Изучение коммуникативных умений дошкольников — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Изучение коммуникативных умений дошкольников

2017-10-11 859
Изучение коммуникативных умений дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

на практике студентов группы ДОз….

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

ПМ 02 МДК 0206

Преподаватель Рыжкова О.Б.

Учебный год

Задание 1. Изучение и анализ организации общения воспитателя с детьми в различных видах деятельности

Выполнение задания.

1. Проведение наблюдения за воспитателем в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательной, бытовой)

Цель:Изучение особенностей общения воспитателя с детьми

Место проведения:

Дата и время проведения:

Возрастная группа:

Воспитатель:

Студент(ка):

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения воспитателя с детьми Действия и реакции детей примечание
Не менее 2-х видов      

2. Анализ организации общения воспитателя с детьми:

I. Эмоциональное отношение воспитателя к детям

1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.

2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.

3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения.

4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.

II. Оценочное отношение воспитателя к детям — какие оценки детей преобладают

1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).

2. По модальности (положительные, отрицательные).

3. По форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение).

4. По характеру (общие, дифференцированные).

III. Требования воспитателя к детям

1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).

2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные).

3. По модальности (положительные, отрицательные).

4. По.виду (приказ, указание, распоряжение, совет-предложение, опосредованное требование, просьба, намек).

IV.Вопросы воспитателя к детям

1. По содержанию (деловые, личностные).

2. По характеру (констатирующие, проблемные, организационно - дисциплинирующие)

Отметить также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, проанализировать ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого сделать выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.

 

Задание 2. Изучение типа общения ребенка со взрослым

Цель:определение преобладающеготипа общения ребенка со взрослым

Материал:

Место проведения:

Дата и время проведения:

Возрастная группа:

Ребенок:

Возраст:

Студент(ка):

Подготовка. Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение. Индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов данная работа проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

 

    № Выбор ребенка   Особенности поведения, высказывания ребенка время
Совместная игра с игрушками Чтение книг познавательного содержания Беседа на личностные темы
             
             
             

 

 

Анализ результатов. Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация). Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из трех ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в ходе взаимодействия и общения с воспитателем.

 

Задание 3. Изучение навыков культуры общения и поведения дошкольников

 

Цель:изучение уровня сформированности культуры общения у ребенка.

Место проведения:

Дата и время проведения:

Возрастная группа:

Ребенок:

Возраст:

Студент(ка):

Проведение. За ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

 

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения ребенка с воспитателем и детьми Действия и реакции воспитателя и детей   примечание
Не менее 2-х видов      

Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

I.Общение со взрослыми

1. Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

II. Общение со сверстниками

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя

ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому ит.д.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы об уровне сформированноcти культуры общения ребенка.

 

 

Таблица. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

 

Возраст детей
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста) Называют по имени и отчеству воспитателей. Проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко Закрепляются Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми

 

Задание 4. Организация общения детей в совместной деятельности.

Задание 5. Разработка конспекта занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников и проведение занятия.

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».

«Секрет».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик—семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

«Гуляем по парку».

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

«Поводыри».

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.

Ход игры

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

- смотреть в глаза гостю,

- улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Прощание».

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

«Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

 

 

Задание 6. Составить план тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников.

1. Определить цель и задачи занятия тренинга.

2. Подобрать игры и упражнения в соответствии с целью основных структурных компонентов тренинга.

3. Показать вариативность использования игровых заданий в ходе тренинга.

 

Задание 7. Создать картотеку игр и упражнений, способствующих развитию навыков общения детей раннего и дошкольного возраста.

Младшая и средняя группа

 

Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире. Развитие согласованности детей в группе, умения слушать воспитателя. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят в кругу вместе с воспитателем, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Воспитатель: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

-Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

-А теперь погромче: Вы котята?

-А теперь еще громче: Вы котята?

А сейчас ответьте тихо: вы дети?

Можно задать вопросы: Вы цветы? Вы цыплята? Вы куклы? Вы веселые ребята?

Подари улыбку другу»

Цель: Развитие положительного отношения друг к другу, умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Описание игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает каждому найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться, правую руку положить на сердечко, послушать, как оно стучит. Затем собрать в кулачок солнечный лучик и отдать другу: «Миша, я хочу с тобой дружить».

3.

4….

 

Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, обсуждать высказанные предложения.

Описание игры:

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

Предложить выбрать самое лучшее желание для всех.

Обращать внимание детей на то, что необходимо выслушивать ответ товарища до конца, не перебивая.

Закончи предложение»

Цель: учить детей включаться в беседу, осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Описание игры:

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - воспитатель. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Мое любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….

3.

4….

 

Задание 8. Планирование и организация общения с детьми в различных видах деятельности

(игровой, трудовой, продуктивной, бытовой)

Спланировать общение с детьми по схеме (не менее трех бесед):

-когда,

-с кем,

-о чем поговорить,

-что спросить,

-с какой целью.

Примерные записи бесед с детьми.

Вторая младшая группа

Во время одевания на прогулку поговорить с детьми о погоде. Спросить:

-Какое сейчас время года?

-На улице стало теплее или холоднее?

-Какого цвета стали листья на деревьях?

-Куда улетают птицы?

Вовлечь детей в разговор. Уточнить представления детей об осени.

Средняя группа.

Во время прогулки поговорить с детьми о правилах дорожного движения. Спросить:

-Где можно переходить улицу?

-На какой сигнал светофора?

-Что означает красный сигнал светофора?

-Что означает желтый сигнал светофора?

-Можно ли переходить улицу одному, без взрослых?

Уточнить ответы детей. Учить участвовать в беседе.

Старшая группа.

В процессе игровой деятельности (игра в «Семью») поговорить с группой детей о предметах, облегчающих труд человека в быту. Спросить:

-Какие приборы помогают на кухне в приготовлении пищи? (кофемолка, миксер, мясорубка, соковыжималка, мультиварка…) Что можно сделать с их помощью?

-Какие приборы помогают человеку в уборке? (пылесос, посудомоечная машина, стиральная машина…) Каким образом они помогают?

-Как вы думаете, любая вещь создана трудом одного или многих людей? Почему?

Уточнять, расширять представления детей о мире предметов. Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать умение отвечать на вопросы, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Вопросы к анализу организации общения с детьми в различных видах деятельности.

1. Организация пространства для общения.

2. Получилось общение или нет. Если нет, то почему?

3. Использовались ли поощрения в ходе общения?

4. Особенности поведения детей, мимика, жесты, интонации речи.

5. На какие вопросы дети наиболее активно отвечали и почему?

6. На какие вопросы дети не смогли ответить и почему?

7. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

8. Какие трудности возникали при организации общения с детьми? Как преодолевали их?

9. Какие выводы сделаны для дальнейшей работы по организации общения с детьми?

 

 

Задание 9. Реферат на тему «Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста и способы разрешения конфликтов».

Разработать рекомендации воспитателям по организации бесконфликтного общения дошкольников.

Задание 10. Описать и проанализировать 2-3 конфликтные ситуации, возникшие между дошкольниками.

1. Определить причину конфликтов.

2. Оценить эффективность способов их разрешения.

Задание 11. Анализ планирования воспитателем различных видов деятельности и общения детей в течение месяца.

Сделать выписки из календарного плана работы.

Определить виды планируемой работы, цели и задачи, место в режиме дня, периодичность.

 

 

Задание 12. Программа диагностических методик на определение уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

 

Задание 13. Программа диагностических методик для самодиагностики воспитателя.

 

 

Задание 14. Оформить советы родителям «Развиваем навыки общения детей».

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

на практике студентов группы ДОз….

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

ПМ 02 МДК 0206

Преподаватель Рыжкова О.Б.

Учебный год

Задание 1. Изучение и анализ организации общения воспитателя с детьми в различных видах деятельности

Выполнение задания.

1. Проведение наблюдения за воспитателем в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательной, бытовой)

Цель:Изучение особенностей общения воспитателя с детьми

Место проведения:

Дата и время проведения:

Возрастная группа:

Воспитатель:

Студент(ка):

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения воспитателя с детьми Действия и реакции детей примечание
Не менее 2-х видов      

2. Анализ организации общения воспитателя с детьми:

I. Эмоциональное отношение воспитателя к детям

1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.

2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.

3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения.

4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.

II. Оценочное отношение воспитателя к детям — какие оценки детей преобладают

1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).

2. По модальности (положительные, отрицательные).

3. По форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение).

4. По характеру (общие, дифференцированные).

III. Требования воспитателя к детям

1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).

2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные).

3. По модальности (положительные, отрицательные).

4. По.виду (приказ, указание, распоряжение, совет-предложение, опосредованное требование, просьба, намек).

IV.Вопросы воспитателя к детям

1. По содержанию (деловые, личностные).

2. По характеру (констатирующие, проблемные, организационно - дисциплинирующие)

Отметить также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, проанализировать ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого сделать выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.

 

Задание 2. Изучение типа общения ребенка со взрослым

Цель:определение преобладающеготипа общения ребенка со взрослым

Материал:

Место проведения:

Дата и время проведения:

Возрастная группа:

Ребенок:

Возраст:

Студент(ка):

Подготовка. Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение. Индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов данная работа проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

 

    № Выбор ребенка   Особенности поведения, высказывания ребенка время
Совместная игра с игрушками Чтение книг познавательного содержания Беседа на личностные темы
             
             
             

 

 

Анализ результатов. Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация). Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из трех ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в ходе взаимодействия и общения с воспитателем.

 

Задание 3. Изучение навыков культуры общения и поведения дошкольников

 

Цель:изучение уровня сформированности культуры общения у ребенка.

Место проведения:

Дата и время проведения:

Возрастная группа:

Ребенок:

Возраст:

Студент(ка):

Проведение. За ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

 

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения ребенка с воспитателем и детьми Действия и реакции воспитателя и детей   примечание
Не менее 2-х видов      

Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

I.Общение со взрослыми

1. Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

II. Общение со сверстниками

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя

ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому ит.д.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы об уровне сформированноcти культуры общения ребенка.

 

 

Таблица. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

 

Возраст детей
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста) Называют по имени и отчеству воспитателей. Проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко Закрепляются Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми

 

Задание 4. Организация общения детей в совместной деятельности.

Изучение коммуникативных умений дошкольников

Цель:изучение уровня развития коммуникативных умений.

Материал: 2 силуэтных изображения рукавичек, 2 одинаковых набора карандашей(по 6 шт.)

Место проведения:

Дата и время проведения:

Возрастная группа:

Дети:

Возраст:

Студент(ка):


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.234 с.