Глава 5. Сообщества, школы, группы сверстников — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 5. Сообщества, школы, группы сверстников

2017-10-11 217
Глава 5. Сообщества, школы, группы сверстников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В предыдущей главе обсуждалась проблема влияния семьи на появление у детей психических нарушений. В данной главе проблема внешних воздействий на ребенка будет рассматриваться в более широком аспекте, и анализ охватит влияние сообществ, школ и групп сверстников. Семья является лишь звеном длинной цепи социальных отношений и подвержена влиянию различных сил, исходящих из среды, в которой она функционирует, и людей, с которыми ей приходится иметь дело. Если мы хотим прийти к правильному пониманию того, почему семьи ведут себя так, а не иначе, мы должны проанализировать подобные воздействия. Кроме того, с момента обучения в школе дети чем дальше, тем сильнее подвергаются различного рода социальным давлениям, стимуляциям и влияниям, которые обуславливаются действием факторов, функционирующих за пределами семьи; это главным образом имеет отношение к школе и к группам друзей.

 

Территориальная специфика

 

Хорошо известно, что в больших городах существуют районы с особенно высоким уровнем преступности. В Англии это впервые было обнаружено сэром Сайрелом Бертом еще полвека тому назад, и многочисленные исследователи вслед за ним показали, что это же явление существует и в ряде других стран. Интересно, что для определенных регионов характерен постоянный высокий уровень преступности. Это продемонстрировала работа Воллис и Мэлифан, повторивших исследования Берта в Лондоне 40 лет спустя (191). Не так давно Гэф и соавторы (62) обнаружили, что территориальные различия по уровню обращения в специализированные детские клиники соотносятся с уровнем детской преступности. Как правило, районы, которым свойственна высокая преступность, — это «трущобные» части городов: бедные, переполненные кварталы с низким социальным статусом. Однако такие же регионы обнаруживаются и в новостройках.

Региональные различия в отношении частоты правовых и психических нарушений хорошо известны, однако причины, лежащие в основании этих различий, остаются малопонятными. Вообще преступность чаще встречается в мегаполисах, нежели в небольших промышленных городах, и в первых двух чаще, чем в непромышленных городах или в сельской местности. Отставание в чтении также больше распространено в районах с низким социальным статусом. Факты, указывающие на существование этих территориальных различий по признакам делинквентного поведения и психических расстройств, хорошо известны, но причины этой территориальной специфики остаются не слишком понятными. Для выяснения этих причин Раттер, Джуль, Бержер и соавторы недавно предприняли сравнительное исследование десятилетних детей с острова Уайт и детей, живущих в одном из городских районов Лондона (158). Как и следовало ожидать, данные этого исследования показали, что в столице и преступность, и частота психических нарушений среди детей встречались вдвое чаще, чем у детей с острова Уайт, большая часть которого занята небольшими городами и сельской местностью. Более детальное изучение многих отдельных семей позволило определить факторы, имеющие прямое отношение к психическим нарушениям детей. Эти факторы имели место в обоих сравниваемых выборках и составили четыре основные группы: а) разногласия между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье; б) психические нарушения и делинквентное поведение родителей; в) низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия; г) неблагоприятные особенности школьной среды. Полученные данные хорошо согласуются с результатами более ранних исследований, однако самое интересное, что в семьях лондонских детей эти факторы всплывали значительно чаще. Таким образом, высокая распространенность психических нарушений среди десятилетних детей Лондона была частично обусловлена более или менее высоким процентом неблагополучных, распавшихся и многодетных семей, наличием стесненных жилищных условий, а также нестабильным составом учеников и преподавателей в школах.

Это ключевые данные для понимания тех аспектов семейной жизни, школьной среды и социальных условий, которые должны приниматься во внимание при работе по сокращению уровня психических и образовательных проблем у детей. Тем не менее полученные результаты исследований не открывают причин, вследствие которых эти семейные, школьные и вообще социальные условия вынуждены в Лондоне быть хуже. Результаты исследований показали, что дело вовсе не в том, что в Лондон стекаются все проблемные семьи. Подобная ситуация имела место и среди детей, рожденных и воспитанных в Лондоне родителями, которые в свою очередь тоже были рождены и выращены в этом городе. По-видимому, существовали какие-то другие факторы в жизни этого мегаполиса, которые вызывали предрасположенность к нарушениям поведения, к беспорядкам и неорганизованности. Но что именно представляют собой эти факторы, этого-то мы как раз и не знаем, однако можно наметить некоторые подходы к этой проблеме.

Хорошо известно, что у животных перенаселенность ведет к усилению борьбы за выживаемость и других признаков беспокойства; по аналогии было высказано предположение, что перенаселенность является немаловажным стрессогенным фактором и для людей. В этой связи важно подчеркнуть, что конкретно подразумевается под понятием «перенаселенность». Обозначает ли это плотность населения, то есть количество людей, живущих на каждом акре земли? Недавние исследования указывают на то, что это не особенно важный фактор. К примеру, исследовательская работа, произведенная в Чикаго Галле и другими (61), показала, что не существовало никакой зависимости между плотностью населения и разнообразными показателями социальной патологии, включая и детскую преступность. С другой стороны, означает ли, что перенаселенность — это ограниченность жизненного пространства для человека в пределах дома, то есть количество человек, проживающих в одной комнате? Чикагское исследование указало на важность этого фактора, и английские исследователи получили те же самые результаты. Почему перенаселенность в доме связана с повышением уровня преступности, психических расстройств и отставания в чтении — это остается неизвестным. Возможно, в подобной среде родители быстрее могут стать раздражительными и испытывать напряжение, а может быть, подобные негативные эмоции быстрее отразятся на ребенке, если все живут в одной комнате. Детям в такой обстановке будет сложнее заниматься, следовательно, пострадает школьная успеваемость. Кроме этого, им будет не слишком просто играть дома с другими детьми, а значит, им, вероятно, придется искать способы активного времяпрепровождения на улице. Если во дворе места для встреч и игр ограничены, то это может спровоцировать их к времяпрепровождению на строительных площадках и в подворотнях. Кроме прочего, в переполненном доме или квартире родительский контроль и требования к дисциплине, по всей вероятности, будут более проблематичны.

Аргументация в пользу перенаселения неубедительна. Высокие показатели уровня преступности во многих новых жилых кварталах, несомненно, показывают, что улучшение жилищных условий не означает немедленного смягчения обстановки в смысле сокращения показателей асоциального поведения. Вероятно, для изменения установившейся модели поведения требуется длительное время, а возможно, что улучшение жилищных условий происходит за счет лишения взаимопомощи. Часто цена перенаселения — переезд в район, где старые социальные контакты и поддержка утрачиваются или, по крайней мере, обесцениваются. Или опять же улучшение жилищных условий может быть сведено на нет другими неблагоприятными аспектами района, такими, как недостаток мест для времяпрепровождения, изоляция многоэтажных зданий или высокий уровень шума, так свойственный для современных новостроек. Пока нет удовлетворительных ответов на эти вопросы, но мы слишком долго совершенно игнорировали такие последствия изменения жизненных условий семьи. Теперь назрела необходимость выявить оптимальные условия и сделать их доступными для людей.

В этой связи мало рассмотреть вопрос о жизненном пространстве. Важен также тип дома (118). Лучше ли строить многоэтажки или многоквартирные дома, или какой-нибудь другой тип зданий? Многоэтажки справедливо вызвали ряд нареканий в связи с недовольством матерей и с проблемами нахождения места для игр детей дошкольного возраста на улице. Остается невыясненным, причастен ли этот аспект к росту психических расстройств. Опять же, требуется исследовательская работа.

Помимо жилищных условий, нужно подумать об этой проблеме в рамках структурной организации микрорайона. Другой стороной проблемы перенаселенности у животных является борьба за ограниченные ресурсы. У человека аналогичное может проявляться в обеспечении местами для игр, спортивными сооружениями, общественными клубами, кафе-барами и другими подобными местами. Часто одним из признаков «трущобных» мест называется нехватка этих мест.

В социологической литературе было опубликовано немало дискуссий по поводу роли той социальной среды, в которой живут люди (132). Это непростая проблема, поскольку она затрагивает как географический ареал, так и совокупность социальных отношений, которые могут и не совпадать. Наша информированность в отношении факторов, способствующих коммуникациям людей в том или ином районе и их участию в общественной деятельности, очень ограничена. Также мало было исследовано благоприятное воздействие на психику сообщества. Создается впечатление, что люди воспринимают в качестве своего места жительства достаточно небольшое пространство (радиус округи составляет примерно половину мили), и что социальная активность людей возрастает тогда, когда они работают в том же районе, в котором проживают по крайней мере несколько лет, и когда население района социально неоднородно.

Еще один важный момент связан с социальным статусом района. Речь идет не об абсолютных стандартах уровня жизни в районе, а об относительном статусе данного района в сравнении с другими. Отчасти этот статус определяется социальной однородностью соседних районов, одни из которых могут быть процветающими, а другие запущенными, а отчасти отношением людей к собственному району. Для детей из районов с низким социальным статусом характерен высокий уровень правонарушений, психических отклонений и затруднений в овладении школьными знаниями. В основе этого явления лежит целый комплекс причин. Одна из них заключена в том, что в районах с низким социальным статусом сосредотачиваются «трудные семьи», поскольку это единственные районы, в которых они могут найти жилье.

Другая причина может быть связана с феноменом «подражания», которое заключается в том, что люди копируют поведение и принимают нормы и установки, характерные для данной микросреды. Еще одной причиной может быть отвержение и деморализация семей. Это происходит из-за того, что на семьи навешиваются ярлыки неблагополучных, в связи с тем, что они переехали из «неблагополучных» районов.

Действие механизма «подражания», вероятно, сильнее всего сказывается на иммигрантах. Районы, в которых проживает высокий процент недавно иммигрировавших лиц, часто характеризует высокий уровень преступности. Однако интересно, что уровень преступности среди самих иммигрантов не очень высок. Именно такой феномен был обнаружен Ламбертом в Бирмингеме (98). Однако среди детей иммигрантов отмечается тенденция к повышению уровня преступности, и этот индекс доходит до высоких значений, которые характерны для местной популяции. От присвоения ярлыков могут страдать семьи, живущие в ночлежках или в других заведениях для бездомных. По-видимому, плохая репутация таких заведений затрудняет устройство родителей на работу, поскольку работодатели не желают брать к себе людей с такими адресами.

Изложенные выше соображения со всей очевидностью показывают, что, несмотря на то, что связь региональных различий с частотой психических нарушений у детей достаточно сильна, наша информированность о наиболее важных формах влияний общественной среды весьма ограниченна. В обычной клинической практике при лечении детей и работе с их семьями трудно учесть силу этих влияний. Иногда важно обеспечить медицинскую поддержку жалобам, касающимся переезда; следует привлекать районные учреждения; семьи должны наладить контакт с социальными организациями своего микрорайона, а в случае прохождения терапевтического курса следует уделять внимание проблеме взаимоотношений членов семьи с соседями. Так или иначе, всегда существовало определенное ограничение психологической вовлеченности окружающих. Сейчас это начинает как-то изменяться, поскольку больницы ныне обслуживают определенные районы в том числе и потому, что персонал больницы осознал психическую вовлеченность социальной структуры района, и ее резервы. Если больницы должны выполнять не только терапевтическую, но и профилактическую функции, то для них необходимо быть вовлеченными в принятие решений по поводу того, что должно быть сделано для района. Это вовсе не значит, что психиатры имеют на все готовые ответы (это, конечно же, не так), однако всем следует осознать, что существуют возможные аспекты психической вовлеченности по решениям по городскому планированию и коммунальным службам.

 

Субкультурная преступность

 

Множество теорий было посвящено объяснению связи между территорией, на которой проживают люди, и уровнем преступности. Многие современные авторы увидели эту связь в рамках того или иного культурного давления или конфликта. Как указывалось выше, в этом действительно есть свое рациональное зерно, хотя природа давления и конфликтов еще не определена достаточно точно. С другой стороны, некоторые ученые высказали предположение, что ответ лежит во влиянии социально обусловленных ярлыков, или стигматов. Очень ограниченный круг исследований, предпринятый по этому вопросу, указывает на то, что социальный ярлык оказывает определенное воздействие на людей в том смысле, что они начинают себя вести анормально просто потому, что они заклеймены как анормальные, но это случается достаточно редко (195).

Согласно другой теории высокий уровень преступности среди подростков из социально неблагополучных районов составляет нормальную субкультурную модель. К примеру, Мэйс (111) предположил (на основании своих изысканий в Ливерпуле), что это имеет место и что, хотя преступность среди детей из более обеспеченных районов может возникнуть как ответ на семейные аномалии или личностную неприспособленность, с детьми из социально неблагополучных районов это случается реже. Скорее их воровство или прогулы представляют модель поведения, которая нормальна для их социальных групп, хотя это и идет вразрез с моделью общества в целом.

Есть несколько способов проверки этой гипотезы. Во-первых, она предполагает, что по сравнению с другими преступниками правонарушители с социально неблагополучным прошлым должны показывать более низкий уровень личной адаптивности или эмоциональные нарушения. Исследования Конжера и Миллера (37), Робинса (140) и Стотта (184) не подтвердили этого, хотя следует добавить, что существуют проблемы, связанные с их определением понятия «неприспособленность».

Во-вторых, несмотря на то, что преступное поведение, как правило, ассоциируется с непопулярностью и плохими отношениями с другими детьми, этого нельзя сказать о социально неблагополучных районах. Рофф и его коллеги (143) предоставили на этот счет доказательства. Они показали, что во всех социально-экономических слоях умственно более развитые дети были популярнее в третьем классе (возраст около восьми лет). К девятому и десятому классам в высших и средних экономико-социальных слоях непопулярными мальчиками были те, кто в дальнейшем становились, как правило, преступниками. Короче говоря, некоторые из детей с низким социальным статусом следовали той же модели, что и в других слоях социального сообщества, но некоторые следовали другой модели, которая согласовывалась со взглядом на «нормальную» субкультурную преступность.

Третий подход должен определить, действительно ли внутри социально неблагополучных районов с высоким уровнем правонарушений преступность связывается с теми же показателями семейных неурядиц, расколов и неорганизованности, которые столь характерны для групп с высоким социальным статусом. Данные, полученные из разных исследовательских источников, указывают на то, что преступность и поведенческие нарушения на всех территориях и во всех социальных группах имеют примерно одинаковые причины, хотя и возможны некоторые вариации.

Оказывается, во всех социальных группах большая часть преступного поведения связана с личной неприспособленностью и внутрисемейными проблемами. Это относится как к социально неблагополучным областям, так и к другим. Тем не менее существуют определенные типы преступлений (например, разграбление грузовых машин в портовых зонах), которые столь распространены, что могут рассматриваться как «нормальные». Более того, хотя во всех социальных группах существует допустимое пропорциональное количество правонарушений, в среде подростков из социально неблагополучных районов эта пропорция может быть нарушена в сторону большей делинквентности. По очевидным причинам весьма ограниченное число детей из этой среды когда-либо обращаются к психиатру.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.