Тема: Контрольное письменное тестирование. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема: Контрольное письменное тестирование.

2017-10-11 439
Тема: Контрольное письменное тестирование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 13 (2 часа).

Тема: Защита исследовательского проекта «История в диалогах».

Студенты готовят транскрибирование одного интервью (мемораты) и фото-материалы, если есть.

Рекомендации по камеральной обработке материалов проекта:

  1. Составление реестра записи.

- дата записи

- место записи

- тема интервью, сюжет или название

- информанты с биографическими данными (ФИО, год рождения, место рождения, образование, вероисповедание (конфессия).

2. При расшифровке записи речь должна передаваться буквально, с сохранением диалектных особенностей, если информант говорит не на русском языке, то отмечается с помощью пометы, к примеру (рассказ на татарском, немецком, алтайском языке).

Пример сплошной расшифровки аудиозаписи:

№ аудиозаписи, вид аудиозаписи. Дата записи Место записи ФИО информанта Время записи Тема беседы Текст
Аудиозапись 005 12.03.14 с.Солоновка Смоленский район, Алтайский край Иванова Анна Ивановна 1954 г.р. 00.00-04.00 Тема «Детство»     00.20-10.00 Тема «Косметика» К чему приучали детей с раннего детства? К труду, к молитве. У каждого ребенка были свои обязанности. Потом к грамоте приучали. Какие качества были главными в вашей семье? Уважение. Муж в семье был глава. Бабуля моя, звала мужа только Кондратий Трофимович. Дети звали тятенькой. Дедушку я ни одного не знаю. Мамин отец на войне умер. А папин отец умер от болезни. Папина мама вышла замуж, вот того помню. В 1971 мы поженились, а в 1996 он умер. Родители были строгими в отношении школы? Я была посредственной ученицей. С тройками. Я даже и школу кончила 10 класс с тройками. бегать любила, уйдешь с подружками, надо водиться с братьями, а я убегу. Бабушка потом придет (смеется) отвалтузит и домой бежать. Не было ли запрета для девочек румянить щеки, красить брови? Если был, то чем он обосновывался? В школу нельзя было, а дома то можно было, но еще смотря какие родители, если строгие то не разрешали, ладно значит ладно. Ну кто красился кто не красился, но такой конечно косметики не было. А чем красились? Мы вообще ни чем не красились, вот цветные карандаши, и то они были жесткие прежесткие. И ими красились!? Да, а как ты думала, ну не губы конечно, а глаза в основном, кто родинку подведет, подделает. А ногти тоже лака не было, только потом они пошли, только по великому счастью его купить было.

Пример расшифровки фотографий из семейного альбома:

№ фотографии Дата фотографии Место фотографирования Лица, изображенные на фотографии Контекст
№ 1 12.05.54 (или 1954 год) с. Солоновка Смоленский район Алтайский край семейное фото: перечислить (кто изображен на фотографии), например Иванова Анна Ивановна 17 лет с подругами Уборка урожая в колхозе (или девушки на танцах в сельском клубе и т.д.).

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОЛОГИЯ»

Аттестация студентов проводится в виде экзамена в конце 2 семестра.

Допуск к сдаче зачета с оценкой осуществляется, если за работу в семестре студент набрал не менее 51 балла. Максимальная оценка за экзамен – 100 баллов.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Во время рубежного контроля знаний студент должен показать знания всех основных проблем курса:

- объект и предмет этнологии и социальной антропологии;

- источники этнологи, основные методы и методики этнологического исследования;

- история зарубежной и российской этнологии;

- классификации народов мира;

- этногенез и этническая история народов;

- хозяйство и материальная культура;

- особенности семьи, семейных и социальных отношений у народов мира;

- традиции, обычаи, праздники, досуг народов мира.

Рубежный контроль знаний по этнологии предусматривает умение студентов во время ответа интегрировать информацию по курсу со знаниями по истории, географии, обществознанию, литературе (в объеме школьной программы).

На экзамене оценивается умение студентов сопоставлять и сравнивать этнографические факты, выделять этнические особенности материальной и духовной культуры народов, обосновывать собственную точку зрения на современные этнические процессы.

Рубежный контроль знаний по этнологии предусматривает проверку навыков студентов работать с географическими и историческими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками).

При выставлении отметки на рубежном контроле знаний по этнологии учитывается знание студентом современной этнополитической и этнодемографической обстановки в мире и России.

На рубежном контроле знаний по этнологии уделяется внимание владению студентом научной терминологией, как этнологической, так и общеисторической.

Ответ студента должен быть результатом соединения знаний, полученных в ходе аудиторных занятий и при изучении учебной и дополнительной научной и научно-популярной литературы, структурно и логически продуман, а изложение теоретических положений в процессе ответа – сопровождаться конкретными примерами. При выставлении оценки учитывается знание студентом основной и дополнительной литературы по курсу.

Оценка «отлично» 85 – 100 баллов – ставится за полный исчерпывающий ответ по двум вопросам билета, если студентом учтены и соблюдены все вышеперечисленные требования. Студент обязан глубоко знать программный материал, литературно грамотно излагать свои мысли, точно и полно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «хорошо» – 66 – 84 баллов – ставится в том случае, если в ответе допущены незначительные ошибки, неточности в изложении фактического материала, нарушена структура и логика ответа, или студент не точно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, допускает ошибки при работе с картами, атласами.

Оценка «удовлетворительно» – 51 - 65 баллов – выставляется студенту, если значительная часть материала была изложена, но отсутствовали некоторые блоки информации; ответ был схематичным или поверхностным; допущены отдельные грубые фактические ошибки; если студент не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя по курсу, а также в случае отсутствия четкой структуры, логики ответа и навыка грамотной речи. Оценка «удовлетворительно» выставляется также в том случае, если студент не может дать положительный ответ по одному из вопросов экзаменационного билета, но правильно отвечает на дополнительные вопросы и показывает хорошее знание других тем курса.

Оценка «неудовлетворительно» – менее 50 баллов – выставляется при наличии только фрагментарных знаний; допуске грубых фактических ошибок, искажающих суть проблемы, несоблюдении значительной части требований, предъявляемых к экзамену по этнологии. Оценка «неудовлетворительно» ставится также в том случае, если студент отказывается отвечать по вопросам билета или на дополнительные вопросы преподавателя.

 

ГЛОССАРИЙ

1. Аборигены (лат. аb origine – от начала) – коренные жители той или иной страны, какой-либо географической местности, проживающие там с давних пор. Первоначально понятие «аборигены» применялось к жителям Африки, Америки, Австралии, т.е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. Противоположным понятию «аборигены» является понятие «переселенцы», обозначающее часть населения той же территории, прибывшую туда в более позднее время.

2. Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки представителей какой-либо этнической общности о самих себе и о своем этносе. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок, и лишь в очень редких случаях отдельные народы могут иметь автостереотип с преобладанием отрицательных качеств. Обычно же для автостереотипа характерно сбалансированное соотношение положительных и некоторых негативных элементов. (См. Стереотипы этнические, Гетеростереотипы).

3. Автохтоны (от греч. autos «сам» + chton «земля») – местный, коренной народ, аборигены.

4. Автономия национально-культурная – особая форма этнического самоуправления в полиэтнических странах, основывающаяся на общности языка и культуры того или иного этноса и призванная обеспечить сохранение самобытности этноса и его культурных ценностей. Национально-культурная автономия носит экстерриториальный характер, так как объединяет людей одной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания. В практической жизни этнических групп национально-культурная автономия означает право образования своих общин (землячеств), создания культурно-языковых центров, организации школ с преподаванием на родном языке. Данная форма автономии широко распространена в странах со сложным этническим составом населения, большими группами иммигрантов (Россия, США, Великобритания, ФРГ и др.).

Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие их традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства и т.д. Она реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин, создания культурно-языковых центров, организации школ с преподаванием на родном языке и с учетом этнических традиций. При этом национально-культурная автономия имеет право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные, научные и культурные учреждения; представлять свои национально-культурные интересы в органах законодательной и исполнительной власти.

5. Адаптация этническая (от лат. adaptare «приспособлять») – процесс приспособления этнических групп или их отдельных представителей к изменившимся условиям этнокультурной среды путем принятия норм, ценностей и приемов предметной деятельности новой социально-этнической среды, а также сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия.

6. Аккультурация этническая – полное или частичное восприятие одной этнической группой элементов культуры другого этноса в результате тесных длительных контактов. Обычно ведет к ассимиляции.

7. Ассимиляция (лат. assimilatio – уподобление, сходство) – этнический процесс растворения ранее самостоятельного этноса (или его части) среди другого, сопровождающийся утратой своего языка, культуры, этнического самосознания. Практически ассимиляция выражается в освоении одним этносом, оказавшимся в иноэтнической среде, языка, культуры, обычаев, традиций другого этноса. В результате этого процесса ассимилируемый этнос теряет свой язык, культурные особенности, традиции, изменяет самосознание и этническую идентичность, постепенно с ним сливается и причисляет себя к данному этносу. При этнической ассимиляции происходит полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса. В этнологии принято различать естественную и насильственную ассимиляцию. Естественная ассимиляция происходит при контакте этнически разнородных групп населения, детерминирована общим характером культурной, социальной и хозяйственной жизни этносов, носит добровольный характер, исключает принуждение. Насильственная ассимиляция насаждается путем принуждения, дискриминации, подавления языка, культуры этнических меньшинств. Обычно насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры национальных меньшинств.

8. Билингвизм (лат. bi – двойной и lingua – язык) – двуязычие, означающее владение или использование человеком одновременно двух языков. Для этнологии имеет значение групповой билингвизм, который рассматривается как переходное состояние на пути к языковой ассимиляции. Чаще всего билингвизм свойственен малочисленным этносам, ассимилирующим культурные ценности больших этносов. Он также характерен для многонациональных стран, где национальные меньшинства, кроме родного, обычно пользуются также языком наиболее многочисленной этнической группы или титульного народа. Значительные группы двуязычного населения образуются в молодых государствах Азии и Африки, где, наряду с местными языками, все большее распространение получают официальные государственные языки. Билингвизм чаще распространен вдоль этнических границ и в странах массового оседания иммигрантов.

9. Быт – область повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей. В узком смысле слова употребляется как синоним домашнего быта, однако существует еще и быт общественный. Быт составляет один из основных компонентов образа жизни и отражает его этническую черту.

10. Геноцид (греч. genos – род, племя и лат. сaedo – убиваю) – тип этнической политики, направленной на полное или частичное уничтожение этнических, расовых или религиозных групп населения. Согласно Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1848) к проявлениям геноцида относятся: убийство каких-либо групп населения по религиозным, политическим, расовым или национальным мотивам; причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп; меры по предотвращению деторождения в этих группах; насильственная передача детей из одной группы в другую. Термин «геноцид» получил широкое распространение после второй мировой войны, хотя мировая история богата примерами истребления населения по национальным, расовым и религиозным причинам. Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения этого преступления полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, обладающая самобытностью культуры, образа жизни, традиций и т.д. Это ведет к обеднению человеческого сообщества, подрывает основы международного правопорядка. Поэтому геноцид признан международным преступлением. От геноцида следует отличать этноцид – политику ликвидации этнокультурной самобытности народа без физического уничтожения членов этой группы – тип международных отношений, основывающийся на оценке места и роли государства или блоков государств в международной жизни, исходя из их территориальных и географических особенностей (климат, рельеф, водные коммуникации, выход к морю, протяженность границ, полезные ископаемые и т.д.).

11.Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Они в равной степени могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов. В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике людей данной национальности, об историческом прошлом этносов, особенностях образа жизни, трудовых навыках и моральных качествах. (См. Стереотипы этнические, Автостереотипы).

12.Глобализация культуры – процесс интеграции культур разных народов в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей, мирового рынка и средств массовой коммуникации. Термин «глобализация» появился в конце 1980-х годов в связи с проблемой сближения народов и расширением культурных контактов между ними. Глобализация культуры имеет как позитивные, так и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение между народами способствует их сближению. Однако чрезмерно активное заимствование культурных достижений других народов опасно потерей культурной самобытности. При этом культурное растворение может быть полным или частичным. Открытость границ культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, с другой – к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.

13.Государство многонациональное – государство, в пределах которого проживают различные этнические и этнографические группы. К числу наиболее многонациональных государств относятся Индия, Индонезия, Россия, США, Нигерия, Иран, Вьетнам, Китай и др. Многонациональный характер государства предполагает наличие определенных форм организации этой специфики населения: в построении по национально-территориальному принципу (в том числе, федерации); в деятельности государственных органов и учреждений (вопросы языка – официального, государственного, делового и т.п.); в соответствующем представительстве в органах государства титульного народа и других народов (представленных в стране); в отражении национальных особенностей в законодательстве и др.

14.Государство национальное – обычно складывается там, где начало становления нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства обычно совпадают с этническими. Это характерно, главным образом, для стран Западной Европы и Латинской Америки.

Термин «государство национальное» применяется в двух случаях: а)для обозначения государства с почти национально однородным составом населения (Япония, ФРГ, Италия, Польша, Бразилия, Дания, Португалия, Греция, Венгрия, Исландия, Армения, большинство арабских стран); б)для обозначения государства с многонациональным составом населения, но исторически образованного на территории расселения титульного народа (Болгария, Австралия, Швеция, Финляндия, Румыния, Сирия, Ирак и др.).

15.Депортация (лат. deportatio – изгнание, ссылка) – 1)насильственное выселение или переселение отдельных лиц, групп людей или целых этносов из мест традиционного их проживания в другие области или регионы, что фактически означает лишения их родины; 2)принудительное переселение какого-либо лица за пределы государства, применяемое по отношению к иностранцам, находящимся на территории государства без соответствующего разрешения. Причины индивидуальной или массовой депортации диктуются, как правило, политическими или военными соображениями, которые позднее оцениваются как несправедливые (например, депортации народов Кавказа, Крыма в ходе Великой Отечественной войны). Принудительное изгнание народов на другие территории служит проявлением репрессивной национальной политики тоталитарного антидемократического режима.

16. Диаспора (греч. diaspora – рассеяние) – устойчивая группа людей единого этнического происхождения, проживающая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины, имеющая необходимые формы самоорганизации, позволяющие ей оставаться относительно самостоятельным организмом. Первоначально диаспоры образовывались в результате насильственного выселения или угрозы геноцида. Вначале термин «диаспора» применялся к проживавшим вне Палестины евреям после их изгнания оттуда в начале VΙ в.до н.э. Позднее это понятие стало применяться и к другим этническим и религиозным общностям. В современной литературе диаспорой называют этнические группы, живущие вне страны своего происхождения. В настоящее время основными причинами появления диаспор и их развития служат социальные и экономические мотивы. Главной отличительной чертой диаспоры является консолидация представителей того или иного народа в местах нового для себя проживания с целью поддержания и развития духовной культуры своего народа, культивирования национальных традиций и обычаев, поддержания культурных связей со своей исторической родиной, выполнения культурно-просветительских функций и т.д. Изначально рассеяние этносов сопровождалось объединением их на новых местах, что приводило к формированию новых общностей людей, имеющих зачастую возможность оказывать влияние на жизнь целых регионов.

17.Дискриминация этническая (лат. discriminatio – различение) - ограничение или лишение части граждан (или целых народов) политических и личных прав и свобод по принципу этнической принадлежности. Этническая дискриминация выражается в ограничении избирательных прав передвижения, выбора места жительства и т.д. граждан не титульной национальности или представителей этнических меньшинств. Вследствие таких ограничений дискриминируемая часть населения вынуждена покинуть страну своего проживания и становится беженцами. Обратной стороной этнической дискриминации является привилегированное положение титульного этноса.

18.Идентичность (лат. idem – тот же самый) – психологический процесс перенесения человеком на самого себя жизненно важных качеств и особенностей своего социального, культурного и этнического окружения. На практике этот процесс выражается в самоотождествлении индивида с определенной культурной средой, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой роль и т.п. На этом основании принято выделять соответствующие типы идентичности. С помощью чувства идентичности человеком одновременно осознается его личная принадлежность к тем или иным явлениям социокультурной жизни, а также подчеркиваются его особенности, отличающие данного индивида от других людей.

19.Идентификация этническая (лат. identificare – отождествлять) - психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и культурные ценности. Идентификация индивида с этносом происходит на основе принципа самоопределения этнической принадлежности. Согласно этому принципу человек принадлежит к той этнической общности, с которой он сам считает себя связанным. В подавляющем большинстве случаев человек причисляет себя к тому этносу, к которому принадлежат его родители. При этом становится важным то, в каком этническом окружении живет семья: если семья живет среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение этнической принадлежности детей не вызывает, как правило, никаких затруднений. В случае, когда ребенок растет в семье, где родители принадлежат к разным этносам, формирование этнического самосознания происходит значительно сложнее. Здесь вопрос об этнической принадлежности решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в семье, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды.

20.Иммиграция (лат. immigrare – вселяться) – процесс изменения местожительства людей, означающий их въезд для временного или постоянного проживания на территорию другой страны. Причины иммиграции заключаются в экономических кризисах, политических преследованиях, конфликтных межэтнических ситуациях, семейно-бытовых проблемах в государствах, из которых исходят миграционные потоки. Иммиграция может иметь как положительные, так и негативные последствия для страны вселения. Она оказывает значительное влияние на динамику численности населения, приводит к смешению различных этнических групп населения, в резульате чего складываются новые этносы. Скорость ассимиляционных процессов и смены у иммигрантов самосознания зависит от степени усвоения ими языка и культуры иммигрантов и коренных жителей, степени политической сплоченности пришельцев, сохранения ими политических и культурных связей со своей родиной, характера расселения в новой стране проживания, расовых различий, отношения к ним властей принимающей страны и т.д. В большинстве стран мира установлены специальные иммиграционные квоты, в пределах которых регулируется ежегодный приток иностранных граждан.

21.Инкультурация (англ. enculturation – культивирование) – процесс приобщения человека к определенной этнической культуре и обретения им необходимых для жизни культурных навыков. В процессе инкультурации индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. Понятие «инкультурация» было введено в научный обиход английским этнологом М.Мид с целью разграничения с более широким понятием «социализация личности». В широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя усвоение культурных ценностей взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к мигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. Понятие «инкультурация» используется, преимущественно, в американской культурной антропологии.

22.Интеграция межэтническая – процесс образования общего пласта культурных элементов у народов, различающихся по основным этническим признакам (языку, религиозной принадлежности, культурно-бытовому укладу), в условиях длительных исторических контактов.

23.Историческая память народа – важнейший компонент этноса, позволяющий поддерживать непрерывность этнической эволюции и преемственность этноса. Историческая память включает также прошлые взаимоотношения народов (войны, отношения господства – подчинения и т.д.), следы насильственных действий по отношению к собственному народу (произвольные изменения этнических границ, искусственные расчленения этнических групп, несправедливое национальное устройство, вынужденные миграции, депортации и т.д.).

24. Историко-культурные области - территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Историко-культурные области проявляются в материальной культуре — типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор и т. п.).

25.Консолидация этническая (лат. concolidatio – уплотнять, укреплять, сращивать) – процесс слияния относительно самостоятельных этнических групп, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность. В этнологии принято различать межэтническую и внутриэтническую консолидацию. Под межэтнической консолидацией понимается слияние двух или нескольких ранее самостоятельных, но родственных по языку и культуре народов в единый новый, более крупный этнос. Под внутриэтнической консолидацией понимается внутреннее сплочение более или менее крупного народа в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него субэтносами. Внутриэтническая консолидация происходит путем нивелирования диалектов и культурно-бытовых различий. В результате обоих типов этнической консолидации этносы утрачивают свою обособленность и осознание особой этнической принадлежности. Как и ассимиляция, этническая консолидация может осуществляться либо свободно и добровольно, либо насильственно и принудительно. В первом случае она протекает естественно и постепенно, принося положительные результаты, во втором случае сопровождается нарушением свободы самоопределения народа, игнорированием национальной самобытности культуры и приносит отрицательные результаты.

26.Конфессионим (позднелат. confessio – вероисповедание) – самоназвание по принадлежности к религии (мусульманин, иудей, буддист, православный и т.д.).

27.Конфликт этнический – тип социального, межгруппового конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются по причине их этнических различий. Субъектами этнического конфликта являются группы, различающиеся по этническим признакам (общности языка, особенностям культуры, психологического склада и др.). Причинами этнического конфликта являются неразрешенные в данных условиях социальные, экономические и психологические противоречия, вокруг которых происходит конфликтное взаимодействие сторон. Это могут быть, например, неодинаковый доступ этнических групп к материальным ресурсам, социальная дискриминация, политическое неравенство и т.д. В качестве конкретного объекта конфликта могут выступать территория, полезные ископаемые, социальный статус, властные полномочия и т.д. В зависимости от причин и мотивов в этнологии принято выделять следующие виды этнических конфликтов: экономический, социально-политический, духовный, межличностный, групповой, открытый, латентный (скрытый). По масштабам проявления этнические конфликты могут носить локальный (в пределах одной территории), региональный (участвуют несколько государств одного географического региона), глобальный (между группами или союзами государств) характер.

Источником этнического конфликта, как правило, является столкновение интересов этнических общностей, когда возникает мнимая или действительная угроза и становится необходимой их защита. Особую остроту и размах этническому конфликту придают большой эмоциональный накал со стороны конфликтующих сторон и легкость консолидации всех социальных групп данной общности по этническому признаку.

28.Ксенофобия (греч. хénos – чужой и phόbos– страх) – психологическое чувство страха и вражды ко всему чужому и незнакомому. В этнологии ксенофобия проявляется в форме неприязни, нетерпимости, враждебного отношения к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, представителям других регионов. Ксенофобия обычно связана с усвоенными с детства установками этноцентризма и предубеждения к иноэтническому или инорасовому, с этнорасовыми стереотипами и т.д. Социальной основой ксенофобии, как правило, являются конкуренция, необеспеченность, ненадежность существования, порождающие эгоистический страх за собственную безопасность. Отсюда – инстинктивное стремление к самосохранению. Ксенофобия имеет также естественную психологическую природу: привычку искать причину всех бед не в самом себе, а в происках тех или иных лиц, «чужаков».

29. Культура (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах жизнедеятельности людей и создаваемых ими материальных, социальных и духовных ценностях.

30.Культура этническая – совокупность духовных, символических, социальных и материальных ценностей, созданных в процессе формирования и развития этноса. Происхождение этнической культуры обусловлено своеобразием природных условий, к которым данный этнос адаптируется для своей жизнедеятельности. Основными элементами этнической культуры являются язык, традиции, обычаи, благодаря которым происходит интеграция людей, образующих данный этнос, и дифференциация их от других этносов. Эти элементы служат основой этнической идентичности, передачи социокультурной информации, опыта деятельности от одного поколения к другому, сохранения исторической памяти народа, его самосознания. В современных условиях глобализации в структуре этнической культуры развиваются два встречных процесса. С одной стороны, происходит интернационализация элементов материального и духовного воспроизводства этносов, взаимное усвоение элементов культуры, обогащение и обмен культурными ценностями, с другой – идет процесс этнического ренессанса – усиление этнического самосознания, актуализация духовных ценностей этносов, стремление к сохранению этнической специфики.

31.Малые народы – малочисленные этнические группы, объединяющие коренное население определенных регионов и обладающие ограниченным демографическим потенциалом. К малым народам принято относить этносы, численность которых не превышает 50 тысяч человек. Сегодня в мире насчитывается более 800 малых народов; в Российской Федерации – около 60 малых народов, в том числе 26 малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Численность каждого из них составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек (нивхи, кеты орочи, алеуты и др.). Небольшая численность обусловливает некоторые особые черты образа жизни малых народов. Одни из них живут довольно рассеянно на огромном пространстве (северные народы), другие, наоборот, живут компактно, занимая небольшую территорию (некоторые народы Кавказа). В целом малые народы отличаются от иных народов своими традиционными промыслами, самобытной культурой, часто отсутствием письменности на родном языке, слабой развитостью межэтнических контактов, низкой миграционной подвижностью.

32.Маргинальность этнокультурная (лат. margo – граница, край; англ. marginal – пограничный) – состояние человека или группы, находящихся в условиях межкультурного пограничья, потребляющих и воспроизводящих элементы двух или нескольких культур, обладающих амбивалентным (двойным) или множественным этническим самосознанием. Этническая маргинальность обычно сопровождает процессы аккультурации и ассимиляции, как правило, она характерна для потомков этнически смешанных браков, а также для представителей этнических меньшинств, включенных в иноэтническую среду. Главная особенность маргинальности в том и состоит, что ни с одной из культур, равно как и с одной социальной общностью, человек идентифицировать себя не может.

33.Межэтнические отношения – отношения, возникающие между этносами и их подразделениями в процессе культурного взаимодействия. Формами таких отношений могут быть культурные заимствования и культурный обмен, аккультурация и ассимиляция. В одних случаях идет обогащение культур новыми элементами, в других имеет место конкуренция культур, в которой одна культуры вытесняет другую, а носители культуры меняют свои культурные ориентации.

34.Ментальность (лат. mentalis – умственный, духовный) - совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, выражающихся в особом мироощущении, мировосприятии, складе ума, способе мышления, образе жизни и т.п. В различных науках употребляется для характеристики национальных особенностей народов и их культур. Ментальность проявляется в виде иерархизированной системы идей, воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли, являющихся существенной частью этнических традиций.

35.Меньшинство этническое – группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающему ее иноэтническому населению в соответствующих административно-территориальных границах. Этнические меньшинства возникают двумя путями: 1)в результате территориальной экспансии какого-либо государства по отношению к другим этносам и присоединения их к себе; 2)миграции групп людей с их основной этнической территории в удаленные иноэтнические области. Историческая практика свидетельствует, что вследствие своей относительной малочисленности этническое меньшинство часто подвергается ассимиляции. Поэтому в международном праве пред


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.