Правонарушений несовершеннолетних в России — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Правонарушений несовершеннолетних в России

2017-10-11 620
Правонарушений несовершеннолетних в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наукой и практикой давно подмечено наличие территориальных различий преступности, связанных с особенностями социальных условий в отдельных территориальных, административных единицах.

В масштабе отдельных республик, краев, областей, районов и целых регионов страны традиционно сложились своеобразные демографические, культурные и социально-экономические условия, неравномерно происходят экономические и политические реформы. Это отражается на количественных и качественных показателях преступности, в том числе среди несовершеннолетних, обусловливая особенности складывающейся в тех или иных регионах, городах и районах криминологической обстановки.

Так, коэффициент общей преступности (число преступлений на 100 тыс. населения в возрасте 14 лет и старше) колеблется в субъектах Российской Федерации от 756 в Республике Ингушетия до 4674 – в Курганской области. Коэффициент преступной активности несовершеннолетних (количество преступлений, совершенных лицами в возрасте 14–17 лет, на 100 тыс. населения того же возраста) составляет: в Республике Ингушетия – 51,4; в Республике Тыва – 453; Бурятии – 3226; Ярославской области – 3291; Ивановской области – 3674; Пермской области – 3983; по России в целом – 2012[125]. В Татарстане из общего числа участников насильственных преступлений 28% приходится на несовершеннолетних[126], в то время как по России в целом удельный вес несовершеннолетних в общем числе лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, составил в 1997 г. всего 3,9%[127]. Совершенно ясно, что эти различия требуют своего учета в процессе предупредительной деятельности.

 
Исследования территориальных различий преступности для выработки дифференцированных мер ее предупреждения уже более двадцати лет активно проводятся во многих регионах страны как отдельными авторами, так и целыми авторскими коллективами. Результаты этих исследований широко освещены в литературе, в том числе в работах А. Б. Сахарова, А. И. Долговой, К. К. Горяинова, А. А. Габиани, Э. Э. Раска и других[128]. Учеными разработана и методика изучения территориальных особенностей преступности[129]. В работах отдельных авторов рассматриваются также региональные различия преступности среди несовершеннолетних[130]. Однако проблемы предупреждения подростковой преступности в территориальном разрезе в целом исследованы еще недостаточно[131].

В настоящее время актуальность проблемы изучения и разработки мер противодействия преступности на региональном уровне значительно возросла. Дефицит материальных и финансовых средств в области профилактики преступлений обострил потребности практики в научной информации о количественно-качественных характеристиках преступности и определяющих ее состояние факторах в разрезе конкретной территории для выработки региональных, местных программ борьбы с преступностью, концентрации ограниченных ресурсов на наиболее главных на текущий момент направлениях.

В связи с образованием федеральных округов возникла потребность в анализе криминогенной обстановки не только в пределах одного субъекта Федерации, но и более крупном региональном масштабе – по округам. Как известно, состояние преступности несовершеннолетних можно оценить только по раскрытой части преступлений. В 2002 г. удельный вес преступлений, совершенных подростками и при их соучастии, от раскрытой их части по России составил 9,2%, а в Центральном федеральном округе – 8,3%; Северо-Западном – 9,4%, Южном – 5,7%, Приволжском – 9,7%; Уральском, Сибирском и Дальневосточном – по 11,0%. Еще значительнее разница отмечается при анализе по субъектам Федерации. Амплитуда колебания этого показателя составляет от 1,2% в Республике Ингушетия; 2,9% – Карачаево-Черкесской Республике; 3,7% – г. Москве; 3,8% – Краснодарском крае; до 14,6% – в Ивановской области; 15,1% – в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе; 15,9% – Республике Хакасия; 17,0% – Корякском автономном округе[132].

Социально-экономические, нравственно-этические и этнические условия, обычаи, традиции в регионах имеют свои особенности. Изучение этих процессов, их влияния на преступность – одна из сложных и в то же время необходимых задач.

Жизнедеятельность несовершеннолетних протекает в трех основных сферах: в семье, учебном заведении или на предприятии, в неформальных или формальных группах по месту жительства. Каждая сфера вносит свой вклад в формирование и развитие личности. Чтобы проследить путь несовершеннолетнего по наклонной плоскости – к преступлению, требуется анализ обширного исследовательского материала.

В Воронежской, а затем в других областях Центрального Черноземья четверть века назад (в 1975 г.) был применен нетрадиционный метод изучения личности несовершеннолетнего преступника и характера воздействия на него ближайшего окружения. С помощью разработанной информационно-аналитической системы «Подросток» удалось установить прямую связь между личностью преступника и социальной средой, происходящими в обществе процессами[133].

Карточка – носитель информации, заполняемая в ГРОВД сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних и следователями, содержит обширные сведения о несовершеннолетнем, совершившем преступление, общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; об особенностях микро- и макросреды, где проходила его жизнедеятельность; о мотивах, потребностях и интересах подростка, профилактических и уголовно-правовых мерах и их эффективности и другие данные (68 позиций по несколько вариантов ответов). Проверенные в ГУВД, обработанные через компьютерную технику, представленные в форме выходных таблиц, эти сведения позволяют осуществлять типологию личности несовершеннолетнего преступника и семьи на конкретной территории, дают возможность на научной основе вносить коррективы в общие и индивидуальные планы по профилактике преступности среди несовершеннолетних.

Изучение показывает, что в каждом регионе имеется свой опыт по тем или иным направлениям профилактической работы среди несовершеннолетних.

В целях совершенствования и координации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школах г. Камышина Волгоградской области введены ставки заместителей директоров по правовому воспитанию. Центром профилактической работы являются кабинеты правового воспитания, в которых собраны материалы, отражающие совместную работу отделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, папки с документацией, планы работы, картотеки и т. д.

За счет единиц помощников участковых уполномоченных милиции в 20 школах г. Камышина, а в 15 школах г. Волжского за счет местного бюджета введены единицы «школьных» инспекторов. Их основная задача – активизация деятельности по предупреждению преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних, улучшение взаимодействия с учебными заведениями.

За каждым «школьным» инспектором закреплена школа и прилегающая к ней территория. Присутствие в школе сотрудника милиции позволяет своевременно оказывать необходимое правовое воздействие на несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, попавших под негативное влияние или склонных к совершению правонарушений. Инспекторам вменено в обязанности оказание методической и практической помощи педагогам в организации работы по предупреждению правонарушений и других негативных проявлений среди несовершеннолетних, совершенствование форм и методов этой деятельности, выявление учащихся, склонных к совершению преступлений и иных правонарушений, родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей, групп подростков негативной направленности, внесение предложений о постановке их на внутришкольный учет, проведение с ними профилактической работы.

Программа по введению в общеобразовательных учреждениях инспекторов по делам несовершеннолетних разработана и реализуется в ГУВД Ставропольского края. Постановлением главы администрации г. Ставрополя в штат ПДН органов внутренних дел города введены 16 штатных единиц инспекторов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Для работы в школах, основной задачей которых является проведение профилактической работы, а также пропаганда правовых знаний в подростковой среде.

Школьные участковые инспектора введены также в Республике Ингушетия и Краснодарском крае. Анализ итогов работы школьных инспекторов показал, что их деятельность привела к снижению противоправной активности со стороны учащихся школ. Наметились тенденции к общему оздоровлению криминогенной обстановки и на территориях, прилегающих к школам.

В Краснодарском крае на протяжении ряда лет в каникулярное время успешно функционируют военно-спортивные лагеря для «трудных» подростков. В оборонно-спортивных сборах «Надежда» (на базе учебного центра Краснодарского юридического института МВД России) в 2002 г. приняли участие 1200 подростков, состоявших на учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. По инициативе ГУВД и комитета по делам молодежи администрации края ежегодно проводится летняя смена в Центре летнего оздоровления «Маяк» Темрюкского района для девочек-подростков группы «риска», оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 2003 г. в лагере отдохнули 183 девочки из 12 районов края.

В Ростовской области в целях координации усилий заинтересованных министерств и ведомств по повышению эффективности борьбы с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, формирования единого межведомственного информационного поля о таких детях создан банк данных, в который внесены материалы о 1511 неблагополучных подростках. Эти сведения позволили более целенаправленно вести работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. В 2002 г. на эти цели из бюджета области было направлено 21 млн руб. В области открыто 7 новых учреждений социальной помощи семье и детям, а также приют и 5 реабилитационных отделений для детей с ограниченными возможностями. В этих учреждениях получили помощь, поддержку, прошли реабилитацию более 2,5 тыс. беспризорных детей. Регулярный медицинский контроль позволил вызволить из неблагополучных семей свыше 1 тыс. мальчишек и девчонок. Взяты на учет около 3 тыс. несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Мы уже отмечали, что существует противоположная точка зрения на возрождение некоторых форм работы с несовершеннолетними советского периода. Представляется, что в этом есть необходимость, о чем свидетельствует региональный опыт.

В г. Иркутске сохранены привычные для педагогов ученические комитеты, институты старост класса. Сферы деятельности ученического самоуправления достаточно разнообразны: организация досуга, помощь педагогам в улучшении дисциплины; организация дежурства по школе, наведение порядка и т. д.

Повсеместно в субъектах Российской Федерации вновь увеличивается число создаваемых спортивно-оздоровительных лагерей для несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел.

Но эта работа требует особого внимания и контроля.

Не секрет, что к подросткам с отклоняющимся поведением проявляет интерес и организованная преступность. В Хабаровском крае возле г. Комсомольска-на-Амуре организованной преступностью на одном из островов реки Амур был создан лагерь для воспитания своей смены, который по кличке одного из преступных авторитетов получил название «Остров Джема». Вербовка «подходящих» подростков велась и на территории Приморского края. В лагере подростков учили совершать кражи, прививали воровские традиции. Лагерь был создан как военно-спортивный и действовал под видом работы с трудными подростками.

Характерным для Приморья является сращивание спортивной среды с криминальной. Многие ранее известные спортсмены входят в состав организованных преступных групп, на свои деньги содержат спортзалы, которые посещают подростки.

Последнее время несовершеннолетние часто вступают в неизвестные организации, где их заставляют сбрасываться на «общак», чтобы помочь попавшим в детскую воспитательную колонию. При этом деньги никогда не доходят до воспитанников. Поэтому среди молодежи Сахалинской области проводилась акция «Собери посылку в колонию» координационным советом по проблеме криминализации подростковой среды. Желающие могли сами приносить в здание УИН одежду, обувь, художественную и учебную литературу.

Проблемой Приморского края является вовлечение малолетних в проституцию и педофилию. По данным за 2003 г., в г. Владивостоке существует около 300 фирм с численностью сотрудниц в среднем по десять человек в каждой. Фирмы существуют недолго (около 2 лет), а затем закрываются, перепродаются другому покупателю, меняют название. Стоимость фирмы колеблется от 500 долларов до 2 тыс. долларов США в зависимости от ее доходов. Стоимость услуг вызова на дом колеблется от 290 до 350 рублей за час. Однако из этих денег девушки получают не более 30%. Поэтому в г. Владивостоке в основном процветает так называемая уличная проституция. Рабочий день уличных проституток продолжается от 10 до 12 часов. Риск физического насилия среди них гораздо выше, чем среди тех, которые работают в фирмах. По данным УВД Приморского края, в 2000 г. были зарегистрированы 11 убийств проституток, совершенных с особой жестокостью. Среди проституток 10,5% составляют несовершеннолетние, 50% – девушки в возрасте 18–28 лет. Две трети проституток не являются жителями г. Владивостока. Значительная часть несовершеннолетних проституток – это дети, сбежавшие из дома.

В этом регионе России накоплен положительный опыт проведения комплексных целевых профилактических операций. Повсеместно созданы межведомственные временные оперативные штабы по предупреждению и пресечению детской безнадзорности и беспризорности.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области штабом разработана «Карта учета безнадзорного несовершеннолетнего», в которой отражен механизм взаимодействия субъектов профилактики по ликвидации причин и условий безнадзорности.

В некоторых городах Южного федерального округа в летнее время проводятся операции в местах дислокации оздоровительных учреждений. В результате мероприятий в рамках операции «Курорт-2002» за период с мая по сентябрь 2002 г. не допущено каких-либо чрезвычайных происшествий и преступлений на территории летних оздоровительных учреждений.

В условиях подготовительной работы по воссозданию в стране ювенальной юстиции представляет интерес опыт Воронежской области, в частности, деятельность Ювенального центра, созданного в 1999 г. на базе Воронежского института МВД России при поддержке Министерства образования РФ, администрации Воронежской области и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в качестве региональной правозащитной и образовательной организации.

Целями Ювенального центра являются:

содействие разработке модели решения проблемы правовой защиты несовершеннолетних на примере отдельно взятого региона;

способствование снижению уровня противоправной деятельности несовершеннолетних;

развитие позитивной социальной, в том числе и правовой, ориентации несовершеннолетних;

повышение уровня правовой культуры и, как следствие этого, эффективности защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

В рамках этих целей Ювенальным центром реализуются следующие основные задачи.

1. Обучение несовершеннолетних основам ювенального права.

2. Подготовка и переподготовка специалистов для работы с несовершеннолетними в системе МВД России, Прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства труда и социальной защиты населения РФ, Министерства образования РФ и т. д.

3. Привитие практических навыков работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, курсантам и слушателям ювенально-правовой специализации ВИ МВД России.

4. Разработка и создание соответствующих обучающих и контролирующих программ.

5. Подготовка методических рекомендаций для организации процесса обучения основам ювенального права.

6. Подготовка и издание учебной и учебно-методической литературы по вопросам правовой защиты семьи и несовершеннолетних.

7. Проведение социологических, правовых и других исследований, результаты которых станут основой процесса развития и обучения основам ювенального права различных категорий обучающихся.

8. Защита прав и законных интересов ребенка путем оказания бесплатных правовых консультационных услуг детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также их законным представителям.

9. Пропаганда основ ювенального права в образовательных учреждениях Воронежской области и региона.

10. Правовая помощь учреждениям по социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними (консультации, работа с персоналом и несовершеннолетними).

11. Психологическая и педагогическая коррекция, а также медицинская профилактика и лечение детей с отклоняющимся поведением.

Для решения поставленных задач в структуре Ювенального центра созданы: консультационная группа; учебно-методический и исследовательский сектор, состоящий из учебно-методической группы, научной лаборатории и интернет-центра; лаборатория психокоррекции; Юридическая клиника.

Ювенальный центр является структурным подразделением института, к работе в котором привлечены: профессорско-преподавательский состав, видные отечественные специалисты в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, практические работники, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.

Функционирование центра осуществлялось по следующим направлениям.

1. Разработка и создание учебно-методических комплексов для подготовки специалистов по работе с несовершеннолетними.

В состав данных комплексов включены: учебные программы, тексты лекций и дидактический материал по курсам «Правовая защита семьи и несовершеннолетних», «Ответственность несовершеннолетних по российскому праву», «Предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних и наркотизма», «Введение в специальность», «Организация деятельности оперативных аппаратов и подразделений по делам несовершеннолетних», «Проблемы предварительного расследования по делам несовершеннолетних» и др.

Сотрудниками Ювенального центра разработаны и созданы компьютерные обучающие и контролирующие программы по основам ювенального права для детей и специалистов, работающих с несовершеннолетними («Энциклопедия ювеналиста» в двух частях, тесты для различных категорий обучающихся); подготовлен комплекс учебных и учебно-методических пособий под общим названием «Юристу-ювеналисту».

2. Организация и проведение занятий по ювенальному праву с детьми-сиротами и детьми – социальными сиротами, оставшимися без попечения родителей, подростками с отклоняющимся поведением (совершившими административные правонарушения), учащимися общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений.

В целях обучения ювенальному праву оборудованы и соответствующим образом оснащены учебные аудитории, учебные и методические кабинеты, а также интернет-класс.

3. Организация и проведение постоянно действующих семинаров по правовой защите несовершеннолетних, обучению основам ювенального права и ювенальной юстиции специалистов по работе с несовершеннолетними органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, в течение 2001 г. сотрудниками Ювенального центра при поддержке Министерства образования РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, администрации Воронежской области и Института «Открытое общество» проведено 8 учебно-практических семинаров.

4. Организация специализированного многосменного детского правозащитного спортивно-оздоровительного центра (ДПСОЦ) «Ювеналист» на загородной базе «Дон» ВИ МВД России в каникулярный период для обучения различных категорий несовершеннолетних основам ювенального права, правовой и социальной защите с привлечением к работе с детьми курсантов и слушателей ювенально-правовой специализации института. В 2000–2001 гг. были проведены две летние смены ДПСОЦ «Ювеналист» и в целях закрепления полученных знаний участниками смен организована Весенняя правовая школа воспитанников ДПСОЦ «Ювеналист» «Защити себя сам».

Кроме организации отдыха, оздоровления и обучения детей, имеющих отклонения в поведении (именно для этой категории несовершеннолетних проводятся смены), для института ДПСОЦ «Ювеналист» одновременно стал площадкой для отработки педагогических, правовых и психологических навыков работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.

Одним из важных структурных подразделений Ювенального центра является Юридическая клиника, созданная благодаря поддержке Министерства образования РФ, администрации Воронежской области и Института «Открытое общество». В ее работе принимают участие опытные консультанты из числа профессорско-преподавательского состава и курсантов и слушателей ювенально-правовой специализации юридического факультета ВИ МВД России.

Деятельность Юридической клиники направлена на повышение уровня правовой культуры, правового воспитания ребенка и его родителей, правовую защиту детей-сирот и детей – социальных сирот, подготовку и переподготовку специалистов по работе с несовершеннолетними, что, в свою очередь, способствует созданию эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в регионе.

Перед Юридической клиникой поставлены следующие цели:

оказание юридической и психологической помощи на безвозмездных началах несовершеннолетним, их родителям и другим законным представителям;

модернизация системы юридического и психолого-педагогического образования, повышение правовой и педагогической культуры курсантов и слушателей ювенально-правовой специализации для совершенствования правоприменительной практики;

формирование высоконравственной личности будущего специалиста с активной жизненной позицией в профессиональной деятельности;

практическая отработка курсантами и слушателями ювенально-правовой специализации навыков правовой квалификации в жизненных ситуациях, требующих юридического разрешения;

популяризация через средства массовой информации деятельности Юридической клиники, а также основ ювенального права.

В основе организации деятельности клиники лежат следующие правовые принципы: а) законность; б) гуманизм; в) защита прав и свобод человека; г) добровольность работы в клинике; д) тайна сведений, доверенных гражданами сотрудникам клиники; е) независимость клиники в осуществлении своих функций; ж) добросовестное выполнение взятых на себя обязательств; з) самоуправление; и) демократизм.

При подготовке к работе Юридической клиники поэтапно был проведен целый ряд организационных и содержательных мероприятий:

проведен мониторинг основных трудных жизненных ситуаций, требующих юридического разрешения, с которыми сталкиваются несовершеннолетние и их родители;

подготовлены методические материалы для консультантов юридического цикла (методические рекомендации в области гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, гражданского-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права; образцы процессуальных документов, справочная юридическая литература и др.) и психолого-педагогического цикла (методики, бланки и методические рекомендации по психодиагностике, психокоррекции, аудиоматериалы для проведения тренингов по психокоррекции);

разработана технология учета граждан, обратившихся в Юридическую клинику и получивших квалифицированную консультацию;

проведены учебно-практические занятия с консультантами из числа курсантов и слушателей ювенально-правовой специализации;

подготовлено помещение для работы клиники.

Анализ работы клиники позволяет выделить основные юридические проблемы, с которыми обращались граждане: защита жилищных прав несовершеннолетних; вопросы, касающиеся собственности на землю; защита прав потребителя; сохранение тайны усыновления; возмещение имущественного вреда, в том числе при ДТП; правомерность действий сотрудников правоохранительных органов (при задержании и установлении личности, в ходе исполнительного производства по гражданским делам и др.); возможность снятия с учета в подразделениях по делам несовершеннолетних; разъяснение порядка разрешения дела в суде; оформление наследства; получение гражданства РФ.

Среди проблем психолого-педагогического характера можно выделить следующие: гармонизация отношений в семье; взаимоотношения в новом коллективе (конфликт с начальником); употребление алкоголя и наркотиков; применение физической силы родителями в отношении ребенка и другие конфликты с родителями; консультирование по вопросу развития одаренного ребенка; взаимоотношения с соседями; гипертрофированное чувство страха перед представителями властных структур и др.

Учитывая тот факт, что большинство обращений связано с употреблением несовершеннолетними наркотиков, сотрудниками клиники разработана программа четырехдневных деловых игр и учений по проблеме наркозависимости, подготовлен буклет с описанием характерных симптомов нарко- и алкогольной зависимости несовершеннолетних.

Помимо непосредственно оказания консультационных услуг сотрудниками юридической клиники организуются встречи с социальными педагогами и заместителями директоров общеобразовательных школ г. Воронежа по воспитательной работе.

Основными результатами работы Юридической клиники стали:

проведение коррекционных занятий с курсантами и слушателями ювенально-правовой специализации;

разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса по ювенально-правовой специализации;

накоплен опыт оказания юридических и психолого-педагогических консультационных услуг несовершеннолетним и их законным представителям.

Проанализировав работу клиники, можно прийти к выводу о целесообразности расширения сферы услуг в направлении профилактики наркомании и других видов зависимости несовершеннолетних и пропаганды здорового образа жизни, по оказанию квалифицированной юридической помощи, повышению уровня правовой культуры и правового воспитания несовершеннолетних и их законных представителей.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.