Культура монашества. Христианский идеал. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Культура монашества. Христианский идеал.

2017-10-11 668
Культура монашества. Христианский идеал. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "подвигам" во имя Бога.

Монастырские подвиги. Монашество зарождается с IV в. на востоке Римской империи. Отдельные отшельники уходили из городов и раньше, скрываясь от гонений в "пустынных местах". Многие христиане и в городах вели жизнь замкнутую и отрешенную. Такие формы религиозного подвижничества соответствовали эволюции взглядов христиан от "общинного" ожидания скорого наступления "царства Божия" на земле до постепенного отдаления "Страшного суда" и смещения акцента на достижение индивидуального спасения, средством которого считалось аскетическое "сораспятие" Христу при жизни. Наиболее фанатичные и экзальтированные монахи предавались таким диковинным приемам самоумерщвления, как затворничество, молчальничество, столпничество и т. д.

Монастырский устав. Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем "служении" исключительно собственными фантазиями, которые принимались за "указания" самого Бога.

Принципиальное обоснование правил монастырской жизни было дано Василием Великим — знаменитым богословом и организатором христианской церкви в IV в. Василианский устав оказал решающее влияние на формирование общежитийного монастыря как "образа жизни по Евангелию", когда, как в первохристианском братстве в Иерусалиме, любовь к Богу не разделяется с любовью к ближнему.

Отшельнический идеал обособленного спасения, считал Василий, неполон, так как "духовные дары" отшельника бесплодны для братии. Кроме того, в одиночестве легко родится самодовольство и гордыня. В общежитии же духовные достижения одного монаха помогают другим, и все вместе они служат Богу. Из такого понимания монастыря Василий выводил правила монашеской жизни: послушание и повиновение Игумену, безбрачие, личный аскетический путь очищения — свой жертвенный путь и свое "словесное" служение (обязательная многократная молитва и чтение Священного Писания). Так складывался монашеский идеал как идеал духовного становления, совершенства "духовной жизни", где последняя понималась не как собственно нравственная, но именно как религиозная.

Церковные ордена [1]

Бенедиктинский орден. Бенедикт Нурсийский в VI в. основал Бенедиктинский орден — централизованное объединение монастырей с единым уставом. Согласно "Правилам" Бенедикта монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу ("воины Господни"), а их служение Богу было более обращено в мир. К VI в. постоянные войны, приводящие к большим человеческим жертвам и уничтожению посевов, эпидемии, неурожаи поставили население бывших западных римских провинций на грань вымирания. В этих условиях Бенедикт требовал, чтобы монашеская община полностью обеспечивала себя всем необходимым и, по возможности, обеспечивала всю округу, являя миру пример практического христианского милосердия. Возрождалась раннехристианская высокая оценка физического труда и бедности. Главная цель ордена – участие в экономической жизни общества, практическое милосердие. Поэтому главными обязанностями монахов-бенедиктинцев отныне были не только воздержание, молитва, но и возделывание земли, разведение садов и т. д. При этом, время, отводимое для труда, было вдвое больше того, что предписывалось для молитвы. Более того, физический труд плохо сочетался с крайней аскезой, и Бенедикт настаивал на умеренном самоограничении.

Обитель Флавия Кассиодора. В VI в. по образцу Бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора, которая сыграла важную роль в становлении средневековой культуры. Кассиодор тоже ставил монахам задачу практического милосердия. Однако монастырь основывался не только и даже не столько на физическом труде. Успех дела, утверждал Кассиодор, во многом зависит от постижения агрономических и медицинских трактатов древних авторов. Поэтому на первое место выходил труд не физический, а интеллектуальный, который монахи считали важным соединить с "чистой", христианской жизнью. Для тех, кто жаждет ревностно служить Богу, поучал Кассиодор, необходимо учиться прилежанию и усидчивости, воспитывать в себе любовь к чтению.

Кассиодор разделял традиционную для христианства точку зрения, что Бог дает совершенную мудрость за веру, за "святую простоту". Однако, в отличие от Бенедикта Нурсийского, который не числил среди христианских добродетелей образованность, Кассиодор считал, что знания не бывают лишними. Именно в его обители впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для всего Средневековья: библиотека (книгохранилище), книжная мастерская (где делались новые списки книг не только для себя, но и на продажу) и школа. Благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно, она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась "богопротивной". В результате Европа вышла из Средневековья не только христианизированной, но и подготовленной к дальнейшему движению разума.

Сыграв выдающуюся роль в утверждении христианских ценностей не только в проповедях, но и в жизни общества раннего Средневековья, монашество, однако, постепенно менялось, что было связано с более широким процессом изменения католической церкви — с ее обмирщением. Церковь и монастыри все более превращались в доходные, предприятия, где торговали, чем можно: должностями, индульгенциями, реликвиями и т. д. Это не могло не извратить образ жизни духовенства, и монашества в том числе. Забвение строгой монашеской дисциплины и "чистой" жизни, падение нравов становились буднями монастырей. Все это рождало критику "продажной" церкви, требование ее духовного очищения. Подобная критика имела место среди части духовенства, внутри монашества, но главное — в народных антифеодальных движениях (катары, альбигойцы и др.), которые руководство католической церкви поспешило объявить ересями и истребить. В этой войне с ересями родилась новая разновидность монашества — Доминиканский орден.

Доминиканский орден. Испанскому монаху Доминику папа римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским (как незадолго до этого крестовые походы против мусульман), где допустимы были самые жестокие средства. Так рождалась "святая католическая инквизиция". Сам Доминик был человеком глубоко религиозным и фанатично преданным папскому престолу. Суровый и жестокий в обращении с людьми, мрачный аскет, он гордился своей собачьей преданностью папской церкви (доминиканцы носили у пояса отрубленную голову собаки).

Доминиканцы уже не "воины Господни", а "псы Господа" (так они сами называли себя), для которых "папа — наместник Бога на земле". Доминиканцы находили поддержку своему "образу" христианства в Евангелии", где Христос часто предстает неумолимым и жестоким судией, яростным гонителем инакомыслящих. "Не мир принес Я вам, но меч", — заявлял он (Матф. 10:34). В феодальной Европе XII—XIII вв., когда социальные противоречия достигли своей полноты и стали выражаться в открытой борьбе масс, именно такой Христос — воющий, преследующий "врагов своих", вытеснил образ "доброго пастыря".

К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226 - 1274гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным "авторитетом" в области религии, философии, истории, политики и права.

Францисканский орден. Однако XIII — "дьявольский век" не уничтожил совсем "светлого" христианского идеала, более того, особая острота переживаний способствовала воплощению его в наиболее яркой форме — в жизни Франциска Ассизского, основателя ордена нищенствующих монахов (Францисканский орден). По-детски чистый душой и непосредственный, непрактичный в "заботах мира сего", Франциск принес в средневековое общество образ живого Христа, ибо для него жизнь христианская — подражание Христу и действительное общение с ним. Франциск жил полный любви, готовый поделиться ею, утешить, заразить своей радостью каждого. Одинаково вежлив, внимателен, дружелюбен был он с "братьями", с прокаженными (за которыми ухаживал), с сильными мира сего, с врагами христианства — мусульманами.

Франциск проповедовал святую бедность, так как владение каким-либо имуществом приводит к тому, что его надо защищать. Это привязывает к миру, а монах должен быть свободен для жизни в соответствии с христианскими добродетелями. В природе, в жизни сотворенных Богом птиц и зверей видел он дорогой ему образец полной бедности, беззаботности как совершенного предания себя в руки Бога. Но именно эта проповедь вызвала конфликт между "счастливым аскетом" и руководством католической церкви, которая считала это еретической крайностью и посягательством на свою власть и богатство.

Орден иезуитов. Последним значительным течением монашества средних веков можно назвать "Общество Иисуса", созданное в XVI в. для борьбы с Реформацией. Иезуиты часто действовали в духе принципа "цель оправдывает средства" и делали ставку на беспрекословное подчинение старшим и отказ человека от собственной воли.

Реализация христианского идеала. Таким образом, христианский образ человека в целом остался, не реализован даже у монахов, и главной причиной этого была логика самой реальной жизни, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть. В этих условиях интересы и функции самой церкви и духовенства требовали порою от монахов деятельности весьма далекой от христианского идеала.

Еще очевиднее это расхождение, было в среде не духовенства, где, с одной стороны, более тесной была связь с практическими, "земными" нуждами общества, а с другой, под внешним покровом христианства сохранялись культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями. Все это своеобразно преломляло христианский идеал человека в рыцарской и народной культуре.

Рыцарская культура и идеал.

Для рыцаря главное – служение (сеньору, Богу, Прекрасной Даме). Две формы служения – пассивная (второстепенная) и активная (главная).

Пассивная форма служения Богу. Несмотря на все неудачи, разочарования, в людах средневековья не исчезало стремление к святости, желание хотя бы увидеть ее, прикоснуться к ней. Вокруг отшельников, духовидцев, юродивых собирались группы учеников и почитателей.

Активная форма служения. Однако предпочтение в средние века все же отдавалось более активным формам служения Богу и ближнему. Рыцарское сословие занималось государственными делами, воинской службой. Образ идеального рыцаря рисуют "шансон де жест" — поэмы о славных сражениях рыцарей "Круглого стола" короля Артура и французские куртуазные (от старофр. "придворный") романы, а также средневековые исторические хроники. И хотя реальная жизнь эпохи никогда не соответствовала идеалам, как известно, идеалы соответствуют эпохе.

Каковы же были те главные рыцарские добродетели, которые лежали в основе кодекса рыцарской чести в средневековой Европе и были зафиксированы в восьмиконечном рыцарском кресте — гербовом символе духовно-рыцарских орденов?

— Желательно, чтобы рыцарь происходил из древнего рода, так как в средневековом обществе духовная жизнь опиралась на авторитеты, и "древность" была гарантией почтенности. Но иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги;

— От рыцаря требовалась сила (иначе он не смог бы даже носить доспехи, которые весили 60—80 кг) и храбрость воина — в этом была сословная обязанность рыцаря. Недостаток храбрости — самое тяжкое обвинение. Боязнь быть заподозренным в трусости вела часто к нарушению элементарных правил военной стратегии, что, в свою очередь, кончалось гибелью рыцаря и истреблением его дружины;

— От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Слава требовала неустанного подтверждения воинских качеств, а, следовательно, все новых и новых испытаний и подвигов. "Странствующий рыцарь" был органичным элементом средневековой жизни. Крестовые походы XI—XIII вв. оказались созвучны рыцарской морали, породив духовно-рыцарские ордена "Святой земли". Но из самой обязанности заботиться о славе следовало, что нет смысла делать добрые дела, если им суждено остаться неизвестными, а также то, что гордость совершенно оправдана;

— Важнейшей рыцарской добродетелью была верность — Богу, сюзерену, слову и т. д. В обычай вошли обеты — клятвы, которые не нарушались. Рыцари давали обеты: не стричь волос, не брить бороды, не снимать тяжелые вериги и т. д. до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель. Из исторических хроник известен "Обет цапли", когда многие английские рыцари дали обет не открывать левый глаз до тех пор, пока Англия не победит Францию, и действительно сражались многие годы с повязкой на лице. Конечно, повязка мешала, но верность обету, внутренняя готовность претерпеть неудобство ради высокой цели, вероятно, психологически настраивала, мобилизовала;

— Не взирая на то, что христианство признавало телесность лишь "омерзительным одеянием души", рыцарь должен был отличаться внешней красотой, что соответствовало его принадлежности к атлетически развитому воинству. Однако в духе средневековой культуры эта красота дополнялась красотой костюма, доспехов, сбруи коня и т. д., где все было символично: цвет ткани, блеск золота и серебра, форма и число драгоценных камней в украшениях и т. д. Средневековое общество жестко регламентировало костюм, определяя его для каждого сословия и каждой группы. Рыцарство имело право на роскошь в костюме, что проявлялось в количестве и качестве ткани (это были тяжелые просторные вещи из тонкого сукна, шелка и меха), в количестве деталей одежды (только с XIII в. вошло в употребление нижнее белье), в аксессуарах (только рыцарям подобали шпоры);

— Непременным свойством рыцаря была щедрость. Нужно было, не торгуясь, давать любому (но равному) то, что он просит. Лучше разориться, чем прослыть скупцом: первое — только на время, так как принятие дара обязывает воздать за него сторицею, скупость же ведет к потере чести, звания, положения в обществе;

— Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько благородное поведение в бою, великодушное отношение к сопернику. Сражение могло закончиться поражением без ущерба для чести рыцаря. Правила "благородной войны" обязывали предоставить противнику равные шансы, а значит: нельзя бить безоружного, нельзя бить сзади; если противник упал с коня (а в доспехах он не мог взобраться в седло самостоятельно), то рыцарь тоже должен сойти на землю; если выбит из рук меч, то надо довооружить противника и т. д. Нельзя было сражаться чем придется (только простолюдин бил дубинкой — или его били дубинкой), нельзя было ударить в лицо и т. д. Убийство противника вопреки этим правилам великодушия покрывало рыцаря позором;

— Обязанностью рыцаря было и служение Прекрасной Даме. "Сражаться и любить" — таков девиз рыцаря. Эта любовь к женщине должна была возвышать душу и облагораживать нравы, что стало настоятельной потребностью особенно в XI в., когда с целью ограничения наследственных разделов родового имущества вошло в обычай женить только старшего сына в семье, оставляя другим удел завоевателя и насильника (право майората – все имущество только старшему сыну).

Постепенно складывается кодекс куртуазной любви, который описал Андреас Капеланус в трактате "О любви". В центре этой модели "утонченной любви" находится замужняя женщина — Дама. Мужчина, увидев ее, загорается любовью отнюдь не платонической и добивается взаимности, пройдя длительный путь "служения" Даме. Правила куртуазии запрещали проявлять грубость по отношению к женщине из благородного сословия, предполагали "благородный" путь ее завоевания: свершение подвигов в ее честь, победы в рыцарских турнирах, проверка верности в длительной разлуке, а также умение облечь свои чувства в эстетические формы ухаживания. Практика куртуазной любви повышала престиж мужчины, воспитывая у него умение сдерживать свои порывы, проявлять самоотречение и преданность. Одновременно это благотворно сказывалось на отношении к женщине в феодальном обществе, гуманизации его нравов, развитии духовного мира женщины.

Рыцарские ордена.

С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и Тевтонский орден.

Тамплиеры. Официальное название ордена - «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма[2]. Создание ордена было провозглашено в 1118—1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т. д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой. Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе, благодаря своей посреднической деятельности. Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского и английского королей, знатных сеньоров; помимо этого – тамплиеры осуществляли торговлю между Востоком и Западом, используя свою дипломатическую неприкосновенность. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. — и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. Помимо этого тамплиеры к XII в. владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот (крепость Ла Рошель принадлежала тамплиерам). Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки. Рыцари Храма поощряли развитие науки, поэтому многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых — это была одна из обязанностей ордена.

Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей. В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый задолжав тамплиерам огромные деньги, попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Моле отказал ему. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками — госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался. В 1307 г. Филипп Красивый обвинил тамплиеров в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Моле и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Сокровища тамплиеров не были найдены.

Госпитальеры. Официальное название — «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского» В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. В 1113г. братство было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена. Рыцари принимали три обета; бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал восьмиконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное происхождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден — рыцари по праву рождения и по призванию (не надо доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками). Также в орден принимались монархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти суверенным государем острова Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» — меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иерусалимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом Святого Иоанна Иерусалимского». Рыцари имели определённые обязанности перед орденом — они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности пять лет в конвенте (казарме рыцарей) на острове Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет — эта обязанность называлась «караван».

С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными (госпиталь на 2 тыс. коек). Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становятся война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе. В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Затем в 1307 г. переместились на о.Родос, сломив яростное сопротивление местных жителей. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь - Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. В 1480 г. турки атаковали остров Родос, но рыцари сдались только в 1522 г. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией. У иоаннитов почти не было земель в Европе. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии янычар. В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России - императора Павла I провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям. После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме. Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался Крестом Святого Иоанна Иерусалимского.

Тевтонский или немецкий орден (орден Дома святой Марии Тевтонской). В ХII в. в Иерусалиме существовал госпиталь («странноприимный дом») немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов. Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных национальностей. Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест. Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» — огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за Гроб Господень другим. Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена.

В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили страны Прибалтики, в начале ХIII в. основав город Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли. Существовал ещё один немецкий орден — Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена — шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г. та же участь постигла и тевтонцев - погибли около 500 рыцарей, а 50 были взяты в плен. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах.

Реализация рыцарского идеала. Идеал рыцаря далек от христианского образца человека, но он преломлял христианские добродетели в соответствии с условиями, жизни рыцарства. Куртуазная любовь, которую осуждала церковь, несомненно, складывалась под влиянием христианского культа любви как страдания, которое очищает душу, и в то же время она отвечала потребности людей реабилитировать "земную" любовь, которую христианство объявило низменной и греховной. Но чаще всего для рыцаря было характерно вместо смирения — гордость, вместо прощения — месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешествующих, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел — охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Культура "безмолвствующего большинства"

т.е. бесписьменная народная культура. Она малоизвестна. Общественное положение крестьян было приниженным, что отразилось на их названии: на смену позднеантичному "земледельцы" приходят термины "язычники", "бедняки", "мужланы", а позднее, во Франции, "вилланы" (подлые).

В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда — под видом католических святых. Сельские и городские праздники, карнавалы, обряды и обычаи также пропитаны духом язычества. В средневековом сознании, как народном, так и элитарном, большое место занимала вера в магию, ведовство. В XI—XIII вв. магия отодвигается на второй план, уступая место ожиданию наступления Царства Божия на земле. Новый расцвет колдовства, демонологии, оккультизма приходится на ХV-ХVI вв.

"Подлый люд" с обыденными заботами о хлебе насущном был социальным "низом", где неизбежно происходило заземление "высокого" и возвышение "низменного", что и проявлялось в нравах. Жизнь простых людей была пронизана религиозностью до мелочей, но сама эта религиозность выглядела богохульством из-за потери дистанции между "божественным" и "человеческим". К Богу относились как к человеку с его грубой натурой, и в церкви плясали под непристойные песенки о евангельских персонажах. Сочетание скабрезности и богохульства не было проявлением развращенности этих людей, но скорее варварской детскости их восприятии и представлений. Этим объясняются и трагические перепады людских эмоций, например, от поклонения святым при жизни к осквернению их праха, чтобы стать обладателем реликвии.

Высшим проявлением такого своеобразия средневековой культуры были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалась в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре: "литургия наизнанку — богослужение идольское", "праздники дураков" и т. д.

Это причудливое, гротескное мироощущение проявлялось не только в народной смеховой культуре, но и в официальной христианской культуре, к созданию которой непосредственный доступ имел простой человек. Например, в средневековой мистерии (театрализованное жизнеописание Христа), в книжной графике, в скульптуре и росписи храмов в серьезные евангельские сюжеты вплетались "шалости", дьявольские буффонады, сатирические жанровые сценки (эти комедийные сценки так и назывались "фарс" — начинка), фольклорные образы диковинных зверей, вурдалаков и т. д. Церковь пыталась бороться с этим, но оказалась бессильна, так как средневековый ремесленник, крестьянин творил христианское искусство в меру своего "детского" понимания.

До XIII-го века преобладала тяга к общему, воплощением христианской добродетели являлось стремление жить "как все". Средневековый человек выступал как каноническая личность. Личное начало выступало в обособленной форме, но подчинялось всеобщему, надындивидуальному, освященному религией. Важнейшим достижением средневековой мысли стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности.

Динамика самосознания личности – процесс длительный. Осознание принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеху, где личные характеристики были возможны постольку, поскольку одобрены коллективом. Человек стал сословной личностью в отличие от родовой (античной). В средневековье человек отождествлялся со своей профессией, т.е. выступал не как личность, а как ее социальная роль.

В античном мире человек ощущал свое единство с государством в повседневной жизни, в средние века существовала определенная иерархия сеньоров и вассалов. С ростом буржуазных отношений личность стала осознавать свое противопоставление коллективу.

Христианство явилось компромиссом духа и плоти: один Бог - один хозяин. Но: для средневековой знати характерно христианство, которое исповедовалось формально, для простонародья - язычество.

Образование

В эпоху раннего Средневековья произошла смена ценностных идеалов: знание и наука как поиск истины были подчинены Божественному Откровению — особому состоянию человеческой души, "открытой" Богу. В христианской культуре знание подчинялось вере. Ученые занятия Докторов (от лат. "ученый") сводились к толкованию символов, чисел, слов Священного Писания, раскрытию его тайных истин.

В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник.

До XI в. крайне немногочисленные школы находились при дворах варварских королей, кафедрах епископов, церквях и монастырях. С ростом городов возникают светские городские частные и муниципальные школы, где учились бродячие школяры — ваганты, или голиарды, происходившие из городской и рыцарской среды, низшего клира. Нередко преподаватель и группа школяров кочевали с места на место.

С XI—XII вв. начинает развиваться система образования, напряженной становится духовная жизнь и в богословской среде. Кроме монашеских школ, возникают светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

Структура образования

прямо связана с античными образцами. Как и в позднеримских школах, его основу составляли семь "свободных искусств" (артес либералес) — ряд дисциплин, разбитых на две ступени: тривиум (подготовительная) и квадривиум. В тривиум входили: грамматика — умение читать, понимать прочитанное и писать; диалектика — искусство вести спор посредством аргументов и их опровержений и риторика, учившая произносить речи. Квадривиум составляли арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Эти науки мыслились как учения о числовых соотношениях, лежащих в основе мировой гармонии. Обучение велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.

Возникновение университетов

К XII в. кафедральные школы в крупнейших центрах Европы: Болонье, Монпелье, Париже, Оксфорде, Салерно и др. — превращаются в университеты (от лат. "университас" — совокупность, общность).

Развитие университетов с их традициями диспутов к главной формой образования и движения научной мысли, появление в XII—XIII вв. большого количества переводов с арабского и греческого — книг по математике, астрономии, философии, медицине и т. д. — стали стимулом интеллектуального развития средневековой Европы.

Первый университет был открыт в XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы.

В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание велось на латыни.

Университеты обладали юридической, административной, финансовой автономией, которая даровалась им специальными указами государей и пап. Относительная независимость университета сочеталась со строгой регламентац


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.