История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-10-11 | 804 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
У человека в отличие от животных условный рефлекс может вырабатываться не только на конкретные явления и предметы окружающего мира (первая сигнальная система), но и на смысловое значение слова, обозначающее это явление или раздражитель (вторая сигнальная система).
Цель работы: выработать условный защитный (мигательный) рефлекс.
Оснащение: источник звукового раздражителя (можно использовать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищалку), маленькая резиновая груша с гибкой трубочкой. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы. Усадите испытуемого на стул. Встав сбоку от него, направьте в угол глаза испытуемого трубку, соединённую с грушей. Подайте струю воздуха на склеру и роговицу (на грушу следует нажимать слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений). Отметьте наличие мигательного рефлекса. Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.
Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса. Для этого приблизьте источник звука к уху и подайте звук, а затем струю воздуха до выработки стойкой условной реакции. Сочетания раздражителей повторяйте 10—15 раз с интервалом не менее 5 с.
Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образовании условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга. Если мигания нет (это может говорить о неправильно проведенном опыте или некоторой инертности в работе ЦНС), повторите сочетания ещё несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.
|
Произнесите громко слово "звук". При нормальной работе второй сигнальной системы наблюдается ответная мигательная реакция.
Оформление протокола. Результаты опыта опишите и сделайте вывод.
Практическая работа №2
Условный зрачковый рефлекс
При выработке условного зрачкового рефлекса на звонок (первая сигнальная система) одновременно вырабатывается и условный зрачковый рефлекс на слово "звонок" (вторая сигнальная система).
Цель работы: выработать условный зрачковый рефлекс.
Оснащение: звонок, настольная лампа (или расположение стола около хорошо освещённого окна), небольшой ручной экран для затемнения глаза испытуемого.
Содержание работы. Исследование проводят на испытуемом с чёткой зрачковой реакцией на свет и светлой окраской радужной оболочки глаз. Усадите испытуемого напротив себя лицом к окну или настольной лампе. Предложите испытуемому закрыть один глаз ладонью и поочередно, то закрывая, то открывая второй глаз экранчиком, убедитесь в наличии зрачкового рефлекса на свет (при закрытии глаза экранчиком зрачок расширяется, а при отодвигании экранчика в сторону - суживается). Включите звонок и громко произнесите слово "звонок"; убедитесь в их индифферентности по отношению к зрачковому рефлексу.
После этого приступайте к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. Включите звонок и сразу же закройте глаз испытуемого экранчиком. Через 20—30с выключите звонок и отодвиньте экранчик от глаза испытуемого (во время всего опыта второй глаз остаётся закрытым ладонью). Через 1 мин снова включите звонок и закройте глаз экранчиком на 20—30 с, и т. д.
После 10—12 таких сочетаний неожиданно для испытуемого не сопровождайте очередное включение звонка затемнением глаза экранчиком. Наблюдайте условный рефлекс на звонок — расширение зрачка несмотря на освещение глаза.
Закрепите выработанный условный рефлекс дополнительными 3—5-ю сочетаниями звонка с затемнением глаза. Затем вместо включения звонка неожиданно для испытуемого громко произнесите слово "звонок", но без затемнения глаза. Наблюдайте расширение зрачка, т. е. условный зрачковый рефлекс на слово "звонок".
|
Оформление протокола. Дайте объяснение наблюдаемым фактам.
Практическая работа №3
Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов
Тип нервной системы — совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретёнными в процессе индивидуальной жизни.
Сила нервных процессов — способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.
Уравновешенность — одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния.
Подвижность — скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.
Типы высшей нервной деятельности и темперамента (по И.П. Павлову—Гиппократу)
Сильный — уравновешенный — подвижный (сангвиник).
Сильный — уравновешенный — инертный (флегматик).
Сильный — неуравновешенный — подвижный (холерик).
Слабый — неуравновешенный — малоподвижный и инертный (меланхолик).
И.П. Павлов соотнёс каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фенотип — склад ВНД, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Павлов связывал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип — с понятием "характер".
Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД), исходя из силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Оснащение: опросники.
Содержание работы. Ответьте на 42 вопроса, характеризующие силу нервных процессов, уравновешенность и подвижность. Дайте ответы, выраженные в баллах. При оценке своих ответов пользуйтесь шкалой баллов.
Таблица 1. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы
Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы | Баллы |
Утвердительный ответ: | |
а) высшей степени б) средней степени в) малой степени Неопределённый ответ: Отрицательный ответ: а) малой степени б) средней степени в) высшей степени | +3 +2 +1 -1 -2 -3 |
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!