Лекция 3. Агрессивное поведение. Противоправное поведение — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лекция 3. Агрессивное поведение. Противоправное поведение

2017-10-11 781
Лекция 3. Агрессивное поведение. Противоправное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Агрессивное поведение. Основные положения.

3.2. Основные теории агрессии.

3.2.1. Агрессия как инстинктивное поведение (эволюционный подход). 3.2.2. Агрессия как проявление побуждения.

3.2.3. Агрессия как приобретенное социальное поведение (прямое и викарное научение насилию)

3.3. Становление агрессивного поведения.

3.4. Основные детерминанты агрессивного поведения.

3.5. Превентивные меры и управление агрессией.

3.6. Правонарушения: общие понятия, терминология, систематика, распространенность.

3.7. Особенности делинквентных форм поведения.

Агрессивное поведение.

Основные положения Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков названа деструктивность — разрушительность. Деструктивность тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: а) направленность на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность); б) формы проявления (явные: конфликтность, злословие, давление, принуждение и латентные: уход от контактов, бездействие с целью навредить кому-либо); в) интенсивность.Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничение изучения подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом1. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: 1) физическая — вербальная; 2) активная — пассивная; 3) прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий

3.2. Основные теории агрессии

То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, сомнения не вызывает. Тем не менее вопрос о том, почему они это делают, долго был предметом серьезной дискуссии. При разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех категорий: 1) агрессия — это врожденные побуждения или задатки; 2) агрессия — это потребность, активируемая внешними стимулами; 3) агрессия относится к познавательным и эмоциональным процессам; 4) агрессия связана с актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим научением.

3.2.1. Агрессия как инстинктивное поведение (эволюционный подход) Психоаналитический подход.

В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса (либидо), инстинкта жизни. Энергия эроса направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Позже Фрейд1 предложил наличие второго основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти. Энергия танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих двух инстинктов и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат для направления энергии танатоса вовне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других (рис. 1.) Рис. 1. В психоаналитической теории Фрейда агрессия, направленная на других, объясняется как результат постоянного конфликта между саморазрушением и самосохранением2 Этологический подход. Имеет сходство с теорией З. Фрейда. По мнению автора данного подхода — Лоренца3, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует и у людей. Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы), по Лоренцу, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, накапливается с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Социобиологический подход. Основной аргумент социобиологов заключается в следующем: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешную репродукцию, благодаря чему гарантируется их сохранность в будущих поколениях. Согласно социобиологам, индивидуумы будут, скорее всего, содействовать тем, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование и будут проявлять агрессивность по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т. е. к тем, у кого наименее вероятно наличие схожих генов. Социобиологи убеждают нас в том, что агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.