Бродяжничество. Попрошайничество. Побеги из дома — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Бродяжничество. Попрошайничество. Побеги из дома

2017-10-11 745
Бродяжничество. Попрошайничество. Побеги из дома 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бродяжничество. Одной из проблем, которая считается вечной и повторяется из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда субъективных и объективных причин не смогли найти достойное место в обществе. Они оказались в самых низших слоях общества. Это люди, которые не смогли «состояться» в жизни. Одной из крайних форм аутсайдерства является бродяжничество. Это форма отклоняющегося поведения, возникшая в результате двойного конфликта. С одной стороны, это неумение достичь целей в жизни законными средствами, а с другой — неумение прибегнуть к незаконным методам вследствие внутренних запретов. Это приводит к «бегству» от требований общества, смирению с создавшимся положением. Бродяжничество — это систематическое перемещение из одной местности в другую в течение длительного времени либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. Можно выделить две основные характеристики бродяжничества: 1) отсутствие определенного места жительства; 2) существование на нетрудовые доходы (социальный паразитизм). Впервые слово «бомж» («без определенного места жительства») появилось в милицейских протоколах, а затем перешло в разговорный язык. Сегодня оно обозначает просто опустившегося человека. Но надо понимать, что отсутствие определенного места жительства не всегда связано с деградацией личности. Не имеют жилья беженцы, вынужденные мигранты. Практически бездомными являются все проживающие в общежитиях, люди, уехавшие на заработки и не сумевшие там определиться, т. е. все, кто имеет по разным причинам временное жилье. Таким образом, необходимо различать понятия «бездомность» и «бродяжничество». Это одна сторона вопроса. С другой стороны, многие опустившиеся люди имеют жилье и прописку. В специальной литературе и жизни их определяют как лица «без определенных занятий» (БОЗ). Что же представляет бродяжничество как социальное явление? Прежде всего, это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей личности, т. е. десоциализация. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется термин «маргинальность» (лат. marginalis — находящийся на краю), обозначающий пограничность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Этот термин имеет более широкое значение, т. к. под данное определение можно отнести не только бомжей, но и эмигрантов, мигрантов из села в город, представителей этнических, религиозных меньшинств, инвалидов и др. Можно выделить две причины бродяжничества: объективные и субъективные. Кроме общих причин девиантного поведения к числу объективных можно отнести следующие: - жилищная проблема; - ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государстве; - поток бомжей из сопредельных государств, где бродяжничество и попрошайничество считается противоправным деянием; - ухудшение экологической ситуации; - стихийные бедствия. Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальным окружением. В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:- люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности; - люди, принципиально не желающие работать; - лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает заработка (старатели, «шабашники» и т. д.); - люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семейной жизни или на работе; - жертвы социальной пропаганды и собственной романтики; - люди с отклонениями в психике. Потенциальными бомжами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу. Попрошайничество. После распада СССР широкую распространенность получило попрошайничество. Сегодня можно выделить следующие группы лиц, занимающихся попрошайничеством: 1) бродяги, для которых оно является одним из источников существования; 2) престарелые и инвалиды, которым не хватает пенсии на лекарства, оплату жилья, ухаживающий персонал и др.; 3) профессиональные нищие, для которых это довольно доходный бизнес; 4) те, кто подобным образом попросту подрабатывает. Побеги из дома. Отдельно уместно выделить еще одну группу бомжей — это дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет. Эта группа еще недостаточно изучена. Результаты некоторых исследователей указывают, что у 86 % юношей побеги из дома — это эмансипированные побеги, а у 30 % девушек — демонстративные побеги. Повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество бывают в основном у мальчиков преимущественно в период от 7 до 16 лет (чаще в период от 7 до 13 лет). Начиная с 14–15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Что же представляют собой побеги в данный возрастной период? Итак, это: - своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей;- иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или плохую отметку в школе; - значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов; в их основе может лежать плохое настроение; - уход из дома может быть вызван импульсивно возникшим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу «готового решения». При этом следует помнить, что дети, склонные к подобному поведению, не отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям. В данном случае речь идет о заболевании — «дромомании», которое требует взвешенного подхода к лечению и коррекции поведения.

Вандализм. Граффити

Одной из форм проявления девиации и разрушительного поведения человека является вандализм — бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Происхождение слова связано с названием восточногерманского племени вандалов, осуществивших в 455 году завоевание Рима, в ходе которого были уничтожены некоторые памятники античной культуры. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Трудность в выработке определения состоит также в том, что индивидуальные, групповые и социальные нормы в понимании того, какие именно раз рушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных исследований подростков, пик вандализма приходится на 11–13 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной актив ности подростков 13–17 лет.

В общественном сознании существует определенный стереотип подростка-вандала (примитив ное существо с отклонениями в умственном и психичес ком развитии). Эти данные ассоциируются с низким социальным статусом семьи. Однако исследования не выявили корреляции между склон ностью к вандализму у подростков и их принадлежностью к определенному социальному слою. Подростки-вандалы об ладают примерно таким же уровнем интеллекта, как и их сверстники, однако успевают в школе гораздо хуже. В некоторых исследованиях показано, что большинство «злостных» вандалов находятся в кризисной ситуации. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований с момента появления первых публикаций по этой проблеме. Существуют две распространенные мотивационные типологии вандализма, одна из которых — типология С. Коэна. В за висимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма: 1. Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения — материальная выгода. 2. Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для достижения других целей (например, чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии то вара). 3. Идеологический вандализм. Об идеологическом вандализме говорят, когда разрушитель преследует социальные или политические цели. 4. Вандализм как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление. 5. Вандализм как игра. Эта распространенная разновидность детского разрушения рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости. 6. Злобный вандализм. Представляет собой акты, вызван ные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда. Другая классификация мотивов вандализма представлена Д. Кантером. Кроме уже рассмотренных мотивов мести и приобретения, Кантер называет следующие причины:1. Гнев. Разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо и могут быть попыткой справиться со стрессом. 2. Скука. Причина — желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связан ных с запретностью и опасностью. 3. Исследование. Целью разрушения служит познание (любопытство, желание понять, как работает система). 4. Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными. 5. Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантер поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе. Граффити. Существует оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи — граффити. В нашей стране этот феномен почти не изучен, публикаций по данной тематике очень мало, и носят они в основном историко-этнографический характер. Первоначально термин «граффити» (итал. graffito — нацарапанный) относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и ар хеологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и част ной собственности. В современном мире граффити относятся к тому типу разрушений, ущерб от которых рассматривается как «неизбежные издержки», а деятель ность по устранению надписей является рутинной обязанностью. Действительно, по сравнению с другими разновидностями вандализма (поджоги, осквернение памятников и др.) и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения человека. Виды граффити. Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление — от детских ка ракулей до политических лозунгов, поэтому уместно привести некоторые классификации. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли (1977) различают публичные и личные граффити. К публичным относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Личные раз мещаются внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, столах, партах и т. п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностныхконфлик тов. Рассматривая феномен городских надписей, М. Кокарев (1992) выделяет следующие три вида граффити. 1. Содержательные граффити — надписи, содержащие сообщения раз нообразной тематики. 2. Разрушающие граффити — знаки, нарушающие целостность и изменяющие со держание официального сообщения или образа (подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стер тые или приписанные буквы и т. п.); появляются преимущественно на рекламных плакатах и стен дах. 3. Специфические надписи, сделанные в стиле хип-хоп и принадлежащие к соответствующей подростковой и молодежной субкультуре. Граффити в стиле хип-хоп представляют собой надписи и рисунки, выполненные чаще всего баллоном с краской. В. Седнев (1993) собрал надписи и рисунки в общественном транспорте города Донецка, классифицировав их следующим образом: 1. Идентифицирующие надписи — имена, клички, место жительства или учебы, дата или цель поездки, номера телефонов. 2. Асоциальные надписи — нецензурные слова и символы в чейлибо адрес или без адреса. 3. Символические граффити, относящиеся к популярным музыкальным группам и исполнителям, а также наименовани ям фирм, производящих обувь, одежду, аппаратуру. Мотивы рисовальщиков. Каких-либо специальных исследований (ни за рубежом, ни в Беларуси), посвященных изучению мотивов данного вида девиантного поведения, не про водилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить причины, побуж дающие к созданию граффити. Эти мотивы следующие: 1. Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность. Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах субкультуры. 2. Протест против социальных и культурных норм. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. 3. Поведенчес кий, вербальный и лингвистический. Граффити пред ставляют собой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции к социальным институтам. 4. Злобные реакции. Подобные типы граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия. 5. Мотивы творчества. Многие рисовальщики считают себя художниками, придающими унылой и безликой городской среде кра сивый вид. Подготовка к раскрашиванию включает в себя долгие тренировки и упражнения по совершенствованию умений. 6. Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто отражают сексуальные желания. Иногда граффити служат средством коммуникации, когда они расположены в определенных местах (например, в туалетах). Кроме того, познание сексуальности является важным мотивом детского граффити. По мнению авторов, посредством таких надписей и рисунков дети исследуют поведение, соответствующее сексуальным ролям. 7. Развлекательные мотивы. По-видимому, рисование для определенной группы подростков и молодых людей является частью игры, и само по себе доставляет удовольствие. Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности и делинквентности. Этот подход не объясняет всех форм данного явления. Несмотря на выраженный интерес к данной проблеме среди социальных психологов и социологов, круп ных теоретических достижений здесь пока не наблюдается. Ни исследования агрессии, ни криминология, ни ра боты в области девиантного поведения не привели к каким-либо развернутым концепциям вандализма, сопровождающимся последовательной эмпирической проверкой.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.