Проблема истины и ее критериев. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Проблема истины и ее критериев.

2017-10-11 217
Проблема истины и ее критериев. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе познания человек стремится получить как можно более достоверное, объективное знание, то есть истину.

В истории сформировались несколько концепций истины и ее определений:

1. Классическая, где истина -это соответствие мысли реальности.(Сформировалась в Античной Греции.)

2.Теория Корреспонденции, где истина рассматривается как противоречивость мысли некоторым идеальным принципам.(Рассел, Витгенштейм)

3.Когерентная теория истины, где истина рассматривается как самосогласованность, непротиворечивость знаний, то есть если новая информация согласуется с уже имеющейся системой знаний, то она является истиной(Корнап, Нейрат).

4. Прагматическая теория истины, где истина сводится к полезности, то есть если идея является полезной в рамках определенной теории то ее следует признать истиной(Джемс, Пирс,Бриджшент)

Современное определение истины строят на базе классической концепции, дополняя указанием на объективность и вводя в определение требования доказательности.

Истина-это объективное соответствие содержания мысли реальности и доказательства этого соответствия.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина- это наиболее полно, исчерпывающее знание обо всем, которое не претерпит изменений в будущем. Абсолютная истина существует лишь в теории.

Относительная истина- это неполное, ограниченное знание об объекте. Ограниченность относительной истины обусловлена уровнем познавательных возможностей человека и общества на определенном этапе развития.

Процесс становления относительной истины проходит 3 этапа:

1. Вера - это специфическое отношение к суждению и само суждение, не опирающееся на объективное доказательство.

2. Мнение - это специфическое суждение, особенность которого состоит в недостаточной объективной обоснованности. В зависимости степени обоснованности мнение становится более или менее правдоподобным.

3. Знание, как относительная истина, процесс характеризующийся достаточно объективным обоснованием суждения.

Познание развивается через движение от относительной истины к абсолютной. Любая относительная истина содержит в себе частицу истины абсолютной, а абсолютная истина складывается из истин относительных.

Познание непрерывно приближается к истине абсолютной, но никогда не достигает ее.

Следует различать понятия: истина, ложь, заблуждение, правда, ошибка.

Ложь - это сознательное, преднамеренное искажение истины.

Заблуждение - это несознательное, непреднамеренное искажение истины.

Правда - это сознательное выражение истины.

Ошибка - это искажение истины, проявляющееся в действии.

Важной характеристикой истины является ее конкретность, заключающаяся в том, что истинным суждение является лишь в границах доказанного.

Доказательство истины связано с определенными критериями:

1. Логический

2.Математический

3.Прагматический

4.Лингвистический и др., но основным базисно-определяющим критерием истины является практика

Понятие практика употребляется в 2 основных значениях:

1. Практика - это вся деятельность человека по созданию материальной и духовной культуры.

2.Практика - это материальная деятельность людей противоположная теории.

Именно во 2 значении практика выступает основным базисно-определяющим критерием истины.

Практика в процессе познания выступает основным источником, движущей силой, целью познания и критерием истины.

Практика как критерий истины выступает своеобразной формой связи между познанием и объективной реальностью. Единственно возможным способом проверки знания является соотнесение мысли с предметом познания, что достижимо только в рамках практической деятельности.

 

Иногда невозможно решить поставленную задачу только с помощью чувственного или рационального познания. В таком случае важную роль играет интуиция.

Интуиция-этоспособность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования какими-либо доказательствами. Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию.

Характерные черты интуиции:

1. Неожиданность решения поставленной задачи.

2. Неосознанность путей и средств разрешения.

3. Непосредственный характер разрешения истины.

 

В философии существует раздел гносеология- это учение о познании.

В вопросе познаваемости мира существует 2 основные позиции:

1.Гносеологический оптимизм, сторонники которого считают, что мир познать возможно.

2. Гносеологический пессимизм, который выражается в 2 основных формах:

-Агностицизм, который отрицает принципиальную возможность познания мира

-Скептицизм, сторонники которого сомневаются в возможности окончательного достоверного познания мира.

В зависимости от определения основы познания выделяют следущие направления:

1. Эмпиризм, который основой познания признает чувственный опыт.

2.Рационализм, который основой познания признает разум человека (мышления).

3. Сенсуализм, который основой познания признает ощущения (является частью эмпиризма).

 

 

Наука и научное познание.

Функции науки в современном обществе:

1. Гносеологическая, так как наука участвует в познании мира.

2. Мировоззренческая функция, так как наука объясняет мир.

3. Созидающая, так как наука выступает производительной силой общества.

4. Управленческая, так как наука руководит процессами современного производства.

5. Информационно-техническая, так как наука создает и развивает информационные технологии.

6.Социально-преобразующая, так как наука выступает фактором общественного развития.

Наука как социальный феномен (явление) сформировалась на определенном этапе развития общества – в 17 веке.

Наука - это часть культуры и духовное производство (производство идей, знаний).

Наука - это особый вид деятельности человека,направленный на получение новых знаний.

Наука - это систематизированное теоретическое знание о природе, обществе и человеке.

В истории развития науки выделяют 3 основных этапа:

1. Классическая наука (17-19 века), где научная рациональность основывалась на законах механики Ньютона.

2.Неклассическая наука (первая половина 20века), где научная рациональность основывалась на теории относительности Эйнштейна.

3. Постнеклассическая наука (с середины 20 века до настоящего времени), где научная рациональность основывалась на синергетике (учение о сложных саморазвивающихся системах).

Наука формирует научную картину мира.

Научная картина мира - это целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая на основе обобщения научных знаний, полученных в процессе научного познания.

Характерные признаки научного знания:

1. Объективность.

2. Системность.

3. Универсальность.

4. Доказательность.

5. Экспериментальная подтверждаемость.

Научная картина мира носит конкретно-исторический характер и классифицируется на основе этапов развития науки:

1. Классическая научная картина мира.

2. Неклассическая научная картина мира.

3. Постнеклассическая научная картина мира.

Наука и общество взаимосвязаны. Наука является основным средством и формой человеческого познания на современном этапе развития общества.

В обществе сформировались 2 основные позиции отношения к науке:

1. Сциентизм, который ставит науку в центр общественного развития, полагая, что ее развитие позволяет решать любые проблемы, возникающие в обществе.

2. Антисциентизм, который обвиняет науку во всех проблемах человечества, полагая, что ее развитие завело общество в тупик.

Наука осуществляет научное познание действительности.

Научное познание основной целью имеет открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязях.

Научное познание связано с осмыслением фактов в системе понятий и законов определенной науки.

Научное познание подразделяется на 2 основных вида:

1. Естественно-научное.

2. Общественно-научное.

Научное познание имеет 2 уровня:

1. Эмпирический, связанный с получением знаний из опыта.

2. Теоретический уровень, характеризующийся высокой степенью обобщения, абстрактностью и глубиной проникновения в сущность объекта.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны между собой, так как эмпирическое познание опирается на предшествующее теоретическое знание. А теоретическое познание использует данные, полученные на эмпирическом уровне.

Основными формами научного познания являются:

1. Научный факт - это предложение, фиксирующее эмпирическое знание (то есть, проверенное опытом).

2. Научная проблема - это затруднение, фиксирующее отсутствие необходимых для осмысления объекта знаний, или наличие различных подходов к его пониманию.

3. Научная идея- это основа, объединяющая знания в целостную систему и выполняющая роль активного познавательного принципа, поиска путей решения научной проблемы.

4. Научная гипотеза- это предположение, предлагающее возможное теоретическое решение научной проблемы, не опирающееся на достаточное доказательство.

5. Научный закон - это форма познания необходимых, устойчивых, повторяющихся отношений между явлениями.

6. Теория - это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существенных связей объекта.

Научное познание осуществляется с помощью научных методов.

Метод - это способ достижения желаемого результата.

Научный метод - это система правил теоретической и практической деятельности, направленный на получение новых знаний об объекте.

Методология - это совокупность методов научного познания. Так же понятием методология называют раздел философии, занимающийся изучением методов научного познания.

Существуют различные классификации научных методов познания, построенные по разным основаниям:

1. По границам применения методов в процессе познания выделяют:

- Всеобщие методы, используемые во всех областях науки и на всех этапах познания(диалектический, метафизический, исторический, логический, метод восхождения от абстрактному к конкретному).

- Общенаучные методы, используемые во всех науках, но лишь на определенных этапах познания(анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, эксперимент и так далее).

- Частные методы (методы частных наук), применяемые в пределах одной науки (радиоспектральный метод в физике, препарирование в биологии и т.д.).

2. По уровням познания методы бывают:

- Эмпирические, связанные с получением знаний из опыта (наблюдение, сравнение, измерение, описание, эксперимент).

- Теоретические, основанные на логических способах получения знаний путем умозаключений и обобщений (абстрагирование, формализация, аксиоматизация, метод восхождения от абстрактного к конкретному).

Некоторые методы применяются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Методы научного познания:

1. Наблюдение это систематическое, целенаправленное восприятие объектов без вмешательства исследователя в его жизнедеятельность.

2. Сравнение - это установление сходства и различия между двумя объектами.

3. Измерение - это процедура определения количества характеристик объекта посредством определенного эталона.

4.Описание-это передача характеристик объекта в определенной знаковой форме.

5. Эксперимент- это метод изучения объекта, где исследователь создает искусственные условия для выполнения соответствующих свойств объекта.

6. Абстрагирование-это отвлечение от несущественных свойств объекта и фиксация внимания на основных существенных свойствах объекта.

7. Формализация-это замена реально существующих объектов отношениями между знаками.

8. Идеализация-это мысленное конструирование объектов невозможных в действительности.

9. Классификация- это разделение множества объектов на группы, подгруппы и т.д. по принципу общих существенных признаков.

10. Аналогия- это получение знаний о неизученных объектах на основе их сходства с уже изученными.

11. Анализ- это метод расчленения целого на составляющие части для их детального изучения.

12. Синтез - это соединение составных частей целого с целью получения обобщенных характеристик.

13. Индукция-это логический прием движения мысли от частного к общему.

14. Дедукция - это логический прием движения мысли от общего к частному.

15. Моделирование- это метод изучения объекта путем создания и исследования его аналога (модели), сходства которого с оригиналом существенно, а различия не существенны в плане конкретной познавательной задачи.

16. Аксиоматизация- это способ построения теории, где в основу кладутся некоторые положения, как аксиомы из которых выводится, по определенным правилам, все остальные положения теории.

17. Исторический, который детально в хронологической последовательности раскрывает все моменты развития объекта во всех случайностях и отношениях.

18. Логический- отвлекается от случайных побочных моментов и фиксирует внимание на раскрытии закономерностей и наиболее существенных проявлениях исследуемого процесса.

19. Восхождение от абстрактного к конкретному- это восхождение познания от конкретного объекта действительности к абстрактному представлению о нем, а затем восхождение от абстрактных односторонних знаний от объекте к знаниям конкретным и многогранным.

20. Системный - это создание определенной системы методов, позволяющих выяснить необходимые свойства объекта.

21. Диалектический - рассматривает все явления и поцессы действительности в их закономерной взаимосвязи и развитии.

22. Метафизический - рассматривает все явления и процессы действительности как единичные, обособленные и статичные.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.