Глава 3. Индивидуальные особенности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 3. Индивидуальные особенности

2017-10-11 312
Глава 3. Индивидуальные особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рут была долгожданным, отзывчивым и живым ребенком, быстро освоившим регулярный распорядок кормления и сна. Она вовремя начала ходить и радостно смеялась, когда с ней играли. В общем Рут приносила своей матери много радости. Роз-Мари же была совершенно другим ребенком — беспокойным и легко раздражающимся. Ее мать никогда не могла предугадать, когда та уснет или когда проснется. Ночью она могла в любой момент потребовать кормления, а днем не реагировала, когда к ней обращались, и часто плакала. Мать девочки получала мало радости от ухода за ребенком, и процесс усвоения материнской роли был нелегким и напряженным.

 

Дети непохожи друг на друга. Это совершенно очевидно всякому, кто наблюдает за ними, и поэтому особенно удивительно, что только относительно недавно этот факт получил достойное освещение как в исследованиях, нацеленных на формирование личности ребенка, так и в обычной клинической практике (12). Несомненно, знание того, что между детьми существуют заметные индивидуальные различия, не особенно поможет в работе с трудными детьми, если не будут представлены данные о том, что эти отличия связаны с развитием расстройства, и если не известно чем вызваны эти различия и как они влияют на развитие. До сих пор было проведено немного исследований, призванных ответить на эти вопросы, в то же время уже собрано достаточно информации, подтверждающей, что проблема индивидуальных особенностей имеет большое значение, как практическое, так и теоретическое.

 

Половые различия

 

Наверно, самым очевидным различием между детьми является различие по половому признаку. В физиологическом плане разница между мальчиками и девочками столь очевидна, что о ней едва ли стоит говорить. Тем не менее важность половых различий с психологической точки зрения получила должную оценку лишь в последние годы, и даже сейчас нам предстоит еще многое узнать о природе этих различий. Так или иначе, известно, что половые различия играют свою роль в процессе развития ребенка, причем это не ограничивается его психосексуальным формированием и собственно половыми характеристиками, а простирается гораздо дальше (151).

Одно из наиболее детально описанных различий касается скорости созревания организма. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. Эта разница в темпах роста между мальчиками и девочками, определяемая U-хромосомой (согласно данным исследований детей с хромосомными аномалиями), составляет две недели с момента родов, равна почти году к моменту поступления в школу, а в период полового созревания — от 18 месяцев до двух лет.

Хотя практически в любом возрасте мальчики крупнее девочек и к тому же физически сильнее, существуют данные, что они более чувствительны и уязвимы к практически всем видам физических воздействий. Мальчики в большей степени подвержены родовым осложнениям. Они чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций. Кроме того, у них выше вероятность задержки роста после облучения, как это показывают последствия взрывов ядерных бомб в Хиросиме, Нагасаки и на Маршалловых островах. Также мужчины имеют меньшую продолжительность жизни по сравнению с женщинами.

Иногда высказывается мнение о том, что половая дифференциация по этому признаку объясняется большими нагрузками и стрессами, которые наша культура возлагает на мужские плечи. То, что это маловероятно, было ясно показано сопоставлением жизни братьев и сестер римской католической церкви, вступивших в религиозную общину на раннем этапе взрослой жизни и вовлеченных в процесс образования и административной работы. Хотя эти мужчины и женщины вели практически одинаковую жизнь, женщины жили дольше мужчин на несколько лет, подобно тому, как это происходит при обычных обстоятельствах.

К сказанному также следует добавить, что повышенная уязвимость представителей мужского пола, по всей видимости, имеет место и у других биологических видов. По данным одного исследования, крысы-самцы хуже самок переносят голод. Несмотря на возможный урон для мужского «я», очевидно, что в биологическом плане мужской пол является наиболее уязвимым. Причины этому, однако, неизвестны. Одно из возможных объяснений связано с разным темпом созревания: неполовозрелые особи более подвержены повреждениям, а именно мальчики созревают позже. Однако это не слишком удовлетворительное объяснение, поскольку повышенная уязвимость мужского пола сохраняется на протяжении всей жизни. Как бы для того, чтобы компенсировать эту биологическую слабость мужчин,накаждые 100 девочек приходится зачатие примерно 125 мальчиков.

Психические нарушения также значительно чаще встречаются среди мальчиков. Этот точно установленный факт заставляет задуматься о его причинах. Психоаналитическая теория не дает удовлетворительного объяснения, и, как убедительно (и совершенно справедливо) указывают сторонницы феминизма, на то, как Фрейд понимал женщин, сильно влияли распространенные в его время предрассудки о мужском превосходстве. Бихевиористы рассматривали поведенческие отклонения с точки зрения формирования неправильных рефлексов, однако надо сказать, что нет заметной разницы между реакциями различных полов на стимулы. Вегетативные реакции на стресс (такие, как изменение частоты сердечных сокращений и потоотделение) обнаруживают некоторую зависимость от пола, однако это никак не объясняет половых различий в частоте психических нарушений. Аналогичные соображения справедливы и в отношении попыток объяснить этот феномен степенью внушаемости и способностью к подражанию.

Три следующих объяснения, вероятно, содержат в себе элемент истины, однако ни одно из них не подтверждается достаточным количеством данных. Первое состоит в том, что мальчики по своей конституции более чувствительны к психологическим стрессам. В этом отношении известно совсем немного, однако существует распространенное мнение, что мальчики более чувствительны к воздействию определенных неблагоприятных психологических факторов вообще. Это связано, например, с такими ситуациями, когда между родителями происходят ссоры или возникают разногласия. На мальчиков в большей степени воздействуют неприятные переживания, связанные с разводом родителей (152).

Имеются данные, что повышенная ранимость мужского пола отмечается и у других биологических видов. Так, в ряде исследований на животных было обнаружено, что самцы тяжелее переносят насильственное отделение от самок, а также различные формы неволи (156). Мужчины сильнее страдают от стрессов, связанных с потерей супруги и природными бедствиями. Тем не менее есть исключения: в условиях низкоквалифицированного общественного воспитания девочки, по всей видимости, также подвержены негативным воздействиям, как и мальчики. Никаких данных, свидетельствующих о врожденной или приобретенной уязвимости, нет. Этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.

Второе объяснение заключается в том, что различие полов по частоте психических расстройств по крайней мере отчасти связано с половыми различиями в темпераменте или манере поведения. Есть веские основания полагать, что темперамент играет важную роль в генезе психических расстройств (см. ниже) и что половые различия в особенностях темперамента отмечаются с раннего детства (82).

Например, девочки-младенцы оказываются более чувствительными и сильнее реагируют на целый ряд стимулов, особенно на раздражение области рта или кожи. С другой стороны, годовалые мальчики проявляют большую независимость, моторную активность и энергичность, нежели девочки. Мальчики дошкольного возраста агрессивнее девочек, даже если у них нет легкой мозговой травмы (это обстоятельство необходимо учитывать, потому что такая травма очень распространена среди мальчиков). Мальчики в возрасте от 3—5 лет и старше чаще играют в грубые игры, и, кроме того, они, как правило, более импульсивны. Различия полов в отношении самоутверждения, активности и агрессивности, вероятно, ведут свое происхождение из биологических различий.

В качестве основных доказательств в пользу объяснения этих различий с биологической точки зрения служат данные, поступающие из четырех источников. Во-первых, такие различия обнаруживаются у самых разнообразных видов животных, а не только у человека. Во-вторых, они отмечаются с самого раннего возраста. В-третьих, самки обезьян, подвергнутые маскулинизации (путем инъекции мужских половых гормонов их матерям во время беременности), обнаруживают большую склонность к грубым играм по сравнению с обыкновенными самками. Исследования, проведенные на людях (когда избыток мужских половых гормонов у матери во время беременности явился следствием заболевания эндокринных желез или гормонального лечения), также указывают на большую склонность к мальчишескому поведению у девочек (154). Наконец, дополнительную U-хромосому (мужскую) связывают с несколько повышенной склонностью к агрессивному поведению (120). Хотя точные механизмы, лежащие в основании этих явлений, остаются неизвестными, не приходится сомневаться, что существуют биологически детерминированные половые различия в стиле поведения, причем они отмечаются с самого раннего детства.

Но это заключение, видимо, имеет отношение главным образом к самоутверждению, силе темперамента и агрессивности, а совсем не к разнообразию типов поведения, отличных для обоих полов. Девочкам и женщинам свойственны большая зависимость, терпеливость, консервативность, эмоциональность, тревожность, слезливость и капризность. Эти черты чаще всего проявляются в позднем детстве и становятся более явными, начиная со школьного периода. У других видов животных не наблюдается похожих закономерностей, например, самцы крыс более пугливы, чем крысы-самки. Ни гормоны, ни хромосомы не оказывают определяющего влияния на эти типы поведения. Весьма вероятно, что в целом на формирование перечисленных выше различий оказывают воздействие различные социальные и культурные факторы.

Хорошо известно разное отношение к мужчинам и женщинам и к их социальным ролям, которое существует в обществе (151). Даже в детстве матери обращаются с мальчиками и девочками по-разному и по-разному разговаривают с ними (вообще между матерью и дочерью существует более тесный контакт). Вероятно, разница в типах родительского поведения отчасти является следствием различий самих детей (отметим, что и обезьяны общаются с детенышами мужского и женского пола по-разному). Однако представления родителей о том, как должны себя вести мальчики и девочки, во все возрастающей степени определяют то, как сами родители будут реагировать на детей, какие типы поведения они будут одобрять, а какие осуждать. Эти разные представления продолжают оказывать свое сильное влияние и в школьный период, причем они воздействуют как на поведение, так и на успеваемость детей.

Помимо явных, связанных с культурными стереотипами отличий в представлениях старших о том, как подобает себя вести мальчику и девочке, существуют широко распространенные и действенные типы отношений, которые ставят женщину в более низкое социальное положение. В самом деле, во многих культурах превосходство мужчины воспринимается как нечто само собой разумеющееся; и поскольку женщина считается существом более низшего порядка, социальное давление действительно может сделать ее таковой. В Библии достаточно ясно дается понять, что мужчина является базисной моделью, в то время как женщина рассматривается в качестве своеобразного дополнительного элемента, созданного из одного из ребер мужчины. И в христианской церкви даже сегодня женщине отводится лишь второстепенное положение. Арабы соболезнуют, когда женщина рожает девочку, а верующие мужчины-евреи воздают хвалы Богу в своих молитвах, что они не родились женщиной.

В английском языке мужское начало ассоциируется с жизненной силой, мощью, а женское начало используется для обозначения простоты, подчиненного положения, слабости. Эти взгляды распространяются и оказывают влияние и на процесс обучения, и на литературу в совершенно неожиданных формах. К примеру, современный метод изучения английской грамматики широко использует эти стереотипы для обозначения частей речи. Даже герои в детских сказках вдвое чаще бывают мужчинами.

Во многих странах женщины занимают подчиненное положение. Часто им не рекомендуется работать вне дома, и, если мужчины позволяют им работать, зачастую считается, что они должны выполнять более простую, менее ответственную и низкооплачиваемую работу. Хотя соответственные характеристики в нашей культуре переменчивы, в семье при принятии решений и остальных моментах, связанных с влиянием и контролем, женщины обычно также занимают второстепенное место. Женщины часто оплачивают счета, однако редко распоряжаются кошельком. И наверное, самое весомое обстоятельство — это то, что они не только рожают детей, но и, как это обычно бывает, несут основную ответственность за их воспитание.

Выше отмечалось, что у мальчиков психические нарушения встречаются чаще, в то же время существующие на сегодняшний день данные показывают, что влияние социума в большей мере осложняет жизнь женщины. На первый взгляд может показаться, что для возникновения психических нарушений социальные влияния, предназначенные тому или иному полу, несущественны. Однако здесь важно отметить, что социальная дискриминация девочек усиливается, когда они достигают предподросткового — подросткового возраста, и достигает пика во взрослом состоянии. Изменение соотношения психических нарушений у подростков происходит параллельно: до пубертата такие нарушения больше всего распространены у мужчин, тогда как после него они начинают преобладать у женщин (у последних особенно часто встречаются невротические и депрессивные расстройства). Вероятно, отчасти это объясняется социальным влиянием.

Конечно, существуют также и не менее важные биологические особенности. И, возможно, именно генетические факторы играют определенную роль в распространении нарушений у женщин. До сих пор наиболее важным биологическим фактором у подростков считался менструальный цикл. Широко известно, что в течение нескольких дней до и после менструации наблюдается некоторый эмоциональный дискомфорт и возрастает раздражительность. А вот чему меньше всего уделяется внимания, так это последствиям. Далтон (45) показал, что происшествия, преступления и психические расстройства чаще происходят в течение этой стадии менструального цикла и что девочки, сдающие в это время экзамены, получают оценки хуже, чем обычно. Ясно, что эта проблема не затрагивает мальчиков. Кроме этого, женщины испытывают физические стрессы во время родов, а психические расстройства чаще встречаются в период, сразу следующий за рождением ребенка.

С другой стороны, следует также учитывать и социальные факторы. Рассмотрим, к примеру, влияние брака на мужчин и женщин (151). Для мужчин он служит некоей гарантией от физического и умственного нездоровья. Женатые мужчины меньше болеют, имеют более низкие показатели смертности. Да и сами они считают себя более счастливыми, нежели неженатые, разведенные или вдовцы. Ситуация у женщин совершенно иная. Замужние женщины не имеют тех преимуществ, которыми обладают женатые мужчины, и в некоторых случаях одинокие женщины оказываются более обеспеченными в материальном отношении. Вполне возможно, что враждебная социальная среда, ставящая женщину в подчиненное положение, отчасти ответственна за тот факт, что невротические расстройства и депрессии становятся гораздо более обычным явлением у женщин в течение подросткового периода и после него.

 

Особенности темперамента

 

Совершенно независимо от половых различий дети значительно отличаются друг от друга также и своим темпераментом, причем эти различия проявляются с момента рождения (12). Их диапазон необыкновенно широк. Так, Бриджер и Бернс (20) обнаружили реальные индивидуальные различия в изменении частоты сердечных сокращений у младенцев в ответ на прикосновение. Отличались между собой также и реакции младенцев на различные способы успокоения после воздействия стрессогенных стимулов. В других исследованиях были показаны различия в поведении при сосании, особенности зрительных реакций, а также разница в характере выработки условных рефлексов.

Далее следует отметить важные различия, касающиеся, манеры поведения детей, иными словами, различия в способах выполнения тех или иных действий, а не самих действий. Лонгитюдное исследование Томаса и соавторов в Нью-Йорке (35, 188) во многом повысило наше понимание этих различий в поведении. Оно показало, что дети реально различаются по следующим характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение, динамика процессов выделения и т. д.). Дети также отличаются по адаптивности (то есть тем, с какой легкостью меняется их поведение в ответ на изменившиеся обстоятельства окружающей среды) и по интенсивности своих эмоциональных реакций (например, проявление радости громким смехом или спокойной улыбкой, а неудовольствие — криком или просто жалобой). Детей также отличает и то, идут ли они навстречу контактам, или, напротив, избегают их. Стиль поведения детей, оцененный этим методом, сохраняется приблизительно на протяжении года, однако указанные характеристики ни в коей мере не являются фиксированными и на протяжении какого-то длительного периода претерпевают заметные изменения.

Связь особенностей темперамента с психическими расстройствами

Значение выделенных особенностей темперамента для последующего развития было показано в трех различных исследованиях. Нью-йоркская группа исследовала эти аспекты в рамках лонгитюдного исследования детей из средних слоев населения, родители которых были заняты профессиональной деятельностью (188). Сравнивались особенности темперамента детей (примерно 2/3 от всей выборки), у которых в последствии возникли какие-то (в основном легкие) нарушения поведения, и остальных детей, развитие которых протекало нормально. Оказалось, что уже на втором году жизни, до появления клинической симптоматики, дети, у которых позже развились особенности «трудного» поведения, обладали своеобразным темпераментом (160). Явно нерегулярные функциональные характеристики (например, нарушение режима сна), замедленная адаптация к новой обстановке, повышенная интенсивность эмоциональных реакций и преимущественно плохое настроение (они чувствовали тревогу и раздражение, которые изредка сменялись душевным равновесием и довольством) оказались характерными для тех детей, которые впоследствии чаще всего нуждались в помощи из-за поведенческих нарушений. Осложнения развития возникли более чем у 2/3 детей, обладавших всеми четырьмя перечисленными выше особенностями темперамента, и было совершенно очевидно, что между манерой поведения ребенка в раннем детстве и риском появления поведенческих нарушений на более поздних возрастных этапах существует связь.

Подобные особенности темперамента изучались Грахамом и его единомышленниками на группе детей, главным образом, из рабочих семей Лондона, в которых один из родителей находился на психиатрическом учете. Удивительно, что у этих совершенно иных семей во многом те же самые характеристики были поставлены в связь с высоким уровнем риска прогрессирования психических расстройств при начале переходного периода (в данном случае наблюдаются более серьезные нарушения психики, нежели в нью-йоркских исследованиях). У детей чаще проявляются психические расстройства, если за год до этого они страдали ярко выраженным нарушением сна и расстройством пищеварения, нерегулярно питались, и если их поведение не отличалось конформностью и плохо поддавалось корректировке, если они более терпимо относились к беспорядку и грязи, чем большинство обычных детей (переменная величина, не задействованная в исследовании в Нью-Йорке). Также есть некоторые указания на то, что в нью-йоркском исследовании дети из семей с психическими расстройствами чаще проявляли негативное настроение и большую интенсивность эмоционального самовыражения.

Ричардс и Бернал (136) предприняли детальное лонгитюдное исследование, выборку которого составили около ста детей с младенческого до школьного возраста. Особое внимание уделили проблеме сна, которую обычно относят к плохому обращению родителей с детьми. Полученные ими данные заставляют предположить, что эта точка зрения часто оказывается неверной. Группа детей с проблемами сна в возрасте четырнадцати месяцев с самого рождения отличалась замедленной реакцией, плаксивостью с нарушением дыхания, большей суетливостью и раздражительностью в первую неделю жизни, а также более короткими интервалами сна с самого рождения. Хотя эти характеристики изучались совершенно иными средствами, они подобны тем отличительным признакам, которые были признаны значимыми в двух других исследованиях.

Все три исследования показали, что собственно характеристики темперамента детей имеют немаловажное значение в дальнейшем развитии эмоциональных и поведенческих расстройств. Тот факт, что в исследования были вовлечены настолько разные группы семей, которые тем не менее показали настолько схожие результаты, говорит о том, что полученные результаты имеют всеобщее значение. Складывается впечатление, что более эмоциональные дети, которые тяжело адаптируются к изменению обстановки, чье поведение сложно изменить, с нерегулярным сном, расстройством пищеварения и нерегулярным режимом питания, с негативным настроем и излишней терпимостью к беспорядку больше подвержены риску столкновения с психическими проблемами в детском возрасте. И наоборот, покладистые, легко приспосабливающиеся, нормальные дети с позитивным настроением имеют намного меньше шансов столкнуться с поведенческими проблемами. Конечно же, несмотря на то, что некоторые характеристики почти всегда помещают ребенка в группу риска, большинство из них проявляются с положительной или отрицательной стороны, в зависимости от обстоятельств. К примеру, в этих исследованиях степень активности ребенка не особенно варь­ируется. Однако в исследовании стационарных детей моло­же пяти лет Шаффер (169) обнаружил, что наиболее актив­ными детьми были те, которые показали наименьший уро­вень умственного развития. В этих обстоятельствах степень высокой активности оказалась защитным фактором в сре­де, которая обеспечивала низкую стимуляцию.

Нью-йоркское исследование показало важность разли­чий в темпераменте в группе детей, которые не подверга­лись никаким необычным стрессам. Исследование Грахама пришло к тем же результатам в группе, испытывающей хро­нические стрессы в связи с болезнью родителей и иногда — в связи с супружескими разногласиями. Стейси и ее коллеги (182) также получили данные, показывающие важность индивидуальных различий в отношении сильного стресса, вызванного госпитализацией. Они сообщили, что дети, о которых сложилось мнение, что они плохо ладят со взрос­лыми или другими детьми, социально замкнуты, некомму­никабельны и агрессивны, весьма вероятно, будут выведе­ны из душевного равновесия госпитализацией.

Также было показано значение черт темперамента как в отношении трудностей со чтением, так и делинквентности. В нескольких исследовательских работах была обнаруже­на связь между проявлением у детей неусидчивости, плохой концентрации внимания и импульсивности вместе с агрес­сивностью и равнодушием к чувствам других (эти характе­ристики оцениваются на более позднем этапе детского воз­раста) и делинквентностыо.

Происхождение свойств характера человека

Приведенные исследования подтверждают значение индивидуальных различий темперамента для прогноза раз­вития ребенка, однако они не проливают свет на проис­хождение свойств темперамента и не показывают, как они влияют на развитие. Известно, что особенности темпера­мента имеют выраженную генетическую природу с возмож­ной модификацией при черепно-мозговых травмах, однако было бы совершенно неправильно рассматривать их как полностью «конституциональные». Подобно любым другим свойствам психики человека, они зависят от жизненного опыта ребенка, являясь результатом сложного и непрерыв­ного взаимодействия между генетическими, биологически­ми и многочисленными социальными факторами.

Иногда приводят цифровые данные, касающиеся того, в какой степени та или иная психическая функция обусловле­на наследственностью. Например, часто говорят, что интел­лект задан генетически на 80 %. Однако цифры такого рода довольно сомнительны (21). Первое вызывающее сомнение обстоятельство заключается в следующем. Генетически оп­ределяемые особенности модифицируют под воздействием окружающей среды. Теоретически, если все будут окружены абсолютно идентичной средой, то различия будут обуслав­ливаться генетическими факторами. Напротив, в группе лиц с одинаковыми генетическими данными все различия дол­жны быть связаны с влиянием окружающей среды или с другими «негенетическими» воздействиями. Таким образом, применив эти теоретические соображения к реальной жиз­ни, можно утверждать, что при сравнении людей, живущих в абсолютно разных условиях, их отличия будут вызваны влиянием окружающей среды в большей мере, чем генети­ческими факторами, и наоборот.

Другое обстоятельство, тесно связанное с первым, зак­лючается в том, что генетические факторы и факторы внеш­ней среды находятся в неразрывной связи друг с другом, так что их нельзя рассматривать изолированно. Этот аргу­мент наиболее четко иллюстрируется исследованием Купе­ра и Зубека, проведенным на крысах (39). Они селекционировали крыс, выводя разные линии, так, чтобы одна состо­яла из особей, умеющих проходить через лабиринт, а дру­гая — из плохо решающих эту задачу. Через несколько поко­лений были выведены две группы животных, которые в обычной лабораторной обстановке почти не обнаруживали совпадений по данному признаку. Таким образом было по­казано, что обучение прохождению через лабиринт содер­жит весьма сильный генетический компонент. Но самым интересным наблюдением оказалось то, что разница между генетически «хорошей» и генетически «плохой» группой не проявлялась ни в угнетающих, ни в стимулирующих усло­виях. В угнетающих условиях обе группы крыс давали одинаково плохие результаты и лучший генетический компонент поведения животных соответствующей группы не проявлялся. В стимулирующей среде обе группы давали хорошие результаты: у генетически превосходящей группы он был лучше, однако разница между группами в этом была значительно меньшей, чем в обычных лабораторных условиях. Конечно, это были крысы, обучаемые выполнению специфичной задачи, — прохождению через лабиринт; к тому же в силу методологии подобные изыскания довольно ограничены. Неизвестно, насколько применимы к человеку эти данные о взаимодействии между генетическими факторами и средой, однако весьма вероятно, что что-то похожее имеет место и у людей.

Третье обстоятельство заключается в том, что по существу воздействия окружающей среды могут изменять биологические конституциональные аспекты. Это можно продемонстрировать, опытным путем усложнив условия жизни. Например, можно вызвать дисфункцию зрительного участка коры головного мозга, лишив детенышей животных возможности видеть (137). Некоторые исследования на крысах показывают, что внешняя стимуляция может привести к изменениям функционирования мозга на биохимическом уровне (145). Последние исследования показали, что у кошек реакция клеток коры на вертикальные или горизонтальные полосы определяется зрительным опытом раннего периода жизни (16). Эти данные позволяют предположить, что на развитие мозга может оказывать влияние не только мозговая травма, но также и не связанный с травмами жизненный опыт.

Четвертое обстоятельство заключается в том, что иногда те или иные особенности темперамента в раннем детстве высоко коррелируют с особенностями поведения в более старшем возрасте. Это иллюстрируется данными нью-йоркского исследования темперамента (160, 188). Данные об особенностях темперамента двухлетних детей при обследовании тремя годами позже не получили подтверждения, однако оказалось, что эти данные трехгодичной давности обладали предсказательной силой в отношении появившихся к пятилетнему возрасту нарушений поведения. Этот результат показывает, что нарушение поведения было не прямым следствием сохранения нетипичной черты темперамента, а возникло благодаря цепочке каких-то событий, приведенных в действие либо самой особенностью темперамента, либо чем-то связанным с ней.

Именно соображения такого рода заставили многих исследователей отказаться от взгляда на психическое развитие как на процесс с заданной «траекторией» и принять другую точку зрения, базирующуюся на «взаимодействиях». В одно время первая концепция утратила свои позиции, однако у нее и по сей день есть свои сторонники. В соответствии с первой точкой зрения развитие ребенка происходит по траектории в соответствии с его внутренней предрасположенностью, причем эта траектория определяется врожденными качествами. Окружающая среда может замедлять или облегчать этот процесс, однако рамки, в которых происходит развитие, задаются исходной генетической базой. «Реальная» личность детерминируется генетически, хотя, конечно же, обедненная или искаженная среда может препятствовать полной реализации возможностей личности. Эту точку зрения наиболее четко выражают сторонники «врожденного» интеллекта: они представляют интеллект в образе ракеты, которую могут бросать воздушные потоки и ветры, однако коренным образом изменить ее траекторию им не под силу. Измерение глубины этой врожденной основы, представленной в образе ракеты, может быть лишь косвенным, но предполагается, что данная основа реально существует.

Приведенное положение справедливо лишь в том смысле, что биологическая одаренность устанавливает пределы или управляет вероятностями. Так, совершенно маловероятно, что ребенок, родившийся с очень плохой координацией движений, станет чемпионом по гимнастике или что ребенок с врожденным дефектом интеллектуальной сферы станет выдающимся математиком. Однако здесь речь идет о вероятности, а не о предопределенности, и взгляд на развитие, как на «траекторное» или как «фиксированный потенциал», не вполне согласуется с реальными фактами, потому что не учитывает изменений, возникающих в результате взаимодействия со средой. По этой причине такой взгляд, по-видимому, неверно отражает происходящее на самом деле. Если при обсуждении закономерностей психического развития прибегать к аналогиям, то, пожалуй, наиболее точной была бы аналогия с рекой, берущей свое начало в большом горном озере. Это озеро дает реке основной объем воды, однако ее состав претерпевает изменения за счет минералов, содержащихся в ее русле, а также за счет загрязняющих ее в различных местах стоков, а дополнительную силу течению придают многочисленные малые ручьи, впадающие в реку на ее пути к морю. На протяжении всего этого пути соблюдается некоторое постоянство, а без исходного озера вообще бы ничего не было. В то же время каждое вливание вносит в сам поток какое-то изменение, так что каждое следующее воздействие сталкивается с уже произошедшим. Вероятно, ход развития можно представить себе с помощью этой довольно общей аналогии. Генетически заданные качества в большинстве случаев играют роль базового определяющего фактора, однако его сила будет колебаться в зависимости от интенсивности, характера и многообразия воздействий, исходящих из окружающей среды, и в каждый момент развития эти взаимные влияния ведут к изменениям, которые в свою очередь будут сказываться на последующих взаимодействиях.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.