ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Из истории развития транспорта — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Из истории развития транспорта

2017-10-11 654
ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Из истории развития транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель занятия: Ознакомить учащихся с историей появления и развития транспортных средств и Правил дорожного движения.

Новые слова: Транспортные средства, первые Правила дорожного движения.

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Учитель рассказывает детям о тех временах, когда транспорта не было, и люди ходили пешком. Затем появилась необходимость перемещения людей и грузов на дальние расстояния, что вызвало необходимость появления транспортных средств.

Вначале люди приспособили животных для перемещения грузов – в первую очередь быков и лошадей. В IV веке до нашей эры было изобретено колесо, и тогда животных стали впрягать в колесные повозки. Использовались такие повозки в первую очередь в сражениях. Колеса делали из дерева. Они были цельные, толстые и тяжелые. Поэтому скорость таких повозок была невелика. Позже, во II веке до нашей эры, когда возникла необходимость создания легких и быстрых повозок, было изобретено колесо со спицами.

Дороги в те времена были грунтовыми и не имели покрытия. Позже в крупных городах дороги стали посыпать мусором, разбитой глиняной посудой – все это прочно утрамбовывалось. Для сохранения поверхности дорог римский император Адриан во II веке до нашей эры издал эдикт (указ), запрещающий сильно перегружать повозки.

Со временем на улицах городов становится тесно от большого количества повозок. Поэтому городские власти были вынуждены регулировать транспортные и людские потоки с помощью указов, которые и явились по существу первыми правилами дорожного движения.

Самые первые правила были введены еще указом Юлия Цезаря в Древнем Риме. По этим правилам любой колесный транспорт не мог появляться на улицах города в рабочее время. Иногородние, подъезжая к городу, должны были оставлять свои повозки около городских ворот, а дальше двигаться пешком или в специальных носилках, которые несли на плечах рабы.

В период бурного развития гужевого транспорта необходимость упорядочения движения возросла еще больше. В России царь Петр 1 в 1683 году издал указ: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях не ездить».

Указ русской царицы Анны Иоанновны (1730 год) гласит: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил – бить кнутом и ссылать на каторгу».

Людям всегда было интересно колесить по дорогам, и поэтому человек постоянно думал о том, как усовершенствовать повозку для большего удобства передвижения. И вот в 1769 году французский инженер Николя Кюньо предложил вместо лошади использовать паровую машину и назвал её «огненной повозкой». По существу это был первый автомобиль с паровым двигателем. Он предназначался для перевозки тяжелых пушек со скоростью 5 км/час. Когда пар кончался, машина останавливалась. Нужно была снова заливать воду и нагревать её. Для этого под котлом разводили костер и ждали, когда вода закипит и в котле снова образуется пар. Людей, которые разжигали костер и кипятили воду, стали называть шоферами, что в переводе с французского языка означает «кочегар».

«Огненная повозка» - это был только прообраз того автомобиля, который через 100 лет (в 1885 году) сконструировали и начали выпускать немецкие изобретатели Карл Бенц и Готлиб Даймлер.

В России первый автомобиль был сконструирован в 1896 году инженерами Е. Яковлевым и П. Фрезе.

Вместе с развитием транспорта развивались и уточнялись правила дорожного движения. Администрации городов издавали указания: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждений не учинить или с кем не съехаться, а и на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и не скоро».

 

2. Практическое задание

 

Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге какой-либо вид транспорта (колесную повозку, карету, переносные носилки) и рассказать, что он о нём знает.

 

3. Вопросы для закрепления знаний

 

1. Какие животные использовались в качестве транспортных средств в давние времена?

2. Что такое гужевая повозка?

3. Можно ли назвать верблюда транспортным средством?

4. Когда стало возможным появления колесных повозок?

5. Кто изобрел первую паровую повозку и назвал её «огненной повозкой»?

6. Как переводится на русский язык французское слово «шофер»?

7. Кто издал первый указ о порядке движения по дорогам Древнего Рима?

 

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Кто следит за соблюдением Правил

Дорожного движения

 

Цель занятия: Познакомить детей с понятиями «Государственная инспекция безопасности дорожного движения», «Государственная автомобильная инспекция» и «Дорожно-патрульная служба».

Новые слова: ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ГАИ – Государственная автомобильная инспекция и ДПС – Дорожно-патрульная служба.

Содержание занятия

 

  1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Учитель объясняет учащимся, что существует специальная служба, которая отвечает за дорожное движение. Эта служба называется ГИБДД или ГАИ. Оба этих названия равнозначны. Учитель раскрывает учащимся значения новых терминов:

Г – государственная; И – инспекция; Б – безопасности; Д – дорожного; Д – движения.

Г – государственная; А – автомобильная; И – инспекция.

В ГИБДД есть подразделение, которое носит название дорожно-патрульная служба – ДПС. В этом подразделении работают инспекторы, которые следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, обеспечивают безопасность на дорогах, управляют дорожным движением.

Учитель спрашивает учащихся: «Видел ли кто-нибудь из них инспектора ДПС на дороге? Во что он одет? Что у него в руках?».

Инспектор одет в специальную форменную одежду синего цвета. Сзади на куртке у него изображены три большие буквы – ДПС, что означает дорожно-патрульная служба. Впереди на куртке инспектора укреплен нагрудный знак, на котором написано «Милиция» и «ДПС», изображен двуглавый орел и номер, по которому можно определить, где работает данный инспектор.

Чтобы привлекать внимание водителей и пешеходов, у инспектора есть свисток. Для управления дорожным движением, то есть его регулированием, у инспектора есть жезл – специальная палка с черными и белыми полосами, которую он держит в руках.

Инспектор ДПС может перемещаться пешком либо на специальном автомобиле, который оборудован маячками синего или синего и красного цветов и специальной звуковой сиреной. По бокам автомобиля наносятся цветографические надписи «Госавтоинспекция» или «Дорожно-патрульная служба».

Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, предупреждение правонарушений на дорогах.

Действия инспекторов ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения.

Взаимоотношения инспекторов ДПС и участников дорожного движения должны осуществляться в рамках законности. С подростками и детьми инспектор должен обращаться также вежливо, как и со взрослыми.

 

2. Практическое задание

 

Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге инспектора ДПС, специальный автомобиль ДПС. Затем он просит учеников рассказать, что должен сделать пешеход, намеревающийся перейти проезжую часть или уже находящийся на проезжей части, если увидит приближающийся специальный автомобиль с включенным проблесковым маячком синего цвета и услышит звук сирены.

 

3. Вопросы для закрепления знаний

 

1. Как расшифровать сокращенные названия: ГИБДД, ГАИ, ДПС?

2. Каковы основные функции инспектора ДПС?

3. Расскажите об экипировке инспектора ДПС.

4. Для чего инспектору ДПС свисток?

5. С помощью чего инспектор ДПС регулирует дорожное движение?

6. Расскажите, на каких машинах ездят инспекторы ДПС.

 

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Дорожные знаки

 

Цель занятия: Закрепить знания учащихся по дорожным знакам, выученным в первом классе. Познакомить учащихся с некоторыми новыми дорожными знаками. Добиваться понимания и осмысления символов, изображенных на дорожных знаках.

Новые слова: Дорожные знаки.

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

В первом классе, научившись складывать буквы, вы ребята научились читать. Точно также по дорожным знакам водители и пешеходы «читают» улицу. Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу. Именно поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что знаки бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Они могут различаться по цвету. В зависимости от формы и цвета дорожного знака меняется и его назначение.

В начале занятия учитель просит вспомнить детей, какие дорожные знаки они знают. Он показывает детям таблички с изображением знаков и просит детей назвать их:

- предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети»;

- запрещающие: «Движение пешеходов запрещено»;

- предписывающие: «Пешеходная дорожка»;

- знаки особых предписаний: «Пешеходный переход»;

- информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Учитель напоминает детям, что дорожные знаки «Пешеходный переход» и «Дети», имеющие треугольную форму с красной каймой предназначены для водителей. Они предупреждают водителей о том, что впереди опасный участок дороги – или пешеходный переход, или участок, где на дороге могут появиться дети, и поэтому ему надо снизить скорость движения. Пешеходам переходить дорогу в том месте, где установлены эти знаки, нельзя. Учитель еще раз объясняет детям, что красная кайма на знаках – это опасность.

Знак «Движение пешеходов запрещено» тоже имеет красную кайму, хотя по форме он круглый. Поскольку красный цвет всегда опасность, то двигаться пешеходам там, где установлен этот знак, нельзя.

Переходить дорогу можно только там, где установлены прямоугольные знаки синего цвета «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход».

Учитель спрашивает детей, в чем отличие этих знаков и где они устанавливаются. Если движение транспорта по дороге интенсивное, то пешеходные переходы делают под землей или над землей.

Что же делать пешеходу, если он подошел к дороге и увидел знак «Пешеходный переход»? Учитель задает этот вопрос детям, выслушивает их ответы. Он еще раз обращает внимание учащихся на правильность перехода проезжей части. Если есть пешеходный переход, а светофора нет, то надо подойти к краю проезжей части, посмотреть сначала налево, потом направо. Убедившись, что машин нет или они далеко, снова посмотреть налево и дойти до середины дороги. Затем посмотреть направо. Если путь свободен, то перейти дорогу, не останавливаясь. При наличии машин дождаться на середине дороги, пока они проедут, и завершить переход проезжей части.

Если на дороге установлен знак «Пешеходная дорожка», то двигаться по ней могут только пешеходы. Транспортным средствам движение в этом месте запрещено.

Затем учитель рассказывает учащимся о новых знаках.

Для движения велосипедистов обустраивают специальные велосипедные дорожки. На них устанавливают предписывающий знак «Велосипедная дорожка». Это синий круг, на котором изображен велосипед. Знак разрешает движение по этой дорожке только на велосипедах, мопедах и мокиках. Если тротуар отсутствует, то по велосипедной дорожке могут двигаться и пешеходы.

Иногда эти велосипедные дорожки пересекают проезжую часть. Для того, чтобы водитель, приближаясь к пересечению с велосипедной дорожкой, мог вовремя принять меры предосторожности и снизить скорость, на дороге устанавливается предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Этот знак треугольной формы с белым фоном и красной каймой, предупреждающей об опасности. На нем изображен велосипед. Однако, приближаясь по велосипедной дорожке к пересечению с проезжей частью дороги, велосипедист должен остановиться и пропустить движущийся транспорт. Преимущества в движении в этом месте велосипедист не имеет.

Из группы запрещающих знаков учитель выделяет два знака – «Въезд запрещен» и «Движение на велосипедах запрещено».

Знак «Въезд запрещен» запрещает движение в данном направлении всех транспортных средств. На нем изображен белый прямоугольник на красном фоне.

Если на дороге установлен знак «Движение на велосипедах запрещено» - круглый, с красной каймой, на котором изображен велосипед, то на этом участке дороги запрещается движение на велосипедах, мопедах, мокиках.

Знак «Жилая зона» относится к группе знаков особых предписаний. Это синий прямоугольник, на котором изображены дом, автомобиль и играющие дети. Знак устанавливается при въезде в жилые массивы и дворовые территории и предупреждает водителя о том, что он должен снизить скорость и двигаться в этом месте с особой осторожностью.

 

2. Практическое задание

 

Учитель предлагает детям изобразить на бумаге запомнившиеся им дорожные знаки, а затем рассказать, когда и где они применяются.

 

 

3. Игра

 

Перед учащимися на столе разложены изображения различных дорожных знаков. Учитель называет знак. Учащиеся должны найти его и показать. Например, покажите предупреждающий знак «Пешеходный переход» для водителей. О чем он предупреждает? Или, покажите знак «Пешеходный переход» для пешеходов. Где он устанавливается? Какие еще знаки для водителей вы знаете?

 

4. Вопросы для закрепления знаний

 

1. Для чего нужны дорожные знаки?

2. Какие дорожные знаки вы знаете?

3. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Жилая зона»?

4. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Пешеходный переход»?

5. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Велосипедная дорожка»?

6. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено»?

 

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Дорожная разметка и её предназначение

 

Цель занятия: Познакомить младших школьников с разметкой дорог, её разновидностями и назначении.

Новые слова: Дорожная разметка.

 

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

В начале занятия учащиеся с помощью учителя вспоминают правила перехода проезжей части там, где есть пешеходный переход «зебра». Затем формулируют правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода.

Переходить проезжую часть пешеходам помогают специальные линии, которые наносят краской на поверхность проезжей части дорог.

Учитель знакомит учащихся с самыми основными линиями дорожной разметки, которые должны знать не только водители, но и пешеходы.

Самая главная дорожная разметка для пешехода – широкие поперечные линии типа «зебра». Линия разметки «зебра» уже известна учащимся. Она наносится на перекрестках или в других местах, где необходимо организовать переход проезжей части пешеходами. На пешеходных переходах люди должны двигаться организованно, по правой стороне, чтобы не мешать друг другу.

Узкую сплошную белую линию чаще всего можно видеть на середине дороги. Она разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах. Пересекать такую линию или заезжать на неё водителям запрещено. Пешеход тоже должен знать об этом. Если пешеход не успел перейти проезжую часть, он может остановиться на такой линии (которая находится на середине дороги) и пропустить приближающийся транспорт. Если дорога очень широкая (имеет четыре и более полос для движения транспорта), то на её середине может быть нанесена двойная сплошная белая линия разметки. Заезжать на эту линию и пересекать её ни в коем случае нельзя. Она для водителя тоже самое, что и прочная высокая стена.

Часто на широких дорогах с помощью специальной разметки выделяют «островки безопасности». Пешеходы, не успевшие закончить переход проезжей части при зеленом сигнале светофора, должны остановиться в этом месте и пропустить движущийся транспорт. Водителям заезжать на разметку, обозначающую «островок безопасности», категорически запрещено.

Пешеход должен знать и другие линии разметки. Прерывистые белые линии помогают формировать транспортные потоки. Водитель может такие линии пересекать. Поэтому пешеходу при переходе проезжей части останавливаться на таких линиях запрещено, так как водитель может сбить его.

Некоторые линии разметки наносят на проезжую часть желтой краской. Такие линии наносятся у самого края проезжей части. Если у края проезжей части нанесена сплошная линия желтого цвета, то останавливаться в этом месте транспортным средствам запрещено. Для обозначения остановок общественного транспорта у края проезжей части наносят ломанную линию желтого цвета. Она информирует и водителя общественного транспорта (автобуса, троллейбуса), и пешехода о наличии в этом месте остановки, где осуществляется посадка в автобус или троллейбус.

 

2. Практическое задание

 

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги или перекресток. Одним ученикам он дает задание нарисовать пешеходный переход, обозначенный дорожной разметкой «зебра», другим – островок безопасности. Учащиеся еще раз повторяют, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.

 

3. Игра

 

У одного из учеников в руках три кружочка бумаги – красного, желтого и зеленого цветов. Он будет изображать светофор. Несколько учеников изображают транспортные средства – у них в руках рисунки с изображенными автомобилями. Ученики, изображающие пешеходов, переходят дорогу, ориентируясь на сигналы светофора. При включении красного сигнала светофора пешеходы останавливаются на островке безопасности, а транспортные средства начинают движение.

Учитель наблюдает за правильностью выполнения упражнения и в случае необходимости корректирует действия учащихся.

Это же упражнение выполняется, когда светофор отсутствует, а есть пешеходный переход. Пешеходный переход можно обозначить дорожными знаками, которые держат в руках учащиеся. Упражнение повторяется несколько раз.

 

4. Вопросы для закрепления знаний

 

1. Для чего нужны линии разметки?

2. Где на улицах наносится «островок безопасности» и для чего он служит?

3. С какой целью наносятся желтые ломанные линии, обозначающие посадочные площадки?

4. Где наиболее безопасно находиться пешеходам, которые не успели перейти проезжую часть?

 

ЗАНЯТИЕ 6. Тема: Регулирование дорожного движения.

Сигналы светофора и регулировщика

 

Цель занятия: Познакомить младших школьников с историей появления светофора. Формировать представление учащихся о безопасности перехода дорог при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами (сигналами) регулировщика.

Новые слова: Регулировщик, жест, жезл.

 

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Учитель просит вспомнить учащихся, что они знают о светофорах для водителей, пешеходов и велосипедистов. Дополняет их ответы.

Затем учитель рассказывает, что первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было.

У нас в стране первый светофор установили в Москве в 1929 году на перекрестке улиц Кузнецкий мост и Петровка. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый - надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.

Позже появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.

Учитель спрашивает учащихся, в каком порядке расположены цвета в светофоре? Объясняет, что для лучшей видимости наверху размещен красный сигнал как самый важный и опасный, потом желтый, а внизу - зеленый.

Спрашивает, почему были выбраны именно эти цвета? Потому что запрещающий красный свет виден лучше всего, даже ночью и в туман. Желтый сигнал виден хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен как предупреждающий сигнал, а зеленый цвет разрешает движение.

Учитель еще раз подчеркивает, что нельзя переходить улицу на красный и желтый сигналы светофора, даже если машин нет. Обращает внимание учащихся на то, что незадолго до окончания действия зеленого сигнала светофора он обычно начинает мигать. Если пешеходы не успели закончить переход проезжей части дороги на зеленый сигнал светофора, нельзя пытаться проскочить между движущимися машинами. Надо спокойно подождать посередине, пока снова включится зеленый сигнал.

Нередко на перекрестке можно увидеть человека в специальной форме – регулировщика, который управляет дорожным движением, изменяя положение своего корпуса (поворачиваясь) и выполняя руками определенный жесты. Часто регулировщик держит в правой руке специальный жезл – палку с чередующимися белыми и черными полосами.

Учитель объясняет ученикам, какие жесты регулировщика что означают.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено.

Регулировщик поднял руку с жезлом вверх. Сигнал означает внимание, всем остановиться. Можно считать, что этот сигнал регулировщика соответствует желтому сигналу светофора.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. Включился зеленый сигнал светофора – автомобилям можно ехать прямо и направо, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук – главное, чтобы они были понятны водителям и пешеходам.

Регулировщик – строгий хозяин на дороге. Все его слушаются. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнет полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.

Если на перекрестке стоит регулировщик, присмотритесь к нему внимательнее. Все его жесты понятны. Он всегда придет тебе на помощь. Для этого он и находится на перекрестке, чтобы помогать водителям и пешеходам.

 

 

2. Практическое задание

 

Учитель предлагает учащимся выучить стихотворение про светофор, дополнив недостающие в стихотворении слова.

……. свет – проезда нет!

…… - будь готов к пути!

А ……. свет – кати!

 

3. Игра

 

Группа учащихся из 5 человек выстраивается в одну шеренгу. Напротив них стоит один ученик, который изображает регулировщика.

Регулировщик регулирует движение с помощью жестов.

Если регулировщик становится к пешеходам правым или левым боком (зеленый сигнал светофора) – движение разрешено и пешеходы делают шаг вперед.

Если регулировщик поднял руку вверх (желтый сигнал светофора) – двигаться нельзя и пешеходы остаются на месте.

Если регулировщик поворачивается к пешеходам спиной или грудью (красный сигнал светофора) – пешеходы делают шаг назад.

Победит тот из пешеходов, который допустит меньше ошибок.

Затем пешеходами и регулировщиком становятся другие ученики.

 

4. Вопросы для закрепления знаний

 

1. Когда и где был установлен первый в мире светофор?

2. На что был похож светофор, установленный в 1929 году в Москве?

3. Как расположены сигналы в светофоре и почему?

4. Что собой представляет жезл регулировщика и для чего он нужен?

5. Какие жесты регулировщика запрещают движение пешеходов и транспорта?

6. Для чего нужен регулировщику свисток?

 

ЗАНЯТИЕ 7. Тема: Как разговаривают автомобили

 

Цель занятия: Познакомить учащихся с сигналами, которые подают водители транспортных средств при движении по дорогам.

Новые слова: Световые сигналы поворота, стоп-сигналы.

 

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Учитель спрашивает учеников, замечали ли они, как разговаривают между собой автомобили, какие сигналы подают при движении по дорогам?

Вот идет пешеход через дорогу, задумался и не заметил, что на светофоре включился красный свет. Сразу гудок – машина предупреждает его, что он нарушил правила дорожного движения и мешает движению.

Зазевался водитель у перекрестка – включился зеленый сигнал светофора, а он продолжает стоять. И сразу несколько машин сигналят ему – поторопись, не задерживай движение.

Спешит пожарная машина – где-то горит дом. А на перекрестке установлен светофор и у него включен красный сигнал, запрещающий движение. Тогда пожарная машина включает специальную звуковую сирену, приказывая транспорту и пешеходам остановиться и дать ей дорогу.

Кроме звуковых сигналов машины могут разговаривать между собой и с пешеходами с помощью света.

Наступила ночь, на улице стало темно. По дороге движется автомобиль с включенными фарами. Вдруг на проезжую часть выскакивает пешеход, не заметивший приближающийся транспорт. Водитель начинает мигать светом фар, подсказывая пешеходу, что находиться на проезжей части опасно и тому следует немедленно освободить дорогу.

Вот автомобиль поворачивает на перекрестке. Как другие водители узнают, в какую сторону он будет поворачивать – направо или налево? Для этого на каждом автомобиле есть специальные указатели поворотов – желтые огни спереди и сзади автомобиля. Если надо повернуть направо, водитель включает правые огни, если налево – левые.

Указатели поворота водитель включает также перед началом движения и перед остановкой, показывая другим водителям и пешеходам, какой маневр он будет совершать.

Вот водитель решил остановиться – он ногой нажимает на педаль тормоза. Чтобы другие водители не врезались в его автомобиль сзади, включаются специальные красные огни, предупреждающие других участников дорожного движения об остановке. Эти огни называются стоп-сигналами.

А что делать велосипедисту, у которого на велосипеде нет ни указателей поворотов, ни стоп-сигналов?

Для них правила дорожного движения предусмотрели специальные жесты руками.

Решил велосипедист остановиться – поднял правую или левую руку вверх. Все знают – это сигнал торможения.

Если надо повернуть направо, велосипедист вытягивает в сторону правую руку. Если возникла необходимость поворота налево – велосипедист вытягивает в сторону левую руку. Этим он сообщает другим водителям, велосипедистам, пешеходам о своем намерении совершить поворот или остановиться.

Учитель сообщает ученикам, что если на автомобиле не работают указатели поворотов или стоп-сигналы, то и водители этих машин тоже могут разговаривать между собой с помощью жестов. Они точно такие же, как и у велосипедистов.

 

2. Практическое задание

 

Учитель просит учеников назвать и изобразить на бумаге автомобили, которые могут двигаться даже на красный сигнал светофора, если спешат на выполнение специального неотложного задания. Что такие автомобили должны обязательно включать, чтобы предупредить других участников движения об опасности?

 

3. Игра

 

Один ученик изображает велосипедиста. Он садится на стул спиной к классу.

Учитель просит его показать с помощью рук поворот направо, налево или желание остановиться. Упражнение повторяется несколько раз. Затем ученика сменяет другой учащийся.

Второе упражнение. Велосипедист показывает с помощью рук тот или оной жест. Другие учащиеся должны правильно ответить, что этот жест означает.

 

4. Вопросы для закрепления знаний

 

1. Как могут разговаривать между собой автомобили?

2. Как могут разговаривать между собой велосипедисты?

3. Что означает поднятая вверх рука велосипедиста?

4. Что означает вытянутая в сторону правая рука велосипедиста?

5. Что означает вытянутая в сторону левая рука велосипедиста?

 

ЗАНЯТИЕ 8. Тема: Движение пешеходов по дорогам. Правила

безопасного перехода проезжей части

 

Цель занятия: Сформировать у учащихся представление о правостороннем движении транспорта и пешеходов. Дать понятие новому термину – перекресток. Проинформировать учащихся о видах перекрестков. Научить безопасному поведению на перекрестках.

Новые слова: Правостороннее движение, регулируемый и нерегулируемый перекресток.

 

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Учитель объясняет учащимся новые понятия - «правостороннее» и «левостороннее» движение транспорта.

Правостороннее движение - это когда транспорт движется только по правой стороне проезжей части. Рассказывает, что правостороннее движение в России исторически сложилось во времена, когда еще были конные упряжки. Они должны были придерживаться правой стороны, чтобы не сталкиваться.

В большинстве стран мира движение правостороннее. А в некоторых странах, таких, например, как Япония, Англия, Индия, Австралия - левостороннее. То есть транспорт движется по левой стороне проезжей части.

Поэтому, в странах с правосторонним движением, в том числе в России, при переходе проезжей части надо посмотреть сначала налево, откуда движется транспорт, а дойдя до середины – направо.

С учетом направления движения конструируют и транспортные средства. Так, в маршрутных такси, автобусах, троллейбусах и трамваях двери для входа и выхода пассажиров делают всегда только справа.

Правостороннее движение распространяется и на пешеходов. По тротуару надо ходить с правой стороны. Учитель объясняет учащимся, что слово «тротуар» в переводе с французского языка означает «место для движения пешеходов». Одни люди идут по правой стороне в одну сторону, а другие - навстречу, тоже по правой стороне.

Учитель спрашивает учеников: где должны ходить пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки? (Ответ: по обочине.). Однако ходить по обочине опасно. Иногда на нее съезжают машины, поэтому надо быть внимательным, чтобы вовремя избежать опасности.

Напоминает, что если нет тротуара, пешеходной дорожки, обочины, то можно в сопровождении взрослых идти по краю проезжей части дороги в один ряд и навстречу движению транспорта. Тогда водители видят пешеходов издалека. Кроме того, если машины едут с большой скоростью, можно отойти немного в сторону от шоссе, чтобы не случилось аварии.

Опасности на улицах и дорогах могут возникнуть из-за погоды. Зимой надо быть очень осторожным, потому что можно поскользнуться и упасть перед машиной. Обзору дороги может мешать капюшон, поднятый воротник. Весной на тротуаре большие лужи, и дети, чтобы обойти их, выходят на проезжую часть. А этого делать нельзя - может неожиданно появиться машина. В тумане водители могут не увидеть пешеходов, которые неправильно переходят улицы и дороги. В результате происходят аварии. Поэтому важно постоянно быть внимательным, чтобы видеть и слышать, что делается вокруг.

Учитель рекомендует запомнить словесные формулы. Каждый учащийся, подойдя к проезжей части дороги, должен мысленно сказать себе: «Стоп. Я иду через дорогу. Опасно. Надо быть осторожным». Если это повторять каждый раз, появится привычка всегда соблюдать правила безопасного поведения.

Учитель просит учащихся вспомнить правила перехода дорог по пешеходному переходу и дороге, где поблизости нет пешеходных переходов. Объясняет, что в этом случае надо найти безопасное место для перехода, расположенное подальше от поворота и с хорошим обзором в обе стороны.

Если машина идет быстро, надо дать ей проехать. Нельзя спешить перейти дорогу и перед медленно движущейся машиной, так как за ней может быть вторая, едущая быстрее. При переходе дороги нужно всегда смотреть и прислушиваться. Машина может появиться в любой момент.

Затем учитель раскрывает понятие нового термина – перекресток. Перекресток - это место пересечения дорог. Перекресток - это очень опасный участок дороги, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

На перекрестке может быть светофор и регулировщик - например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или регулировщик, называется регулируемым, т.е. управляемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров – он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.

В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.

3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.

4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

 

2. Практическое задание

 

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги. Одним ученикам он дает задание нарисовать светофоры, другим – пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками или дорожной разметкой «зебра». Еще раз повторить, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.

 

3. Игра

 

У одного из учеников в руках три кружочка бумаги – красного, желтого и зеленого цветов. Он будет изображать светофор. Сначала дорогу переходит один ученик, ориентируясь на сигналы светофора. Упражнение повторяется несколько раз с разными учениками для того, чтобы выработать прочный навык.

Затем дорогу переходит группа учеников из трех-четырех человек. Учитель наблюдает за правильностью выполнения упражнения и в случае необходимости корректирует действия учащихся.

Это же упражнение выпол


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.