Расскажите о «Песненном последовании». (Скабаланович) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Расскажите о «Песненном последовании». (Скабаланович)

2017-10-11 449
Расскажите о «Песненном последовании». (Скабаланович) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Суточное богослужение св. Софии Константинопольской до сих пор составляет загадку не смотря на то, что до нас дошел и не в одной редакции полный Типикон этой церкви от IX века и несколько других памятников этого богослужения. В этом Типиконе указываются только особенности богослужения на каждый день и то более обрядовые, нигде не дано полного чина его и очень мало намеков на какие-либо составные части его.

Чтобы понять эти немногочисленные намеки, нужно иметь в виду, что Типикон Великой церкви, т.е. Софии Константинопольской, имеет в виду службы так названного впоследствии «песненного последования» (ᾀσματικὴ ἀκολουθία – «асматикэ аколотхиа»).

Чин его подробно изложен св. Симеоном, архиеп. Солунским († 1430 г.), который называет его «Последованием Устава Великой церкви», принятым во всех соборных церквах, но прибавляет, что со времени взятия К-поля латинянами (с 1204г.) этот чин не соблюдается даже в самом «царственном граде», тем более в других церквах, и что в его время этот чин соблюдался только в Солунском соборе. Название «песненный» св. Симеон объясняем тем, что в этом последовании «не произносили ничего без пения (χωρίς μέλους) кроме молитв священника и прошений (ектений) диакона».

Такой чин богослужения естественно мог образоваться в великолепном храме св. Софии, построенном в 532–538гг. имп. Юстинианом, бывшем главном дворцовом храме и снабженном многочисленным штатом священнослужителей и певцов. Богослужение здесь не могло не отличаться особою торжественностью и не получить некоторых особенностей по сравнению не только с монастырями, но и приходскими церквами. Присутствие императора за богослужением требовало не только торжественных встреч его, но и некоторого приспособления к нему богослужения, в котором он иногда принимал и деятельное участие (совершал каждение, участвовал во входах). В таком богослужении одни части могли получить особое развитие и разработку, другие ставиться на второй план и даже исчезнуть. Нелегко богослужение в такой обстановке могло получать (т.к. не допускало особой продолжительности) и какие-либо добавления, особенно монашеского (подвижнического) характера, в роде обязательного выпевания всей Псалтири в течение известного периода (кафизмы и библейские песни, т.е. канон).

Все это мы и наблюдаем в уставе св. Софии и песненном последовании, изложенном у св. Симеона Сол. Но надо помнить, что чин песненного последования, даваемый у св. Симеона, отстоит от дошедших до нас Типиконов Великой церкви на 5 веков, в течение которых К-поль и св. София пережили многие потрясения (н-р: разрушение крестоносцами). По удалении последних св. София перестала быть дворцовым храмом, т.к. императоры поселились в другом дворце и за богослужением присутствовали во Влахернском храме, а в св. Софию выезжали только в торжественных случаях. Это не могло не отразиться на уставе ее в сторону уменьшения торжественности и приближения к обычному монастырско-приходскому богослужению. Во всяком случае, песненный чин служб, даваемый Симеоном Солунским, нельзя во всем объеме переносить в практику св. Софии IX–X в. и договаривать по нему частые недомолвки ее тогдашнего Типикона.

То же нужно сказать и о других дошедших до нас памятниках песненного последования и чинах Великой церкви. Например: (1) «Чин (τάξις), бываемый на вечерни, утрени, бож. литургии и хиротонии епископа» в каноническом рукописном сборнике XV в. русского Андреевского скита на Афоне; (2) соч. «De officiis aulae Byzantinae», приписываемое имп. Константину VII Багрянородному (912–959гг.).

Все же часть отрывочных указаний этих Типиконов у Симеона Солунского и в указанных памятниках находит себе объяснение, и во всяком случае эти типиконы подтверждают сообщение св. Симеона, что Великая церковь имела своеобразный чин службы, справедливо называемый «песненным», отличный от тогдашней практики монастырей, а может быть и других церквей, и отчасти совпадавший с «песненным последованием» эпохи Солунского святителя.

 

Что такое «студитский синтез» и как он повлиял на богослужение Византийской Церкви?

Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк / Пер. с англ. А.А. Чекаловой; Редакция русского перевода и послесловие В.М. Лурье. – СПб.: Алетейя, 2000. – 160с. [С. 62–77].

 

Студийская эра (800 – 1261 гг.)

Период от 800 года до латинского завоевания 1204–1261 гг. – был в значительной степени временем оздоровления и консолидации Византийской империи. Для этой эпохи были характерны взлеты и падения. За начальным периодом возрождения при Македонской династии последовали поражения на границах 1071г., когда победы норманнов и сельджуков привели к окончательной потере Италии и сделали Малую Азию открытой для турок. Затем последовало частичное возрождение при Комнинах в 1081–1204гг.

Для Церкви, пережившей потрясение века иконоборчества (726 – 843гг.) и нарастающего западно–восточного конфликта и отчуждения, этот период стал свидетелем большего подчинения патриаршей власти императора и растущего влияния монашества в церковной и богослужебной жизни. Поражение иконоборчества в 843г., явившееся, в сущности, победой монашества, способствовало деморализации белого духовенства и резкому росту влияния монашества: именно в период борьбы с иконоборчеством и после него монахи начали играть решающую роль в иерархии православной Церкви. В значительной степени это произошло благодаря главенству Св. Феодора, игумена Студийского монастыря (ум. 826г.), который в 799г. повел своих монахов из Саккудия (Вифиния) на помощь столице. Там они нашли убежище в погибающем Студийском монастыре V века, который они скоро возродили, открыв эру студийских реформ[6].


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.