Курсовая работа как вид учебно-исследовательской работы. Общая характеристика научного текста — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Курсовая работа как вид учебно-исследовательской работы. Общая характеристика научного текста

2017-10-11 347
Курсовая работа как вид учебно-исследовательской работы. Общая характеристика научного текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подготовка текста курсового (дипломного) проекта, как и работа над ним, имеет важное значение. Но все ли студенты знают об особенностях научного текста или стиля научной работы?

Прежде всего, обратимся к композиционной структуре научного текста. Почему это необходимо? Дело в том, что знание способов организации и расположения материала в тексте очень важно. К тому же существуют правила и приемы объединения и сцепления элементов научного текста в единое целое (микрокомпозиция текста).

В курсовых и дипломных работах, как правило, используются внутренние элементы микрокомпозиции, которые представлены следующими образованиями: экскурсом, повествованием, авторской оценкой, тематическим отступлением, рассуждением.

Прежде всего определим, что такое экскурс и где его мы обнаруживаем в философских текстах? Как правило, экскурс – это средство, с помощью которого читателя вводят в исследуемую проблему. Ими могут выступать: история (хронология) проблемы, очерчивание общей структуры проблемы, ее социокультурных оснований. В экскурсе могут быть изложены и косвенно связанные с темой аспекты, цель которых – привлечь внимание читателя к вопросу, в котором отмечается важность и практическая значимость проблемы.

Тематическое отступление представляет собой способ изложения отдельных аспектов проблемы, которые могут быть тесно связаны с ней, но в данном исследовании не рассматриваются. Они, как правило, выступают более общими по отношению к исследуемой проблеме.

Любой философский текст может содержать авторскую оценку. Она представляет собой отношение автора к содержанию той или иной философской концепции, идеи, положения. Естественно, что авторская оценка носит различный характер.

С одной стороны, она может выражать интеллектуальный, логико-методологический аспект анализа позиции других авторов. Но это может быть и обоснование своей точки зрения на проблему. При этом текстовый объем высказываний бывает различен, как и те лексические и синтаксические средства, используемые для ее выражения.

С другой стороны, авторская оценка может характеризовать и эмоциональное отношение автора к концептуальным идеям, выраженным другими лицами. В этом случае используются метафоры, сравнения и т.п. средства.

В форме повествования излагается исследуемая проблема, как последовательное описание событий, процессов и явлений.

Рассуждение – форма микрокомпозиции текста наиболее широко используемая в философской литературе. Она представляет собой особый тип изложения проблемы, где происходит с одной стороны ее описание и одновременно анализ, сопоставление фактов, точек зрения, аспектов, выявление логической правильности и истинности мысли.

В рассуждениях логическая связность текста приобретает особое значение, и что существенно, - она всегда подчеркивается несколькими средствами. Поскольку наше пособие рассчитано на студентов всех курсов, как младших, так и старших, то мы специально остановимся на этом вопросе. Итак, назовем ряд средств связи в том порядке, который наиболее типичен в научных текстах:

- «в предыдущей главе (параграфе) была дана общая характеристика…»;

- «теперь нам предстоит конкретизировать некоторые из высказанных ранее положений …»;

- «в настоящей главе (параграфе) нам предстоит прежде всего раскрыть …»;

- «следует отметить, что …»;

- «очень важно подчеркнуть, что …»;

- «несомненно, что подобный подход к проблеме является …»;

- «будем рассматривать …»;

- «прежде чем перейти к …»;

- «следует оговориться, что …»;

- «далее мы переходим к …»;

- «заключая настоящую главу (параграф), отметим, что при рассмотрении указанных факторов (событий, явлений, детерминант) мы … абстрагировались от того, что …»;

- «но следует указать на ряд обстоятельств …»;

- «хотелось бы отметить, что приведенное ранее

положение …»;

- «все это приводит нас к выводу …»;

- «а это не противоречит …» и т.д.

 

Теперь поговорим о том, что называется внешними элементами композиции научного текста. К ним относятся: заглавие (тема), введение, параграф, заключение. Сразу же обратим ваше внимание на то, что заглавие курсовой работы должно быть сформулировано четко, философски корректно, по возможности кратко. Поскольку заглавие выполняет несколько функций, а, к сожалению, студенты, зачастую не обращают на это внимания, постольку назовем их и кратко разъясним.

Прежде всего, это информативная, нормативная, разделительная, экспрессивно-аппелятивная функции.

Как показывает опыт, философские работы могут иметь различные заглавия (темы). Они характеризуются специфическим набором синтаксических конструкций. Но самой распространенной структурой является номинативное изложение повествовательного типа. Характерно то, что в научных текстах заглавие, по преимуществу, выполняет информативную роль. В нем сосредоточено содержание исследуемой проблемы, ее суть.

Нормативность, как характеристика заглавия требует краткости и точности, конкретности и четкости определения предмета исследования. Причем, эти требования должны сочетаться с ясностью и недвусмысленностью заглавия. Применяемые в заглавии философские термины должны носить общеупотребимый для профессионального сообщества смысл.

Заглавие должно содержать достаточное количество информации и обладать смысловой самостоятельностью (разделительная функция). В определенных ситуациях оно может быть сформулировано в эмоционально-экспрессивной форме. Но, как правило, подобный тип заголовков чаще встречается в дискуссиях и в философской публицистике. В структурном отношении ими могут быть вопросительные, восклицательные, неоконченные и побудительные предложения.

Введение представляет существенный компонент внешней композиции научного текста. В нем сообщается о цели исследования, оно содержит описание проблемы, краткую историю вопроса (исторические предпосылки, окружающая обстановка исследуемого явления) и т. п. Именно используя этот элемент, для читателя научной работы создается своеобразный текстуальный фон, который служит наглядному, зримому выделению исследуемого явления.

Для этой цели в научной литературе часто используются средства эмоционального и экспрессивного характера. Ими могут быть логическое ударение, выделительная и усилительная частицы, пояснительные и вводные слова, образные выражения. Эти выразительные средства воздействуют на процесс восприятия информации, представленной во введении. Основные мысли во введении выделяются с помощью абзаца.

Во введении очень часто описываются методы и методики, используемые при проведении исследования. Также очерчивается общая структура курсовой работы, дается анализ имеющейся по теме литературы.

Глава представляет собой существенный элемент композиционной структуры научной работы. Она имеет самостоятельное заглавие, раскрывающее основную тему исследования. Глава представляет собой большой содержательный раздел работы, именно поэтому она должна отвечать признакам законченного в композиционном и логическом отношении единицы текста. Главы состоят из параграфов.

Параграф – один из элементов микрокомпозиции текста. Назначение параграфа заключается в рассмотрении узкого вопроса, который является частью исследуемой проблемы. Параграфы – это своеобразные ступеньки, по которым проходит исследователь, решая ту или иную проблему. Поэтому каждый параграф, входящий в главу, имеет свой подзаголовок со знаком (§) и цифровым обозначением (Например: § 1 …, § 2 … и т.д.).

Заключение представляет собой завершающий элемент рамочной композиции текста. В нем сообщается краткий итог проведенной работы, выделяются результаты исследования, а также рекомендации, вытекающие из проведенного исследования.

Студентам необходимо обращать на это пристальное внимание, поскольку в этой части содержится самая важная информация по рассматриваемой проблеме.

На защите курсовых работ комиссия сразу же выявляет 3 элемента легко уязвимых для критики. К ним относятся: заглавие (тема), введение и заключение. Рецензент сразу же коррелирует заглавие, цель работы и выводы по ней.

В заключении положено намечать возможные перспективы дальнейшего исследования проблемы. Иногда указывается значение решенных вопросов для научного познания, или определенной его части.

Заключение в тексте выделяется с помощью абзаца и озаглавливается.

При написании научного текста необходимо обращать внимание на психологические особенности его восприятия. К сожалению, многие студенты младших и старших курсов не знают, как это необходимо делать.

Самое главное для этого процесса – это организация чтения научной работы. Прежде всего, необходимо сосредоточить внимание на таких аспектах работы как: ее цель, обоснование актуальности темы, ее научной значимости, логики построения произведения. В главах (параграфах) описывается структура явления (проблемы), которой оно посвящено.

Не упускайте из виду то обстоятельство, что на протяжении текста необходимо постоянно уточнять применяемые термины, вводимые понятия, если они вами используются в особом значении, или вы их даете в качестве рабочих определений.

Организация чтения, как вы понимаете, происходит не только во введении, но и осуществляется и в дальнейшем, в ходе развертывания текста. Как она реализуется? Естественно, что через определенные приемы. В качестве основных мы выделим следующие.

Во-первых, широко используйте прием - «указание на важность факта (события, явления)».

Во-вторых, привлекайте внимание читателя и к источнику сообщения.

В-третьих, обращайте внимание читателя на моменты смены темы (ракурса), указывайте на связи, которые существуют между концептуальными блоками темы, фрагментами текста, параграфами и главами.

В-четвертых, предваряйте читательское ожидание. Рассматривайте проблему с иного ракурса и с разных сторон, фиксируйте противоречия. В тех местах, где вы чувствуете, что читающий работу не согласится с вашей интерпретацией решения вопроса, привлекайте серьезную аргументацию.

Учитывайте и используйте методологические принципы, которые лежат в основе корректного философского исследования. Как вы помните, термин «принцип» в переводе с латинского языка означает «начало», «основу», «основание». Это значит, что исторический, фактологический и любой другой материал должен быть рассмотрен с определенных позиций.

В этом отношении принцип есть философское основание, из которого надо исходить и руководствоваться в научно-исследовательской и практической деятельности. К числу таких принципов относят принципы: объективности, развития, противоречия, конкретности (культурно-исторический и фактологический с учетом особенностей процедуры историко-научной реконструкции исследуемого объекта); всеобщей связи (с другими событиями, явлениями), каузальности, компаративистики и др.

Анализируя научные парадоксы, вы сталкиваете различные точки зрения, разные авторские позиции, несомненно, что в этом случае ваша курсовая (дипломная) работа стимулирует активность мысли, ее критичность, держит внимание читающего в постоянном напряжении.

Большое значение в организации чтения и демонстрации вашей профессиональной культуры приобретает такое ее качество как внутренняя диалогичность работы. Вам хорошо известно из курса философской пропедевтики, что психологически по существу, диалог помогает формированию мысли. Диалог приобретает как бы двойную рефлексивность, поскольку в нем выражается авторская позиция, а читающий работу выступает как бы в роли наблюдателя, а, в общем, и арбитра, который оценивает приводимую аргументацию сторон.

Внутренний диалог возникает тогда, когда вы написали работу и читаете ее с целью обнаружения ошибок, слабых аргументов или неверной интерпретации тех или иных положений. В философской практике диалог был естественным и целесообразным способом изложения материала, точек зрения. Вспомните сократические диалоги, диалоги Цицерона, диспуты ученых Средневековья и эпохи Возрождения. В форме диалога писались как философские, так и естественнонаучные работы выдающихся исследователей Нового времени: Декарта, Беркли, Лейбница, Дидро, Лессинга. Как отмечал А.Ф. Лосев, диалоги Платона построены таким образом, что в них «диалогизм и драматизм мысли доходят… буквально до какого-то неистовства»[1]. В то же самое время они представляют «отвлеченное философское рассуждение, когда философ с диалектическим глубокомыслием анализирует, распределяет или соединяет в одно архитектурное целое весьма утонченные логические теории»2.

Конечно, внутренняя диалогичность текста сложна для реализации в курсовых работах у студентов младших курсов. Зачастую им трудно выразить сложное смысловое содержание исследуемых проблем. Для этого необходимы соответствующие навыки. Но работы студентов старших курсов, дипломные проекты должны строиться с учетом этого требования.

Напомним вам структурно-содержательные особенности диалогичности текста. Прежде всего диалогичность связана:

а) с характером подачи информации;

б) способом увязывания уже известного материала с неизвестным;

Разъясним это подробнее. Монологическая речь непрерывно «нанизывает» новую информацию на уже имеющуюся. В этом отношении вы, как бы последовательно переступаете с одной ступеньки на другую.

Другое дело в диалоге. Здесь «старое», т.е. уже известное из данного текста, и «новое» – противопоставляется друг другу. Образно говоря, перед каждым новым шагом вы как бы проверяете прочность и «старой ступеньки» и «новой». Ведь каждая новая порция информации является ответом, ответной реакцией на содержащийся в предыдущем информационном блоке запрос.

Ввиду этого процесс реплицирования (обмена высказываниями), вполне естественно и последовательно порождает смысловую логику развития научной проблемы. Это очень важно отметить методически, поскольку работая над текстом курсовой (дипломной) работы, пишущий должен учитывать возможную реакцию читателя (научного руководителя, рецензента).

Эта реакция может быть самой различной: от недоумения, многочисленных вопросов, несогласия с исходными положениями, до отрицания. Поэтому весьма важно, на наш взгляд, придерживаться правила: любой текст не должен содержать неопределенности. Ибо она вызывает у читателя текста повод для вопросов.

В самом деле, некорректно излагая вопрос, студент дает основание для соответствующего анализа «противной» стороны. Оппонент (в данном случае научный руководитель или рецензент работы) соотносит полученное знание со своими профессиональными представлениями. В этом случае вновь полученная информация сравнивается с имеющейся у читателя работы, а возникающая разница, противоречие между ними, порождает вопросы.

Следует учитывать и то обстоятельство, что неясные и сомнительные места курсовой (дипломной) работы могут вызывать предметные и модальные вопросы. Если у оппонента возникает вопрос «почему?», то он, будучи предметным по форме, является и модальным по существу. Прежде всего, этот вопрос не требует информации, а фиксирует противоречие между старым и новым знанием, но при этом выражает сомнение в правильности новой информации.

Поэтому, работая над текстом, всегда необходимо ставить вопросы к нему или иным его фрагментам с позиции воображаемого рецензента текста (читателя, критика). Именно использование приведенного метода позволяет обнаружить ошибки содержательного и формально-логического характера. Он подвергает сомнению внутреннюю систему логических связей, процедуры обоснования и интерпретации философских положений.

Таким образом, сам студент может обнаружить противоречивость, неопределенность и ошибочность своей аргументации и суждений. А это еще раз подчеркивает необходимость высокой логической культуры при подготовке текста как курсовой, так и дипломной работы.

Сейчас от уже исследованного критерия диалогичности текста перейдем к иному аспекту освещения этой проблемы. Она связана с так называемой «интеллектуальной» насыщенностью текста.

Допустим, что ваш текст композиционно выстроен. Он насыщен философскими терминами и выражениями, объект исследования выбран вами правильно. Что же еще необходимо знать?

Прежде всего, то, что существуют факторы, которые характеризуют интеллектуальную насыщенность текста. А именно, в хорошем тексте:

- отчетливо выявлено движение мысли (логика) и общий ход изложения проблемы;

- используется четкая и определенная формулировка вводящей и заключительной фраз абзацев (например: «как известно…», «возникает…», «вследствие чего…», «в результате…», «на первый взгляд…», «может казаться…», «действительно происходит…» и т.п.;

- обеспечивается скважистость текста (отсутствие информационно излишних мест, общих рассуждений, тривиальностей, детализации, больших тематических отступлений);

- происходит постоянное сообщение нового материала.

 

Резюме

 

В хорошо организованном тексте автор знает, что:

- а) всегда необходимо предупреждать о цели (задачах) работы, связывая текст с информационной ситуацией (что сделано до него, кто и какой внес вклад в исследование проблемы, в чем лично состоит задача данной курсовой (дипломной) работы;

- б) необходимо точно использовать философские термины, правильно давать определения, объяснять особенности вводимых понятий, рабочих определений;

- в) необходимо объяснять читателю особенности стиля и ожидаемый характер чтения;

- г) в тексте выявлять логические связи и переходы;

- д) на протяжении всего текста сохранять его скважистость, необходимо постоянно стимулировать внимание читателя, вводить новые факты;

- е) необходимо делать читателя текста соучастником процесса чтения;

- ж) следует предвидеть и текстуально реагировать на возникающие сомнения и возражения у читателя (оппонента).

 

Теперь остановимся на проблемах языка и стиля курсовой работы. Несомненно, что работа по философии всегда строится на использовании лексики профессионального сообщества. Язык философии специфичен и эта специфика определяется тем обстоятельством, что философия дает концептуально-образную модель мира. Но, поскольку она выступает как рефлексия над основаниями культуры, то постольку в ее языке присутствуют термины общенаучного языка, понятия, присущие специальным наукам и сферам человеческой деятельности. В этом отношении язык философии полифоничен. Но это отнюдь не ведет к «размыванию» самого языка философии, хотя в нем наблюдается и заимствование отдельных понятий, устойчивых выражений, концептуальных моделей из науки и культуры. Причем, многие понятия переосмысливаются философией, им придается расширительный, более отвлеченный смысл, а иногда и иное содержание.

Точно также и стиль философской работы. Как и любая работа научного характера она включает как бы своеобразную отстраненность изложения (требование объективности), обезличенность, нейтральность. Но, несомненно, что ведущей характеристикой научного стиля является подчеркнутая логичность. Она выражена лингвистическими средствами не только «внутри» фрагментов текста, но и «вне» – между параграфами, главами, введением и заключением.

Существует целая система средств, специфичных именно для научной речи. К ним относятся:

- так называемые конструкции связи (указательные местоимения с повторяющимися существительными или без них, личные местоимения;

- словосочетания (например: «истолковав данное явление в терминах …»; «представим, что …»; «обращает внимание …»; «итак, сейчас посмотрим …»; «приступая к рассмотрению …»; «следует истолковать этот факт как …» и т.п.).

 

Существует и сквозная тематическая связь, которая пронизывает весь текст. Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что студенты при написании курсовой работы зачастую забывают о самом простом - связывать абзацы текста. И поэтому у читателя подобного текста возникает впечатление смысловой разорванности курсовой (дипломной) работы.

Резюме

1. Работая над текстом курсовой (дипломной) работы помни, что абзацы текста могут быть связаны как лексико-грамматическими, так и функционально-синтаксическими средствами. К первым относятся лексические повторы, личные и указательные местоимения. Ко вторым – вводные слова, конструкции связи, некоторые наречия, выражающие порядок изложения, союзы, некоторые другие языковые единицы, которые выражают связность речи.

2. Описание, повествование и рассуждения (научная аналитика) должны находиться в определенной пропорции. Она зависит от цели работы.

Нечеткая формулировка цели может привести к потере текстовой связности, эклектическому соединению проблем, к обычному пересказу точек зрения, описательности.

3. Поскольку качество анализа проблемы и способ ее изложения обусловлены процессом мышления, работой над повышением культуры профессионального мышления.

 

Подготовка курсовой работы к защите

 

Вполне понятно, что черновой вариант работы требует тщательной доработки. В чем же она заключается?

Прежде всего, снова обратимся к плану работы. Мы уже знаем и на своем опыте почувствовали, что план – это своеобразный перечень существенных вопросов, которые раскрывают содержание вашей курсовой работы.

Мы знаем, что в процессе работы с источниками план может корректироваться. Ввиду этого можно говорить о «предварительном» плане, который возникает у студента (или дается научным руководителем) в самом начале исследования. И, конечно, «заключительный» план, который возникает после завершения исследования. Поговорим о том, как работать над его выявлением.

Существуют ли правила, с помощью которых можно рубрицировать (разбивать на основные проблемы) черновой текст работы? Несомненно, такой алгоритм есть. Его можно свести к следующему:

1. Прочтите черновой вариант работы и определите, насколько точно в нем выражена цель вашей работы.

2. Разделите весь текст на завершенные (целостные) смысловые части и выделите в каждой части ведущую проблему. Обратите внимание, что в тексте основная, ведущая мысль (концептуальная идея) может существовать самостоятельно. Другие, второстепенные идеи раскрывают и обосновывают содержание главной мысли, но при этом не существуют отдельно от нее.

3. Озаглавьте каждую завершенную часть вашей рукописи. Несомненно, что эти заглавия будут составлять основные разделы работы, т.е. будут пунктами плана. Проверьте, насколько они логичны. Другими словами, насколько они раскрывают главную вашу идею.

4. Расставьте пункты плана в логической последовательности, это приведет к перекомпоновке текста и сделает его связным.

5. Обратите внимание на то, все ли пункты плана достаточно полно раскрывают тему, не требуется ли введение нового материала, и соответственно дополнение плана. В некоторых случаях можно переформулировать тему, т.е. сузить ракурс исследования или сделать оговорки во введении.

6. Проследите, чтобы идеи каждого раздела продолжали бы те мысли, которые излагались в предшествующем пункте. В тех случаях, когда возникают теоретические сложности, например проблема недостаточно исследована или в имеющейся литературе отсутствует ее однозначное решение, обозначьте это и сделайте оговорки.

7. Избегайте избыточно большого числа подпунктов плана. Различайте основной пункт и подпункт развернутого плана. Формулировки подпунктов не могут быть шире основных пунктов плана.

При анализе формулировок названий пунктов плана, обращайте внимание на основания деления. Процесс деления может быть логическим и аналитическим. В первом случае выделяются признаки предметов, которые относятся к общему роду, во втором случае вы проделываете мысленное расчленение целого на составные части. Причем в этом процессе вы четко представляете, что каждая часть выполняет строго определенные функции по отношению к целому. Так, хорошо известным в науке примером аналитического деления выступает обычная периодизация процесса.

Напомним вам, что при осуществлении логического

деления необходимо строго придерживаться определенных правил. К ним относятся:

1. Правило адекватности (соразмерности). Его нарушение приводит к ошибкам: «деление с лишними членами» и «неполное деление».

2. Правило разграниченности, которое употребляется только для стандартного деления.

3. Правило единственности основания. Нарушение этого правила приводит к тому, что план составляется так, что в нем операция деления исходит из разных оснований. Более подробно об операции деления вы можете узнать, обратившись к книге: Логика: Учебное пособие / В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич, В.И.Павлюкевич. Мн.: НТ ООО «Тетра Системс», 1997. – 416 с.

 

Проверьте, насколько правильно составлена библиография по теме курсовой работы

Хотя курсовая работа меньше по своему объему, чем дипломная, тем не менее, приемы составления библиографии для них являются общими. Напомним, что библиография курсовой или дипломной работы должна включать следующие источники:

- первоисточники, оригинальные работы классиков философии на отечественном (русском или белорусском) и иностранных языках;

- справочную и энциклопедическую литературу;

- сравнительно общую литературу, относящуюся к рассматриваемой проблеме. Она включает монографии, сборники научных трудов, журнальные статьи, реферативные обзоры и т.п.

- основные специальные труды, которые непосредственно относятся к теме вашего исследования;

- иностранная литература.

По нашему мнению, ценность библиографии зависит от ее полноты и качества источников. Обратите внимание на индекс цитирования. По нему вы можете судить об авторитетности в науке того или иного исследователя.

 

Переписанную и перепечатанную работу тщательно проверьте! Причем, все цитаты и сноски сверяются не со своей рукописью или выписками, куда тоже может вкрасться ошибка, а с оригиналом.

Перепечатанная работа комплектуется в следующем порядке:

- титульный лист (см. Приложение 2);

- оглавление с точным названием каждой главы, параграфа и указания их страниц;

- введение;

- основное содержание работы, разбитое по параграфам;

- заключение;

- библиография, т.е. список использованных источников и литературы в алфавитном порядке. В список использованных источников и литературы включают только те книги, статьи и т. п., на которые автор ссылается или цитаты из которых использует в тексте, примечаниях.

И еще одно пояснение. Нумерация осуществляется с оглавления (т.е. со второй страницы), но титульный лист учитывается (в качестве первой страницы

Некоторые курсовые работы могут иметь приложения. В студенческих исследованиях по философии это случается редко, в социологических и культурологических исследованиях можно после списка литературы помещать составленные самим студентом таблицы, графики, диаграммы или любой другой иллюстративный материал. Он обогатит работу, подчеркнет вашу самостоятельность и повысит научный уровень курсовой (дипломной) работы.

 

Порядок защиты курсовой работы и методические рекомендации по ее защите

Готовая курсовая работа представляется научному руководителю, который тщательно ее читает и рецензирует. В отзыве, который вместе с курсовой возвращается студенту, дается общая оценка, отмечаются положительные моменты, вскрываются ошибки и недостатки. Если представленная работа в целом не отвечает требованиям, предъявляемым к курсовым работам, то автору рекомендуется доработать ее с учетом замечаний и представить к защите. Перед защитой студент дает на просмотр последний вариант сочинения научному руководителю.

Но бывает и так, что студент первый раз не справляется с заданием. В таком случае рукопись отдается ему на доработку. По результатам переработки научным руководителем принимается решение о допуске курсовой работы к защите. После исправления курсовой проект передается на кафедру, на которой выполнялось задание, не позже, чем за неделю до защиты.

Всего этого можно избежать, если чаще встречаться и советоваться с научным руководителем, давая ему работу на просмотр частями. Такую возможность имеют и студенты, не только проживающие в Минске, но и других городах, а также сельской местности. Ведь никого не затруднит пересылка бандероли. В этом случае укажем адрес: 220050 г. Минск, пр. Ф. Скорины,4, факультет философии и социальных наук, кафедра (указывается кафедра специализации).

Студенты-заочники могут защищать курсовые работы вместе со студентами стационара во второй половине мая. Однако, как свидетельствует практика, в большинстве случаев их защита происходит во время летней экзаменационной сессии (в последних числах июня).

Для организации защиты кафедра создает комиссию в составе не менее трех человек из числа ведущих преподавателей кафедры. Комиссия заранее (по письменным отзывам и текстам) знакомится с представленными работами и организует защиту.

Защита курсовых работ проходит при обязательном присутствии научных руководителей, в ней могут участвовать остальные члены кафедры, преподаватели, аспиранты и магистранты, студенты, специализирующиеся на кафедрах факультета.

Порядок защиты традиционный в научном мире. Выступление студентов на защите курсовой работы осуществляется следующим образом: в течение 7 – 10 минут формулируются тема курсовой работы, цели и задачи, кратко раскрывается содержание и делаются выводы. Кроме того, студент может ознакомить комиссию с литературой, использованной при подготовке курсовой работы.

Как правило, защита курсовых работ осуществляется в один день. После выступлений студентов и научных руководителей комиссия проводит закрытое заседание, на котором выставляются оценки по четырехбальной системе. Председательствующий подводит итог защиты, указывает при необходимости на характерные недостатки, недоработки при выполнении курсовых заданий и дает соответствующие рекомендации, объявляет результаты защиты.

Оценка за курсовую работу заносится в протокол защиты и экзаменационную ведомость, которые подписываются всеми членами комиссии. Их подписи заверяются заведующим кафедрой или деканом факультета (его заместителями). Протокол защиты хранится в делах кафедры, а курсовая работа возвращается студенту.

При подведении итогов рассмотрения защиты курсовых работ кафедра может рекомендовать лучшие из них (иногда после доработки) на теоретические конференции, смотры-конкурсы студенческих работ на факультете. Используются и другие формы поощрения студентов за успешную учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу.

В заключение этого раздела хотелось дать несколько методических советов. Они касаются ваших ответов при защите курсовой работы. Иногда именно эта процедурная часть защиты вызывает у студентов большие затруднения. Зачастую это связано с тем, что студент не знает и не владеет азами ораторского искусства, культуры мышления, и, в частности, логическими основами этой культуры. Ввиду этого достаточно бегло коснемся обозначенной проблемы.

Прежде всего, напомним вам, что существует два вида ответов. Первый – это, как правило, обычный краткий ответ. Он характеризуется тезисным изложением. Хотя он и краткий, но в нем должна излагаться суть проблемы. Второй – это развернутый ответ. В отличие от первого, он предусматривает последовательное, аргументированное и доказательное раскрытие поставленного вопроса.

Какова же структура развернутого ответа? Вполне понятно, что он должен содержать краткое вступление, основную часть и заключение. Так вы всегда отвечаете на семинарских занятиях. В этом отношении ответ на семинаре и при защите курсовой работы имеют много общего. В развернутом ответе всегда используются такие виды устной речи как описание, объяснение, доказательство, повествование и др.

Описание – есть воссоздание явления (события или процесса) с точки зрения его внешних свойств. Описание может включать и иные элементы классификации. Процедура описания неизбежно требует и определения философских терминов, и тех понятий, которые вами используются.

Объяснение – это вычленение причинно-следственных связей, отношений, которые детерминируют поведение исследуемого объекта, вскрывают его существенные свойства и образ действия.

Доказательство – это особая и очень важная процедура приведения логических доводов, научно установленных фактов, авторитетных точек зрения, которые обосновывают ваш тезис.

Повествование – последовательное изложение событий, фактов и явлений.

Как же следует доказывать свою точку зрения? Вы знаете, что любое выступление всегда строится по определенным правилам. И защищая курсовую работу, вы выступаете в роли оратора. А хороший оратор должен отчетливо представлять позиции сторон, процедуру доказательства.

Доказать что-либо означает убедить оппонентов и слушателей в справедливости своей точки зрения. Доказательство по своей природе – это особая логическая процедура, в которой происходит последовательное (поэтапное) обоснование своего взгляда на проблему, ее концептуального видения. В науке используются доказательства различных видов. Для нас необходимо знать наиболее распространенные:

а) при помощи научно установленных, зафиксированных исследователями фактов;

б) при помощи логически выстроенных аргументов.

А сейчас рассмотрим структуру доказательства. Она включает три основных элемента: тезис, демонстрацию и аргументы.

Тезис – это то, что требуется доказать.

Демонстрация – это то, как вы предъявляете необходимые для доказательства аргументы, форма, способ доказательства тезиса.

Аргументы – это средства, с помощью которых вы обосновываете свою точку зрения. Ими могут быть факты, свидетельства, данные экспериментальной деятельности и т.п.

Приводимые аргументы должны раскрывать сущность представленного тезиса. Научно обоснованными следует считать те факты, которые взяты из достоверных источников, имеют подтверждение другими свидетельствами, они точно установлены, воспроизводимы.

Аргументация призвана объяснить, почему, на каком основании, приводимые факты подтверждают предлагаемую точку зрения. Напомним, что в споре существуют определенные правила выдвижения тезисов и аргументов.

Обратимся к правилам, которые имеют отношение к тезису:

- тезис требует четкой формулировки;

- тезис должен быть неизменим в ходе данного доказательства;

- тезис не должен содержать в себе логического противоречия.

 

Приведем правила для аргументов:

- в качестве аргументов всегда необходимо использовать только истинные положения. Их истинность доказывается независимо от тезиса;

- приводимые аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

 

И, наконец, в завершении этой части рассматриваемой проблемы, несколько слов скажем о типичных ошибках, которые студент допускает при спорах или в дискуссиях:

- «подмена тезиса» – суть ошибки заключается в том, что доказывается не тот тезис, который был выдвинут вначале, а другой, видоизмененный (явно или неявно) в ходе дискуссии;

- «ложное основание» – выдвинутый тезис обосновывается ложными суждениями, которые для автора тезиса кажутся истинными;

- «круг в доказательстве» – избранный тезис обосновывается аргументами, но суть проблемы заключается в том, что сами аргументы выводятся из данного тезиса. Обнаружить эту ошибку в споре не всегда бывает легко, ведь студентам часто приходится оперировать абстра


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.