Классные часы в 5—6-х классах — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Классные часы в 5—6-х классах

2017-10-11 376
Классные часы в 5—6-х классах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классные часы в 5—6-х классах

Тема: «Человек в этом мире».

Этот первый классный час очень важен для всей последующей серии групповых размышлений о жизни, для младшего подростка выдвигается в качестве объекта для осмысления феномен «Человек». В течение всего учебного года такое осмысление станет происходить в его разных формах, способствуя выходу подросткового мышления на уровень высокого обобщения.

Первая позиция для рассмотрения феномена человека в мире — позиция сопоставления человека с животными. Такая позиция легка и интересна младшему подростку, поскольку мир фауны ему очень интересен.

Отметим главные отличия человека от животного.

- Животное согласно природной биологической программе станет тем, кем оно родилось (кошка — кошкой, волк — волком). Человеком же надо стать, «выделаться». Человеку предстоит вочеловечиться. Он рождается, не наделенный способностью жить в обществе. Пример Маугли хорошо это иллюстрирует. Следует снять флёр романтизма с явления «Маугли» и показать детям, как страшен человек невочеловеченный».

- Животное не решает проблем жизни, подчиняясь биологической программе, и действует согласно заданной программе. Например, домашняя кошка ловит мышек, будучи сытой, и не нуждаясь в такой добыче. Человек - постоянно вынужден решать проблемы: ежечасно, ежеминутно. Достаточно рассмотреть его действия утреннего пробуждения и прихода в школу.

- Животному нет надобности в творчестве, оно не ходит на работу, потому что природа всё необходимое заготовила ему. Примеры тому зайцы и лисы, тигры, рыбы и птицы. Человек вынужден созидать, ему не заготовила природа готового питания, одежды, жилища. Нагим приходит в этот мир человек и целиком себя обслуживает сам. Достаточно спросить себя, откуда мой обед, мой костюм, мой дом, квартира, чтобы понять это существенное отличие от животного.

- Животное не оценивает ни своей жизни, ни себя самого. Оно не «плохое», не «хорошее». Крокодил и комар есть таковы, какими их сотворила природа. В то время как человек свою жизнь и себя самого подвергает оценке. Он и животных наделяет оценкой: например, священная корова в Индии, неприкосновенен кенгуру в Австралии. Человек постоянно живет в пространстве оценочном: что такое хорошо и что такое плохо.

- Животное не изменяет своей жизни, но лишь приспосабливается к обстоятельствам. Интересно рассмотреть поведение бродячих собак, гуляющих по городу, переходящих проезжую часть дороги, спустившихся в метро... Человек изменяет обстоятельства жизни (вернее, способен изменять), выстраивает жизнь так, как ему кажется эта жизнь «хорошей». Найдется множество примеров, когда человек- инвалид научился искусству жить достойно.

- Животному не надо учиться жить — природа позаботилась о ею достойной жизни: птицы летают, рыбы плавают, дождевой червь вентилирует почву... Человек учится стоять, ходить, есть, говорить... Человек учится всю жизнь. Наглядный пример тому, как сегодня родителям трудно заново учиться языку компьютера и технике работы с ним.

Вывод классного часа: Если относиться бережно к окружающему миру, то действия обретут характер добрый, а привычность этих действий станет характером.

Р. S. Этот классный час имеет свое продолжение: предложим подросткам расспросить родных и товарищей о своем характере и постараться его чуть улучшить — пока не поздно.

Тема «Человек среди людей».

Этот классный час начинает линию направленности сознания подростка на других людей. Необходимо расширить предметное представление о другом как конкретном человеке, расположенном рядом и имеющем телесное воплощение. Другой существует всегда и везде для человека цивилизации. Робинзон Крузо на необитаемом острове не был одинок на самом деле, потому что он нес в себе знания, умения, достижения других людей, передавших ему богатство культуры. И если бы не другие люди, он погиб на этом острове.

Вот с этой мысли хорошо бы начать классный час: человек существует в таком виде, какой дает ему цивилизация через связь с другими людьми. Он всегда питается» открытиями и продуктами человечества. Поэтому его связь с людьми всегда существует. И можно сказать, что другие всегда «рядом», а он всегда среди людей. Посмотрим, как подростки поняли это положение: предложим им высказаться, завершая недописанные предложения:

- И Если бы не другие люди, я бы никогда...

- Если бы люди не научились строить дома, я бы...

- Если бы другой человек не появился мне навстречу, я бы не смог...

- Если бы меня не окружали добрые люди, я бы, наверное,…

- Если бы не было книг, то я, скорее всего,

Такого рода высказываний должно быть много, чтобы почти все дети смогли выразить свое понимание (а заодно и понять лучше) связи человека с людьми.

После этого упражнения можно сузить вопрос и поговорить о Другом, который находится непосредственно рядом. Пусть все ученики создадут диады (двое сядут рядом). Если число детей нечетное, то просим одного из них поработать «арбитром»: наблюдать за тем, что происходит, и слушать, как и о чем говорят партнеры.

В диадах два партнера поочередно ставят вопросы друг другу:

- Хорошо ли тебе со мной?

- Поможешь ли ты мне, если я не справлюсь с заданием?

- Расскажи мне, пожалуйста, что-нибудь, чего я не знаю.

- Давай с тобою сделаем какое-то полезное дело для нашего класса.

После этого можно сделать переход к сложному вопросу: каково расположение этих других для меня? И где я нахожусь среди других?

Нарисуем схематические рисунки: круг обозначит группу учеников класса; где же располагается моё «Я» среди них?

«Я» в центре круга?

«Я» вне круга?

«Я» на краю круга?

«Я» где-то в кругу?

«Я» вдвоем с кем-то в этом кругу?

Вовсе не следует обсуждать полученные результаты. Пусть их рисунки остаются для всех тайной.

А теперь определим, как выстраивать свои отношения с другими, если они все время со мною? В виде императивных указаний перечислим желаемое. Подростки сами могут составить такой свод, например:

- Всегда оглядывайся вокруг: кто рядом?

- Выстраивай свои действия так, чтобы не обеспокоить другого;

-Если заметишь, что кому-то можешь помочь, предложи такую помощь.

- Никогда не оставляй там, где ты бываешь, ничего, кроме доброго слова, улыбки, внимания к другому, доброго дела, и никогда — никакого мусора!

- Вглядывайся в другого — у него можно кое-чему хорошему поучиться и т.д.

Если получится красивой формы свод, то можно на время вывесить его письменное отражение в классном кабинете.

Завершим занятие обязательной рефлексией: вспомним проведенный разговор и опишем свое состояние и свои мысли во время работы группы.

Если ты мужчина,

люди ждут от тебя защиты слабого, помощи слабому, выполнения тяжелой работы.

Если ты мужчина,

люди ждут от тебя определения цели, ответственности за себя и других, дополнительных полномочий.

Если ты мужчина,

люди ждут от тебя готовности оказать услугу даме комплиментов в адрес дамы, великодушия к людям.

Если ты юная дама,

люди ждут от тебя уважения защитника, просьбы о помощи и благодарности, выполнения тонкой работы.

Если ты юная дама,

люди ждут от тебя определения средств и способов, благодарности за ответственность, признания полномочий.

Если ты юная дама,

люди ждут от тебя признательности за услугу, нежности и красоты, сдержанного поведения.

 

Подчеркнем: «люди ждут от тебя» — это означает, что ты волен выбирать свое мужское или женское поведение, но только знай, что отношение к тебе станут выстраивать согласно твоему выбору.

Просим подростков вспомнить: видели ли они такое поведение мужчин и женщин в реальной жизни. Например, «Однажды я видел даму, которая...» или «Однажды я встретил мужчину, который...».

А теперь предложим жизненные ситуации, в которых мальчик станет играть роль мужскую, а девочка — роль дамы, так, чтобы данные характеристики проявляли себя.

Обратим внимание на обращение, которое принято направлять в адрес мужчин и женщин — «дамы и господа». «Господа» — потому что мужчины несут ответственность за жизнь на Земле, они господа жизни в итоге. А «дамы» — потому что всегда прекрасны, создают особый климат своим присутствием.

Педагог с этого момента называет подростков «дамы и господа».

Чтобы провести рефлексию, предложим ученикам начало фразы «Во время классного часа я думал... и понял, что...»

Вывод классного часа, вероятно, прозвучит так: Моё отношение к людям определяет их отношение ко мне. Поэтому не надо жалеть себя и жаловаться, но стоит попробовать выразить им доброе отношение и посмотреть, что за этим последует в наших взаимоотношениях.

Обсуждение приведет к выводу: Общество, состоящее из «Homo moralis», оказалось бы идеальным условием для развития каждого человека. Проблема, слабо решаемая сегодня в нашем обществе, — воспитать из каждого человека «Homo moralis».

 

Общий вывод классного часа: даже зная о биологической природе видимо «нравственности» животных, человек не может не стыдиться за свои дурны действия по отношению к людям — своим братьям по происхождению и по совместно организуемой жизни.

Р.S. Этот классный час может стать отправной точкой в написании детьми рассказов о своих домашних животных: замечались ли в их поведении черты «нравственности». Потом можно устроить и выставку таких творческих работ.

Тема «Моё поведение — моё отношение».

Направленность этого классного часа определена самой темой. Реальные отношения человека выявляются в практическом поведении его — и никак иначе. Более того, поведение и есть одна и форм отношения к людям — а именно, практическо-действенное проявление отношения. Смысл этого классного часа состоит в том, чтобы изменить житейско - обыденное представление учеников об автономии данных понятий. Если дети изучают французский язык, полезно обратить их внимание на то, что во французском языке «отношение» и «поведение» обозначаются единым словом.

Классный час — это серия ролевых ситуаций, в которые вовлекаются все ученики. Пусть дети распределятся на диады, чтобы вести диалог. И пусть один из них будет «субъект-1», а другой — «субъект-2». Вот примерные диалоги, начало которых ведет субъект-1, а продолжает субъект-2.

S-1: Я вошел в твой дом, не вытер ноги при входе...

S-2: И мне...

S-1: Я честно сказала тебе, что ты некрасивая...

S-2: Я, конечно,

S-1: Я жую и одновременно поздравляю тебя с днем рождения...

S-2: Мне при этом...

S-1: Я взял у тебя книгу почитать и затерял где-то...

S-2:Я...

Этот этюд выявляет очевидное единство поведения и отношения. Теперь «перевернем» диалоги (посмотрим сначала на отношение к субъекту, а затем на поведение этого субъекта) и продолжим исследование.

S-1: Я тебя уважаю и желаю тебе больших удач...

S-2: Я это знаю, потому что ты всегда...

S-1: Ты хороший рассказчик...

S-2: да, я заметил, что тебе... и ты...

S-1: Я не люблю грязи и беспорядка...

S-2: да, я это знаю, ведь ты всегда...

Введем понятие адекватного поведения — такого поведения, которое выражает реальное отношение к человеку либо какому-нибудь объекту. И обсудим значимость адекватного поведения всех людей.

А далее поставим ряд этических задач по выстраиванию адекватности моих действий реальным отношениям.

- Я скромный... Поэтому я всегда...

- Я добрый... Поэтому я всегда...

- Я смелый... Поэтому я всегда...

- Я честный... Поэтому я всегда

- Я хочу, чтобы люди были счастливы... Поэтому я всегда..

Используем прием «от противного» — посмотрим, как меняется поведение при отрицательном отношении к людям или при центрировании на собственных интересах (что называется эгоизмом). Посмеемся над таким поведением — смех сыграет свою значительную роль.

Фрагмент из книги Григория Остера «Вредные советы»:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома —

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками —

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье —

Тру дно будет вынимать.

Посмеявшись весело над вредными советами, пригласим своих учеников задуматься всё-таки над тем, почему мы так часто наблюдаем дурное поведение людей. Ведь если сказать им, что они нечестны, злы, ленивы, нечистоплотны и т.п., они с нами не согласятся и обвинят нас в клевете...

Общий вывод классного часа: Там, где другому человеку наносится вред или ущерб, обида и оскорбление, — там и рождается Зло. Постараемся не быть носителями Зла, но заслужить в обществе статус носителя добра.

Тема Зачем человеку игра?.

Тема данного классного часа особенно актуальна перед летними каникулами, которые обязательно будут наполнены всякого рода играми.

На последнем классном часе подростки вдруг узнают, что философы дали четвертое название человеку —«Homo lubens» (человек играющий).

Такой поворот в рассмотрении Человека является неожиданным, потому «мыслить», «созидать», «быть моральным» — в глазах учеников характеризует человека очень серьезно, а игра никак не вписывается в такое ценностное определение Человека. Более того, игру относят к детству, называя ее уделом малышей.

Педагог реабилитирует игру, наделяет её важнейшей функцией «развития творческих сил», упражнения в установлении ценностных отношений к людям, проявлении своего индивидуального лица.

Предлагается для проверки одна из самых простых игр — «Терем-теремок». Так как фабула игры известна всем, то провести её не составляет никакого труда. Но только вводится одно условие: Мышка-норушка никого не пускает в свой теремок, говорит «Не пущу!». Зрители сценически разыгрываемой сказки убеждают Мышку впустить зверушку, произнося: «Уважаемая Мышка-норушка, впусти его (зайца, лягушку, ежика т.п.), ведь он... ведь ему...». Зрители отыскивают сильные аргументы в пользу доброго отношения к просителю. В итоге, терем-теремок заполнен. Но кем? друзьями? гастарбайтерами? домработницами?.. Вопрос ставится перед Мышкой... её ответ — финал игры. Проводится краткий анализ: во что играли?

Далее отмечается, что существуют игры агрессивные, азартные, в своем влиянии разлагающие личность человека. Указывается на губительные последствия такого рода игр. Выделяются спортивные игры как сильнейший способ развития физических сил человека и упражнение духовных. Приводятся примеры, когда спортсмен отказывался от победы в ситуации опасности для противника. Например, лыжник, видя, что бегущий впереди упал и не встает, сходит с лыжни, чтобы оказать ему помощь.

Взглянув на игры с точки зрения достойного человека («разумного», «морального», «творческого»), можно отметить, что игры не наносят ущерба другому, не разрушают жизни самого человека, вызывают добрые моральные чувства и способствуют нахождению решений жизненных трудностей, а значит, развитию способностей к творчеству.

Классные часы в 5—6-х классах


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.