Предпосылки быстрого развития информационно-коммуникационных технологий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Предпосылки быстрого развития информационно-коммуникационных технологий

2017-10-11 324
Предпосылки быстрого развития информационно-коммуникационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

До недавнего времени информация не считалась важнейшим активом для компании. Процесс управления деятельностью организации в большой степени зависел от персонального воздействия первых лиц компаний без обширного процесса координации усилий менеджеров и анализа данных. Деловые решения принимались первыми лицами компаний чаще всего на основе опыта и интуиции, и лишь в небольшом числе случаев - на основе специально подготовленной информации, содержащей варианты решений и оценку вероятности их осуществимости. Лишь мощные компании могли позволить себе иметь аналитические центры, готовившие материал для принятия решений. Развитие вычислительной техники кардинально изменило окружающую среду бизнеса. На рисунке 1 показаны главные предпосылки развития ИКТ, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.


Рис. 1.1.1 Предпосылки развития ИКТ

Глобализация и интегрированное развитие индустриальных экономик значительно расширяет возможности бизнеса. ИКТ обеспечивают мобильный доступ и аналитическую мощь, которые удовлетворяют потребности в проведении торговли и руководстве предприятиями в масштабе стран и континентов. Это создает угрозы национальным и региональным фирмам: глобальная связь и системы управления доставляют потребителю информацию о предложениях, качестве и ценах и позволяют совершать сделки и заказы в течение 24 часов в сутки в любом месте, где есть доступ в сеть. В таблице 1.1.1 (Приложение А) приведены основополагающие факторы, необратимо изменившие к концу ХХ века деловую среду.

Таким образом, мировой рынок становится открытым, ни одна из фирм не может чувствовать себя в безопасности. Чтобы стать эффективным участником этого рынка, компании нуждаются в мощной информационной поддержке и современных системах связи.

 

1.2 Развитие информационно-коммуникационных технологий и его влияние на экономику

С начала 80-х гг. традиционная индустриальная экономика в развитых странах начала трансформироваться в информационную экономику. Основные источники экономического роста и повышения благосостояния людей все более и более перемещаются от физического капитала и сырьевых ресурсов к накопленным передовым научным знаниям и информационным ресурсам. Формирование новых отраслей идет по следующей схеме: НИОКР – изобретение – инвестиционный проект – инновация – создание нового продукта – массовое производство и реализация на рынке.

Последние десятилетия ХХ века характеризовались для развитых стран переходом к новой модели экономического развития – от тяжелого экономического роста (“hardgrowth”) к более гибкому росту(“smartgrowth”) на базе ИКТ, электронной техники, ресурсосберегающей технологии и новых систему правления, что потребовало кардинальной перестройки инвестиционного процесса и привело к существенным изменениям структуры хозяйства. Для информационной экономики характерна структурная перестройка на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий, современных технологий с высокой интеллектуальной и информационной емкостью. Основу информационной экономики составляют наукоемкие отрасли, производящие продукцию с высокой интеллектуальной емкостью. Информационная экономика характеризуется повышением роли сектора информационных услуг и соответствующими изменениями в национальном хозяйстве. Именно информационный сектор является основой для постепенной трансформации традиционных форм хозяйствования в экономическую систему информационного типа. В новой экономике возрастает роль информационного капитала, включающего в себя технологическую, научно-техническую, социально-экономическую и духовную информацию, используемую для получения дохода. Основу информационного капитала составляют информационные технологии. Информационный фактор модифицирует рыночный механизм экономики: изменяются методы конкуренции, формируются локальные, региональные, национальные и международные рынки информационных и телекоммуникационных товаров и услуг, функционирующие на новых принципах. Ключевым сектором «новой» экономики является сектор информационно- коммуникационных технологий, который обеспечивает создание, передачу, использование и аналитическую обработку знаний и информации. Телекоммуникационная инфраструктура превращается в условие, определяющее уровень конкурентоспособности продукции и услуг промышленности. ИКТ-сектор превысил в мире суммарные объемы нефтяной и сталелитейной промышленности. Это подтверждает и статистика роста: если «старая» экономика прирастает на 1-3 % в год, то тенденция последних лет в мировой ИТ- индустрии – 8-10 %.[2, с. 65]. В развитых странах большая часть работников занята производством информации, информационным обслуживанием и оказанием услуг, а на промышленность и сельское хозяйство приходится менее 30 % активного населения. Под влиянием информатизации растет производительность труда, появляются новые методы ведения конкуренции, идет изменение структуры экономики. Как правило, в новых отраслях более высокие темпы роста по сравнению с традиционными.

Предприятия новых отраслей в своей работе гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками, чем на индустриальной стадии. Глобальная корпоративная сеть становится основным средством доставки данных и обеспечения связи, а также осуществления транзакций в режиме реального времени. При анализе особенностей экономического роста в современных условиях следует учитывать, что с развитием ИКТ расширяются возможности координирования бизнес-процессов, чему способствует переход к интеграции, унификации и стандартизации. Интегрированные посредством Интернета различные виды бизнеса функционируют в новом качестве в рамках новой гибкой рыночно –сетевой инфраструктуры, которая расширяет границы и масштабы бизнеса, снижает степень асимметричности информации, способствует активному распространению нововведений. Новая гибкая рыночно – сетевая инфраструктура обеспечивает более высокую мобильность нововведений, лучшую координацию интересов и действий агентов, более эффективную структуру рынков. Все это, в конечном счете, приводит к снижению затрат, росту производительности фирмы как на уровне фирмы, так и на уровне отдельных сегментов и экономики в целом.

Новая экономика, центральным звеном которой являются знания и ИКТ-сектор, активно модифицирует традиционные отрасли экономики. Происходит конвергенция «новой» и «старой» экономик. Традиционные компаниями все более активно используют электронные системы связи и управления, внедряют информационные системы, основанных на Software-технологиях. Постепенная интеграция всех видов телекоммуникационных и информационных услуг, концентрация производства в рамках единого информационно-индустриального комплекса становится сегодня одним из ведущих направлений развития. Это меняет характер производственной деятельности в сфере услуг, сокращает информационный цикл и сроки обновления продукции, ведет к росту ее разнообразия. На рынках оборудования и услуг связи происходит сращивание капитала специализированных фирм и смежных с ними производств (особенно электронной и электротехнической промышленности); растет участие в этом процессе компаний самого разного профиля. Глобальный характер приобретает рост интернационализации интегральной деятельности отрасли связи.

Сегодня развитие ИКТ оказывает существенное влияние на структурные и динамические параметры хозяйственной системы.

1.3 Развитие ИКТ и организационные изменения на предприятиях

 

Новые информационно-коммуникационные технологии и реализованные на их основе информационные системы являются мощным инструментом для организационных изменений, которые «вынуждают» предприятия перепроектировать свою структуру, область деятельности, коммуникации, ресурсы, т.е. провести полный реинжиниринг бизнес-процессов для достижения новых стратегических целей.

В таблице 1.3.1(Приложение В) показаны некоторые технические и технологические новации, применение которых неизбежно приводит к необходимости изменений в организации.

 

Внедрение информационно-коммуникационных технологий может приводить к организационным изменениям различной степени: от минимальных до далеко идущих. Все зависит от стратегии компании, предметной области ее деятельности, от уровня развития сети бизнес-процессов, от степени интегрированности информационных ресурсов и, конечно, от решимости и настойчивости высшего руководства предприятия довести начатые преобразования до логического завершения.

Таблица 1.3.2 (Приложение С) содержит результаты организационных изменений в компании под воздействием ИКТ.

 

На рис. 2.1.1 показаны четыре основных класса структурных изменений в компании, которые поддерживаются информационно- коммуникационными технологиями. Каждый из них имеет свои последствия и риски.

Наиболее распространенная форма организационных изменений с помощью ИКТ – автоматизация бизнес-процессов (Business Process Automation – BPA). Первые приложения, разработанные с помощью ИКТ, затронули финансовые операции и документооборот, так как это наиболее формализованная часть деловых процессов компании. Расчеты и исполнение платежей, контроль транзакций и перемещения документов, прямой доступ клиентов к своим депозитам – вот стандартные примеры ранней автоматизации. Риск внедрения этих технологий был минимальным, выигрыш – очень большим.

Рис. 2.1.1 Уровни структурных изменений в компании

 

Более глубокая форма организационного изменения, уже затрагивающая структуру производства, - рационализация рабочих процедур или улучшение процессов (Business Process Improvement – BPI). Для наведения порядка в сложных и распределенных процедурах и процессах необходимо изменять порядок их выполнения. Суть изменений – рациональное выстраивание технологических процедур, экономия процессного пространства и времени. Рационализация также не привносит большого дополнительного риска, так как она может начинаться с локальных процедур и процессов и только после получения экономического эффекта распространяться на все предприятие.

Новые ИКТ в конечном счете призваны изменить природу всей организации, трансформируя ее цели и стратегические устремления (Paradigm Shift – PS): например, освоение принципиально новой ниши рынка, открытие филиалов компании в других странах, приобретение другой компании, слияние с компанией партнера и т. Д. Такие организационные изменения обладают наибольшим риском, но они несут и наивысшую отдачу. Руководство компании должно осознанно подходить к изменениям такого типа, понимая всю меру ответственности за принимаемые глобальные решения.

В таблице 1.3.3 (ПРИЛОЖЕНИЕ D) даны характеристики компаний в соответствии с успешностью внедрения и применения новых ИКТ – технологий.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.