Занятия с ребенком от 1 до 6 месяцев — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Занятия с ребенком от 1 до 6 месяцев

2017-10-11 210
Занятия с ребенком от 1 до 6 месяцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примерное описание занятий по развитию общих речевых навыков и звукопроизношения у ребенка первого полугодия первого года жизни может выглядеть следующим образом.

Развитие слуха, зрения, моторики, эмоций не независимы друг от друга, а взаимо­связаны и взаимообусловлены; одно влияет на другое и оказывает положительное или отрицательное воздействие. Недостаточная сенсорная стимуляция ребенка (так назы­ваемый «сенсорный голод»), к примеру, деформирует аффективное (эмоциональное), а также умственное и моторное развитие и отрицательно влияет даже на физическое развитие ребенка, приводя в отдельных случаях к детской смертности. Поэтому надо ориентироваться на всестороннее и комплексное развитие новорожденного.

Не надо дожидаться, когда у ребенка появятся голосовые реакции. Старайтесь вызывать первые ответные голосовые реакции малыша — гуканье и гуление на основе имитационного заражения собственными эмоциями. Побуждайте малыша проявлять голосовую активность в ответ на тактильную стимуляцию (воздушные ванны, погла­живания, переодевания, растирания, ванночки), вестибулярную стимуляцию (берите на руки, покачивайте на руках или в коляске), двигательную стимуляцию (стимули­руйте ползание, переворачивание и т. п.), звуковую стимуляцию (давайте слушать записи шума листвы, пение птиц, колыбельные), зрительную стимуляцию (наклоняйте свое лицо над кроваткой, ловите взгляд новорожденного; предъявляйте ему изображе­ние лица, а также другие изображения и эмоционально-речевые воздействия (материнская забота, тесный эмоциональный контакт, эмоциональное общение).

До 3 месяцев, в тот момент, когда малыш сыт, спокоен, доволен, наклонитесь над кроваткой, дождитесь, когда он посмотрит на вас, и напевно, четко артикулируя, произнесите: «А-а-а...», или «агы...», «гу...», «у-у-у...»; задавайте вопросы, например: «Миша маленький?» — и сами отвечайте на них. Если ребенок не повторяет вслед за вами и не имитирует движений ваших губ и языка, то придется пассивно вырабатывать подражательную реакцию: легко поглаживая губы младенца в момент произнесения звуков, откройте ему рот. Стимулируйте его губы своими пальцами, легонько их пощипывайте, слегка похлопывайте. Губы можно стимулировать, дотрагиваясь до них кусочком льда или холодной тканью. Чему способствует подобное упражнение? Нормализации тонуса мышц, стимулированию кинестетических ощущений.

Когда малыш подключится к «разговору», произносите звуки чуть тише, давая возможность ребенку послушать самого себя. Поддерживайте произносимые малышом звуки, «перекликаясь» с ним. Звуки произносите с различной интонацией, чередуйте обычную речь с шепотом, с беззвучным артикулированием ([а-а-а] — рот широко открыт [и-и-и] — губы в «улыбке»; [у-у-у] — губы «трубочкой»). В разговоре делайте давайте возможность ребенку ответить.

Со временем, обычно к концу первого месяца — началу второго, ребенок во время такого общения становится спокойным, производит меньше движений, на лице его появляется довольное выражение, возникает ответная улыбка. Это свидетельствует о том, что ребенок активно воспринимает ваше с ним общение и положительно реагирует на него.

На 2 месяце увеличивается время бодрствования ребенка, а это расширяет возможность воспитательного воздействия на него с вашей стороны. Теперь вы можете организовать общение с ребенком не только тогда, когда он находится у вас на коленях, но и когда он лежит в кроватке или манеже. Здесь ваша задача состоит в том, чтобы уловить взгляд малыша, задержать его на себе и при этом заигрывать с ребенком, воздействуя одновременно на его зрение, слух, поглаживая его. Возьмите какую-нибудь достаточно крупную яркую сюжетную игрушку без многочисленных деталей, например уточку, в другой руке зажмите пищалку (если игрушка не издает звуков) и, показывая игрушку малышу, вызывайте ее звучание. Двигайте игрушкой медленно слева направо и наоборот, одновременно декламируя какой-нибудь короткий стишок, например:

Утя-утя, кря-кря-кря,

Утя в гости к нам пришла.

Так можно вызвать ответный взгляд малыша, широкую улыбку, которая может перейти сначала в беззвучный смех, а затем в громкий смех со взвизгиванием. Иногда хорошее настроение ребенка будет сохраняться и после прекращения общения — он будет продолжать смеяться и двигать ручками и ножками.

На 3 месяце возникает новая реакция — ребенок уже сам ищет вас взглядом для общения. Стоит вам появиться, как малыш останавливает на вас взгляд и начинает активно двигать руками и ногами, взвизгивать, произносить звуки [а-а], [э-э], иногда высокие горловые звуки («комплекс оживления»).

На 4 месяце жизни ребенка самое значительное приобретение заключается в развитии общения между ребенком и вами посредством речевых звуков. Он начинает прислушиваться к вашему голосу, искать его, встретившись с вами взглядом, отвечать звуками, взвизгиванием, движениями всего тела, подтягиванием головы, нередко продолжает произносить звуки даже после прекращения общения.

От 3 до 6 месяцев поддерживайте гуление малыша в ходе эмоционального общения с ним, стимулируйте появление лепета. Развивайте способность подражать звукам речи взрослого. Для этого:

· многократно и в разных вариантах повторяйте имя ребенка (Саня, Санечка, Сашуля, Сашенька);

· произносите издаваемые ребенком звуки ([а], [и]), стремясь к тому, чтобы малыш, прислушиваясь, сам произносил их;

· произносите в разговоре с ребенком отдельные слоги и пары слогов: «па», «ма», «ба», «да», сначала знакомые малышу, а затем новые;

· произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произне­сения слов и громкость голоса:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду —

Поиграем во дуду!

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду!

Ой, люли-люшеньки,

Баиньки-баюшеньки...

Сладко спи по ночам

И расти по часам.

Ой, ладушки-ладушки,

Испечем оладушки.

Воробушки сели,

Оладушки съели.

Оладушки съели,

Шшу-у-у — улетели!

· организовывайте переклички, ауканье, находясь в поле зрения ребенка и вне его («Сашенька, скажи ма-ма-ма! Ау!»);

· организовывайте поисковую деятельность ребенка по отношению к различным источникам звуков (речь, музыкальные, звучащие образные игрушки, часы);

· вызывайте слежение за собой в тот момент, когда говорите; окликайте малыша из разных мест комнаты, чередуйте шепотную речь с громкой;

· в эмоционально-игровой ситуации прячьтесь от ребенка и неожиданно появляйтесь;

· для развития зрительного и слухового внимания в игре «прятки» прячьте за ширму игрушки (например, птичку) — пусть она неожиданно появляется вновь: «Ку-ку!»

Для того чтобы гуление превратилось в лепет, то есть в произнесение слогов, ребенок должен произносить звуки большую часть своего свободного бодрствования, включая и время, когда он занимается с игрушками. Он должен упражняться в произнесении звуков. А этого можно достигнуть, если поддерживать у ребенка хорошее настроение, радость и вызывать его на «разговор».

Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии ребенка: появляются звуки и движения, имеющие целенаправленный характер. Издаваемые ребенком звуки адресованы взрослому, служат тому, чтобы заставить приблизиться к себе. Если взрослый не подходит, то малыш начинает плакать. Голодный ребенок поднимает крик. Чтобы заставить взрослого обратить на себя внимание, малыш тянет его за рукав, хватает за нос, тянет к себе его лицо. Рука теперь функционирует как орган действия: ребенок хватает подвешенную игрушку, трясет ее, прислушивается, издает звук, вертит ее в руках.

Совершенно иной тип поведения проявляет 6-месячный ребенок, с которым мало общались: общение взрослого вызывает у него плач, глаза бесцельно устремлены вдаль либо блуждают по сторонам, он мало двигается и не проявляет интереса к окружающему, поглощен рассматриванием и ощупыванием своего тела, особенно рук, ничего не замечая вокруг.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.