Занимательное развлечение «Кладоискатели» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Занимательное развлечение «Кладоискатели»

2017-10-11 430
Занимательное развлечение «Кладоискатели» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: обобщить знания по использованию материалов «Танграм», «Пифагор», оригами, лист Мёбиуса. Задачи:

—совершенствовать умение самостоятельно анализироватьсхемы и составлять по ним изображения, доказывать принадлежность фигур к классу многоугольников, ориентироваться в пространстве;

—совершенствовать знания о многоугольниках и их элементах; тритетрафлексагоне и листе Мёбиуса;

—развивать пространственное мышление, умственные способности детей, воображение, творчество.

Оборудование: конверты с заданиями («подсказки Джина»), наборы «Танграм» (для каждого ребенка), бумажные заготовки (для поделок оригами), готовые модели-оригами «журавлик» и «сердечко» («клад»).



 


 


 

Приложения


 


 


* * *

Сегодня в группу пришло письмо. Показывает письмо детям.

Какое оно красивое! Узнаем, кто нам пишет? «Здравствуйте, ребята! Я — Джин, правитель страны Чудес. Узнав, что вы играете в необычные чудесные игры (уж очень вы меня заинтересовали), решил пригласить вас в свою страну. У нас много кладов и сокровищ, которыми я хотел бы поделиться, но по законам джинов мы не можем их дарить, поэтому не все могут их найти, а только умные, смелые и добрые люди. Если вы не боитесь препятствий, готовы выполнить задания на пути к кладу, отправляйтесь в путь, а мои подсказки укажут верную дорогу».

Хотите ли вы найти клад джинов, не испугаетесь трудностей? (Нет.) Тогда смелее в путь. Первую подсказку, как пишет Джин, мы найдем среди растений на подоконнике под третьим цветочным горшком.

Дети ищут подсказку.

«Укажу вам дальше путь, если скажете, какие фигуры называются многоугольниками, назовите несколько многоугольников, докажите, что названные вами фигуры — многоугольники».

Дети отвечают.

«Вторую подсказку вы найдете за левым верхним углом школьной доски».

Дети ищут подсказку.

«Моя любимая игра "Танграм". Знакомы ли вы с ней? Что вы о ней можете рассказать?»

Во время ответов дети могут опираться па схематическое изображение игры на фланелеграфс.

«Я поверю вам, если вы сможете сложить любые изображения из "Танграма"».

Дети сами придумывают изображение или используют нерасчлененные схемы.

Кто может рассказать стихотворение о «Танграме» (приложение 13). Дети отвечают.

«Следующую подсказку вы найдете в спальне под стулом, стоящим справа от стола педагога».


Дети ищут подсказку.

«В моей стране такие чудеса творятся, что многие предметы из бумаги рождаются».

Как называются фигурки, сложенные из бумаги? (Оригами.) Соберите любую фигурку оригами.

Педагог предлагает схемы поэтапного складывания фигурок, дети сами выбирают степень трудности, затем обсуждают, у кого получилась самая сложная фигурка и кто правильно и быстро справился с заданием.

«К кладу будете вы ближе, если найдете следующую подсказку в правом углу подоконника второго окна, расположенного по левой стороне от входной двери».

Дети ищут подсказку.

«В нашей стране много чудес, но можете ли вы чем-нибудь удивить меня? Дорога к кладу будет вам открыта, если вы расскажете то, о чем я не знаю».

Педагог предлагает детям вспомнить о листе Мёбиуса, сделать его, рассказать о его односторонности, доказать этот факт.

«Вы на славу потрудились: справились со всеми заданиями, не испугались трудностей — молодцы. И я могу поделиться кладом, не нарушая законов джинов. Клад вы найдете на средней полке в самой высокой коробке. Спасибо вам за интересное путешествие».

Дети ищут подсказку в коробке.

Коробка, оказывается, непростая. Чтобы она открылась, ответьте, что вам особенно понравилось в нашем путешествии, о чем вы бы хотели рассказать дома?

В качестве «клада» можно использовать фигуры оригами, которые дети еще не умеют складывать (например, журавлики).

Приложение 7

Пример конспекта занятия по математическому моделированию на материале флексагонов

Цель: познакомить с новой геометрической фигурой — флексатоном.

Задачи:

—совершенствовать умение находить и называть элементыгеометрических фигур: углы, стороны, поверхности;

—упражнять в определении количества поверхностей фигур;

—сформировать представления о тритетрафлексагоне.



 


 


 

Приложения


 


 


Оборудование: бумажная раскладка флексагона (для воспитателя и каждого ребенка), готовая модель флексагона (для демонстрации).

* * *

На прошлых занятиях мы познакомились с одной очень инте­ресной фигурой. Кто помнит, как она называется? (Лист Мёбиуса.) Чем она необычна? (Она односторонняя.)

Необычных фигур много, и сегодня вы узнаете еще об одной. Соберем мы ее из бумажной заготовки.

Показывает заготовку.

На что она похожа? (На змею, ворота, перевернутый крючок.) Скажите, из каких фигур она состоит? (Из семи квадратов.) Как бы вы ее назвали? (Многоугольник.) Покажите стороны и углы многоугольника.

Дети выполняют задание.

Можно ли в этом многоугольнике выделить прямоугольники? Покажите, если они есть.

Дети находят прямоугольники в многоугольниках.

Сколько поверхностей у многоугольника? (Две.) Покажите их.

Дети выполняют задание.

Теперь мы превратим этот многоугольник в необычную фигуру. Сложим его по отмеченным линиям. Смотрите внимательно: как обозначен сгиб, так и выполним его. Склеим в отмеченных местах.

Педагог демонстрирует действие, дети повторяют, педагог помогает каждому ребенку.

Какой формы получилась фигура, сложенная из многоугольника? (Квадратной.) Сколько маленьких квадратиков входит в по­лучившийся квадрат? (Четыре.) Это количество больше или меньше того, из которого состоял многоугольник (обратите внимание на образец многоугольника)? (Меньше, так как в многоугольнике семь составляющих квадратиков, а в квадрате — четыре; 7 > 4.) Как можно еще назвать квадрат? (Многоугольник, четырехугольник.)

Как вы думаете, сколько поверхностей у нашего квадрата? Дети предлагают разные ответы.

Нарисуйте на одной поверхности каждого квадратика кружочек, на другой — галочку. Посмотрите, на одной поверхности у вас одни кружочки, на другой — одни галочки. Сколько поверхностей у фигуры? (Две.) Все так думают? Тогда раскроем фигурку.


Педагог показывает, как раскрыть флексагон и помогает детям выполнить эти действия.

Посмотрим, изменилось ли что-нибудь у фигуры? Что вы заметили? (На одной поверхности нет ни галочки, ни кружочка.) Почему это случилось, ведь мы ставили на обеих поверхностях знаки?

Дети предлагают варианты ответов.

Значит, открылась еще одна поверхность, кроме тех двух, которые мы отметили. Следовательно, у данной фигуры есть третья поверхность. Нарисуем на ней крестики.

Может быть, у нашего волшебного квадрата не только три поверхности? Раскроем фигуру еще раз. Есть ли неотмеченные поверхности? (Нет.) Попробуем еще раскрыть. Изменилось ли что-нибудь? (Нет.) Мы можем бесконечно раскрывать фигуру, но новых поверхностей больше не обнаружим, так как их только три. Сколько углов и сторон у фигуры с тремя поверхностями? (Четыре угла и четыре стороны.)

Как бы вы назвали новую фигуру?

Дети предлагают варианты ответов.

Ученые предложили ее назвать флексагон.

Дети проговаривают название вслед за педагогом.

Теперь наша копилка необычных фигур пополнилась, и дома вы можете показывать фокусы с флексагоном.

Приложение 8

Примеры многоуровневых логико-математических игр с флексагонами

Веселый многоугольник

(игра с гексагексафлексагоном)

Цели:

—познакомить со свойствами флексагона — изменение по цвету,форме (I этап);

—расширять представление о свойствах флексагона, развивать умение моделировать сенсорные эталоны форм, называть их(равнобедренный треугольник, трапеция, ромб и др.), определять геометрические фигуры, из которых можно построитьполовину, третью и шестую часть флексагона, закреплять навыки счета (II этап);

— продолжать формировать понятие симметрии (III этап).Оборудование: разноцветные гексагексафлексагоны.



 


 


 

Приложения


 


I этап

1. При ознакомлении с флексатоном необходимо использоватьприем проблемной ситуации: персонаж получил волшебный подарок,но не знает, что с ним делать; игроки высказывают желание помочьперсонажу.

2. Дети рассказывают, во что можно играть с флексагоном; уточняется, к какому классу относят эту фигуру.

3. Педагог «случайно» складывает флексагон так, чтобы он раскрылся. Детям дается время поэкспериментировать с флексагоном.

II этап

1. Дети вспоминают свойства флексагона: как называется этафигура, чем отличается от обычного шестиугольника, сколько имеетсторон, вершин, углов?

2. Педагог предлагает сложить флексагон пополам, назвать получившуюся фигуру, сосчитать углы, назвать фигуры, из которыхсостоит трапеция (треугольник, ромб): дети 5 лет выкладываюттрапецию из реальных геометрических фигур; более старшие игроки только называют их.

3. Предлагает самостоятельно сложить ромб, сосчитать углы; раскрыть флексагон и рассказать о нем.

III этап

1. Дети вспоминают, что такое ось симметрии; педагог предлагаетсосчитать количество осей симметрии у флексагона, показать их.

2. Перед игроками ставится исследовательская задача: если вывернуть флексагон, изменится ли количество осей симметрии? Почему?

3. Педагог предлагает сложить флексагон пополам и ответить наследующие вопросы.

* Сколько одинаковых фигур получилось?

• Какие это фигуры?

• Сколько у каждой фигуры углов?

* Сколько углов будет у двух трапеций, составляющих плоскость флексагона?

* Сколько углов у флексагона?

Двенадцать (игра с тригексафлексагоном)

Цели:

—познакомить со свойствами тригексафлексагона, закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 12 (I этап);

—расширять представления о временах года, сезонных явлениях, их цикличности, повторить названия месяцев (II этап);

—формировать представление о временном промежутке — минута, секунда (III этап);


— активизировать знания о цикличности временных процессов, продолжать знакомить с циферблатом часов, функциями часовых стрелок (IV этап).

Оборудование: тригексафлексагон (для каждого ребенка): первая плоскость флексагона — числа от 1 до 12; вторая — месяцы; третья — циферблат часов, две часовые стрелки — большая и маленькая.

I этап

1. Детям дается несколько минут, чтобы они рассмотрели и само­стоятельно поиграли с флексатонами.

2. Проводится работа с первой плоскостью флексагона: счет до12 в прямом и обратном порядке, счет от заданного числа.

3. Дети выворачивают флексагон, считают по памяти, проверяют результат.

II этап

1. Дети находят вторую плоскость флексагона. Каждому сезону принадлежит поле определенного оттенка. Игроки несколько раз повторяют названия месяцев, ведя пальчиком от одного к другому, постепенно ускоряя темп. Педагог, а затем один ребенок называет сезон, другие дети — месяцы, потом наоборот.

III этап

1. Педагог показывает секундомер, знакомит с временным отрезком — секундой и ставит задачу: сколько времени понадобитсядля того, чтобы найти скрытую сторону флексагона, полностью вывернуть его?

2. Вызывается ребенок, который засекает время. Далее дети считают до 60, стуча пятками об пол. Педагог показывает, как на циферблате отмечают минуты.

3. Дети тренируются называть минуты с использованием поверхности флексагона с циферблатом.

IV этап

1. Педагог просит вспомнить, что дети узнали на прошлом занятии (повторить последний пункт III этапа).

2. Предлагает найти плоскость флексагона, которую можно использовать как часы. Дети показывают по команде заданное педагогомвремя.

Утро — день — вечер — ночь
(игра с тритетрафлексагоном)

Оборудование:тртетрафлексг1гон со светлой (утро), темной (ночь) и скрытой, окрашенной двумя цветами (день, вечер) сторонами.

Цель: уточнить, закрепить и конкретизировать понятие «сутки» через подход «часть — целое».



 

 


 

Приложения


 


 


* * *

Сначала педагог, затем каждый ребенок, раскладывая флексагон, называет последовательность частей суток (находит и складывает по горизонтальной оси симметрии скрытую сторону флексагона: один из получившихся прямоугольников соответствует понятию день, другой — вечер).

При выполнении задания закрепляется понятие «ось симметрии» и развивается связная речь детей с помощью ответов на вопросы типа: «Что ты (твои родители, друзья, домашние животные) делаешь в это время суток?».

Приложение 9

Примерные формы работы по математическому развитию детей с использованием флексагонов

Форма 1

Что такое флексагон?

(занятие по математическому моделированию)

Цели:

—познакомить детей с историей и способами моделирования флексагона;

—закрепить методы разрезания, складывания, склеивания бумаги;

— стимулировать развитие детского творчества.

Оборудование: развертки флексагонов (для каждого ребенка);

клей; карандаши.

I этап

Продемонстрировать «волшебные» свойства флексагонов; рассказать, откуда появилась эта игрушка, кто ее придумал.

II этап

Объяснить способ изготовления флексагона, напомнить способы складывания, склеивания бумаги; предложить смоделировать флексагон по развертке, в ходе выполнения задания тщательно контролируя процесс.

III этап

Предложить придумать способы игры с флексагоном, раскрасить его как игрушку.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.