Тема 2. Личность и организация — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 2. Личность и организация

2017-10-11 246
Тема 2. Личность и организация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хотя все современные люди принадлежат к одному и тому же виду, каждый человек индивидуален (уникален), что находит свое выражение в его личности. Сопоставление категорий «человек», «индивид» и «личность» приведено в табл. 13.2, из содержания которой следует, что понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

В понятии человека как индивида выражаются два основ­ных аспекта: человек — это продукт развития животного мира, носитель видовых черт и в то же время представитель человеческой общности, существо социальное.

Типы субъектов организационного поведения

 

Субъект Характеристика субъекта
Человек Употребляется для характеристики всеобщих (присущих всем людям) качеств
Индивид Человек как представитель биологического вида. Человек как социальное существо
Личность Индивид в конкретно-исторических условиях Индивид как форма существования и развития социальных отношений

Характеристики индивида могут быть классифицированы по уровням индивидуальности, отраженным в табл.

Уровни индивидуальности

Уровень индивидуальности Характеристика индивидуальности
3. Социально-психологические свойства • Социальные роли в малых группах (семья, подразделение организации) • Социальные роли в больших группах (организация, народ)
2. Психические свойства • Особенности темперамента • Черты личности
1. Свойства организма • Биохимические • Общесоматические • Нейродинамические

 

Индивидуальность объясняет, почему сотрудники в организации действуют так или иначе и почему проявляют по­ложительное либо отрицательное отношение к своей работе или к организации не только в силу свойств организма, но и в силу психических и социально-психологических свойств человека.

Понятие «личность» относится к числу самых неопределен­ных и спорных в психологии. Личность — это индивидуальная форма существования и развития социальных отношений.

Личностью не рождаются, а становятся; она есть результат социализации индивида, который усваивает традиции и систе­му ценностных ориентации, выработанных человечеством.

Особенности личности представлены в виде трех блоков: внутреннего строения личности, особенностей взаимодействия с предметным миром и взаимодействия с другими людьми.

Внутреннее строение личности описывается через такие ха­рактеристики, как иерархичность, целостность, связанные си­стемой ценностных ориентации.

Другая сторона личности раскрывает особенности ее взаи­модействия с миром вещей через характеристики ее активности и самостоятельности.

Особенности личности в части ее взаимоотношений с дру­гими людьми характеризуются через содействие развитию от­дельных людей, всех своих современников и последующие по­коления людей.

Поведение человека в организации. Наиболее развитой формой целенаправленной активности человека является деятельность, которая представляет собой вид активности его, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя.

В структуре деятельности выделяют такие элементы, как цель, задачи, мотив, способы выполнения, результат

Цель — это предполагаемый результат деятельности, жела­емый ее продукт.

Задачи — конкретные промежуточные подцели, из достиже­ния которых должен сложиться общий результат деятельности.

Мотив — это совокупность внутренних побуждений к ак­тивности, основанных преимущественно на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, интересах, ценностных ориентациях, желаниях.

Способы выполнения деятельности (средства) — это пути и методы, а также инструменты достижения цели, которыми пользуется человек.

Результат — это определенный итог деятельности, который может соответствовать, а может и не соответствовать постав­ленной цели.

Под поведением понимается совокупность совершаемых че­ловеком поступков. Оно реализуется на биологическом, психо­логическом и социальном уровнях.

Поступок как единица поведения отличается от действия тем, что выражает отношение субъекта к другим субъектам и к моральным нормам общества. Поступок следует понимать как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям субъекта.

Субъект (личность) раскрывается в организации через свой потенциал, уровень притязаний, установки, реализацию соци­альной роли. Социальная роль — это способ поведения, кото­рый задается обществом или конкретной организацией и за­висит от личности, ее статуса в межличностных отношениях, норм и стимулирующего подкрепления. Статус и нормы опре­деляются требованиями, которые предъявляет организация.

Под установкой личности понимают постоянную тенденцию ощущать или вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Уровень притязаний личности отражает чувство собственной значимости и является одной из главных черт, которые характеризуют человека.

Восприятие ситуации представляет собой познавательный процесс, формирующий картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.

Структура личностного потенциала включает следующие элементы:

- квалификационный потенциал или профессионализм (профессиональные знания и опыт);

- психофизиологический потенциал (генетические задатки, темперамент, работоспособность);

- творческий потенциал (интеллектуальные способности и типологические данные);

- коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству взаимодействию);

- нравственный потенциал (ценностные ориентации).

Наиболее важными составляющими личности являются профессионализм, работоспособность и нравственный потенциал.

Человек (личность) не только исполняет определенную роль в организации, но и является членом группы, в рамках которой он действует. А под влиянием группы в поведении человека могут происходить следующие изменения:

- могут меняться такие характеристики человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок;

- в группе человек получает определенный «вес»;

- человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, понимании своего места в обществе и своего предназначения;

- синергический эффект взаимодействия существенно повышает его творческий потенциал;

- в группе человек склонен более адекватно воспринимать риск, чем в ситуации, когда он действует один.

Различают ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации. В первом случае каждый человек, входя в новую организа­цию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с ор­ганизационным окружением. Следует выделить два фактора, ле­жащих в основе непонимания, противодействия и конфликтов между человеком и организационным окружением: представ­ления индивида об организационном окружении и ожидания организации в отношении индивида и его роли. Для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию роли в иерархии организации, и неформальный, который придается личности окружающими людьми. Формальный статус роли свидетельствует о властных полномочиях, которыми обладает исполнитель данной роли, о его положении в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Неформальный статус роли либо задается персональными характеристиками исполнителя роли, либо неформально определяется значением и влиянием роли в организации. Личностный аспект взаимодействия человека и организации в его поведении оттеняет три основных личностных начала: восприятие, критериальную основу и мотивационное расположение.

Восприятие человеком организационного окружения скла­дывается из отбора, систематизации, анализа и интерпретации информации. Каждый из этих процессов осуществляется в со­ответствии с определенными правилами под влиянием индиви­дуальных особенностей личности.

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор человеком решений по поводу своего поведения. Критериальная основа поведения любого человека складыва­ется из его расположения к людям, событиям и процессам, исходя из своих ценностных ориентации.

Расположение к объекту определяется с помощью трех компонентов:

1)чувства человека по отношению к объекту: нравится ли он ему или нет;

2) знания об объекте, которыми располагает человек;

3) намерения по поводу того, как вести себя по отношению к объекту.

Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте.

В зависимости от того, принимает или не принимает человек существующие в организации формы и нормы поведения, ценности, может быть выделено четыре предельных типа по­ведения человека в организации:

1) ценности и нормы поведения принимаются полностью;

2) человек не приемлет ценности организации, но старается вести себя, следуя нормам и формам, принятым в данной организации;

3) человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующих в ней норм поведения;

4) человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации.

Под поведением понимают активность живого организма, направленную на взаимодействие с внешней средой. Поэтому важно представлять особенности восприятия работниками про­исходящих в организации процессов. Восприятием именуют получение информации из окружающего мира таким образом, чтобы она имела смысл. На восприятие значительное влияние оказывают потребно­сти и желания человека. Иными словами, наемный работник, начальник отдела, директор видят то, что они больше всего хотят видеть.

Важным фактором, влияющим на восприятие, являются установки1. Факторы, влияющие на формирование установки, свидетельствуют о том, что человек может иметь бесчисленное множество установок относительно всех сторон своей жизнедеятельности.

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъ­екта к определенной активности в определенной ситуации. Установки — это элемент, внутренне присущий личности индивида.

Во-первых, установки приобретаются. Во-вторых, они предопределяют наше отношение к некото­рым аспектам действительности. В-третьих, установки образуют эмоциональную основу межличностных отношений и иден­тификации с другими людьми. В-четвертых, установки — это нечто близкое к сути личности. Некоторые установки устой­чивы, но, подобно всем другим психическим явлениям, они подвержены изменениям.

Аффекты1 как чувственные компоненты установки формируют психические реакции человека.

Аффект (лат. affectus— страсть, душевное волнение) — кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникаю­щая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопро­вождающаяся соматическими проявлениями.

Познание как результат приобретения знаний определяет способность человека к переработке поступающей из внешней среды информации. Поведенческий компонент установки обусловливает тенденцию личности действовать по отношению к кому-либо или к чему-либо определенным образом: дружески, сердечно, агрессивно, враждебно, апатично и т.п.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Усвоение социальных ролей - это важная составляющая процесса социализации личности, обязательные условие врастания в общество людей себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Социальная роль - это совокупность требований общества к людям, занимающим определенные социальные позиции. Это требования в виде установок, желаний, ожиданий определенного поведения, что регламентируется в конкретных социальных нормах. Социальная роль определяется, главным образом, существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками

Социальная роль - это фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений, это функция, нормативно принят образец поведения, которое ожидается от каждого, кто занимает эту позицию. Приступая к выполнению определенных социальных функций, индивид, как правило, знает свои права и обязанности, а также санкции, которые могут быть применены в случае их нарушения.

Структура социальной роли включает:

объективную основу роли (социальный смысл, каркас и типовые формы ролевого поведения);

субъективный стиль исполнения роли (ее образ, ролевой идеал, ролевой автопортрет, отношение к себе как к исполнителю).

Объективная основа роли имеет два существенных измерения - функциональный (права и обязанности, уровень ответственности) и целевой (направление, конечная цель и задачи ролевой действия, составляющие ролевой сюжет).

Субъективный стиль исполнения роли содержит рациональную и эмоциональную составляющие. Это могут быть либо нормативные требования безличной модели образцового выполнения роли, или персонифицированные, придуманные ролевые персонажи выступают личностным ориентиром, эталоном ролевой поведения

Специалисты выделяют несколько функций социальных ролей, которые люди могут выполнять в процессе служебного и личного взаимодействия. К рабочим ролям относятся: координатор, генератор идей, контролер, шлифовальщик, энтузиаст, искатель выгод, исполнитель, помощник. Организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Сформулировать предпосылки относительно роли таким образом, чтобы роль, с одной стороны, соответствовала целям, стратегии и структуре организации и, с другой стороны, отвечала запросам и ожиданиям человека, исключительно трудно. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, т.е. содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который необязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.

Успех в выполнении роли, частота ролевых конфликтов зависят от:

- гибкости ролевого поведения, чувствительности к ситуативным требованиям роли;

- правильности ролевых представлений исполнителя;

- точности определения индивидом своего места и места других в ролевой структуре;

- меры согласованности роли с личностью исполнителя.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Процесс восприятия.

2. Свойства восприятия

3. Зрительное восприятие человека.

4. Восприятие пространства, времени, движения

5. Эмоции человека и его интуиция.

6. Детерминанты личности: наследственность и окружение.

7. Индикатор типа Майер-Бригс.

8. Социализация индивида в организации

9. Социализация личности как адаптация к окружающей среде.

10. Методологическое представление социализации личности в организации

11. Подход Г. П. Щедровицкого для обучения специалистов вхождению в должность

12. Дайте определение понятию «социальная роль». Назовите основные требования социальной роли

13. Какие функции может выполнять человек, играю ту или иную социальную роль?

14. Модели социального человека.

15. Приведите пример проявления социально-экономического человека.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.