример: измерение температуры тела

температура + измеряю

thermo +metria = thermometria.

Тема: Клиническая терминология

Цель: Студент должен знать определение клинической терминологии, основные греческие корни и терминоэлементы

Уметь: Использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании клинических терминов

Учебная информация

Клинические термины образуются путем сложения терминоэлементов необходимо складывать начальные и конечные терминоэлементы


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.