Коляденя ((22?) 25 декабря). В народе отмечается День Спиридона-поворота. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Коляденя ((22?) 25 декабря). В народе отмечается День Спиридона-поворота.

2017-10-11 228
Коляденя ((22?) 25 декабря). В народе отмечается День Спиридона-поворота. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

24/25 декабря-5 января – Святки/ дни празднества, дни веселья (Святые вечера) (в Белоруссии, и в Малороссии Святки называют Колядою, Каледою) (в Новгороде Окрутники)(в Новгородской и Вологодской губерниях Кудеса) (в Торопце Псковской губернии Субботки)

 

Сочельник/ Канун Рождества. Одевали поверх шубы на девушку рубашку и возили в санях/ Васильев вечер. Васильев вечер, канун Нового года, слившийся вместе со Святками или каледою в наше время, в прежнее время именовался то богатым вечером, то авсенем, то овсенем. Под влиянием христианства если народ забывал своих главных богов, то припоминал своих второстепенных и особенно те мифы физические, которые имели предметом олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей, сюда относят Авсеня или Таусеня как божество. Если у нас год начинался с марта, то понятно, что Авсень было божество, покровительствовав- шее первым весенним посевам, сравнивая с нем. словом awsten – посев или со словом avena (лат.) – овес, со слов. owsen – овес. Но как ПетрI изменил наше древнее счисление и предписал считать начало года с 1 января, то празднование Авсеня перешло на Васильев вечер. Однако же темные предания об Авсене бессознательно сохранились в народе, что можно заключить уже из того, что деревенские славильщики, ходя по избам своих односельчан с песнями, при входе в каждый дом бросают на пол по нескольку хлебных зерен; и эти зерна собираются старухами и хозяйками дома и сберегаются до весеннего посева. Может быть, овсень происходит от выражения «О весне».

 

Обряды:

- «славление (хождение детей (колядки), взрослые со звездой (бумага, звезда с фонариком) подчас с рацеями, вертепом) и пение виноградья (величально-поздравительные песни магического характера)»/ в Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем – пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача.

- веселье/ ночное гуляние, на воловьей коже/ площадные удовольствия после 12 часов:

o игры/ «игры»/Святочные игры/ Петр I любил и сам принимал участия в играх/ игры бывали и в городах, и в сельских приютах, и в царских теремах, где царевны святочничали с верховыми, сенными девушками и боярынями.

o пляски/

o музыка по улицам/ играли на разных инструментах/ пели «Святочные песни»/ Пели о Святках так, «Шла Коледа из Новгорода»(?)

- «славление по домам, хождение в костюмах, в масках»/

o надевание костюмов/ Валсамон, патриарх XII века, всегда говорил, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение/ кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям…»/ суженный-ряженный/ разные костюмы/ наряды/ ряженные сопровождали толпы народа

o ходили по домам/ ходили только в те дома, где выставляли зажженные свечи/ говорили: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем»/ император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папой, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами и в сопровождении хора певчих о Святках ходил с ними к боярам по домам славить/ со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож. По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе/ Броун в своем путешествии по России в 1649 году. «Московские Государи посещают знатнейших своих подданных и чужестранцев пред праздником Богоявления. В таком случае их угощают, и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась с 1702 г. января 3. Первого Бранса царь Петр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрою рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные/ при императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача (жалование) под названием славленного.

o надевали личины чтобы избавить себя от чарования/маски отвораживали/удаляли очарование от самих лиц, которые их носят/в продолжение 8 дней после Рождества дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огненном виде, терзая и увлекая встречных и поперечных/личины демонов скверняют людей, поэтому купались в реке в день Крещения/Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К.Репнина, за то что тот не надел личины (Карамзин. История Государства Российского)/ История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, в Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем, надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города/

o получали подарки от каждого

- В Тихвине в Святки снаряжается большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках/поют играют на разных инструментах/их потчевали вином и кушаниями/

- В Торопце Псковсой губернии/ Святки – Субботки/ тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивают большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставят скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках, или бубботах, и для сего одеваются как можно чище, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботах. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.

- оказывают честь яблоням

- благословляли дома/ Коляда как бог/ для божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток/ кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля/ пиршество/ яства и питие/ пироги в виде свиней(?)/ горят свечки/ так же к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня/ «Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть весь следующий день, а если можно, и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню – если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, угощаются»/ принять подарок/ устраивают детям ёлку

- гадание/ один из главных обрядов богослужения/ гадание служение Богини(?)/ что-нибудь угадать/ открыть тайну/ действие сверхестественных сил/ гадание по ночам/ гадание по вечерам/ по каким-либо особенным знакам, стараются предузнать человеческий жребий, своё будущее/

o Гадание на вещах. Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, сверх всего накрывают чистым полотенцем, салфеткою или ширинкою. После того участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли, и потом другие подблюдные песни. По окончании каждой, запустив руку и отворотясь от блюда, из-под закрытого блюда вынимают какой-нибудь один предмет, попавшийся первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. К этому применялось содержание песни, из которого выводится себе предвещание. Но так как из-под блюда вынутые вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то присуждается по этому случаю выкуп вещей. Последнему вынувшему доставшуюся из-под блюда на долю его вещь, уже последнюю, поют песню обыкновенно свадебную, как бы предвещая скорый брак. Затем и кольцо катят по полу, наблюдая, в которую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки – близость брака, для мужчины – отъезд.

o Хоронение золота, или как золото хоронить/ ах ты золото моё/ это не человек, а золото/ летопись, русские при договоре с греками, полагая золото перед Перуном и Волосом, клялись, что если нарушат договор, то да «будут золото, яко золото»/ с югорскими князьями, клявшимися в верности пред великим князем на опас, и в знак верности клялись, испивая воду с золота/ поговоркой «С твоего слова, как с золотого блюда» выражают желание благополучия и всех благ/ хоронить золото причисляют к обычаям, остатки обрядности сохранились о святках, но уже в форме забавы/ в собрании сидящих девиц, дам и мужчин тихонько дают оставшееся от подблюдной песни кольцо, и оно передается тайком от одного к другому из сидящих рядом и смежно между собою, предоставляя кому-нибудь из мужчин или девушек искать это кольцо при пении обрядовой песни, пока не найдется в чьей-либо руке искомое. Пойманный в скрытии вещи в свою очередь начинает отыскивать и так далее.

o Окличка прохожих и проезжих. Это гадание состоит в том, что во время вечера или ночи выходят из дома и, стоя у калитки, девушки спрашивают у мужчин словами: «Как ваше имя?» с тою целью и уверенностью, что будущий жених будет иметь то же самое имя и ту же красоту, которую имеет виденный и опрошенный. В Ярославской губернии окликают с блином на голове.

o Подслушивание. Гадатели и гадательницы ходят слушать под окна чужих домов и, судя по услышанным ими словам, веселому или неприятному разговору, предрекают себе приятную или скучную жизнь, бранчивого или ласкового мужа. Заключения под чужими окнами через подслушивание бывают самые разно­ образные и выводятся из того, кого слышат: старого или молодого, пьяного и трезвого, мужчину или женщину и проч. Такие подслушивания производятся у окон или дверей жилых изб или у окон домов (преимущественно первых этажей). Но более храбрые и резвые из девушек решаются слушать под замком церковных дверей с целью услышать пение в церкви в полночь, когда службы не бывает. Если воображение сильно возбуждено, нервы тоже, то легко может случиться, что возбужденная особа в полузабвении, увлеченная мыслью и силою воли до мозга костей, слышит скорее во сне то сладкое венчальное, то погребальное пение, из чего выносит, что ей в этот год или идти замуж, или помереть.

o Гадание на курицах. Сняв с насеста курицу, чаще петуха, приносят в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, золотые, серебряные и даже медные кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускают на пол и смотрят: какую вещь она клюнет или за что примется прежде всего, имея в виду, что птица ночью или вечером бывает слепа и по естественной привычке клевать, что попадя, клюнет что-либо из предметов, положенных на полу. Гадают и так и иначе: если гадает одна особа, то понятно, что ей, выпустив петуха или курицу, можно гадать на разные мотивы, но если же гадающих девушек очень много, то приходится задумывать иначе. Например, курицу или петуха пускают в средину круга, составленного из колец и перстней, принадлежащих разным девушкам. Чье кольцо, перстень или серьгу клюнет птица, та выйдет замуж в течение этого года. Но выйти замуж вообще нетрудно, каково быть за мужем? – задается вопросом каждая из девиц. В этом случае девушка-гадательница применяет, как выше сказано, к делу гадания воду, хлеб, уголь и кольца. Затем пускает курицу. Если курица или петух станет пить воду, то муж будет пьяница. Если будет есть хлеб, то муж будет достаточный, когда же примется за уголь, то муж будет бедняк или, как говорится, прогорит; золотое кольцо клюнет – богач, серебряное – достаточный, медное – скудный по труду, иногда волокита. Иногда бывает и так, что гадательницы делают в просторной избе несколько таких кругов, каждая для себя, и приносит каждая девушка курицу из своего дома. В Костромской губернии во время Святок холостежь и молодежь ходят по птичьим закутам или дворам и, зажмурив глаза, снимают курицу с насеста (нашестка, наседала), по цвету курицы судят о цвете волос суженого или суженой. В Сибири в это время гаданий впускают на средину комнаты курицу с петухом и пускают по полу и замечают: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; но если и курица будет храбриться, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.

o Гадание на лошадях. Выводят из конюшни лошадей не иначе, как через оглоблю или через какую-либо жердь. Если лошадь зацепит за оглоблю или жердь ногами, то для девушки – муж сердитый и несчастная жизнь. Когда же лошадь удобно перешагнет, не зацепив жердь или оглоблю, то для девушки предстоит счастливое житье со смиренным ласковым мужем. Проф. Снегирев приписывает это гадание ко временам языческим, когда в Рюгене пред началом каждой войны жрецы гадали о будущем успехе, для чего переводили коня чрез несколько жердей, и непременно белого коня Световидова, а в Штетине Воронова коня. Следы этого языческого обычая остались и по сие время в Костромской и Ярославской губерниях. Иногда садятся на лошадь, у которой завязаны глаза, и пускают из ворот по воле; в которую сторону лошадь изберет путь, туда девушке замуж выходить.

o Гадание у ворот. Выходят к забору или просто, стоя за воротами во время ночи, и говорят: «Залай, залай, собаченька! Залай, серый волчок!», «Где залает собаченька, там живет мой суженый!». Мнение вообще таково, что где девушка услышит собачий лай, туда непременно будет отдана замуж слышавшая лай девушка, и чем глуше и дальше слышен будет лай, тем дальше она будет отдана замуж. Притом лай хриплый, значит – брак со стариком, звонкий и тонкий лай – молодой жених.

o Гадание башмаком. Девушки снимают с левой ноги башмаки и кидают их за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана кидающая, когда же башмак ляжет носком к воротам, из которого выкинут башмак, то девушке в этот год – жить дома и не выходить замуж.

o Гадание топором. Это гадание относят к древним. Плиний свидетельствует, что этого рода гадание внесено в Грецию Остонесом при Ксерксе I и употребляли его для узнания виновного. Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так, что вращать кол было очень легко, и при вращении произносили имена подозреваемых. На чьем имени он покривится, тот и оказывался виновным. Ныне, если хотят погадать, выйдет ли девушка в нынешнем году замуж, при верчении топора упоминают имена девушек, и та из них выйдет, на чьем имени топор покривится.

o Гадание на луковицах. Берут несколько луковиц и замечают каждую из них; эти луковицы кладут на землю; чья луковица ранее даст росток, та из девушек выйдет прежде других замуж.

o Гадание яйцом. Берут стакан, наполненный чистою водою, и в эту воду с осторожностью выпускают свежее яйцо. Дают несколько постоять, а потом по расположению белка в воде судят о будущем.

o Гадание на поленьях. Девушки подходят к поленице задом или защурясь и берут из нее без выбора, которой какое попадется. Затем каждая свое осматривает, из чего заключают о будущем женихе, например, гладкое полено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего, красивого жениха; полено с шероховатой корою – некрасивого на вид; в толстой, но хорошей коре – богатого. Полено местами ободранное – нуждающегося; без коры – бедного, толстое полено – сильного, толстого; с сучками – большая семья, и по числу сучьев – о числе людей в семье; кривое – урода или с какими-нибудь физическими недостатками.

o Гадание воском, оловом или свинцом. В некоторых областях Германии, так и в России, о Святках льют воск или олово в воду и по вылитым фигурам заключают о своем жребии, о счастье, несчастье, неудаче, урожае или голоде. В Потребнике 1639 года все восколеи и оловолеи названы «чародеями».

o Гадание на коровьей или воловьей коже. Проф. Снегирев описывает, как гадают в Вельской и Шенкурской областях о годовой судьбе при помощи снятой с крупного рогатого скота кожи. С этой целью несколько девушек берут столешник, хлеб, ножик и коровью сырую кожу, идут на перекресток или на прорубь, расстилают там кожу, кладут на нее хлеб и ножиком очерчивают круг, в пределах которого и садятся, закрыв себя столешником или скатертью, и, ухватив друг друга за мизинец, делают завещание, чтобы судьба известила их, что случится им в нынешнем году, и в таинственной тишине ночи слушают: одной слышится, что едут женихи большим поездом, другой чудится, что на поле большое собрание народа, знак обильной жатвы и проч. Такие гадания происходят не только в России, но и в Шотландии, по свидетельству Вальтера Скотта. Гадают ночью, завернувшись в сырую коровью или в воловью кожу, садятся в ожидании ответов на сделанные вопросы или имеют видения, которые открывают будущее.

o Гадание по сковороде. Чтобы узнать имя будущего жениха, девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, а на сковороду кладут камень и льют несколько воды. После того потихоньку и медленно начинают каждая из девушек вынимать по соломинке и из звука, производимого камнем на сковороде при колебании, воображают слышать имя будущего жениха. Тоже делают так: наливают на сковороду воды и камни; сверх этого всего кладут растрепанные хлопья льна или пеньки, зажигают их и накрывают горшком. Когда вода сильно заклокочет, то, по замечанию суеверов, у невестки будет сварливая свекровь.

o Гадание на кольце, хлебе и крючке. Положив на пол кольцо, крючок из соломы и кусок хлеба, покрывают эти три предмета платком, из-под которого потом и вынимают, кому какая вещь достанется. Если вынется кольцо, то жених будет щеголь, если хлеб – богач, а если крючок, то – бедняк. Бедный крюк в смысле того, что бедняк всегда горбится от труда и пред всеми изгибается.

o Гадание у омета соломы. Подходят к омету соломы, закинув голову назад, берут ртом соломинку; ежели она будет с колосом, то примечают, что вышедшая в замужество будет богата, если соломина попадется без колоса, то жизнь будет бедная.

o Гадание на перекрестке в полночь. Девушки выходят на перекресток и, загадав каждая из них о своем будущем женихе, очерчивают круг и, стоя в нем, прислушиваются, и когда почудится им звон колокольчиков, или смех, или веселое пение, то заключают, что – быть замужем. Если же послышится плач или унылое пение, то значит – умереть. На перекрестке также смотрят в зеркало и видят своего суженого и ряженого.

o Гадание под окном. В полночь гадающие девушки садятся у окон, и каждая из них приговаривает: «Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна!» Если которая из них услышит поезд с криком и свистом, то предрекает себе веселую и счастливую жизнь; если же поезд будет тихий, то слышавшая его девушка предвидит жизнь бедную.

o Гадание на бобах: Еще в начале XVII века существовало гадание на бобах, как то видно из Потребника мирского, где запрещается верить бобам, и также из народной пословицы:
«Чужую беду бобами разведу, а к своей-то беде и ума не приложу». Гадание это производится так: берут 41 боб и раскладывают на 9 кучек по столу в три линии таким образом. Прежде всего, делают только три кучки из 41 боба без счету, а по виду; затем из первой отсчитывают 4 боба, которые и кладут в сторону таким образом: из первой кучки откладывают 4, 3, 2 и 1 боб; последний будет для образования первой кучки второго ряда. Потом принимаются за вторую кучку из трех первоначальных и поступают с нею так же, как и с первой; остаток присоединяют ко второй линии для образования в ней второй кучки. Наконец, поступив таким образом, получим в первом ряду 3 кучки, в каждой из которых будет не более как по 4 боба. Второй ряд или линия должна производиться из тех кучек, где бобы были отсчитаны по 4, все эти бобы должно также разложить на произвольные три кучки. Потом нужно образовать третий ряд, только он не отсчитывается, а просто делится весь остаток от первых двух линий на произвольные последние три кучки. При этом нужно иметь в памяти слова желаю, надеюсь, исполнится. В первом ряду средняя из трех кучек у гадальщиц названа головою, третья кучка — рукою, средняя со второй — сердцем. В третьей третья кучка — ногою в походе. Эти кучки считаются главными, а потому и выбирают при загадывании ту из них, которая подходит ближе к вопросу, так как: 1) Голова содержит ответы на вопрос об уме, способностях и об характере; 2) Рука — имение, богатство, бедность; 3) Сердце — печаль, радость, чувство, любовь. 4) Нога в походе — путешествие, дорога, письма, отъезд, отправка. Лишь только будет подходить вопрос к одной из четырех кучек, то посмотрите, сколько будет в ней зерен; если чет, то неблагоприятное, а если нечет то — благоприятный вывод. Причем нужно также осведомляться для соображения с первой кучкой той же линии или ряда, где видим ответ на вопрос, потому что, если видим нечет в вопрошаемой кучке, то есть — благополучие, а в первой кучке того же ряда — чет, то значит будет препятствие, но окончится к вашему благополучию.

o Гадание ключом. Для такого гадания берут какой-нибудь ключ, преимущественно старый, закладывают его бородкой между листом переплетенной книги, которую при этом крепко завязывают. Понятно, что защемленный ключ должен держаться крепко между страниц книги. Тогда за кольцо или дужку ключа вешают книгу на веревку к потолку и загадывают, кто выйдет из числа предстоящих здесь девушек замуж. Если книга до сих пор висела неподвижно, то она при чьей-либо фамилии перевернется, что и служит знаком того, что та девушка, при имени которой книга оказала движение, будет замужем в этом году. Точно так же иногда, конечно давно, узнавали виноватого при выкликании имени подозреваемых лиц.

o Гадание на священной книге. Берут какую-нибудь книгу, преимущественно духовного содержания, и, не раскрывая ее, задают себе цифру страницы и строчку сверху или снизу наобум. Потом открывают эту страницу и читают. То, что вычитается из определенной незаведомо страницы и строчки, служит ответом на задуманный вопрос. Если он будет ответ не прямой, то его растолковывают по-своему.

o Гадание на зеркалах. Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которым более осязательно и более серьезно хочется ознакомиться со своей будущностью. Гадание в зеркале, или наведение зеркал, всегда сопряжено с тишиною и молчанием, а вместе с тем с безлюдностью, для чего избирается ночь. Средств к гаданию на зеркалах много, вот некоторые: а) В темном покое ставят на стол зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка входит в покой и смотрит через свечу в зеркало, где и видит своего суженого. Когда она скажет: «чур меня», – видение исчезает. б) В Сибири ставят два зеркала, одно против другого; перед одним девушка ставит 2 свечи на стол, а другое зеркало уставляет за собою, таким образом поместившись между двух зеркал, очерчивает вокруг себя зажженною лучинкою, которой был зажжен огонь в сочельник, глядит внимательно в поставленное пред собою зеркало. Тут непременно покажется суженый, который будет глядеть через плечо девушки. Нужно вовремя зачураться, а не оглядываться. в) Вечером берут два зеркала, если можно, равной величины, и, если можно, большие и устанавливают одно против другого, освещая их при помощи двух свечей с того и другого края. Лучше всего держать зеркало против освященного стенного зеркала и держать в руках так, чтобы из направленных зеркал в стенном образовался длинный коридор, освещенный огнями. Разумеется, лучше всего, когда зеркала безукоризненно чисты и без пузырей и других пороков. Когда зеркала будут уставлены одно против другого и освещены двумя свечами одинаковой высоты, то гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме разве одной или двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних особ, однако же, требуется не смотреть в зеркало, не подходить к гадающему лицу и не разговаривать. Особа, севшая гадать, должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал, направленных стеклами одно против другого. Время для этого гадания определить нельзя, можно просидеть далеко за полночь и ничего не увидать, можно вздремнуть и во сне видеть многое; но вообще говорят, что зеркало перед началом видения тускнеет, свечи также теряют свой первоначальный свет, и вот тут-то нужно обратить усиленное внимание, чтобы вскорости увидеть что-нибудь.

o Приглашение ужинать. Накрыв стол для суженого, ставят два прибора, хлеб, соль, ложки, только не кладут вилок и ножей. Около полуночи девушка, испытывающая свое будущее, садится за стол одна, очерчивается и говорит: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». Лишь только пробьет полночь, является жених в том самом наряде, в котором он должен быть при бракосочетании, и садится за стол. На всякий случай берут с собой петуха для того, что если не поможет зачурание и гость засидится, то надобно хорошенько давнуть петуха, тогда он запоет и видение исчезнет. Говорят, если призрак что-либо вынет из кармана и положит на стол, то стоит только зачурать, и видение пропадет, а оставленный предмет останется во владении девушки. Появление призрака или суженого имеет предварительные признаки: вой и свист ветра, серный запах, иногда смрадный.

o Гадание на полотенце. Вывешивают белое полотенце из окошка на ночь со словами: «Суженый, ряженый, приди и утрися». Если вскоре затем полотенце будет вымочено, то значит в этот год быть девушке, которая вывесила его, замужем; а если к утру снимет его сухим, то не выйти в том году.

o Гадание у бани. Отворив немного дверь бани, девушки обнажали некоторые части, подходили к двери поочередно и говорили под прикрытием сумрака ночи довольно несвойственную для девушек, и тем более девственниц, фразу с предложением домовому прикоснуться рукой к обнаженной части тела. Если девушка чувствовала руку мохнатую – то предполагался богатый жених в этом году, а холодная голая рука – бедного, шершавая – характерного и пр.

o Гадание у сарая. Ходят в сарай, где стоят свиные туши, и слушают, что свинья хрюкнет или пошепчет.

o Гадание на курице и петухе. Связывают хвостами вместе петуха и курицу и сажают под решето и наблюдают, которая из птиц потянет за собой другую. Если петух, то для загадывающей особы муж будет ее держать в руках строго, если же курица потащит петуха, то значит жена будет начальствовать над мужем.

o Гадание на снах. К святочным гаданиям принадлежат также сновидения на Новый год или на Святках, из которых выводит предсказания каждая загадывающая особа.

o Мостик. Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку. Та, которая кладет такой мостик, ложась спать, приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый если явится во сне и переведет через мост, значит быть замужем в этом году.

o Пересол. Едят перед сном что-либо соленое или пересаливая пищу. Ложась спать, говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Иногда просто берут наперсток воды и наперсток соли, смешивают и пьют. Понятно, что может и присниться что-нибудь подобное во сне, потому что жажда будет преследовать солено наевшегося спящего.

o Гребень. Кладут под голову гребень и говорят: «Суженый, ряженый, причеши мне голову».

o Снег. Ложатся навзничь в снег и поутру ходят смотреть: если след остался по-прежнему гладким, то муж будущий будет смирен и спокоен, если же это место иссечено, то вздорный и драчливый.

o Карта. На ночь кладут бубнового или другого короля под изголовье и загадывают на суженого-ряженого или на то лицо, которым девушка увлечена, с целью узнать будущее или расположение друга.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.