Пути влияния темперамента на развитие — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Пути влияния темперамента на развитие

2017-10-11 339
Пути влияния темперамента на развитие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак, определив развитие как процесс, обусловленный взаимодействием биологических и социальных факторов, необходимо уточнить роль, которая в нем отводится особенностям темперамента. По этому вопросу имеются лишь очень ограниченные сведения.

а) Воздействие ребенка на окружающих

В большинстве ранних исследований детско-родительских отношений предполагалось, что только родители оказывают влияние на детей, однако в ряде последних работ доказана справедливость и обратного утверждения. Характеристики ребенка влияют на формирование родительского поведения.

Это было продемонстрировано различными способами. Например, Леви (104) обнаружил, что отношение матери к своему ребенку зависит от состояния ребенка, когда его приносят для кормления: спит он или бодрствует, спокоен или капризничает. Ярроу (203) обнаружил, что признаки материнского поведения у приемной матери претерпевали изменения в зависимости от особенностей темперамента детей, помещенных в ее дом. Различные дети вызывали различные проявления материнского поведения. Уровень стимуляции и состояния комфорта, которыми обеспечивала детей воспитательница, варьировались в зависимости от степени активности ребенка. Кемпбелл показал (28), что в яслях наиболее активные младенцы пользуются большим вниманием со стороны персонала (это наблюдение помогает понять результаты исследования Шеффера, согласно которым более активные дети меньше страдают от условий депривации, поскольку они добиваются большей стимуляции по сравнению с менее активными детьми).

Осовская (123) добивалась проявления у детей различного уровня зависимого поведения, изменяя сложность лабораторных заданий, которые те должны были выполнять. Она обнаружила, что в экспериментальной ситуации матери меньше взаимодействуют с теми детьми, которые проявляют независимость, кроме того, матери таких детей в меньшей степени склонны контролировать их поведение. Исследование семей с детьми, страдающими врожденными пороками развития, показали, что в такой ситуации у родителей формируется своеобразный тип поведения (44). Таким образом особенности детей вызывают различные типы поведения окружающих. Пока что этот эффект исследован очень мало, и конкретные моменты, касающиеся влияния темперамента ребенка на отношение к нему других, остаются неизвестными. Тем не менее нетрудно понять, как особенности темперамента, коррелирующие с нарушениями психического развития в более позднем возрасте, могут изменять родительское поведение. Ребенок, не привыкший к четкому режиму сна и питания, создает особые проблемы для своей матери, для которой организовать собственную жизнь становится непросто, именно потому что ее ребенок такой непредсказуемый. Уступчивый ребенок, легко адаптирующийся к переменам и новым ситуациям, скорее всего будет намного легче поддаваться воспитанию, нежели его неадаптируемый брат, чье поведение слишком сложно и проблематично изменить. Поскольку дети с подобными особенностями с большим трудом поддаются воспитанию, они, несомненно, будут вызывать больше раздражения, а их родители будут ожидать появления очередных проблем, как это уже случалось с ними и прежде. Подобные ожидания могут воздействовать на ребенка и провоцировать его — таким образом создается замкнутый круг.

Любить одних детей значительно проще, чем других, именно потому, что они живые, отзывчивые и интересные. Для того, чтобы любить пассивного, вялого и замкнутого ребенка, который «не платит взаимностью», требуется больше усилий. Родители нуждаются в том, чтобы ребенок смотрел на них и был с ними ласков, чтобы он улыбался им и отвечал своей любовью на их любовь. Если по какой-то причине ребенок ведет себя иначе, роль родителей осложняется.

Так, например, в исследовании Клауса и Лейдермана (94, 100, 101) показано, что матери недоношенных детей, которые не имели контактов с детьми на протяжении первых недель их жизни (поскольку дети находились в инкубаторе или отделении интенсивного ухода), были менее уверенными и внимательными при обращении с ними. Вероятно, это отчасти связано с пассивностью и некоторой заторможенностью сильно недоношенных детей, а отчасти — с отсутствием раннего контакта матери и ребенка, который обычно позволяет выработать молодой матери навыки ухода за малышом.

Следует отметить, что дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых, скорее всего ослаблены, имеют выраженные физические недостатки или недоношены. Возможно, родители жестоко обращаются с детьми из-за собственных проблем, но нередко именно «трудного» ребенка (а не его брата) избивают — именно потому, что он такой.

Конечно, дело не просто в том, что некоторые дети являются сложными, а другие — не вызывают проблем. Речь идет о взаимном влиянии друг на друга детей и родителей. И все же есть дети, воспитанием которых было бы приятно и легко заниматься любым родителям, и дети, воспитывать которых было бы трудно всем. Встречается немало детей, черты характера которых вызывают менее однозначное отношение. Одним родителям нравится живой, активный, лукавый ребенок, в то время как другие могут найти его утомительным и предпочитать более спокойного, вялого и менее активного малыша. Соответственно, когда психиатр оценивает процесс общения родителей с ребенком, необходимо определять, как каждый их них реагирует на ребенка, какие качества ребенка родители определяют как положительные, а какие — как отрицательные. Вовсе не обязательно, что эти качества будут одинаковыми во всех семьях. Влияние особенностей детского темперамента на процесс взаимоотношений с родителями и изменение характера психического развития ребенка в зависимости от родительской реакции мы проиллюстрируем на примере двух детей со сходными темпераментами.

 

Сэм с раннего детства был проблемным для родителей ребенком. Он плохо спал, много плакал, и любые перемены сказывались на нем отрицательно. В первые месяцы жизни у него часто случалась рвота, был плохой аппетит и спазмы дыхания. На втором году жизни он часто капризничал, ухаживать за ним было утомительно, а впоследствии оказалось, что он страдает легкой формой задержки умственного развития.

Его мать, очень приятная и спокойная женщина, успешно справлялась с трудностями воспитания сына. Отец Сэма был симпатичным открытым человеком, жизнь которого осложнялась лишь приступообразными болями в спине. В целом брак родителей Сэма был гармоничным и счастливом. Как отца, так и мать очень утомляли плаксивость сына, его капризы и плохой сон, однако они сумели сохранить нежное отношение К своему ребенку.

Когда Сэм подрос, оказалось, что он очень тревожный ребенок, испытывающий трудности общения с другими детьми, у которого легко возникают страхи. Когда мать уходила из дому, Сэм начинал сильно беспокоиться. Ребенок отказывался ходить в школу и в незнакомые места, в толпе его охватывала паника, он плакал, когда нужно было идти к врачу, и, кроме прочего, он еще боялся автобусов. Во всех таких ситуациях родители проявляли твердость, понимание и оказывали ребенку поддержку. Благодаря этому все проблемы со временем разрешились. В возрасте десяти лет Сэм продолжал оставаться очень тревожным мальчиком, который часто обращался за помощью родителей и всегда был готов расплакаться при столкновении с чем-то непривычным. Он ревновал родителей к младшему брату и предпочитал общество более младших детей. Тем не менее он научился справляться со своим страхом в пугающих ситуациях, а его психические нарушения были не слишком выраженными.

 

Безусловно, Сэм был очень сложным ребенком, причем такие особенности его темперамента, как нерегулярность физиологических функций, плохая способность к адаптации, негативный фон настроения и повышенная интенсивность эмоциональных реакций, вероятно, могли бы привести к расстройству психики. Именно в силу этих характеристик он вырос довольно ранимым и тревожным ребенком.

В детстве у Сэма отмечались многочисленные отклонения в поведении, которые вполне могли бы спровоцировать развитие серьезного психического заболевания. Только благодаря теплому, твердому, последовательному и продуманному подходу, с помощью которого родители смогли преодолеть трудности воспитания ребенка, у него не возникло серьезных психических нарушений. В силу своей природы он был уязвимым ребенком, но все же успешно справлялся с жизненными треволнениями.

Тоби, о котором говорилось выше (см. главу 1), в раннем детстве напоминал Сэма. Подобно Сэму, он плохо засыпал, и сон его был нерегулярным. Он без конца плакал, плохо адаптировался к любым изменениям и с самого рождения казался беспокойным и боязливым. В раннем детстве он плохо ел, а позже обнаружилось, что уровень его интеллекта находится у нижней границы нормы.

Реакция родителей Тоби сильно отличалась от реакции родителей Сэма. Отца выводили из себя плач и капризы Тоби, и он, как правило, шлепал его, если тот плакал. Когда Тоби подрос, он еще больше стал раздражать своего отца и между ними выстроились фактически враждебные отношения. Мать любила Тоби, однако страхи сына вводили и ее в состояние волнения и паники, в результате чего она становилась неспособной чем-то ему помочь. Мать сама страдала несколькими фобиями и позже впала в состояние депрессии. В результате трудности, которые испытывал Тоби, возросли во много раз, и в возрасте десяти лет он уже страдал серьезным психическим расстройством, ведущим к инвалидности.

Подобно Сэму, Тоби был очень уязвимым ребенком. Его психическое развитие получило иной ход в значительной мере из-за того, что особенности его темперамента создали порочный круг нарушенных отношений между ним и родителями, в то время как реакция родителей Сэма способствовала облегчению жизни этого ребенка.

В нашем обсуждении речь в основном шла о детско-родительских отношениях, однако точно такие же механизмы влияния лежат в основе общения детей и сверстников, учителей и других взрослых. Популярность (и непопулярность) детей среди сверстников в основном изучалась с помощью социометрических методов, когда детям предлагали указать (к примеру) трех одноклассников, с которыми бы им хотелось сидеть рядом, или с кем бы им хотелось играть, или кого бы они хотели видеть в качестве лидеров в классе (69).

Эти исследования показали, что самые популярные дети имели неплохой интеллект и хорошую (для своего класса) успеваемость, спортивные способности и привлекательную внешность. Личные характеристики, способствующие популярности, различались в зависимости от возраста, пола и особенностей группы, к которой принадлежал ребенок. Однако, например, навыки общения и общительность в целом всегда ценились высоко, так же как и коллективизм, отзывчивость, доброта, щедрость и внимание к другим. Важной оказалась также общность интересов. Некоторые из перечисленных черт личности изменить практически невозможно, другие поддаются изменениям. Поэтому существует возможность для помощи детям в выработке способов поведения, особенно значимым для группы, к которой они хотят присоединиться, облегчая этим их социальную адаптацию.

б) Многообразие опыта

Другой механизм, благодаря которому темперамент оказывает влияние на развитие психики, — это возможность расширять и сужать границы жизненного опыта. То, чем занимаются дети, отчасти определяется тем, что они из себя представляют. Например, активный и любознательный ребенок, по всей видимости, будет иметь больше приключений и встреч, нежели его робкий и неконтактный брат. Первый ребенок будет приобретать опыт, исследуя все новые и новые вещи и сталкиваясь с новыми ситуациями, которых не суждено познать второму. Позднее его поведение будет формироваться не только его личными особенностями, но и тем, что он сделал, а последнее зависит до некоторой степени от первого. Дружелюбный и общительный ребенок встретит больше людей, и у него будет больше друзей, чем у робкого и неконтактного ребенка. В результате контактный ребенок легче будет переносить расставание с родителями и встречу с чужими. Эта ситуация не будет для него слишком напряженной, поскольку он, в общем, положительно относится к новым людям и этим привлекает их внимание, а также потому, что он уже приобрел опыт общения с незнакомыми людьми, и, следовательно, эта ситуация не является для него чуждой.

в) Действенность окружающей среды

Третий механизм действия особенностей темперамента связан с реакцией на воздействия окружающей среды. Действенность среды проще всего проиллюстрировать, рассмотрев развитие ребенка с каким-нибудь серьезным дефектом, например, с глухотой. Дом, наполненный живыми разговорами, объективно представляет собой высоко стимулирующую для языкового развития среду, однако на глухого ребенка эта среда не окажет особого воздействия, поскольку он не слышит того, о чем говорят. Аналогичные соображения, правда в меньшей степени, касаются развития детей с разным темпераментом. Например, одни дети часто отвлекаются на посторонние стимулы, а другие нет. Если школа находится рядом с железной дорогой, то некоторые дети могут не замечать шума проходящих поездов, в то время как других это будет постоянно отвлекать и отрывать от занятий. В какой-то степени отвлекаемость зависит от степени погруженности ребенка в работу, однако в некотором смысле она является и отражением свойственных ему особенностей темперамента. Нью-йоркское лонгитюдное исследование показало, как нормальные дети отличаются друг от друга в пороговой чувствительности к сенсорным стимулам: некоторые сверхчувствительны, а другие — бесчувственны к ним. Эта разница в темпераментах отразится на их различном ощущении среды. Мир не будет для них одним и тем же.

г) Способности

Способности и достижения детей также оказывают сильное влияние на их жизнь. Реакции детей на различные стрессогенные воздействия определяются их интеллектуальными и адаптивными способностями. Маловероятно, что ребенок, который понимает, что можно предпринять в той или иной экстремальной ситуации, который способен преодолеть стресс и найти выход из положения, несмотря на ограниченность собственных возможностей, отступит перед лицом трудностей, которые будет испытывать.

Способность ребенка адаптироваться важна, ведь именно умение приспосабливаться к новому делает ситуацию изменения обстоятельств для него менее стрессогенной. Для многих пожилых людей изменение привычного хода вещей — большая неприятность, ибо в старости привычки «костенеют» и люди утрачивают навыки изменения поведения в соответствии с новыми условиями. Так и для ребенка, лишенного гибкости и соответствующих умений, перемены будут источником стресса. Ребенок, который учится хорошо, занимает в школе выгодное положение, поскольку ему не приходится бороться за успеваемость, эта сторона его жизни состоит из серии удач, а не поражений, и, кроме того, учителя симпатизируют ему сильнее. Отстающий ребенок находится в невыгодном положении вследствие действия обратных причин. Во многих исследованиях было показано, что среди детей, которым чтение дается с трудом, частота поведенческих нарушений особенно велика (167) (см. главу 8). Вероятно, существует несколько причин, детерминирующих связь этих явлений, одна из них заключается в том, что плохая успеваемость приводит ребенка в состояние разочарования, он становится недоволен школой, начинает считать, что все обучение связано с неприятными переживаниями, и враждебно реагирует на эту болезненную ситуацию.

Значение спортивных навыков ребенка обусловлено тем, что успех в любой деятельности приносит благотворную радость, а также тем, что спортивные достижения способствуют росту популярности среди других детей.

Навыки общения, вероятно, являются наиболее значимыми из всех, потому что общение с другими людьми — это одинаково важный источник получения как знаний, так и удовольствий. Отчасти такие навыки определяются особенностями темперамента (например, одни дети естественным образом более открыты, чем другие), отчасти же такие навыки основаны на опыте, приобретаемом в ходе воспитания.

д) Понятие «уязвимости»

Наконец, существует довольно расплывчатое понятие «уязвимости», которое уже обсуждалось в связи с вопросом о межполовых различиях. Остается неясным, в какой степени уязвимость является интегральной характеристикой, основанной на обсуждавшихся выше механизмах. Одно можно сказать с уверенностью: индивидуальные различия в реакции детей на депривацию и стресс сильно различаются. Нам все еще относительно мало известно о том, чем обусловлены эти различия и как они реализуются. Однако, если мы хотим создать по-настоящему эффективные подходы для лечения психических нарушений у детей, этим вопросам стоит уделять больше внимания.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.