Темы курсовых, итоговых реферативных работ (объем – не менее 15 – 20 стр.) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Темы курсовых, итоговых реферативных работ (объем – не менее 15 – 20 стр.)

2017-10-11 354
Темы курсовых, итоговых реферативных работ (объем – не менее 15 – 20 стр.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Психологические портреты выдающихся россиян, европейцев, американцев, народов востока на фоне исторической эпохи. (по выбору)

2. Исторические основы православных традиций и нравов в России.

3. Мировые религии в нравственном воспитании народов.

4. История женского образования в России в XIX в. и зарубежный опыт.

5. История наказаний Западной Европе и в России: опыт и уроки.

6. История нищенства в России и зарубежных странах (по выбору).

7. История семейных отношений в Древней Руси и средневековой Европе (сравнительный анализ).

8. Идеи православного воспитания в «Поучении» Владимира Мономаха своим детям и современность.

9. Герои и патриоты России в прошлом и настоящем (на примере конкретных персоналий).

10. Праздничная культура Древней Руси; Западной Европы, Индии, Китая (по выбору).

11. Духовные подвижники древнерусской земли и мира.

12. Подвижничество и духовно-нравственный подвиг Сергия Радонежского.

13. Монашество и монастыри в духовной и политической жизни России Х – ХХ вв.

14. Феномен юродства и скоморошества в средневековой Руси.

15. «Домострой» как исторический источник русского быта и нравов в средние века.

16. Монастырский быт и нравы в средневековой Европе и на Руси (сравнительный анализ).

17. Крестьянский быт и нравы в феодальную эпоху в России и в Западной Европе.

18. Влияние Золотой Орды на быт и нравы наших предков в XIII – XV вв.

19. Дворянский быт и нравы в России XVIII – XIX вв.

20. Воспитание дворянина в эпоху Петра I и Екатерины II. Европейское влияние и самобытность.

21. «Юности честное зерцало» Петра I в воспитании юношества.

22. Основные идеи демократического воспитания и образования в «Азбуке воспитания» Екатерины II. Влияние европейских идей Просвещения.

23. Повседневная жизнь российского общества XVIII – XIX вв.: традиции и новации.

24. Влияние иностранцев на обиходную культуру россиян в эпоху Петра I и Екатерины II.

25. Московские меценаты и благотворители XIX в.

26. Нравственный облик и политические идеалы декабристов. Влияние Заграничных походов в Европу.

27. Религиозная этика Николая II и ее связь с историческими процессами в России и в мире конца XIX - нач. XX вв.

28. Менталитет и социальное поведение крестьян, рабочих и солдат России в период первой мировой войны и революции (1914 – 1918 гг.).

29. Женщина и война в повседневной жизни в период первой мировой войны (на примере России и стран Европы).

30. Политическое просвещение и культурно-массовая работа большевиков среди населения в годы революции.

31. Культурно-просветительская деятельность русской эмиграции в 20-30-е гг. ХХ в.

32. Крестьянские письма во власть как исторический источник общественного сознания крестьян советской России в 1920 – 30-х гг.

33. Деревенская частушка 30 –х гг. ХХ в. как исторический источник реалий советской эпохи.

34. Общественное сознание, ментальность советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945.

35. Социально-политическая, нравственная и психологическая природа партизанского движения в России, движения Сопротивления в Европе и явлений предательства и коллаборационизма (на конкретных примерах).

36. Советская школа и учительство в годы Великой Отечественной войны.

37. Война глазами детей.

38. Великая Отечественная война глазами ветеранов.

39. МПГУ, преподаватели и студенты факультета в годы войны. (По материалам экспозиций музея МПГУ).

40. Моя семья в годы войны (на основе семейной летописи).

41. Культурные процессы в России в период перестройки 1985 -1991гг.: обретения и потери.

42. Политическая активность молодежи как важный фактор формирования гражданского общества в России конца XX – нач. XXI вв.

43. Уроки религиозной толерантности в России на постсоветском пространстве начала XXI в.

44. История отечественной символики в воспитании гражданственности и патриотизма молодежи.

45. История духовной элиты России за десять веков (Х – ХХ вв.) (по выбору).

Балльно-рейтинговая система:

1) Выполнение самостоятельных письменных контрольных работ и тестов - 0 – 5 баллов (5 баллов – даны ответы на 90% - 100% вопросов теста; 4 балла – даны ответы на 70 – 89% вопросов теста, 3 балла – даны ответы на 50 – 69% вопросов теста; 2 балла – даны ответы на 40 – 49% вопросов теста; 1 балл – даны ответы на 30 – 39% вопросов теста; 0 – невыполнение).

2) Ответ на заранее сформулированный вопрос во время семинара – эвристической беседы – 1 – 3 баллов *

3) Участие в дискуссии – 1 – 5 баллов.

4) Выполнение заданий в ходе лабораторных работ (посещение музея МПГУ и Государственных исторических музеев по выбору студента) – 1 – 5 баллов.

5) Выполнение творческого проекта (эссе) – 1 – 5 баллов.

6) Выполнение информационного проекта (анализ электронной литературы по теме) – 1 – 5 баллов.

7) Выполнение итогового реферата, курсовой работы – 5 – 10 баллов.

8) Посещение лекций и семинаров за уч.год – 1 – 5 баллов.

9) Поощрительные бонусы могут составлять до 5 баллов при выполнении дополнительных самостоятельных работ (аннотации и рецензии на научные статьи и монографии по истории, письменные доклады и сообщения, конспектирование рекомендуемой литературы).

Расчет итоговой рейтинговой оценки на экзамене:

1) от 0 до 49 баллов - «неудовлетворительно - 2»

2) от 50 до 64 баллов - «удовлетворительно - 3»

3) от 65 до 84 баллов - «хорошо - 4»

4) от 85 до 100 баллов - «отлично - 5»

Вопросы к экзамену:

1. Современные представления о месте истории в системе социально-гуманитарных наук. Значение исторического опыта в общественно-политической практике.

2. Особенности процесса исторического познания. Историк и исторический источник. Основные типы и виды исторических источников.

3. Основные представления об историографии, важнейших дискуссионных проблемах и периодизации всемирной и отечественной истории.

4. Пути и этапы начального образования общества и государства во всемирной истории. (Современные научные подходы).

5. Периодизация истории Древнего мира и основные особенности развития античной цивилизации, быта и нравов в античную эпоху.

6. Истоки российской цивилизации. Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, образ жизни, быт и нравы.

7. Язычество восточных славян и его значение в становлении культурных традиций.

8. Образование и характер Древнерусского государства в IX-X вв.: дискуссии норманистов и антинорманистов.

9. Социально-политический и экономический строй Древней Руси. Особенности «военной демократии».

10. Народ и власть, культура и образование в Древней Руси.

11. Принятие Русью христианства: причины, исторические и ментальные последствия, двоеверие, роль религии в культурном и духовном развитии народа.

12. Причины появления удельной раздробленности Руси, региональные особенности и модели развития удельных земель XI-XII вв.

13. Античность и средневековье: общее и особенное. Черты средневековой цивилизации. Дискуссии историков о характере общественно-экономических отношений в Европе и Древней Руси в раннее средневековье.

14. Образование монгольской державы на Востоке. Причины и направления монгольской экспансии. Русь под властью Золотой Орды: влияние Орды на русские политические порядки.

15. Проблема взаимоотношений Руси и Золотой Орды: различные подходы в зарубежной и отечественной историографии.

16. Европейская экспансия в Западную и Северо-западную Русь в XIII в. Цивилизационный выбор Александра Невского: современные дискуссии.

17. Предпосылки и особенности образования единого централизованного русского государства. Москва и Тверь: борьба за политическое первенство. Причины возвышения Москвы.

18. Расширение политических и владельческих прав московской династии в XIV – XV вв. Завершение политического объединения русских земель в правлении Ивана III, ликвидация ордынской зависимости.

19. Духовно-нравственные последствия преодоления удельной раздробленности Руси и иностранного вмешательства.

20. Сословно-представительная монархия в Европе и на Руси в новое время: общее и особенное.

21. Великие географические открытия и начало Нового времени в Европе. Реформация, ее причины и последствия.

22. Особенности исторического развития России XVI – XVII вв. Иван Грозный: борьба альтернативных путей социально-политического развития страны. Дискуссии историков о смысле и последствиях царской опричнины.

23. «Смутное время» в русской истории: ослабление государственных начал. Оценка периода «смуты» в исторической литературе.

24. Государство при первых Романовых: эволюция социально-политического строя, становление абсолютизма в России.

25. Развитие абсолютизма в Европе и России: общее и особенное (сравнительный анализ).

26. Церковь и государство в XVII в. Церковный раскол и его последствия для общества.

27. Крепостная Россия: этапы закрепощения русского крестьянства, установление и развитие крепостного права XV – XVIII вв.

28. Петровская эпоха: модернизация и европеизация традиционного общества в России. Итоги и последствия реформ Петра I в оценках историков.

29. Дворцовые перевороты XVIII в.: их причины, характер, последствия для Российского общества.

30. Просвещенный абсолютизм в России и Европе: общее и особенное. Оценка правления императрицы Екатерины II.

31. Влияние идей Просвещения и европейских революций XVIII в. на мировое развитие, в том числе на формирование российской политической и духовной культуры XVIII в.

32. Попытки реформирования политической системы при Александре I.

33. Движение декабристов и новые подходы к его оценке в современной исторической литературе.

34. Наполеоновские войны в Европе и Священный союз как система общеевропейского порядка. Исторические оценки 200-летия победы России в войне 1812г. с Наполеоном.

35. Формирование колониальной системы и мирового капитализма. Европейский колониализм XIX в. на Востоке, в Африке и Америке.

36. Особенности исторического развития США. Война за независимость североамериканских колоний. Гражданская война. Декларация независимости.

37. Последствия промышленного переворота для международных связей и ускорение процесса европейской индустриализации в XIX веке.

38. Эволюция международных отношений в первой половине XIX в. от Венской системы к Крымской войне. Геополитические интересы России на Кавказе.

39. Процессы буржуазного реформирования России в период правления Александра II. Этапы решения аграрно-крестьянского вопроса, отмена крепостного права в России и ее оценка современниками и историками.

40. Общественная мысль России 30 – 50-х годов XIX в. Развитие революционно-демократических и либеральных идей, дискуссии западников и славянофилов об исторической судьбе России.

41. Особенности русской культуры XIX века, степень влияния европейской культуры и общественно-политической мысли.

42. Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ в. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира, формирование колониальной системы.

43. Россия и мир в конце XIX – начале ХХ в. Сравнительный анализ экономического и политического положения ведущих мировых держав. Влияние иностранного капитала в России.

44. Изменения в политической системе российской империи в начале ХХ в. Опыт российского парламентаризма после Манифеста 17 октября 1905г.

45. Политические партии России 1905-1917г.: генезис, классификация, программы и тактика, степень влияния на массы.

46. Столыпинская модернизация: цели, сущность, результаты в оценках современной историографии.

47. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Влияние войны на политическую карту мира. Установление Версальской системы международных отношений.

48. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Оценка политики Николая II современниками и участниками событий.

49. Революция 1917г.: борьба альтернативных вариантов развития России после падения монархии. Современные исторические дискуссии о характере и уроках российской революции.

50. Установление Советской власти в России в ходе гражданской войны и иностранной интервенции. Оценка «красного» и «белого» террора в современной историографии.

51. Русская революция и революционное движение в Европе в 1918 – 1919 гг., рост национально-освободительного движения колониальных народов.

52. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций и отношение к ней Советской России.

53. Особенности эволюции советского политического режима в 20 – 30-е. годы. Установление однопартийной системы в СССР. Идейная борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Укрепление позиций И.В.Сталина.

54. Международный мир накануне Второй мировой войны. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939 - 40 гг.

55. Вторая мировая война: предпосылки, ход, участники. Оценки современных историков.

56. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне. Современные дискуссии о вкладе Советского Союза в борьбу с фашистской угрозой, цене победы и опасности исторических фальсификаций.

57. Послевоенное устройство мира на основе стратегических решений союзников по антигитлеровской коалиции (от Тегерана до Потсдама). Укрепление международных позиций СССР и превращение США в сверхдержаву.

58. Распад антигитлеровской коалиции и установление биполярного мира.

59. Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР в 40–50-е гг., ликвидация атомной монополии США и превращение СССР во вторую сверхдержаву и лидера социалистической системы.

60. Культурная жизнь Советского Союза в военное и послевоенное время. Духовный и патриотический подъем в сознании советского народа.

61. Основные тенденции развития СССР и мира в 50 – 60-е годы. Противоречия кампании десталинизации страны в период правления Н.С.Хрущева и ее влияние на международные позиции СССР в мире.

62. «Холодная война» и гонка вооружений (1945-91гг.) как форма межгосударственного противостояния. Роль ядерного оружия в межгосударственных отношениях. Проблема ядерного сдерживания как гарант мира.

63. Процесс распада колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Особенности гандизма в Индии. Социалистическое движение в странах Запада и Востока.

64. Предпосылки и причины реформирования советской системы. «Перестройка» М.С.Горбачева 1985 – 91 гг.: цели, этапы, влияние на мировой политический процесс.

65. Причины и обстоятельства распада СССР и КПСС в оценках историков и современников.

66. Постсоветское пространство после распада СССР. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

67. Особенности политической системы современной России. Влияние европейских ценностей либерализма и демократии в последней Конституции РФ 1993г.

68. Основные тенденции и противоречия мирового развития в условиях глобализации и перехода от биполярного к многополярному миру. Современные геополитические интересы России и стратегия национальной безопасности в начале XXI в.

Список литературы по учебному курсу «История»

а) Основная литература:

· Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник.9-изд. – М.: «Академия», 2013.

· Введение в лабораторию историка: Учебно-справочн.пособ. – М.: РАГС. 2009.

· Вдовин А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. – М.: Вече, 2011.

· Всемирная история: Учебник для студ.вузов. (Под ред. Г.Б.Поляка) – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

· Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Орлов А.С. История России: словарь-справочник: учебно-практич. пособие. – М.: Проспект, 2011.

· Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

· Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

· История для бакалавров. Учебник для вузов. (П.С.Самыгин и др.), Ростов н/Д, 2013 (2016).

· История (Отв. ред. Самыгин). Учебник. Изд.4-е, Ростов н/Д, Феникс, 2014.

· Ланцов С.А. Политическая история России. Учеб.пособие. – СПб, Питер, 2009.

· Наумов Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России: 3-е Изд., Уч.пос. для студ.вузов.: -М.: Академия, 2011.

· Фортунатов В.В. История: Учеб.пособ. для бакалавров. – СПб, Питер, 2013 (2016).

б) Дополнительные источники и литература (по разделам учебного курса):


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.