Кафедра экономической теории СПбГЛТУ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кафедра экономической теории СПбГЛТУ



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания

по выполнению контрольных работ

для студентов УГС 140000, 150000,

190000, 220000, 250000

 

 

Санкт-Петербург


Рассмотрены и рекомендованы к изданию

учебно-методической комиссией факультета экономики и управления

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

лесотехнический университет имени С.М.Кирова»

3 октября 2013 г.

 

С о с т а в и т е л и:

 

ст. преподаватель Л.Ю. Абакулина,

кандидат экономических наук, доцент Л.А. Александрова,

кандидат экономических наук, доцент Т.П. Беляева,

кандидат экономических наук, доцент В.П. Тростинская

 

 

Отв. редактор:

доктор экономических наук, профессорА.В. Лабудин

 

 

Рецензент:

 

Кафедра экономической теории СПбГЛТУ

 

 

Данные методические указания подготовлены в соответствии с учебным курсом «Экономическая теория», разработанным коллективом кафедры экономической теории СПбГЛТУ на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольных заданий и материалы для контроля знаний – вопросы, тесты, аналитические экономические упражнения и расчетные задачи по основным темам курса, а также перечень рекомендуемой литературы.

Предназначены для студентов-заочников неэкономических направлений и специальностей, изучающих дисциплину «Экономическая теория» или «Экономика».


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов. Экономическое образование стало сегодня важнейшей составной частью гуманитарной культуры каждого человека, сложного процесса овладения экономическими понятиями и категориями, выбора наиболее эффективных способов решения экономических проблем и принятия управленческих решений. Сегодня специалисту любого профиля жизненно необходимо грамотно экономически мыслить, а это невозможно без изучения экономической теории.

Экономические принципы служат основой для выра­ботки экономической политики, направленной на преодоление трудностей и контролиро­вание нежелательных процессов. Одни экономические принципы действуют на микро­уровне – уровне экономических агентов (фирм, предпринимателей и т.п.), другие – на мак­роуровне – уровне государства, региона. В этих условиях главная цель учебного процесса в высшей школе заключается в том, чтобы студент приобретал навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, получал знания не в готовом виде, а приходил к нужным выводам сам в процессе активных творческих поисков. Достижение подобной результативности обучения зависит от форм и методов активизации учебного процесса и, в частности, использования тестов, задач и упражнений.



В рамках курса «Экономическая теория» рассматриваются традиционные (поведение потребителя, теория фирмы, типы рыночных структур, рынки факторов производства, общее равновесие) и современные (институциональные аспекты рыночного хозяйства, теория общественного выбора) разделы экономики. В процессе изучения курса и подготовки к экзамену по дисциплине студент выполняет контрольную работу, включающую задания по экономической теории в рамках как микро-, так и макроэкономики.

Цель методических указаний – помочь студентам, изучающим курс «Экономическая теория», применять на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников; а также самостоятельно выполнить контрольную работу, что в свою очередь должно способствовать выработке у студентов навыков к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Данные методические указания предназначены для студентов неэкономических факультетов Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета заочной формы обучений и составлены в соответствии с учебными программами дисциплин «Экономическая теория» и/или «Экономика» согласно требованиям ФГОС ВПО.

Данная дисциплина входит в учебные планы неэкономических факультетов СПбГЛТУ как основополагающий социально-экономический курс и читается студентам на 1-ом, 2-ом или 3-ем курсе в зависимости от факультета, направления и/или специальности и нормативного срока обучения.



 

1.1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Целью преподавания дисциплины «Экономическая теория» является обеспечение теоретической базы общеобразовательной и профессиональной подготовки бакалавра в области экономических наук, т.е. формирование у него культуры экономического мышления.

Экономика, как общественная наука изучает поведение людей в процессе производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Преподавание дисциплины «Экономическая теория» ставит целью изучение общих экономических закономерностей, объясняющих порядок и взаимосвязь хозяйственных процессов на микро- и макроуровнях, а также знакомство с элементарными методами прогнозирования изменений и перспектив экономического развития общества.

Изучение микроэкономики и макроэкономики в определенной последовательности позволяет получить студенту цельное представление об экономической жизни общества.

На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, издержки на их производство, механизм функционирования фирмы, методы ценообразования, мотивация и оплата труда и др.

Знание экономических явлений и процессов на микроуровне является основой, фундаментом макроэкономического анализа, оперирующего агрегированными показателями. Макроэкономика изучает функционирование экономики как единого целого, позволяет выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на богатство нации, ее экономический рост и т.д., при этом особым объектом исследования в макроэкономике является государство, которое определяет налоговую и таможенную политику, а также законы, в соответствии с которыми действуют субъекты экономических отношений.

Задача изучения дисциплины «Экономическая теория» состоит в том, чтобы студенты овладели совокупностью современных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем, современными методами микроэкономического и макроэкономического анализа для научного обоснования и практической реализации проблемы развития общества как единого целого.

Дисциплина «Экономическая теория» является обязательной дисциплиной, входящей в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла, она, наряду с другими базовыми дисциплинами УЦ ООП, позволит обучающимся получить знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

В соответствии с определенными в ФГОС ВПО профессиональными задачами, стоящими перед бакалавром данная дисциплина участвует в формировании определенного набора компетенций, знаний, умений и навыков.

· Формируемые компетенции выпускника:

o компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);

o способность работать самостоятельно;

o способность к познавательной деятельности;

o способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

o способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;

o способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.

· В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

o понятийный аппарат дисциплины, а также основные современные концепции микро- и макроэкономического анализа;

o каким образом работает хозяйст­венный механизм в области принятия управленческих решений на уровне предприятия и отдельно­го потребителя в условиях дефицита ресурсов;

o принципы решения технико-экономических, организационных и управленческих вопросов.

Уметь:

o изучать и объяснять (исследовать) процессы экономической жизни общества;

o понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности;

o находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач, в частности, рассчитывать эффективность использования ресурсов в зависимости от модели рыночных отно­шений, уровня монополизации и конкуренции на рынках, отвечать на вопросы: что производить? как? для кого? сколько?;

o применять имеющиеся методы рационального хозяйствования для решения технико-экономических и организационных вопросов;

o анализировать затраты и оценивать результаты деятельности первичных производственных подразделений;

o выявлять перспективы общественного развития на основе изученных теоретических концепций.

Владеть:

o знаниями экономических законов, действующих на предприятиях, их применением в условиях рыночного хозяйства страны

o навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

o навыками критического восприятия информации;

o практическими навыками решения конкретных технико-экономических, организационных и управленческих вопросов

Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине «Экономическая теория» студент должен владеть основами математического анализа и интерпретирования графиков, а также использовать знания, полученные при изучении истории, философии, психологии, социологии.

Курс «Экономическая теория» является базовым по отношению к таким дисциплинам, как менеджмент, экономика отрасли, экономика предприятия, экономика производства, а также основой экономических обоснований проектов, предлагаемых бакалаврами в выпускных квалификационных работах.

 


1.2. Содержание дисциплины

 

Дидактические единицы

Введение в экономическую теорию; блага, потребности, ресурсы, экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической науки; микроэкономика; рынок; спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной полезности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика; национальная экономика как целое; кругообороты доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережение; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

1.2.2. Наименование тем, их содержание

Типы экономических систем

Понятие и типы экономических систем. Собственность и механизм хозяйствования: основы различия типов экономических систем.

Экономическая сущность собственности, ее субъекты и объекты. Формы собственности, их эволюция в современных условиях.

4. Теория спроса и предложения

Рынок, его сущность и функции. Структура и инфраструктура рынка. Цена в рыночной экономике.

Спрос. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса.

Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.

Равновесие спроса и предложения, его изменение.

Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластич-
ности.

5. Теория потребительского выбора

Индивидуальный и рыночный спрос. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Равновесие потребителя. Кривые безразличия. Бюджетная линия.

6. Основные формы организации бизнеса. Современная корпорация

Организация (фирма), ее формы.

Основы свободного предпринимательства: частная собственность, свободное ценообразование и конкуренция. Прибыль — движущая сила рыночной экономики.

Акционерное общество. Его виды. Управление корпорацией

Государство и его роль в современной экономике

7. Теория производства

Производство и временной горизонт фирмы. Эффект масштаба. Технологическая и экономическая эффективность. Производственная функция. Закон убывающей производительности переменного фактора производства. Предельная норма замены. Равновесие производителя. Изокванта. Изокоста

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Оформление контрольной работы

Контрольная работа оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями, предъявляемыми к контрольным, курсовым, дипломным и научным работам. Рекомендуется:

· формат бумаги А4;

· текст печатается шрифтом «Times New Roman» размером 14 через 1,5 интервала;

· размеры полей: левого 30 мм, правого, верхнего и нижнего - 20 мм;

· нумерация страниц - сквозная от титульного до последнего листа. Номер страницы ставят в верхнем правом углу и не обводят рамкой. Страницы, занятые таблицами и иллюстрациями, включают в сквозную нумерацию. На титульном листе, который является первой страницей, номер страницы не ставится; На второй странице размещается «Содержание», где отражены наименования разделов (глав, параграфов) с указанием страниц, с которых они начинаются;

· разделы нумеруют арабскими цифрами в пределах всей работы. Наименования разделов должны быть краткими и выделяться на фоне текста в виде заголовка. Переносы слов в заголовке не допускаются, в конце заголовков точку не ставят;

· цифровой материал необходимо оформить в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь номер (над правым верхним углом) и тематическое название;

· в список использованных источников включаются книги, брошюры, статьи, научные отчеты, законодательные акты, сайты Internet и другие источники, задействованные при выполнении работы. Литературные источники располагаются по мере встречаемости или по алфавиту. Каждая книга заносится в список в следующем порядке: порядковый номер; ФИО автора; заглавие книги; место издания; название издательства; год выпуска

Титульный лист оформляется по установленной единой форме. На титульном листе работы указывается: министерство; наименование вуза, факультета, кафедры, дисциплины, работы; вариант задания; фамилия, имя, отчество студента; факультет; форма обучения; курс; направление (специальность); номер группы; номер зачетной книжки; дата и место выполнения. За титульным листом помещается оглавление, против каждого пункта которого с правой стороны указываются начальные страницы пункта.

Все листы курсовой работы должны быть сброшюрованы либо переплетены иным способом, исключающим их произвольное выпадение.

Основная

1. Шишкин, А. Ф. Экономика: учебник для студ. вузов / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина. – М..: Академический проект, 2007. – 767 с.

2. Экономика: учеб. пособие / Л.Ю.Абакулина [и др.]; под ред. А.В. Лабудина. – СПб..: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 320 с.

3. Экономика: метод. указ. по самостоятельному изуч. дисц. для студ. неэкономич. направлений и специальностей всех форм обуч. / сост.: Л.Ю.Абакулина, Л.А.Александрова, С.Е.Грязнов – СПб.: СПбГЛТА, 2009. – 60 с.

Дополнительная

4. Ануреев, С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы / С. В. Ануреев. – М.: Кнорус, 2009. – 438 с.

5. Басовский, Е.Ф. Экономика: учеб. пособие / Е.Ф. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 375 с.

6. Бордовский, В.П. Экономика: учебник / В.П. Бордовский, О.В Рудакова, Е.М. Самородова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2010.

7. Борисов, Е.Ф. Экономика: учебник и практикум для вузов / Е.Ф. Борисов. – М: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 596 с.

8. Борисов, Е.Ф. Экономика: учеб. пособие / Е.Ф. Борисов. – М.: М.РИОР.: ИНФРА, 2013. – 207 с.

9. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.Ф. Борисов. – Москва: Проспект, 2011. – 256 с.

10. Вечканов, Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов. – М.: Питер, 2008. – 539 с.

11. Викулина, Т.Д. Экономическая теория: учеб. пособие / Т.Д. Викулина. – М.: М.РИОР. ИНФРА, 2013. – 209 с.

12. Глобализация мирового хозяйства / под ред. М. Н. Осьмовой, А В. Бойченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 375 с.

13. Гукасьян, Г.М. Экономика от «А» до»Я»: тематический справочник / Г.М. Гукасьян – М. ИНФРА-М, 2009.

14. Гусаков, Н. П. Международные валютно-кредитные отношения / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина. – М.: Инфра-М, 2008. – 313 с.

15. Долан, Э. Дж., Микроэкономика / Э. Дж. Долан, Д Линдсей. – СПб.,1994.

16. Ермаков, С.Л. Экономика: учебное пособие / С.Л. Ермаков, С.В. Устинов, Ю.Н. Юденков. – М.: Кнорус, 2013. – 272 с.

17. Журавлева, Г.П. Экономическая теория: учеб. пособие / Г.П. Журавлева – М.: М.РИОР: ИНФРА, 2013. – 207 с.

18. Ильин, С.С. Экономика / С.С. Ильин, Т.Н. Васильева. – М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010.

19. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики / С. Г. Капканщиков. – М.: Кнорус, 2010. – 447 с.

20. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз.– М., 1995.

21. Кочетков, А.А. Экономическая теория: учебник / А.А. Кочетков. – М.: Дашков и К, 2008. – 694 с.

22. Макконнелл, К. Р. Экономика: принципы, проблемы и практика: в 2 т / К. Р. Макконнелл., С. Л. Брю. – М.: Республика, 1992.

23. Макроэкономика: Метод. указ. по выполнению контр. работ / сост.: Л.Ю. Абакулина и [и др.]. – СПб.: СПбГЛТА, 2010. – 32 с.

24. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов / Финансовая академия при Правительстве РФ. 2-е изд. – М.: ИТД «КноРус», 2000. – 542 с.

25. Махотина, М.В. Экономика в схемах: учеб. пособие / Махотина М.В., Симоненко В.Н. – М: ЭКСМО, 2011. – 192 с.

26. Микроэкономика: учебник для студ. вузов / Н. П. Макаркин [и др.]. – М.: Академический проект, 2006. – 413 с.

27. Микроэкономика: метод. указ. по выполнению контр. работ для студ. ФЭУ заоч. формы обуч. / сост.: Л.Ю. Абакулина, С.Е. Суконкин.– СПб.: СПбГЛТА, 2008. – 28 с.

28. Микроэкономика: метод. указ. по самостоятельному изуч. дисц. для студ. направл. 080100 «Экономика» дневной формы обуч. / сост.: Л.Ю. Абакулина. – СПб.: СПбГЛТА, 2008. – 47 с.

29. Мочерный, С.В. Политэкономия: учебник. / С.В. Мочерный, В.В. Некрасова; под общ.ред. С.В.Мочерного. – М.: Книга сервис, 2007. – 379 с.

30. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс / Н.Г. Мэнкью. –2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 624 с.

31. Николаева, И.П. Экономический словарь / И.П. Николаева. – М.: КНОРУС, 2011. – 160 с.

32. Носова, С.С. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие / С.С. Носова, В.И. Новичкова. – М.: Кнорус, 2013. – 368 с.

33. Нуреев, Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика (теория, задачи, вопросы, тесты): учебник для вузов / Р. М. Нуреев. – М..: Высшая школа, 1996. – 447 с.

34. Океанова, З. К. Экономическая теория: учебник для студ. вузов / З. К. Океанова. – М..: Дашков и К, 2006. – 636 с.

35. Прыкин, Б. В. Компактэкономика: курс лекций / Б. В. Прыкин. – М..: Academia, 2006. – 512 с.

36. Руднева, А.О. Экономическая теория: учеб. пособие / А.О.Руднева. – М.: М.ИНФРА, 2014.– 255 с.

37. Салихов, Б. В. Экономическая теория: учебник для студ. вузов / Б. В. Салихов – М.: Дашков и К, 2006. – 704 с.

38. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон., В. Нордхаус. – М., 1997.

39. Симкина, Л. Г. Экономическая теория: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

40. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

41. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика: учебник для студ. вузов / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – М.: Юрайт, 2006. – 374 с.

42. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; под ред. Г. Г. Сапова; пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 864 с.

43. Черняк, В.З. Сборник задач по экономике / В.З. Черняк. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 318 с.

44. Шимко, П.Д. Экономика: учебник для бакалавров / П.Д.Шимко – М.: Юрайт, 2013. – 605 с.

45. Экономика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Лабудина. – СПб.: Питер, 2013. – 368 с.

46. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2011. – 318 с.

47. Экономическая теория (Политическая экономия): учебник для студ. вузов / И. К. Ларионов [и др.]; под ред. И. К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2006. – 640 с.

48. Экономический словарь / А.И.Архипов и др. – М.: Проспект, 2014. –672 с.

Электронные ресурсы

49. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики). – ISBN 978-5-394-00832-0. – Дашков и КО ЕБС Лань. – М., 2010. – 610 с.

50. Микроэкономика. – ISBN 978-985-536-020-0. – Тетра-Системс УБО. – Минск, 2010. – 446 с.

51. Экономика. Базовый курс. – ISBN 978-5-209-040091-0. – Российский университет дружбы народов УБО. – М., 2012. – 199 с.

52. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

53. Административно-управленческий портал. Электронная библиотека деловой литературы и документов, а также бизнес-форум по различным аспектам теории и практики организации, планирования и управления деятельностью предприятий. http://www.aup.ru/

54. Бюджетная система РФ. http://www.budgetrf.ru/

55. Министерство финансов Российской Федерации. http://www.minfin.ru/

56. Библиотека Русского государственного Интернет-университета. http://www.i-u.ru/biblio/

57. Библиотека экономической и деловой литературы. http://ek-lit.narod.ru/ index.htm

58. Тарасова, Н. П. Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н.П. Тарасова, Е.Б. Кручина // Устойчивое развитие: природа-человек-общество: Материалы международной конференции [Электронный ресурс]. Т.2. – М., 2006. – С. 127-144. – Режим доступа: http://www.ustoichivo.ru/i/docs/5/ 0610razvitiekonfa_ii.pdf

59. Федеральная служба государственной статистики. Национальные счета. Методологические пояснения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new site/vvp/metod.htm

60. Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал http://eup.ru/

61. Экономический портал http://economicus.ru

62. Экономический факультет МГУ. Электронная библиотека. Ресурсы открытого доступа http://www.econ.msu.ru/cd/310

63. Электронная библиотека по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам http://www.finbook.biz/

Задания для выполнения контрольных работ

Вариант 1 (для А)

1. Основные черты рыночного хозяйства. Структура и инфраструктура рынка.

2. Имеются следующие данные в денежных единицах:

 

Показатели
Затраты на покупку определенного набора товаров семьей рабочего на неделю
Заработная плата рабочего за неделю

Рассчитайте, как за указанный период изменилась номинальная и реальная заработная плата рабочего?

Приведите определения номинальной и реальной заработной платы и назовите факторы, на них влияющие.

3. Индекс цен в рассматриваемом году составил 1,12, в прошлом – 1,09. Следовательно, уровень инфляции в рассматриваемом году равен ____ %

А) 2,75;

Б) 10,5;

В) 2,21;

Г) 102,75.

4. Экономическое определение собственности характеризуется:

А) использованием правовых норм;

Б) отношением людей к вещам и благам;

В) взаимосвязями между средствами и предметами труда;

Г) отношениями людей по поводу вещей и благ.

 

Вариант 2 (для А)

1. Производственная функция. Изокванта. Показатели объема производства.

2. Собственник земли получает ежегодную арендную плату за сданный в аренду участок земли 7 тыс. ден. ед. На участке имеются сельскохозяйственные постройки и сооружения стоимостью 80 тыс. ден. ед. со сроком службы 50 лет. Норма банковского процента – 6 % годовых. Определите величину земельной ренты. Назовите известные Вам виды земельной ренты.

3. Предположим, что ВНП увеличился с 500 млрд долл. до 600 млрд долл., а дефлятор ВНП – со 125 до 150 % . При таких условиях величина реального ВНП:

А) не изменится;

Б) увеличится;

В) уменьшится;

Г) не может быть определена на основе имеющихся данных;

Д) все предыдущие ответы не верны.

Ответ подтвердите расчетом.

4. Условие равновесия потребителя:

А) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;

Б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;

В) предельные полезности благ равны;

Г) верны все утверждения.

Поясните ответ.

 

Вариант 3 (для Б)

1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие в модели «АD-AS».

2. Горшечник затрачивает на лепку на гончарном круге одного горшка 8 мин, 4 мин ему необходимо для росписи горшка. Его ученик затрачивает на лепку 25 мин, а на роспись 5 мин. Какое максимальное количество горшков они могут произвести за 8-часовой рабочий день? Как им рационально построить работу, используя принцип сравнительного преимущества?

3. Ставка процента выросла с 8 до 10 %. Держатель бессрочной ценной бумаги, которая приносит ему годовой доход в 100 долл., постоянно будет иметь:

А) потери капитала в 40 долларов;

Б) потери капитала в 50 долларов;

В) доход от прироста капитала в 50 долларов;

Г) потери капитала в 250 долларов;

Д) доход от прироста капитала в 250 долларов.

Ответ подтвердите расчетами.

4. К долгосрочному периоду не относятся следующие изменения в составе производственных ресурсов фирмы:

А) увеличение количества удобрений на фермерском участке;

Б) ввод в эксплуатацию новой поточной линии;

В) строительство нефтеперерабатывающей установки;

Г) привлечение 20-ти дополнительных рабочих.

 

Вариант 4 (для Б)

1. Этапы приватизации в ходе экономической реформы в РФ.

2. Швейное предприятие производит три вида продукции: А, В, С. Производственные мощности оборудования для их производства ограничены 18000 машино-часов. Используя данные, представленные в таблице, определите величину максимальной прибыли предприятия:

 

Показатели Изделие А Изделие В Изделие С
Прогнозный спрос, ед.
Цена, руб.
Издержки 1 ед. продукции, руб.
Время на пошив 1 ед. продукции (машино-часов)

 

3. Если норма резервирования составляет 40 %, то каждая денежная единица, поступающая в банковскую систему, увеличивается в:

А) 10 раз;

Б) 2,5 раза;

В) 5 раз;

Г) 4 раза.

Покажите расчет.

4. Максимум общей полезности достигается, когда:

А) предельная полезность равняется нулю;

Б) предельная полезность имеет максимальное значение;

В) предельная полезность имеет минимальное значение;

Г) нет правильного ответа.

Ответ проиллюстрируйте.

Вариант 5 (для В)

1. Полезность: общая и предельная. Рациональный потребитель в рыночной экономике.

2. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом годах рассматриваемого периода, тыс. чел.:

 

Показатели Первый год Пятый год
Эконосмически активное население
Занятые
Безработные    
Уровень безработицы    

 

1) Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом годах периода.

2) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

3. Фирма желает приобрести новое оборудование, которое будет стоить 20000 долл. и будет использоваться 1 год, после чего будет продано. Ожидается, что благодаря этому дополнительный годовой доход составит 1500 долл. Фирма осуществит инвестирование в оборудование при условии, что процентная ставка составит, %:

А) 6;

Б) 8;

В) 10;

Г) 12;

Д) 15.

Ответ подтвердите расчетами.

4. Кривая производственных возможностей показывает:

А) точное количество двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

Б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

В) альтернативные комбинации максимально возможных объемов товаров при использовании данного количества ресурсов;

Г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства;

Отобразите график КПВ.

 

Вариант 6 (для В)

1. Малые предприятия как наиболее мобильная форма бизнеса.

2. Магазин продает 500 шт. школьных тетрадей и 100 шт. книг ежедневно по ценам 0,8 долл. за одну тетрадь и 1 долл. за книгу. За последнюю неделю фирма повысила цену на оба товара на 50 %, что привело к снижению спроса на тетради до 350 шт. и на книги до 35 шт. Как изменилась разница в выручке за первый и второй товары и почему? Рассчитайте коэффициенты эластичности спроса для обоих товаров. Дайте определение эластичности.

3. В таблице представлено распределение суммарного дохода в стране по пяти 20-процентным группам населения – от самой бедной до самой богатой:

Квинтили
Доля дохода, %

 

Квинтильный коэффициент для указанного распределения равен:

А) 1,(6);

Б) 2,08;

В) 1,5;

Г) 2,5.

Расчет проиллюстрируйте графически.

4. При увеличении совокупного спроса (AD) на классическом отрезке кривой совокупного предложения (AS) при прочих равных условиях равновесный уровень цен:

А) понизится, а равновесный объем производства вырастет;

Б) вырастет, а равновесный объем производства не изменится;

В) и равновесный объем производства вырастут одновременно;

Г) останется неизменным, а равновесный объем производства сократится.

Ситуацию изобразите графически.

 

Вариант 7 (для Г)

1. Формирование цены и рыночное равновесие. Устойчивость рынка. Нарушение рыночного равновесия. Функции цены.

2. Налог на прибыль – 500 тыс. ден. ед.; расходы на государственное управление – 600 тыс. ден. ед.; подоходный налог – 470 тыс. ден. ед.; неналоговые доходы – 245 тыс. ден. ед.; расходы на фундаментальные научные исследования – 95 тыс. ден. ед.; акцизы – 130 тыс. ден. ед.; услуги народному хозяйству – 510 тыс. ден. ед.; обслуживание государственного долга – 20 тыс. ден. ед. Рассчитайте сальдо государственного бюджета.

Что такое сальдо и как оно характеризует качество бюджета?

3. В отрасли действуют 4 фирмы, доля каждой соответственно составляет 20, 15, 30 и 35 %. Индекс концентрации власти (индекс Херфиндаля-Хиршмана) в этой отрасли равен:

А) 1850;

Б) 2425;

В) 2750;

Г) 1525.

Ответ подтвердите расчетами.

4. К основному капиталу относятся:

А) сырье;

Б) здания;

В) топливо;

Г) машины и оборудование.

Вариант 8 (для Д)

1. Кардиналистская и ординалистская теории потребительского поведения, их различия в трактовке равновесия потребителя.

2. Производственный цикл длиться 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется: 30 долл. – на закупку сырья и материалов; 10 долл. – на энергию и топливо; заработная плата выделяется ежемесячно по 20 долл. Определите величину оборотного капитала и число его оборотов в год. Дайте определение оборотного капитала.

3. Известно, что 20 % наиболее обеспеченного населения получает 60 % дохода общества и 20 % наименее обеспеченного населения – 4 %. На основе этих данных можно определить, что квинтильный коэффициент равен:

А) 8;

Б) 15;

В) 1/8;

Г) 1/15.

Расчет проиллюстрируйте графически.

4. Прямым фактором экономического роста является изменение:

А) доступности кредитов;

Б) степени монополизации;

В) цен производственных ресурсов;

Г) технологии производства.

Вариант 9 (для Д)

1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек производства. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2. Предположим, в данном году потенциальный объем национального производства может достигнуть 5000 млрд. ден. ед., фактический уровень безработицы равен 7 %, естественный уровень – 4 % (примем коэффициент Оукена – 2,6). Рассчитайте, какое отклонение (в процентах) будет иметь фактический объем национального производства от потенциального значения.

3. Если функция общих издержек задается уравнением TC = 130 + 20q2, то при выпуске 10 единиц продукции и постоянных издержках FC = 130 средние переменные издержки (AVC) равны:

А) 350;

Б) 200;

В) 300;

Г) 250.

Ответ подтвердите расчетами.

4. Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур:

1.Фермры торгуют на рынке яблоками и другими фруктами. А) Монополия.
2. Большое количество поставщиков предлагают мягкую мебель. Б) Совершенная конкуренция.
3. Коммерческие банки обслуживают население города. В) Олигополия.
4. В микрорайоне существует единственная аптека. Г) Монополистическая конкуренция.

Вариант 10 (для Е)

1. Потребление, сбережения и инвестиции. Их влияние на совокупный спрос.

2. Куплен станок за 50 тыс. руб. Срок полезного использования 5 лет. Определить норму амортизации; физический износ и остаточную стоимость станка через 3 года эксплуатации.

Какие виды износа элементов основного капитала Вы знаете? Дайте их определение. Что такое амортизация?

3. Предположим, что цена на товар поднялась на 5 %, а доходы потребителей выросли на 2 %. Если эластичность спроса на товар и по цене, и по доходу равна единице, то в результате спрос на данный товар:

А) снизится на 3 %;

Б) снизится на 7 %;

В) увеличится на 7 %;

Г) увеличится на 3 %.

Ответ подтвердите расчетами.

4. Дополнительный объем выпуска, полученный в результате использования в процессе производства еще одной единицы этого ресурса при постоянстве других ресурсов, называется … продуктом.

А) предельным;

Б) общим;

В) промежуточным;

Г) средним.

Вариант 11 (для Ж)

1. День






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.081 с.