Тема 2. Первобытнообщинное хозяйство. Азиатский и античный способы производства — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 2. Первобытнообщинное хозяйство. Азиатский и античный способы производства

2017-10-11 275
Тема 2. Первобытнообщинное хозяйство. Азиатский и античный способы производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРЧЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В этой теме, в разделе о первобытном обществе, говорится о начале экономической истории человечества. Оно связано с появлением хозяйства, сначала присваивающего,затем производящего,и с первыми двумя общественными разделениями труда в эпоху неолита: отделению земледелия от скотоводства и выделению ремесла из сельского хозяйства. Этот процесс называют «неолитической революцией».В результате этой революции,с увеличением количествасельскохозяйственных и ремесленных продуктов труда возник обмен.

Студенту важно знать об основных этапах развития человеческого общества в рамках первобытнообщинного строя. Необходимо принять во внимание, что распад первобытнообщинного строя произошел в результате изобретения и освоения принципиально новых материалов, главным из которых стало железо.

Ключевые термины: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, железный век, антропогенез, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, общественное разделение труда, неолитическая революция.

При подготовке к семинару при характеристике двух типов рабовладельческих обществ – древневосточных и античных – студент должен понимать принципиальные отличия между ними. В Древнем Египте, как наиболее типичном из древневосточных обществ, основную роль играла государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Важно понимать,чтотакая ситуация сложилась ввиду исключительной роли поливного земледелия на территориях с жарким климатом; только государство имело возможность поддерживать ирригационную систему в рабочем состоянии, что автоматически ставило всех свободных общинников в зависимость от центральной власти. Студент должен четко понимать, что на Востоке рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. основные общественные богатства создавались свободными людьми. Стремление государства сохранить такую систему в незыблемом состоянии обрекало общество на застой, или стагнацию.

В античной модели выделяют два подтипа: древнегреческий и древнеримский. В отличие от восточных стран,экономика античного мира была интенсивной, товарной, при сохранении натуральной основы. Рабовладение играло существенную роль, что побуждало античные государства вести постоянные войны с соседями для приобретения рабов. Если в Греции рабы были задействованы преимущественно в ремесленной сфере, то в Риме – в сельском хозяйстве (подумайте, почему?). Античные общества приходили в упадок по мере того, как источники пополнения рабской рабочей силы иссякали. В Древнем Риме к моменту его завоевания варварами складывались предпосылки для перехода к феодализму.

Ключевые термины: поливное земледелие, военная демократия, автаркия, натуральное хозяйство, эргастерий, фиас, вилла, латифундия, пекулий, колон.

 

ВОПРОСЫ

к практическому занятию

(базовый уровень)

1. Первобытная эпоха как первый этап в истории человечества.

2. Присваивающее и производящее хозяйство.

3. Земля как всеобщее средство производства. Коллективный характер труда.

4. Первые отрасли хозяйственной деятельности человека – собирательство и охота.

5. Половозрастное разделение труда и возникновение родовой общины.

6. Азиатский и античный способы производства как проявления рабовладельческого способа производства.

7. Потребность в системе искусственного орошения полей – главная отличительная черта первых восточных государств.

8. Формы рабства на Востоке.

9. Налоги и повинности на Востоке. Складывание мощного государственного аппарата по управлению хозяйством.

10. Государство как главный собственник на Востоке.

11. Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима.

12. Экономика античных государств.

13. Античное рабовладение и его особенности.

14.Кризис рабовладельческого строя.

15. Основные направления колонизации, процессы феодализации.

(повышенный уровень)

16. Двойственный характер труда и соотношение двух его сторон в обществе.

17. Формирование двух типов государства.

18. Сельское хозяйство азиатских государств, развитие ремесла.

19. Внутренняя и внешняя торговля азиатских государств, деньги.

20. Общее и особенное в развитии древнегреческих городов-государств и Древнего Рима.

 

ВОПРОСЫ

для самостоятельной работы

(базовый уровень)

1. Какие этапы развития человеческого общества Вы знаете?

2. Как возникали общины?

3. Назовите главные отличия между двумя основными типами рабства – восточным и античным.

4. Охарактеризуйте торговлю в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.

5. Почему натуральное хозяйство было преобладающим в античном мире?

(повышенный уровень)

6. Почему разрушался родоплеменной строй?

7. Как сложившаяся экономическая ситуация способствовала падению Древнего Рима?

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.