История социальной педагогики — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История социальной педагогики

2017-10-11 451
История социальной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История социальной педагогики

 

учебно-методический комплекс дисциплины

Специальность: 050711.65 «Социальная педагогика»

квалификация: Социальный педагогика

По заочной форме сокращенной программе обучения

Красноярск 2013

 

 

УМКД составлена старшим преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю.А., к.и.н., доцентом кафедры социальной педагогики и социальной работы Долидович О.М.

Обсужден на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы

 

«» 2013г.

 

Заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы д.п.н., профессор ___________________________________________Фуряева Т.В.

Одобрено учебно-методическим советом факультета педагогики и психологии детства

«__» _________ 2013г.

 

Председатель НМСС _____________________

 


Протокол согласования рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

с другими дисциплинами СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

на 2013/ 2014 учебный год

 

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедра Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д. Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу
Социальная педагогика Социальной педагогики и социальной работы   Протокол № _________ «___» _______________ Кафедра_____________
Методика и технология работы социального педагога Социальной педагогики и социальной работы   Протокол № _________ «___» _______________ Кафедра_____________
Основы социальной работы Социальной педагогики и социальной работы   Протокол № _________ «___» _______________ Кафедра_____________
Социальная политика Социальной педагогики и социальной работы   Протокол № _________ «___» _______________ Кафедра_____________

Лист внесения изменений

 

Дополнения и изменения УМКД на 2013/2014 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Обновлен список литературы

2. Скорректированы задания для самостоятельной работы студентов

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы "___"___ 2013 г.

Внесенные изменения утверждаю:

 

Заведующий кафедрой социальной

педагогики и социальной работы Т.В.Фуряева

 

 

Декан ФППД

"_____"___________ 2013г.

 


Оглавление

 

1.Пояснительная записка 05 стр.

2.Рабочая программа дисциплины 06 стр.

3.Выдержка из стандарта 08 стр.

4.Введение 09 стр.

5.Содержание теоретического курса дисциплины 13 стр.

6.Тематический план 17 стр.

7.Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины 19 стр.

8.Карта литературного обеспечения 23 стр.

9.Технологическая карта рейтинга 25 стр.

10.Методические рекомендации для студентов 26 стр.

11.Банк контрольных заданий и вопросов 28 стр.

12.Вопросы к зачету 44 стр.

13. Рабочая тетрадь 48 стр.

 


Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В его основу положены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050711 «Социальная педагогика».

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История социальной педагогики» для студентов заочной формы обучения специальности 050711 «Социальная педагогика» сокращенной программы состоит из следующих элементов:

1 Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2 Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «История социальной педагогики».

3 Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «История социальной педагогики», который представлен заданием к зачету, контрольной работе и тестовыми заданиями, что позволяет формировать профессиональные компетенции будущих педагогов в процессе изучения каждого учебного модуля. К каждому учебному элементу даны задания для проверки знаний студентов и закрепления учебного материала.

4 Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области социальной педагогики.

Рабочей тетради

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Выписка из стандарта

ДПП.Ф.02 История социальной педагогики Зарождение социально-педагогической мысли и практики на ранних этапах развития человечества. Социальное воспитание в античном мире. Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья и Возрождения. Развитие социального воспитания в XVII – XIX веках. Зарубежная социальная педагогика в XX веке. Социальное воспитание и социально-педагогическая мысль в России в IX – XIX веках. Теория и практика социального воспитания в советской России. Возрождение социальной педагогики в России в конце XX века.    

 

 

Введение

Учебная программа дисциплины «История социальной педагогики» подготовлена в соответствии с обновленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В ее основу положены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Социальная педагогика».

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: социально-педагогическую, учебно-воспитательную, развивающую, культурно-просветительскую, научно-методическую, организационно-управленческую.

Её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

· в области социально-педагогической деятельности:

o проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

o организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

o проведение профориентационной работы;

o оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

o обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации детей;

· в области учебно-воспитательной деятельности:

o психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

o организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

o использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

o воспитание учащихся и формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

· в области развивающей деятельности:

o разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;

o разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

o психологическая поддержка творчески одаренных учащихся; проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

o психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;

· в области культурно-просветительной деятельности:

o формирование общей культуры учащихся;

o организация культурного пространства образовательного учреждения;

· в области научно-методической деятельности:

o выполнение научно-методической работы, участие в работе научно- методических объединений;

o анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

o в области организационно-управленческой деятельности: управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

o организация контроля за результатами социального воспитания; ведение школьной документации.

Нормативной базой подготовки современного российского социального педагога является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Социальная педагогика», предусматривающий новую структуру блока социально-педагогических дисциплин, в который входит и курс «История социальной педагогики».

Учебная дисциплина «История социальной педагогики» представляет собой систематическое изложение информационных материалов о зарождении и развитии на протяжении с древнейших времен до наших дней российского милосердия, благотворительности, социального призрения, защиты, поддержки и социальной помощи населению со стороны государства, религиозных концессий, общества и отдельных граждан.

Главными задачами курса являются:

1) ознакомление студентов - будущих социальных педагогов с опытом отечественной социальной педагогики, накопленным в стране: изменениями в социальной организации государства и общества, направлениями социальной политики, государственной системой управления социальными процессами, формами и методами социально-педагогической заботы россиян о нуждающихся в помощи соотечественниках, особенностями общественного призрения и обеспечения различных категорий населения в дореволюционной России, в период революционных потрясений, войн, после Октября 1917 года;

2) формирование научно обоснованных представлений об инновационных технологиях социально-педагогической работы.

Кроме образовательной функции курс имеет и воспитательную — на основе творческого отношения к изучаемому историческому прошлому студенты проходят школу общекультурного, гражданственного и патриотического воспитания.

Будущие социальные педагоги познакомятся с основными закономерностями и качественными сдвигами в организации и развитии социальной педагогики в России. Они смогут увидеть место российской благотворительности и социального призрения в мировом социальном процессе, самобытность отечественного наследия в этой сфере. Студенты получат возможность проследить связь между содержанием социальной педагогики и российским менталитетом, религиозными корнями народов России, региональными особенностями в историческом развитии.

Важное значение имеет знакомство с деятельностью многочисленных государственных, религиозных и общественных социальных институтов (благотворительных комитетов, братств, попечительств, ассоциаций, обществ), учебно-воспитательных, медицинских, трудовых, исправительных учреждений для различных категорий граждан. Изучение жизни и деяний выдающихся представителей благотворительного движения в стране: организаторов и энтузиастов филантропических обществ и учреждений, меценатов в области культуры, образования, - рождает стремление к возрождению благородных традиций народа, помогает восстановить гуманистические идеалы у молодежи, желание следовать примеру отечественных благотворителей.

На семинарских и лабораторных занятиях студенты знакомятся с законодательными, программными, уставными документами, отчетами и другими материалами государственной власти, благотворительных ведомств, учреждений, и обществ; литературой по соответствующей теме. Занятия могут проходить в разных формах: семинары, деловые или ролевые игры, научно-практическая конференция, посещение музея.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

ü важнейшие этапы развития социально-педагогических идей, социально-педагогического знания и владеть приемами работы с ними;

ü иметь научное представление об исторических основах развития социальной педагогики как науки;

ü знать имена исторических деятелей, философов, великих педагогов прошлого, исторические факты, историко-педагогический опыт в области социального воспитания;

ü историко-педагогические предпосылки возникновения, этапы становления института социальных педагогов в России;

ü сущность и социальную значимость профессии, ее роль и место в социальной жизни общества, социальной защите человека, системе профессий социальной сферы.

уметь:

ü выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому опыту социальной педагогики;

ü грамотно излагать ведущие социально-педагогические идеи из опыта прошлого;

ü приобретать новые знания, используя первоисточники, а также современные образовательные технологии;

ü анализировать основные тенденции социально-педагогической практики;

ü анализировать передовой социально-педагогический опыт.

владеть навыками:

ü работы с первоисточниками;

ü применения современных образовательных технологий;

ü психолого-педагогическое обеспечения образовательного процесса;

ü организации субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

ü проектирования и проведения работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

ü организации контроля за результатами социального воспитания;

ü организации досуговой деятельности детей и подростков.

 

 

Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 2.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

(наименование, шифр)

по __ЗАОЧНОЙ___ форме сокращенной программе обучения

(укажите форму обучения)

№ п/п Наименование Наличие место/ (кол-во экз.) Потребность Примечания
  Обязательная литература      
  Модуль №1      
  Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л. В. Мардахаев. 1- 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт. 2011. - 797 с. - (Основы наук).   ЧЗ(1), АНЛ(2), АУЛ(13)    
  Ковалев, А. С.Исторический опыт социальной помощи детям и подросткам в трудной жизненной ситуации: учебное пособие/ А. С. Ковалев. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. - 156 с. ЧЗ(1), АНЛ(4)    
  Дополнительная литература        
  Модуль №1      
  Андреева, И. Н.. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. Н. Андреева. - М.: Академия, 2000. - 176 с. КбППД(1), ЧЗ(2), АНЛ(3), КбП(1), ОБИФ(2), ОБИМФИ(2), АУЛ(5), ФлЖ(3)    
  Басов, Н. Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М.: Академия, 2005. - 256 с. ЧЗ(1), АНЛ(2), КбППД(2), ОБИФ(2), ОБИМФИ(2), АУЛ(11)    
  Басов, Н. Ф.. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М.: Академия, 2006. - 256 с. ЧЗ(1), А022998(1), АНЛ(1), КбППД(2), АУЛ(32), ИДиСО(3)    
  Гордиенко Т.Е. Введение в профессию социального педагога: Учеб. пособие/ Гордиенко Т.Е.. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 216 с. ЧЗ(2), АНЛ(3), ОБИМФИ(1), ОБИФ(3), ФлЖ(1)    
  История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник/ Ред. В.И. Беляев. - М.: Гардарики, 2003. - 255 с. КбППД(1), ИМРЦ ИППиУО(2)    
  История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ под ред. М. А. Галагузовой; сост.: М. А. Галагузова, А. М. Лушников, Т. С. Дорохова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 544 с. АНЛ(3), КбППД(4), АУЛ(100)    
  Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник/ Л. В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2006. - 269 с ЧЗ(1), АУЛ(17), АНЛ(3    
  Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студ. вузов/ сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с. - Библиогр.: с. 354. ЧЗ(2), СБО(1), КбППД(1), КбП(1), АНЛ(3), ОБИФ(3), ФлЖ(5), ИМРЦ ФНК(1), ИМРЦ ИППиУО(1), АУЛ(30), ОБИМФИ(3)    
  Модуль №2        
  Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Овчарова Р.В.. - М.: Сфера, 2001. - 480 с. ЧЗ(1)    
  Теория и методика социальной педагогики: Сборник научных статей/ Отв. ред. З. И. Лаврентьева. - Новосибирск: НГПУ, 2000. - 146 с. АНЛ(1)    
  Модуль №3        
  Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов/ Нагавкина Л.С. и др.. - СПб.: КАРО, 2002. ФПКиППРО(1)    
  Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога: справочное издание/ Т.А. Шишковец. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с ЧЗ(1)    

 


 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«История социальной педагогики»

По заочной форме обучения

 

Наименование дисциплины/курса Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура) Цикл дисциплины в учебном плане Количество зачетных единиц/кредитов
История социальной педагогики Специалитет Специальные дисциплины   5 (ЗЕТ)
Смежные дисциплины по учебному плану
Предшествующие: «Введение в профессию», «Общие основы педагогики»
Последующие: «Методика и технология работы социального педагога», «Основы социальной работы»

 

Входной МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)
  Форма работы* Количество баллов 5 %
min max
  Лекция-диалог    
Итого    

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1
  Форма работы* Количество баллов 30 %
min max
Текущая работа Самостоятельная работа по заданиям    
Промежуточный рейтинг-контроль (зачет) Контрольная работа    
Итого    
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2
  Формы работы Количество баллов 40 %
min max
Текущая работа Самостоятельная работа по заданиям    
Промежуточный рейтинг-контроль (контрольная работа) Контрольная работа    
Итого    
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3
  Формы работы Количество баллов 40 %
min max
Текущая работа Самостоятельная работа по заданиям    
Промежуточный рейтинг-контроль (контрольная работа) Реферат    
Итого    

 

Итоговый модуль
Содержание Форма работы* Количество баллов 25 %
min max
Зачет Выполнение итоговой контрольной работы    
Итого    

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Базовый модуль/ Тема Форма работы* Количество баллов
min max
       
       
Итого    
Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля) min max
   

 

 

Критерии перевода баллов в оценки:

0-59 баллов – не зачтено, 60-100 баллов – зачтено

ФИО преподавателя: к.и.н., доцент О.М. Долидович

Утверждено на заседании кафедры «___» _________________2013 г. Протокол №

Зав.кафедрой ______________________________________________Т.В. Фуряева

 

 

Методические рекомендации для студентов

Структура курса включает вопросы общественной значимости профессии социального педагога, характеристику социально-педагогических функций и социальных ролей, этического и профессионального кодекса социального педагога, анализ системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. Основные понятия, с которыми знакомятся студенты, создают базу для систематического изучения последующих теоретических курсов. Выявляются и межпредметные связи с ведущими общественно-педагогическими курсами.

Курс отличается оптимальным сочетанием теоретических и прикладных знаний, технологической направленностью. Практический акцент в обучении имеет целью приблизить обучение к жизни, сформировать самостоятельное мышление, потребность в постоянном совершенствовании знаний.

Важное место в реализации программы курса необходимо отвести организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками, научно-педагогической, художественной литературой, материалами периодической печати, результатами научных исследований, документами с последующими выступлениями студентов на лекциях и практических занятиях. Необходимо насыщать самостоятельную работу студентов различными творческими заданиями: аннотирование, рецензирование, реферирование социально- педагогических источников, написание сочинений-этюдов, сочинений раздумий, эссе и другими.

Для оптимизации процесса изучения дисциплины были разработаны задания для самостоятельной работы и рабочие тетради для оформления выполненных заданий. Для успешного выполнения заданий для самостоятельной работы студентам рекомендуется организовать свою деятельность поэтапно.

1. Подготовительный этап. Ознакомиться с материалом лекции, списком литературы для выполнения задания.

2. Проектировочный этап. Ознакомиться с заданием, подобрать литератур), необходимую для выполнения задания, разработать план выполнения задания.

3. Этап выполнения задания. В соответствии с планом выполнить задание, оформить его в рабочей тетради.

Задания дня самостоятельной работы рекомендуется выполнять в том порядке, в котором они предложены, т. к. комплекс заданий разработан таким образом, что каждое предыдущее задание является базисом для выполнения последующего. Для выполнения каждого задания студенту необходимо запланировать не менее девяти часов, поэтому рекомендуется выполнять задания в течение всего семестра, а не непосредственно перед сессией.

Каждое самостоятельное задание из предложенных для выполнения оценивается в рейтинговой системе преподавателем.

Все задания разбиты на три базовых модуля. Задания проверяются преподавателем в конце семестра перед сессией.

Помимо заданий для самостоятельной работы после изучения каждого модуля студент выполняет контрольную тестовую работу, за успешное решение заданий каждой, студент получает от 9 до 15 баллов.

Задания контрольной тестовой работы могут быть оформлены следующим образом. Закрытые тестовые задания - предполагают выбор одного верного ответа из нескольких. Задания на дополнение - студенту необходимо вставить пропущенное слово или выражение. Открытые задания или задания на свободное конструирование предполагают написание верного ответа самим студентом. Чаще всего при проверке тестовых заданий открытые задания оцениваются большим количеством баллов, чем задания на дополнение и закрытые задания.

Список основной и дополнительной литературы прилагается. Практически вся литература представлена в ресурсных центрах и библиотеках вуза, а также в Краевой научной библиотеке.

Помимо предложенного списка литературы студенты могут использовать электронные ресурсы сети “Internet”, электронной библиотеки “Edulib”.

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

 

Личности в коллективе

Контрольные вопросы

1. Опишите педагогику среды, воспитание личности в коллективе.

2. Раскройте деятельность детских объединений, скаутского движения, детских летних колоний.

3. Раскройте особенности детской колонии С. Т. Шацкого «Бодрая жизнь». Общество «Детский труд и отдых».

4. Проанализируйте статьи С. Т. Шацкого «Задачи общества», «Что такое клуб?»

5. Охарактеризуйте деятельность «Республики ШКИД» В. Н. Сороки- Российского.

6. Опишите опыт А.С. Макаренко по организации детских трудовых колоний, его статьи «О моем опыте», «Конституция страны ФЭД».

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Что означает термин призрение:

а) опекать;

б) ненавидеть;

в) отдавать.

г) заботиться о ком-то;

2. Какие бывают системы призрения:

а) закрытые;

б) закрытые и открытые;

в) открытые;

г) нет правильного ответа.

3. Какая форма призрения была ликвидирована в XVIII веке:

а) закрытая;

б) открытая;

в) открытая и закрытая;

г) нет правильного ответа.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1.

Задание 1. Проанализируйте взгляды античных философов относительно природы воспитания. Заполните сравнительную таблицу 1 в рабочей тетради.

Задание 2. Ознакомьтесь с социально-педагогическими концепциями социального воспитания Д. Дидро, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, И. Канта. Заполните таблицу 2 в рабочей тетради.

Задание 3. Ознакомьтесь с трудами представителей реформаторской педагогики М. Монтессори «Дети - другие», Дж. Дьюи «Школа будущего - школа работы», В.А. Лая «Педагогика действия», Р. Штейнера «Вальдорфская школа». Ответьте на вопросы в рабочей тетради.

Тема 2.

Задание 4. Раскройте периодизацию возникновения и развития социальной педагогики в России. Заполните таблицу 3 в рабочей тетради.

Задание 5. С помощью текста учебного пособия познакомьтесь с процессом становления социальной педагогики как пауки, учебной дисциплины, практической деятельности. Выполните задания в рабочей тетради.

Тема 3.

Задание 6. 11еречислите в рабочей тетради древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности.

Задание 7. 11еречисли те и охарактеризуйте в рабочей тетради основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах.

Задание 8. Опишите в рабочей тетради формы заботы о детях-сиротах и вдовах у славян.

Тема 4.

Задание 9. Перечислите в рабочей тетради основные тенденции княжеского попечительства. «Поучение Владимира Мономаха».

Задание 10. Проанализируйте в рабочей тетради идеи церковно­монастырской системы благотворительности.

Тема 5.

Задание 11. Раскройте понятие семейного воспитания в России как подготовку к общественной жизни. Охарактеризуйте в рабочей тетради основные направления социального воспитания, описанные в памятнике русской литературы «Домострой».

Задание 12. Познакомьтесь с основными направлениями реформ Петра 1 в социальной сфере. Рассмотрите систему общественного призрения при Екатерине II. Заполните сравнительную таблицу в рабочей тетради.

Тема 6.

Задание 13. Проанализируйте в рабочей тетради типы государственного призрения в России: земско-государственный, «приказной», собственно государственный.

Задание 14. Перечислите в рабочей тетради основные направления, формы и методы социальной помощи детям и юношеству.

Задание 15. Перечислите в рабочей тетради основные итоги развития системы социальной помощи в России к началу XX века.

Тема 7.

Задание 16. Перечислите в рабочей тетради не менее 5 особенностей становления общественного и частного призрения в Российском государстве в XIX и начале XX века.

Тема 8.

Задание 17. В рабочей тетради дайте определение понятию педагогики ненасилия.

Задание 18. Перечислите в 5-6 предложениях в рабочей тетради взгляды Рериха 11. К. о ненасилии.

Задание 19. В рабочей тетради проанализируйте и дайте оценку эксперименту свободного воспитания К. II. Ветцеля.

Тема 9.

Задание 20. 11еречислите и проанализируйте особенности формирования основ системы социального обеспечения населения после 1917 г. в СССР. -

Задание 21. Познакомьтесь с особенностями организации детских объединений, скаутского движения, детских летних колоний. В рабочей тетради заполните таблицу 5.

Задание 22. Проанализируйте статьи С. Т. Шацкого «Задачи общества», «Что такое клуб?». Ответьте на вопросы в рабочей тетради.

Тема 10.

Задание 23. Охарактеризуйте в рабочей тетради деятельность детских домов, коммун, колоний. Раскройте понятия: усыновление, опекунство.

Задание 24. Проанализируйте послевоенную социальную политику защиты детей. Перечислите в рабочей тетради особенности деятельности школ-интернатов.

Тема 11.

Задание 25. Проанализируйте понятие сотрудничества в социальной педагогике в трудах Щетинина М. П., Гончаровой Г. П., Ильина Е. П., Шаталова В. Ф., Дубинина В. Н. Заполните таблицу 6 в рабочей тетради.

Тема 12.

Задание 26. Проанализируйте развитие социальной педагогики как науки, учебной дисциплины, области практической деятельности с 1991 года.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Идеи социальной обусловленности воспитания в античный период (Демокрит, Платон, Сократ, М. Ф. Квинтилиан, Аристотель, Плутарх, И. Златоуст, Конфуций).

2. Идеи социальной педагогики в эпоху Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Я. А. Коменский, В. да-Фельтре).

3. Развитие представлений о предмете социальной педагогики от разрозненных идей до целостных концепций (Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, И. Кант, Г. Спенсер).

4. Введение термина «социальная педагогика» в научный обиход (А. Дистерверг).

5. Социально-педагогические эксперименты педагогов гуманистов И. Г. Песталоцци, Р. Оуэна.

6. Возникновение социальной педагогики как науки (П. Наторп).

7. Социально-педагогические концепции XIX I XX века (М. Монтессори, Дж. Дьюи, О. Торндайк, Г. Кершенштейнер, Г. Ноль, Г. Шмидт, Э. Мейман, Я. Корчак, В. А. Лай, Р. Штейнер)

8. Периодизация возникновения и развития социальной педагогики в России.

9. Становление социальной педагогики в России как науки, учебной дисциплины, области практической деятельности.

10. Древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности.

11. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах.

12. Забота о детях-сиротах и вдовах у славян. Скудельницы.

13. Основные тенденции княжеского попечительства. «Поучение Владимира Мономаха».

14. Церковно-монастырская система благотворительности.

15. Идеи милосердия в первых древнерусских сборниках. «Русская правда» о защите семьи и опекунстве.

16. Семейное воспитание в России как подготовка к общественной жизни. Памятник русской литературы «Домострой».

17. Роль церкви в развитии общественного призрения.

18. Реформы Петра I в социальной сфере.

19. Система общественного призрения при Екатерине II.

20. Тенденции развития системы государственного призрения. Типы государственного призрения в России: земско-государственный, «приказной», собственно государственный.

21. Основные направления, формы и методы социальной помощи детям и юношеству в России в XIX и начале XX века.

22. Ведомство императрицы Марии.

23. Становление общественного и частного призрения в Российском государстве.

24. Понятие педагогики ненасилия.

25. Теория свободного воспитания в начале XX века.

26. Русские педагоги Стоюнин В. Я., Одоевский В. Ф. о свободном воспитании в приютах.

27. Рерих Н. К. о ненасилии.

28. Толстой JI. Н. о свободном воспитании.

29. Эксперимент свободного воспитания Вентцеля К.Н.

30. Формирование основ системы социального обеспечения населения в России после октябрьской революции (1917 г.).

31. Социальное воспитание в трудах последователей коммунизма в годы советской власти.

32. Педагогика среды, воспитание личности в коллективе.

33. Детские объединения. Скаутское движение. Детские летние колонии.

34. Детская колония С. Т. Шацкого «Бодрая жизнь». Общество «Детский труд и отдых».

35. Статьи С. Т. Шацкого «Задачи общества», «Что такое клуб?»

36. «Республика ШКИД» В. Н. Сорокина-Россинского.

37. Опыт А. С. Макаренко по организации детских трудовых колоний, его статьи «О моем опыте», «Конституция страны ФЭД».

38. Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 года.

39. Детские дома, коммуны, колонии; усыновление, опекунство.

40. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны.

41. Послевоенная социальная политика защиты детей. Школы- интернаты.

42. Система социального обеспечения в 1950-1991 годы.

43. Коммунарская методика воспитания.

44. Понятие сотрудничества в социальной педагогике Щетинина М. П., Гончаровой Т. И., Ильина Е. Н., Шаталова В. Ф., Дубинина В. Н.

45. Опыт Волкова И. П. «Учить творчеству».

46. Введение профессии «социальный педагог» в России. Открытие в 1991 году в России Института социальной педагогики.

47. Развитие социальной педагогики как науки, учебной дисциплины, области практической деятельности с 1991 года.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Влияние педологии на развитие социальной педагогики.

2. «Педагогика среды» начало XX века.

3. Забота о детях-сиротах у древних славян.

4. О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси.

5. Деятельность «Ведомства императрицы Марии» в XIX в.

6. Приюты в России в XIX в.

7. Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях (по литературным и историческим памятникам).

8. П. Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

9. Детские летние колонии, детские приюты в начале XX века.

10. Детские объединения, организации, движения в начале XX века.

11. Государственная политика защиты детей в первые годы советской власти (детдома, коммуны, колонии и т.д.).

12. Забота о детях - сиротах в годы Великой Отечественной войны.

13. Социальное воспитание в коллективе в начале XX века (на опыте С. Макаренко, В. И. Сороки-Росинского и др.).

14. Социальное воспитание в коллективе в начале XX века (на опыте И. Сороки-Росинского).

15. Педагогика сотрудничества в практике педагогов - новаторов.

16. Православие и социальное воспитание в истории России.

17. Воспитание и обучение «исключительных» детей (теория и опыт В. П. Кащенко).

18. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К. Н. Вентцеля.

19. История детского бродяжничества в России.

20. Одаренность: теория и история.

21. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России.

22. Комсомольская организация как институт социализации подрастающего поколения.

23. Пионерская организация: вчера, сегодня, завтра.

24. Концептуальное основание, направления и содержание деятельности современных детско-юношеских организаций и объединений.

25. Опыт А. С. Макаренко по организации детских трудовых колоний, его статьи «О моем опыте», «Конституция страны ФЭД».

26. «Республика ШКИД» В. Н. Сороки-Росинского.

27. Опыт И. П. Волкова «Учим тв


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.218 с.