Народным хозяйством (по отраслям — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Народным хозяйством (по отраслям

2017-10-11 131
Народным хозяйством (по отраслям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Психология и педагогика

Высшей школы»

Направление подготовки:38.06.01 Экономика

Направленности подготовки: «Экономика и управление

Народным хозяйством (по отраслям

и сферам деятельности)»;

«Мировая экономика»;

Квалификация выпускника: «Исследователь.

Преподаватель-исследователь»

Преподаватель-исследователь»

 

 

Набор


Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

 

«Психология и педагогика

высшей школы»

Направление подготовки:38.06.01 Экономика

Направленности подготовки: «Экономика и управление

народным хозяйством (по отраслям

и сферам деятельности)»;

«Мировая экономика»

 

Квалификация выпускника: «Исследователь.

Преподаватель-исследователь»

 

 

Набор

 

 

Авторы:

 

О.А. Овсянникова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, кандидат педагогических наук, доцент;

А.И. Пустозеров, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, кандидат педагогических наук, профессор

 

Ответственный за выпуск

 

А.Т. Климович заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

(протокол от «» 2017 г. №)

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела методического обеспечения образовательного процесса

_________________________ /Ю.В. Шустрова/

 

 

© Российская таможенная академия, 2017

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание и изучение дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» призвано обеспечить научно обоснованную деятельность выпускников по воспитанию, развитию и психологической подготовке таможенных специалистов. Оно направлено на формирование у студентов психологического типа мышления, выработку у них позитивного отношения к гуманистическим аспектам таможенной службы и деятельности таможенных подразделений.

Учебная дисциплина дает возможность обучаемым усвоить систему психологических знаний и представлений, сформировать и развить необходимые навыки и умения работы с людьми.

Цель преподавания:

- формирование у аспирантов научно обоснованной системы знаний в области психологии, способствовать повышению общей и психологической культуры, развитию профессионально-значимых качеств, психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.

Задачами изучения дисциплины является:

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, и потребностно-мотивационную сферы психического развития;

- приобретение опыта анализа и учета индивидуально-психологических особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- побуждения и стимулирования у аспирантов стремления к самосовершенствованию в области психологического знания, развитию профессиональной мотивации.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

В результате освоения образовательной программы (ОП) высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Код компетенции Результаты освоения ОП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
УК-5 Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности Знать: стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках Уметь: следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках, использовать общие требования к структуре, содержанию языку и оформлению диссертационных работ Владеть: способностью к разработке научных статей, других форм научной работы с этическим использованием различных источников и личного материала
ОПК-3 Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования Знать: нормативно-правовые основы преподавательской деятельности в системе высшего образования Уметь: осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания Владеть: технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

 

Дисциплина относится к блоку 1 дисциплины вариативной части образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Учебная дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» является предшествующей для дисциплины «История и философия науки», выбору и утверждению аспирантом темы диссертационного исследования, логически и содержательно-методически взаимосвязана с организацией научно-исследовательской практики и научно-исследовательской работы аспирантов, соответствующей критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Требования к входным знаниям аспиранта, необходимым для изучения дисциплины не предусматриваются.

Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре у аспирантов очной формы обучения и на 2 курсе в 1 семестре у аспирантов заочной формы обучения.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часов.

 

 

  Объем дисциплины Всего часов
очная форма обучения заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины    
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) всего    
Аудиторная работа (всего)    
в т.числе:    
Лекции    
семинары/ практические занятия    
Внеаудиторная работа (всего)    
в том числе – индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:    
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем (указывается конкретный вид учебных занятий)    
Самостоятельная работа обучающихся (всего)    
Вид промежуточной аттестации зачет/экзамен    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины структурируется по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.

5.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

Очная форма обучения

№ п/п Название раздела Тема дисциплины Общая трудоемкость Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость Формы текущего контроля успевае­мости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
Всего лекции семинары, практические, лабораторные занятия
             
1. Введение в психологию и педагогику высшей школы         Опрос в ходе лекции
2. Процесс обучения в высшей школе          
3. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения   -     контрольный опрос в ходе практического занятия
4. Психология личности студента. Общее и индивидуальное в психике человека          
5. Психология воспитания студентов в высшем учебном заведении         Опрос в ходе лекции
6. Формирование профессионального педагогического мастерства пре-подавателя.   -      
7. Социальная психология. Межличност-ное общение в образовательном процессе         Опрос в ходе лекции
8. Анализ современных технологий обучения   -     контрольный опрос в ходе практического занятия
  Итого          
  Экзамен-36 ч.          
  Итого – 144          

 

Заочная форма обучения

№ п/п Название раздела Тема дисциплины Общая трудоемкость Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость Формы текущего контроля успевае­мости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
Всего лекции семинары, практические, лабораторные занятия
             
1. Введение в психологию и педагогику высшей школы     -   Опрос в ходе лекции
2. Процесс обучения в высшей школе   -      
3. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения     -   контрольный опрос в ходе практического занятия
4. Психология личности студента. Общее и индивидуальное в психике человека.   -      
5. Психология воспитания студентов в высшем учебном заведении   -     Опрос в ходе лекции
6. Формирование профессионального педагогического мас-терства преподавателя.   - -    
7. Социальная психология. Межлично-стное общение в обра-зовательном процессе     -   Опрос в ходе лекции
8. Анализ современных технологий обучения.   - -   контрольный опрос в ходе практического занятия
  Итого          
  Экзамен-36 ч.          
  Итого – 144          

5.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

Заведении

Психолого-педагогическая характеристика процесса воспитания в высшем учебном заведении. Развитие личности студента в образовательном процессе. Учет индивидуально-психологических особенностей студентов в воспитательной деятельности. Принципы и методы воспитания.

Мастерства преподавателя.

Сущность, содержание и структура педагогического мастерства преподавателя высшего учебного заведения. Педагогическое мышление, педагогическая этика и профессионализм. Личностные качества педагога, как фактор эффективной деятельности. Культура речевого поведения.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 1

№пп Вопрос задания Максимальное количество баллов
  Анализ воспитания профессиональных кадров в российской высшей школе.  
  Перцептивная сторона педагогического общения.  

 

ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 2

№пп Вопрос задания Максимальное количество баллов
  Система методов обучения и условия их реализации.  
  Речевое поведение преподавателя высшей школы.  

 

ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 3

№пп Вопрос задания Максимальное количество баллов
  Принципы формирования социальной группы.  
  Основы педагогического руководства самовоспитанием.  

 

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Анализ воспитания профессиональных кадров в российской высшей школе.

2. Система методов обучения и условия их реализации.

3. Анализ обучения профессиональных кадров в российской высшей школе.

4. Перцептивная сторона педагогического общения.

5. Педагогическое взаимодействие, его стили и модели поведения педагога в общении с обучающимися.

6. Коммуникативная сторона общения.

7. Психология и педагогика высшей школы как наука.

8. Причины кризиса российского образования и конструктивные идеи нового образования.

9. Основы педагогики и психологии высшей школы.

10. Принципы и методы воспитания.

11. Научная определённость и объективность образовательного процесса в высшей школе: биологические и психологические основы развития и обучения.

12. Психолого-педагогическая характеристика процесса общения в высшем учебном заведении.

13. Высшее образование в США и России.

14. Виды общения. Принципы делового общения.

15. Сущность, содержание и структура педагогической культуры преподавателя высшего учебного заведения.

16. Темперамент личности. Методики его определения.

17. Содержание педагогического мастерства, пути его становления и реализации.

18. Способности личности.

19. Педагогические технологии: классификация.

20. Направленность личности. Понятие личностного смысла. Мотивация.

21. Движущие силы, условия и механизмы развития личности: основные факторы активизации познавательной деятельности студентов.

22. Характер как система отношений личности.

23. Самовоспитание, самообучение и самоконтроль студентов.

24. Психические состояния личности.

25. Принципы и методы обучения в высшей школе.

26. Понятие группы в психологии, их классификация и характеристика.

27. Основы педагогического руководства самовоспитанием.

28. Методы изучения социально-психологического климата в коллективе.

29. Цель, задачи, функции, принципы и виды контроля.

30. Познавательные процессы личности и их характеристика.

31. Основные дидактические принципы и их реализация в различных конкретных видах занятий.

32. Общение как межличностная коммуникация: речевая и невербальная коммуникация.

33. Организационные формы процесса обучения.

34. Функции общения. Социально-психологическая структура общения.

35. Документы, определяющие содержание высшего образования: учебные программы, учебно-тематические планы, учебники, учебные пособия.

36. Речевое поведение преподавателя высшей школы.

37. Цель, задачи, функции, принципы и виды контроля.

38. Средства и методы психолого-педагогических исследований.

39. Динамика знаний, умений и навыков обучающихся.

40. Оценка эффективности различных форм контроля.

41. Средства и методы психолого-педагогических исследований.

42. Педагогическое взаимодействие, его стили и модели поведения педагога в общении с обучающимися.

43. Механизмы социальной перцепции.

44. Система методов обучения и условия их реализации.

45. Познавательные процессы личности и их характеристика.

46. Теории обучения в дидактике высшей школы.

47. Социально-психологическая характеристика личности.

48. Классификация педагогических технологий.

49. Характеристика структурных компонентов психологии коллектива.

Примерная тематика рефератов

1. Анализ особенностей воспитания профессиональных кадров в российской высшей школе. Принципы воспитания.

2. Система методов обучения и условия их реализации.

3. Анализ обучения профессиональных кадров в российской высшей школе. Принципы обучения.

4. Стороны (функции) и этапы педагогического общения.

5. Психология и педагогика высшей школы как наука.

6. Методы воспитания студентов в высшей школе.

7. Психолого-педагогическая характеристика процесса общения в высшем учебном заведении. Социально-психологическая структура общения.

8. Виды общения. Принципы делового общения.

9. Сущность, содержание и структура педагогической культуры преподавателя высшего учебного заведения.

10. Темперамент личности как психическое свойство личности. Методики его определения.

11. Содержание педагогического мастерства, пути его становления и реализации.

12. Способности личности: их виды, условия развития способностей.

13. Классификации педагогических технологий.

14. Направленность личности. Понятие личностного смысла. Мотивация.

15. Характер как система отношений личности.

16. Самовоспитание, самообучение и самоконтроль студентов.

17. Психические состояния личности.

18. Характеристика структурных компонентов психологии коллектива.

19. Понятие группы в психологии, классификация групп, их характеристика.

20. Основные методы исследования социально-психологического климата в коллективе.

21. Оценка эффективности различных форм контроля. Цель, задачи, функции, принципы контроля.

22. Познавательные процессы личности и их характеристика.

23. Речевая и невербальная коммуникация: характеристика, виды.

24. Документы, определяющие содержание высшего образования: учебные программы, учебно-тематические планы, учебники, учебные пособия.

25. Речевое поведение преподавателя высшей школы.

26. Механизмы социальной перцепции.

27. Средства и методы психолого-педагогических исследований.

28. Психические образования личности.

29. Теории обучения в дидактике высшей школы.

30. Социально-психологическая характеристика личности.

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение учебной дисциплины «Психология» осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, с практической деятельностью специалистов таможенных органов. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)»; «Финансы, денежное обращение и кредит»; «Бухгалтерский учет, статистика».

Преподаватель-исследователь» реализация компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Психология и педагогика» предусматривает использование в учебном процессе информационных технологий (электронных учебников и справочников, учебных видеофильмов, тестовых систем и др.), образовательных технологий (проблемных лекций, проблемных семинаров, блиц-опросов, работу в малых группах и др.), электронных образовательных ресурсов (информационных (справочных) систем, баз данных и др.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Психология и педагогика

Высшей школы»

Направление подготовки:38.06.01 Экономика

Направленности подготовки: «Экономика и управление

народным хозяйством (по отраслям

и сферам деятельности)»;

«Мировая экономика»;


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.