Взаимодействие больного и его семьи. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Взаимодействие больного и его семьи.

2017-10-11 663
Взаимодействие больного и его семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как правило, болезнь одного из членов семьи наруша­ет нормальное функционирование всей семьи. Вся эта си­туация неизбежно отражается на взаимодействии дру­гих членов семьи, часто приводя к перераспределению социальных ролей.

Заболевший член семьи вынужден «играть» роль боль­ного, физическая беспомощность которого иногда резко противоположна его обычному положению в семье и жиз­ненным позициям. Эта ситуация делает человека непри­вычно зависимым от отношения родных и создает опреде­ленные трудности для адаптации. Трудности, с другой сто­роны, усиливаются тем, что для самой семьи тяжелый боль­ной — близкий человек представляет большую психологи­ческую нагрузку: вместо обычной, получаемой от него под­держки, в том числе материальной, и другой помощи.

Все это положение создает необходимость определенной перестройки в отношениях и обязанностях всех членов се­мьи. При этом для создания и поддержания эмоционально­го равновесия больного человека очень важен определен­ный микроклимат в семье. Он создается или поддерживает­ся хорошими дружелюбными отношениями в семье. А спо­койная забота, предъявление разумных и выполнимых тре­бований к больному в семье, даже посильный труд, способ­ны поддерживать оптимизм и душевное равновесие больно­го гораздо более чем чрезмерные страхи и гиперопека и другие негативные факторы.

Надо отметить, что паническая тревога и преувеличения вполне могут индуцировать (способствовать появлению, усилению чего-либо) больного и мешать его выздо­ровлению или реабилитации.

Так же неблагоприятно могут действовать на больного эмоционально неуравновешенные, нетактичные родствен­ники, друзья или знакомые. Часто бывает так, что наве­щая больного человека, близкого им по тем или иным причинам, дома или в больнице, эти люди могут травми­ровать заболевшего, взволновать непродуманным поведе­нием, вопросами, замечаниями или сведениями, которые им самим кажутся пустяковыми — незначащими, но для больного приобретают особое значение.

Следует подчеркнуть, что любая психологическая ра­бота с родными больных может быть и должна быть необ­ходимой. Это дает не только положительный эффект для лечения, выздоровления, реабилитации, но это дает много сведений о больном, помогает ввести взаимоотношения между больным и членами его семьи в нужное русло, а также помогает включить всех людей из близкого окруже­ния больного в систему психотерапевтических воздействий.

Особенности общения

Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечен­ными в контакт с пациентом, могут быть: врач, пси­холог, медицинская сестра, социальный работник.

В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медицинской сестрой и больным. Образуется по словам И. Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с пси­хологическими и эмоциональными факторами.

Отношения между врачом и больным являются ос­новой любой лечебной деятельности. (И. Харди).

Целью же контактов между пациентом и медицинским работником является медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Отношения между врачом и пациентом обусловлены в определенной мере и условиями, в которых ведется ле­чебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важности контактов в системе взаимодействия медицинс­кий работник-пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медицинский работник, по идее, в не меньшей степени заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медицинского работника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, ко­торые и позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодей­ствия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациен­те, а также определенные ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабили­тации, поведения врача или медицинской сестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и бес­конфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками такого понятия, как коммуникативная ком­петентность. Под этим термином понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достиже­ние взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Коммуникативная компетентность может рассматривать­ся также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного общения в определенном спек­тре ситуаций межличностного взаимодействия. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и ме­дицинской сестры. Однако, несмотря на то, что в услови­ях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для са­мого больного. Все это важно, потому что некомпетент­ность в общении хотя бы одной стороны в процессе обще­ния способна нарушить диагностический и лечебный про­цесс. Поэтому лечебный процесс может и не привести к желаемым результатам. А неумение пациента наладить контакт с медицинским работником столь же негативно, сколь и нежелание медицинского работника установить эффективный контакт с любым пациентом.

Однако вышеизложенное не позволяет снять ответствен­ность за эффективное взамидействие с пациентом с само­го медицинского работника.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выз­доравливает, а применяемое лечение имеет лучший эф­фект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Выделяют следующие виды общения (СИ. Самыгин):

1. «Контакт масок» — это формальное общение. От­сутствует стремление понять и учитывать особенности лич­ности собеседника. Используются привычные маски (веж­ливости, учтивости, скромности, участливости и др.). На­бор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволя­ющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного про­филактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач — не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего об­следования и вынесения обоснованного заключения.

2. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен — то актив­но вступают в контакт, если мешает — отталкивают.

Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение ка­ких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения мо­жет происходить по желанию врача — в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зави­сеть благополучие врача. Например, руководитель. Инте­рес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

3. Формально-ролевое общение. Регламентированны­ми оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Подобный выбор вида общения со стороны врача мо­жет быть обусловлен профессиональной перегрузкой. На­пример, у участкового врача на приеме.

4. Деловое общение. Общение, учитывающее особенно­сти личности, характера, возраста, настроения собесед­ника при нацеленности на интересы дела, а не на воз­можные личностные расхождения.

При общении врача с пациентом такой вид взаимодей­ствия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с дру­гим участником общения и заинтересованным лицом.

5. Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.

Диагностическое и лечебное взаимодействие не подра­зумевает такого контакта, по крайней мере, не предус­матривает в силу профессиональной направленности ис­поведание медицинского работника.

6. Манилулятивное общение. Также, как и прими­тивное направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов.

Многим может быть известен манипулятивный прием, чаще называемый «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоя­нии здоровья пациента в русле явного преувеличения тя­жести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуля­ции может быть: 1) снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником от­ветственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента; 2) демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны меди­цинского работника с целью получения вознаграждения.

Общение медицинского работника и пациента, в прин­ципе, можно назвать вынужденным общением. Так или иначе, но основным мотивом встреч и бесед больного че­ловека с медицинским работником становится появление у одного из участников такого взаимодействия проблем со стороны здоровья. Со стороны врача и медицинской сестры существует при этом вынужденность выбора субъек­та общения, которая обусловлена его профессией, его со­циальной ролью. И если обращение пациента к врачу, обусловлено, как правило, поиском медицинской помо­щи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями его профессиональной деятельности.

Взаимодействие между пациентом и врачом не есть не­что навсегда заданное. Под воздействием различных об­стоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубо­кое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения пациента и медицинского работника способ­ствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодей­ствие между пациентом и медицинским работником.

В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив поняти­ем пациент, ввиду того, что само понятие «больной» не­сет определенную психологическую нагрузку. А обраще­ния к заболевшим людям типа: «Как Ваши дела, боль­ной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является пси­хологически комфортным.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.