Период раннего Средневековья (v – X вв. ) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Период раннего Средневековья (v – X вв. )

2017-10-11 724
Период раннего Средневековья (v – X вв. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – X вв.)

РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ В ЕВРОПЕ И ИХ РАСПАД

 

Римляне воспринимали распад своей империи как торжество «варваров», начало «темных веков». Отноше­ние к раннему Средневековью в Европе как периоду упадка культуры стало преобладающим в эпоху Возрож­дения. Оно было типично также для воззрений просве­тителей XVIII века, оказавших влияние и на взгляды исто­рической науки XIX—XX вв.

Между тем именно в период раннего Средневековья закладывался фундамент быстрого изменения облика Европы в Новое время, стремительной экспансии евро­пейской цивилизации.

Социально-экономические отношения раннего Средневековья

В V—X вв. сблизился характер социально-экономического развития европейских народов.

На территории Римской империи еще в III—IV вв. утверди­лось крупное землевладение, в котором использовался труд ра­бов и свободных граждан (колонов). Они должны были отдавать часть урожая ее владельцу (оброк), нести иные повинности за право пользования землей. С падением империи многие поме­стья перешли к новым хозяевам — королям и знати «варварских» государств. Однако система хозяйствования не изменилась.

Основные перемены произошли в Северной и Центральной Европе, где первоначально преобладали сельские родовые об­щины, в которых земля находилась в общей собственности. В IV—VI вв. родовая община была вытеснена соседской. Она ха­рактеризовалась не столько родственными связями, сколько совместным проживанием. Вероятно, это было следствием Великого переселения народов, когда многие племена пере­шли на новые земли, где уже было оседлое население.

Собственностью соседской общины считались лишь угодья совместного пользования (леса, луга). Пахотная земля при­надлежала непосредственно обрабатывающим ее малым семьям, которые могли передавать ее по наследству, прода­вать, сдавать в аренду.

В VII—X вв. на землях от Рейна до Дуная широкое распростране­ние получило (преобладающее и на юге Европы) крупное землевла­дение. Одним из источников его развития было имущественное рас­слоение в соседских общинах. Другим — политика военных вождей, ставших королями и князьями, которые раздавали захваченные в по­ходах земли вместе с их жителями своим дружинникам, приближен­ным, церкви. Нередко мелкие собственники и целые общины в тяже­лые годы (они были связаны с неурожаями, войнами) сами обращались за помощью к землевладельцам, передавая им право собственности на свои земли.

Крупные земельные владения обычно делились на две ча­сти: господскую землю (домен, от лат. «dominus» — «госпо­дин») и угодья, находившиеся в пользовании крестьян. К чис­лу выполнявшихся ими повинностей относились обработка господской земли (барщина), выплата оброка, служба в опол­чении. Повинности различных категорий земледельцев (по­саженных на землю военнопленных-рабов, лично свободных арендаторов, общинников, угодья которых перешли к собст­веннику) были неодинаковыми, но со временем их положение сравнялось.

Роль общинного самоуправления уменьшалась. Старосты обычно назначались собственником земли. Ему же постепен­но перешли осуществление судебных функций на своей тер­ритории, сбор ополчения в случае войны и обеспечение по­ступления налогов в пользу казны.

Крупные землевладельцы были заинтересованы в прикреплении к земле тех, кто ее обрабатывает. Однако в Западной Европе не сложилось крепостного права. Большинство крестьян, кроме немного­численных рабов, были лично свободными. Их привязывала к земле собственность на дом, инструменты труда. Кроме того, многие из них задолжали хозяевам и не могли уйти с земли, не расплатившись.

И наконец, отсутствовали свободные земли, куда крестьяне, недо­вольные своим положением, могли бы переселиться.

В хрониках раннего Средневековья упоминаются крестьян­ские волнения. Однако они были редкими и вызывались попыт­ками землевладельцев увеличить продолжительность барщи­ны или размер оброка. При сохранении тех повинностей, которые были для крестьян привычными, поводов для проте­ста не возникало.

 

Религиозное единство Европы

Обычаи и традиции различных районов Европы, как и названия ти­тулов знати, на разных языках не совпадали. Однако в раннем Сред­невековье сложился важный фактор единства правящего слоя раз­личных европейских государств — общность вероисповедания.

Высшей инстанцией христианской церкви считались Вселенские соборы, созывавшиеся в Византии. Наряду с ними особым авторите­том пользовались епископские кафедры, созданные еще во времена Римской империи апостолами Христа. На главенствующую роль среди них претендовала римская, основанная старшим из апосто­лов — Петром. Однако верховенство римской церкви и ее главы, па­пы, долгое время не признавалось ни другими епископатами, ни светскими владыками.

В V—VII вв. каждый из монархов стремился контролировать жизнь церкви на подвластной ему территории. Короли, подра­жая императору Византии, сами созывали местные церковные соборы, утверждали их решения, участвовали в выборах епис­копов, предоставляли «своим» церквам земли. Многие еписко­паты придерживались взглядов, признанных византийской церковью еретическими. Поэтому возникла угроза распада христианства в Западной Европе на множество соперничаю­щих религиозных течений.

Положение изменилось после усиления Франкского королев­ства, которое при Карле Великом (742—814) достигло вершины свое­го могущества. Оно включило в себя земли современных Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Авст­рии, большей части Германии. Карл был заинтересован в религиоз­ном единообразии своих владений и поддержал претензии Рима на верховенство в христианском мире. Еще предшественник Карла Пи-пин подарил папе римскому земли в Центральной Италии, где было создано светское папское государство, и взял на себя обязательство охранять его неприкосновенность.

По инициативе Карла Великого прошла церковная реформа. Ликвидировались все местные церковные установления, ут­вердились единый текст Библии и порядок отправления службы. Сложилась сеть приходов, к которым прикреплялось население дер­жавы. Значительную поддержку получили монастыри, призванные служить центрами хранения и передачи знаний.

В 800 г. папа римский Лев III возложил на Карла Великого импе­раторскую корону. Современники восприняли это как возрождение Римской империи.

Коронация не означала, что власть церкви стояла выше власти императора. Императорский сан понимался как высший в феодаль­ной иерархии, его носитель рассматривался в качестве главы христи­анского мира, защитника и одновременно управителя церкви. При Карле аббаты (настоятели монастырей) и епископы, получившие землю, приносили вассальную присягу императору. Они обязались выставлять по его требованию войска, заботиться о духовном благо­денствии подданных императора.

В 843 г. империя франков прекратила свое существование. Она была разделена между внуками Карла Великого на три части (Восточно-Франкское, Западно-Франкское королевства и Лотарингию).

Падение империи ослабило позиции римской церковной иерар­хии. Местные епископаты вновь оказались под влиянием многочис­ленных, враждующих друг с другом светских властителей. Тем не ме­нее религиозное и культурное единство Западной Европы сохранилось. Большую роль играло то, что повсеместно церковная служба велась на латыни, на этом же языке осуществлялась перепис­ка между монархами, составлялись судебные документы, летописи.

 

 

ЭКСПАНСИЯ ИСЛАМА

 

Попытки создания вселенских (всемирных) империй предпринимались неоднократно. Однако характер завое­ваний Арабского халифата был уникальным: это был пер­вый в истории поход под религиозными лозунгами, кото­рые принимались большинством покоренных народов. Они присоединялись к завоевателям, чтобы нести дальше зеленое знамя ислама. Попытки повторения этого опыта (в частности, во время крестовых походов христиан) были не столь успешными.

Возникновение ислама

Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом.

По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, оде­тых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласив­ший Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха.

Проповедь нового учения, ислама (это слово означает «покор­ный»), вызвала раздражение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вы­нужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсче­та нового летоисчисления.

Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися язы­ческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Ара­вия была объединена сторонниками ислама.

Исламское учение после смерти пророка было изложено в свя­щенной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме того, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — сунну.

Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусуль­мане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предпи­сывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.

Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.

Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить ви­но, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось но­сить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относились следующие.

Во-первых, ислам выступал не только религией, он жестко рег­ламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг право­верного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единст­венным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный грех перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление. Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.

Во-вторых, ислам был воинствующим учением. При провозгла­шении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рас­сматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что по­гибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убежде­нии, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека реша­ется волей единого Бога — Аллаха.

В-третьих, ислам закреплял нормы патриархата, отводя жен­щине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой рели­гии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.

 

Арабские завоевания

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духов­ной и светской власти. Под их руководством арабские войска на­несли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы за­воевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неодно­кратно (в 668, 673—678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Ин­дии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Север­ную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, где в 732 г. в битве при Пуатье они потерпе­ли поражение от франков.

Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причина­ми. Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их во­енные победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных тер­риторий.

Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византий­ского христианства и иранского зороастризма, быстро усваива­лись широкими массами населения в покоряемых землях. В исла­ме еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчине­ния суровым законам шариата нередко воспринималась как мень­шее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чи­новников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично пе­реходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошен­ные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обра­батывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.

Арабских воинов называли «дети пустынь». У них не было тради­ций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее. Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах, некото­рые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Месо­потамии). Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в исламских странах не сложилось.

Утверждению ислама на завоеванных территориях способствова­ла гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в луч­шем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог (харадж) и небольшой налог на помощь бедным. Привержен­цы же других вероисповеданий и горожане должны были вносить еще подушную подать (джизью). Это косвенно содействовало рас­пространению ислама.

 

Распад Арабского халифата

Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в хали­фат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распрост­ранилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.

Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набе­гов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль нача­ли играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ис­лам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.

В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.

Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.

Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.

 

ВИЗАНТИЯ

 

Раскол христианства

Разногласия между восточной и западной ветвями христианской церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий круг вопросов.

Папа римский претендовал на верховную власть над церковью, а патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской церкви порядки постепенно увеличивали различия в религиозных догматах и осуществлении обрядов. Римская церковь вела богослу­жения только на латыни, византийская — на местных языках. На За­паде считалось, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. На Востоке признавалось, что его источником может быть только Бог-Отец. На Западе причащались простым пресным хлебом, на Востоке — квасным. В VIII—IX вв. Рим не поддержал начавшееся в восточной церкви иконоборчество. Византийское же духовенство не поддержало клюнийские реформы римской церкви X—XI вв. Они были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургун­дии возникло движение за строгое соблюдение монахами и священно­служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за введение обета безбрачия для духовных лиц.

Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере обострения борьбы за разграничение сфер влияния восточной и за­падной ветвей христианства. Постепенное ослабление Византии со­провождалось расширением сферы влияния папской власти. В XI ве­ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал признать его права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Получив отказ, папа римский в 1054 г. отлучил патриарха Константи­нополя от церкви. Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) на папство. Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел II выразил со­жаление по поводу разрыва 1054 г., принеся извинения за действия, предпринимавшиеся католиками против православной церкви.

Закреплением церковного раскола стал Латеранский собор 1059 г., на котором было принято решение, что папу римского изби­рают высшие должностные лица римско-католической церкви — кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита­лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига­лись на этот пост группировками знати, императорами Священной Римской империи). Одновременно запрещалась «симония» — про­дажа церковных должностей за плату.

Эти решения знаменовали организационное оформление римско-католической церкви, принявшей принцип независимости духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в Византии, была другой. Там император считался высшим авторите­том в вопросах как светской, так и духовной жизни.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юсти­ниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказа­лось невозможным?

2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской импе­рии. Отметьте особенности императорской власти.

3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика поземельных отношений?

4. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?

5. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах?

 

ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – X вв.)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.