Система ценностей греческого общества — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Система ценностей греческого общества

2017-10-11 588
Система ценностей греческого общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свобода

– категория динамичная: ощущение свободы, нарастает в архаический период, достигает апогея в классический и болезненно утрачивается в эллинистический.

Свобода территориальная - в мире грек сразу находил себе место — место хозяина, дарованное ему богами.

Свобода духа - появление людей «свободных» профессий: софистов (мудрецов), риторов, философов, математиков, драматургов, поэтов, архитекторов. Соревнуясь между собой, они выносили свои творения на суд граждан, который вершился на площадях, в театрах, в домах горожан, на пирах и т. д. Победители окружались почетом и славой. Все вместе не только демократизировало духовную жизнь полиса, но и рождало традицию уважительного отношения к поэтам и ученым, задавало определенные ориентиры и высоты. Более того, это были достигаемые высоты, ибо, по мнению греческих софистов, знанию можно научить любого желающего юношу. В Афинах, например, к 5 в. до н. э. не было ни одного неграмотного. А на Востоке ученое сословие было замкнутым и непроницаемым для других.

Комфортное самочувствие отдельного человека определялось:

· неразрывной связью его с полисом, включенностью в него в качестве гражданина, что давало ощущение надежности, защищенности существования;

· наличием целого спектра возможностей для самореализации не только в смысле достижения калокагатии, но и в плане возможностей для изменения своего социального положения (социальная мобильность);

· необремененностью человека внутренними проблемами.

Греки утверждали себя во внешнем мире (природе и обществе), имея для этого реальные возможности и достигая успехов на этом пути.

Агонистика

(от греч. агон – состязание)— принцип благородного соревнования отдельных личностей, групп, и полисов в целом, с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет.

Дух соревнования вносился греками во все, даже в повседневные дела, но особенно ярко проявлялся в спортивных играх.

Агонистику можно рассматривать как черту национального характера греков. Склонность к соперничеству, жажда славы, честолюбие – вот основные качества греческого характера. Публичное обсуждение законов или Олимпийские игры – все пронизано духом состязания. Стремление прославиться любой ценой приводило к трагедиям: Герострат сжег одно из семи чудес света - храм Артемиды Эфесской. Причина такого поведения – ощущение скоротечности жизни, желание преодолеть смерть. Отсюда – чувство истории, стремление сохраниться во времени.

Для современного общества характерно практическое использование знаний, а греки ценили знание ради знания.

Мера

Человек должен соответствовать пластической сути Космоса. Поэтому большое значение придается категории "меры".

В храме Аполлона в Дельфах – над входом надпись: "мера во всем". Многие ученые считают, что специфика античности заключается именно в отсутствии пристрастия к описаниям чудовищного и деформированного. Философы античности советуют: «не усердствуй чрезмерно: лучше быть посередине; оставаясь посередине – придешь к добродетели», «Ничего слишком», «Мера – лучшая из вещей». Умеренность не есть посредственность, а есть ценность, свидетельствующая о силе разума. Импульсы, страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам, всегда чрезмерны и поэтому опасны».

Платон пишет в мифе о крылатой колеснице: «Человеческий разум есть Возница, управляющий колесницей (душой). Он занят тем, что умеряет непослушные порывы коней, которые символизируют вожделеющую и гневную части души. Чтобы душа устремлялась в высь, к миру идеального, нужно научиться управлять страстями, ибо " плебейские кони" наша вторая дурная натура - тянут без устали вниз».

Платон не ставит цели абсолютной победы над страстью. Так же как и Аристотель, он считает это невозможным. Но умение держать ее в границах, в рамках полагает обязательным для добродетельного человека.

Умеренность в материальном отношении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе.

Отсюда, по крайней мере, до эллинистического периода, непритязательность в еде, относительная скромность одежды и жилища. Жилой дом вообще использовался в основном для ночлега: жизнь проходила на площадях и стадионах.

Возводились мощные постройки (Парфенон), но никогда их масштаб не превышал возможностей человеческого восприятия, не подавлял человека.

По той же причине греков не особенно заботила физическая сохранность и долговечность продуктов их творчества, материальная фиксированность духовных поисков и открытий.

Казалось, чтобы мысль жила, достаточно ее высказать; доступность мраморных статуй в соразмерных человеку храмах не рождала опасений за возможность их разрушения.

Греки в целом воспринимали мир пластически и в соответствии с интуицией человеческого тела. Они понимали Космос как вечно юное, живое тело. Космос живет и дышит, пространство и время в нем неоднородны, они расширяются и сжимаются – в силу этого Космос приобретает упорядоченность. Отдельные сферы Космоса заполнены одной из 4- х стихий (огонь, вода, воздух, земля). В то же время в нем действует всеобщая симпатия - комплиментарность - как принцип всеобщего тяготения. Такой Космос есть источник радостного удивления, порождающий эстетически окрашенное мировоззрение. Бытие для греков есть храм, наполненный божественными изваяниями.

Эстетическое воспитание в Древней Греции абсолютно неотделимо от физического, морального, умственного воспитания. Эстетическое воспитание есть обработка материала, придание ему изящества формы в соответствии с материей. Человек воспитанный, цивилизованный, т. е. эллин, а не варвар, есть человек эстетический, есть некий аналог художественного произведения, скульптуры, статуи. Что такое статуя? Это и тело и не просто тело, Это- дух. Это тело - только в меру необходимости для осуществления духа и это дух в меру вмещения духовного начала в телесном.

Античный идеал красоты оказался самым стойким: вплоть до XIX столетия. Сравнение с греческой камеей или статуей воспринималось как наивысший комплимент. Для этого существует ряд причин:

объективные причины:

· безусловное совершенство эллинской нормы

· исторически сложившееся преклонение перед всей вообще античностью, как утраченным раем европейской цивилизации,

субъективные причины:

Свою роль сыграло то, что человек неизменно стремится к исключительному, а подобное встречается исключительно редко. Потому что принципиальная основа этой красоты — геометрическая правильность. Отношение греков к геометрии было вообще особенным. Они ее изобрели и поставили на второе место в своей табели о рангах: непосредственно за «царицей наук» - философией.

Законы пропорциональности.

Законы пропорциональности, симметрии, точного и правильного членения подчиняли себе всю культуру Эллады, выражаясь в ритме классического гекзаметра также явно, как в ритмике колонн и в образцовых скульптурных формах.

Лицо.Числовым основанием гармонии человеческого лица являлась цифра - три. Ширина лица должна была составлять две трети от длины; деление по вертикали давало три равные части: от подбородка до основания носа, затем до переносицы, а оттуда до начала волос; нижняя часть тоже делилась натрое: по линии соединения губ и впадине подбородка; расстояние между глазами равнялось длине глаза.

Столь же выверенным было соотношение других частей тела. Так, ладони полагалось три раза укладываться по длине руки, ступни — по длине ноги: в отличие от последующих эпох античность не находила красоты в чрезмерно маленьких ручках и ножках.

Превыше всего греки ценили естественность. А строгая геометрия — математические правила и числовые соответствия - есть естественные законы природы, и форма, в которой был отлит человек, так же правильна и так же поддается исчислению, как Пифагоров треугольник, где квадрат гипотенузы неизменно равен сумме квадратов катетов.

Естественность в чистом виде демонстрирует греческая одежда — по сути, просто кусок ткани, застегнутой на плече и гибкими, пластичными складками струящейся вниз: до щиколотки или до колена. Тонкое полотно, из которого делались эти легкие хитоны, как бы обрисовывало линии тела, не подчеркивая их, а мягкий пояс, не стягивая талии, способствовал свободе движений.

Защитой от холода служил столь же простой просторный плащ. Могут сказать, что сия простота обусловлена не эстетическими принципами, но простым незнанием принципов кроя. На это легко ответить: вот же соседи эллинов – египтяне - тоже не слишком хорошо умели кроить, зато утягивались так, что едва ноги переставляли. Мешали движениям и их громадные, тяжелые головные уборы - тогда как греки покрывали головы легкими шляпами.

Калокагатия

- (от слова «калос» — прекрасный и «кай агатос» — доблестный, объединяющего физические и нравственные добродетели) – единство телесной и духовной красоты. Римляне это понимали утилитарно - «в здоровом теле здоровый дух». Эта знаменитая формула отчетливо декларирует одну из главных идей античной культуры: неразделимость внутреннего и внешнего; соответственно, очевидная красота имела для Эллады тем большее значение, что как бы проявляла вовне безупречное совершенство духа. Здоровье являлось необходимой составляющей совершенства: как норма жизни и как форма естественности.

Потому античность не стеснялась наготы: ведь естественно прекрасное не может быть стыдным — а существует ли что-нибудь прекраснее здорового тела? Здоровое естество культивировалось гимнастикой, благодаря которой фигура обретала гармонию, не утяжеляясь буграми переразвитой мускулатуры — любая чрезмерность была грекам чужда. Как слишком выраженная мужественность или ярко проявленная женственность. Возможно, это и есть основа основ античного идеала.

Прекрасные лица статуй — особенно тех, что созданы в Золотом веке Эллады, — не отмечены печатью пола: стоит сменить прическу, и Артемида сойдет за Аполлона. Почти не различается мужская и женская одежда; одинаково стройны и грациозны руки и ноги. В то же время нельзя сказать, чтобы эти мужчины были слишком женственны, а женщины - мужеподобны: скорее им присуща некая красота двуполости, словно они хранят в своем облике смутное воспоминание о совершенном мифическом существе, которое Платон назвал андрогином. В равной мере, соединяя и себе мужское и женское, оно было самодостаточным, гармоничным и безупречно счастливым — потому-то завистливые боги и разрезали его на две половины. И чем дальше, тем сильнее они отдалялись друг от друга. Поэтому каждый ищет «свою» половинку в жизни.

Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и что на века определило европейские каноны красоты и совершенства.

Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности: зло понималось ею как безмерность, а благо - как умеренность. "Меру во всем соблюдай!" - учил древнегреческий поэт Гесиод.

Равнодушные к внешним, завоеваниям, весьма умеренные в бытовых потребностях, греки всю силу своей энергии направляли к достижению калокагатии — красоты и добра, слитых в человеке воедино, и, благодаря агонистике, приближались к своему просветленному идеалу — классическому равновесию тела и духа.

Воспитание

Воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического», как развитие физическое и умственное одновременно.

К мусическому относились все искусства («поприще муз»): поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство, скульптура, а также искусство счета, речи и даже философия. Как только дети овладевали искусством чтения, они приступали к изучению старых писателей, среди которых на первом месте был Гомер, затем Эзоп и Гесиод, произведения которых на протяжении всей античной истории составляли ядро литературного образования. Список изучаемых авторов — по мере обогащения греческой литературы — все время пополнялся.

Обращает на себя внимание то, что герои Гомера (богатые аристократы), Гесиода и Эзопа (менее состоятельные земледельцы и ремесленники) — люди, находящиеся на различных ступенях социальной лестницы, — олицетворяли общественно одобряемое поведение разных типов.

Конечно, с точки зрения достижения калокагатии, герои Гомера были более привлекательны. Однако, детям, зависимым от родителей, естественнее было жить по Гесиоду или Эзопу. Фактически, в процессе образования задавались не только ценности-цели, но и ценности-средства, ориентироваться на которые было не стыдно. Таким образом, из воспитания исключалось лицемерие, дети росли не ущемленными и неподавленными, т. е. готовыми к свободе.

Система образования

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования.

На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой.

Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом.

Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

Спарта

Нельзя не сказать несколько слов о Спарте, стоявшей по многим признакам далеко в стороне от других греческих полисов. Исследователи полагают, что основное население Спарты составили потомки дорийцев — варварских племен, разрушивших Микенскую цивилизацию и осевших на самых плодородных землях Греции.

Разные корни, разное прошлое и историческая память, видимо, предопределили отличия спартанцев от прочих греков. Прежде всего, они были воинственны. По свидетельству современников, Спарта представляла собой один большой военный лагерь.

Главным предметом ее забот была физическая и военная подготовка граждан (в ущерб интеллектуальному развитию).

Народное собрание не играло практически никакой роли в политической жизни. Превыше всего ценились дисциплинированность и исполнительность. В итоге воинами спартанцы действительно были отменными, хотя в других областях человеческой деятельности не оставили практически никаких следов.

Образ жизни Спарты разительно отличался от всей остальной Греции. Но привычка к разнообразию, интерес к иному, непохожему приводили к тому, что греки видели ценное и в спартанских порядках. Некоторые великие греки (Ксенофонт, Платон, Плутарх) были ее активными почитателями, а часть афинской аристократии даже искала в Спарте опоры против пышно расцветшей демократии, справедливо критикуя ее за недостаток дисциплинированности, организованности, профессионализма в управлении.

Литература

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия.

Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525 - 456 гг. до н.э.). Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок.

Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма - трагедия "Прометей прикованный".

Еще одна важная тема у Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии "Орестея".

Трагедии Эсхила славят идеи (идеальное долженствование, что должно быть, к чему следует стремиться): человеческий подвиг, патриотический долг.

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве греческого трагика Софокла (497 - 406 гг. до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софокл славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть.

Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Среди трагедий Еврипида особо следует отметить "Медею" и "Ипполита". Еврипид стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

Эта динамика художественных образов отражает не только специфику искусства как формы человеческой деятельности, но и такую особенность древнегреческой ментальности, как честность перед богами, природой и людьми (вытекающую из доверия к ним). Изображая величественность, греки никоим образом себе не льстили, они действительно так чувствовали.

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 гг. до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии "Мир", "Всадники", "Лисистрата" и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. "Отцом истории" называли Геродота (484 - 430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - "Историю", основным сюжетом которой были греко-персидские войны.

Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460 - 400 гг. до н.э.). В своей "Истории Пелопоннесской войны" он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний.

Архитектура

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Окончательно оформились дорический и ионический ордеры, появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаются города и памятники. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружении на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия.

В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и др.

Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон. В этом памятнике архитектуры, решенном в дорических формах, ощущается влияние ионического стиля. Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя - Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия ("Афина-Воительница", "Афина-Парфенос" для Парфенона в Афинах, "Зевс" - для храма в Олимпии), Мирона ("Дискобол"), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, "Дорифор" ("Копьеносец"), "Раненая амазонка").

Эллинистический период

IV в. до н.э. - кризис полиса. Первые признаки кризиса проявились в годы Пелопоннесской войны (431 - 404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония.

Национальное объединение стало экономической и политической необходимостью. Однако своими силами греки объединиться не смогли. Эту задачу выполнила соседняя балканская держава Македония во главе со своим царем Филиппом II. Его сын Александр (356 - 323 гг. до н.э.), прозванный «Великим», вошел в историю едва ли не как крупнейший завоеватель всех времен.

В результате похода (334 - 324 гг. до н.э.) Александра Македонского была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Древний мир не знал такого огромного государственного образования как империя Македонского, где греки занимали первое место, этнически растворяясь в местных народах.

Но империя Александра оказалась недолговечной: всего 13 лет длилось его царствование. Сразу же после его смерти она распалась. Военачальники Александра поделили между собой его завоевания - так образовалось несколько царских династий (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

Особенности культуры эллинистического периода

1. Всеобщность - распространение греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на всех завоеванных территориях.

2. Высокая востребованность произведений искусства

Разграбив сокровища персидских царей, Александр много раздавал. В эпоху эллинизма появился целый класс таких богачей, по сравнению с которыми зажиточные граждане прошлых времен казались бедняками. Никогда еще художники и скульпторы не имели таких богатых и многочисленных заказов (требовалось украсить быт вельмож лучшими образцами греческого искусства).

3. Изменение качества произведений искусства

Но — это было только тиражирование гармоничных и прекрасных оригиналов классического периода, ибо статуи уже не создавались, а мастерились. Вновь же создаваемые образы изначально были лишены необходимой и достаточной гармонии, что выражалось в перегруженности их деталями, украшательстве, вычурности, излишней пышности. И это не удивительно, т. к. новое искусство отражало и новое миро- и самоощущение греков.

Эпоха эллинизма — время экономического подъема. Несмотря на постоянные войны за передел политической карты, росли города (появились и полумиллионные: Александрия, Антиохия, Селевкия на Тигре, Сиракузы, Карфаген). По прекрасным персидским дорогам текли товары.

Только с этого момента начинается экономическая роль рабства - до эпохи эллинизма рабство было домашним (раб приравнивался к младшему члену семьи).

Процветали науки, внедрялись изобретения. Можно было путешествовать, заниматься предпринимательством, разбогатеть. Но то, что впечатляло Восток, не могло устроить Грецию - греки помнили свободу. С оглядкой на богов, но все же самостоятельно определяли и направляли они свою жизнь. Положение подданных, постоянные войны лишали их этой возможности.

Угасание политической жизни в бывших полисах совпало с изменениями в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение повлекло за собой расслоение образовательное: тип и уровень образования оказались в зависимости от экономического и социального положения. Впервые появилась интеллигенция как сословие. С умственным расслоением общества стал невозможен всенародный подъем, который одухотворял праздники и жизнь прошлых эпох. Особенностью новых праздников было то, что народ на них из участника превратился в зрителя.

Гражданин вольного полиса уступил место «гражданину мира» (космополиту), деятельность которого протекала во вселенной, «ойкумене», как ее понимало тогдашнее человечество — именно так трактовалось духовное главенство Греции.

Но одновременно эти «граждане мира» вынуждены были сочетать свое высокое предназначение с участью бесправных подданных новоявленных владык, правящих на манер восточных деспотий.

Архитектура

В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы («Гипподамова система»).

В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки.

Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях (как частных, так и общественных). Стены зданий украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.

В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени - динамичность, выразительность.

Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. К наиболее значительным произведениям относятся: рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), "Ника Самофракийская"; скульптурные группы "Лаокоон", "Фарнезский бык": портрет Демосфена, не дошедший до нас бронзовый Родосский Колосс высотой 35 м.

Эллинские государства, возникшие в IV в. до н.э., уже во II-I вв. до н.э. были завоеваны Римом.

Поэзия и литература

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии - идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV - 1-я пол. III в. до н.э.). В его идиллиях на фоне природы показана жизнь деревенских людей, в основном пастухов.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п.

Вместе с крушением полиса исчезает политическая комедия, на смену ей приходит реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (ок 343 - ок. 291 гг. до н.э.). Широкое распространение в эллинистическую эпоху получают так называемые мимы - короткие драматические сценки из жизни обычных горожан. Наиболее известным автором мимов был Герод.

У греков впервые появляется понятие исторической истины («Истина — око истории» — Полибий), понятие, которое показалось бы бессмысленным историографам Востока, прославлявшим исключительно деяния и победы своих царей, но молчавшим об их бесславии и поражениях.

Геродот, Фукидид, Полибий и их преемники на римской почве - Цицерон, Тацит, Светоний, — никогда не нарушали этого канона античной историографии, сложившегося еще в 6 в. до н. э.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.

Исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой.

Архимед (ок. 287 -212 гг. до н.э.) создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву "пи" для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Велика заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма:

Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию;

Эратосфен (ок. 276 - 194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли;

Аристарх Самосский (конец IV в.- 1-я пол. Ill в. до. н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца:

Гиппарх Александрийский (180/190 -125 гг. до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца;

Герон Александрийский (ок. 1 в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина.

В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу (ок. 300 до н.э.) и Эрасистрату (ок. 300 - ок. 240 до н.э.), открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца.

В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля - Феофраста (372 - 287 до н.э.).

Религия

Эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений в религию. Неразрывное единство "гражданин – полис" сменилось оппозицией "подданный – царь".

Государственное управление осуществлялось чиновниками. Граждане полиса превратились в подданных императора. В это время полисы стали платить подати в государственную казну, государство регламентировало жизнь полиса.

Свобода классического полиса – это самодостаточность, замкнутость, независимость.

Свобода эллинистического полиса предполагала обязательное включение в качестве автономной единицы в систему нового государства – неограниченной монархии. Суть новой формы правления: то, что решил царь – всегда справедливо, полезно, прекрасно.

Культ монархов. А. Македонский задал вопрос: "Кто должен управлять людьми – человек со своей мерой разумения или Бог?" И сам ответил: "Человек, но равный Богу", конечно, имея ввиду себя. Царь в эллинистической монархии – существо, наделенное неограниченной властью и обожествленное. Культ царя существовал в двух видах:

1. Возведение династии к божественному прародителю, обожествление всей династии.

2. Обожествление царей полисами в знак глубокой благодарности.

Появились новые эпитеты к именам царей: "Эпифан" – явленное божество; "Сотер" – спаситель; "Эвергет" – благодетель; "Теос" – бог.

После А.Македонского была попытка создать теократическую империю, где в образе Диониса – римский полководец Антоний, в образе Афродиты – Клеопатра, царица Египта. Культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя, характерен для некоторых древневосточных обществ.

Другая характерная черта эллинистической религии - культ судьбы.

Старое греческое представление о слепых силах общества и природы, над которыми даже боги не властны, значительно модифицируется - судьба приобретает вид случая, удачи. Образ Судьбы в искусстве изменился: три старухи-мойры, у которых один глаз на троих, теперь предстают в образе одной молодой непостоянной женщины, которой нужно суметь понравиться. Судьба (в Риме получает имя Фортуна) не логична в своих поступках: она может возвысить человека или уничтожить его благополучие, или его самого. Сам человек ничего решить не может.

Наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм - смешение различных элементов греческих и восточных религиозных и философских представлений.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.