Глава 1. Особенности организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 1. Особенности организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

2017-10-11 421
Глава 1. Особенности организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипломная работа

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

Студентки 241 группы

Алыевой Вусала Джафар кызы

Специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель

Соловьев Андрей Сергеевич

 

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Особенности организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.. 6

1.1 Понятие «контрольно-оценочная деятельность». 6

1.2 Возрастные особенности развития контрольно-оценочных умений у младшего школьника. 9

Глава 2: Особенности организации самостоятельной работы на занятиях по истории культуре СПБ в младшей школе. 18

2.1 Сущность понятия «самостоятельная работа». 18

2.2 Особенности организации самостоятельной работы на разных этапах обучения в начальной школе. 21

2.3. Приемы организации самостоятельной работы на занятиях по истории и культуре СПБ. 26

Глава 3. Организация экспериментальной работы по использованию приемов самостоятельной работы на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга с целью развития контрольно-оценочных умений учащихся 4 класса 32

Заключение. 54

Список литературы.. 59

Приложение. 63

 

 

Введение

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать серьезные решения. В будущем они должны вырасти ответственными за судьбу своей страны, стать сформированными личностями. В связи с этим система школьного оценивания хочет сделать оценку учащихся более содержательной и объективной. Это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и более эффективно отслеживать знания и навыки.

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.

Содержание Федерального Государственного Стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых образовательных документах.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать на протяжении всего процесса обучения в начальной школе как в урочной так и во внеурочной деятельности.

Младший школьник, не умеющий оценивать свои возможности, так и не научится контролировать свою учебную деятельность, будет постоянно нуждаться в руководстве, контроле и оценки учителя. С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю, а этого я еще совсем не знаю, но надо узнать», начинается учебная самостоятельность младшего школьника.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. В связи с этим сегодня необходим поиск таких приемов и форм работы, которые способствовали бы формированию и умению контролировать и оценивать себя в самом начале учебного процесса.

По нашему мнению, одним из эффективных условий, способствующих формированию контрольно-оценочных умений младших школьников, является организация самостоятельной работы обучающихся, которой и посвящена данная дипломная работа.

Цель нашего исследования: выявить педагогические условия организации самостоятельной работы на внеурочных занятиях на истории и культуре СПБ, обеспечивающее развитие контрольно-оценочных умений младших школьников.

В соответствии с целью работы мы сформулировали следующие задачи:

1. Выявить сущность понятия контрольно-оценочная деятельность обучающихся и ее виды

2. Охарактеризовать возрастные особенности развития контрольно-оценочных умений в младшем школьном возрасте.

3. Раскрыть сущность понятия «самостоятельная работа», раскрыть ее основные виды.

4. Охарактеризовать особенности организации самостоятельной работы в начальной школе

5. Разработать и апробировать систему внеурочных занятий по истории и культуре СПБ с использованием самостоятельной работы обучающихся и направленных на развитие контрольно-оценочных умений младших школьников

6. Выявить методические рекомендации по организации самостоятельной работы в начальной школе с целью развития контрольно-оценочных умений в младших школьников.

Объект исследования – процесс развития контрольно-оценочных умений младших школьников

Предмет изучения – использование приемов организации самостоятельной работы во внеурочной деятельности с целью развития контрольно-оценочных умений младших школьников.

По своей структуре работы состоит из введения, теоретической (две главы) и практической части (одна глава), заключения, списка литературы и приложения.

Тематика данной дипломной работы соответствует содержанию ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».

 

Рисунок 1. «Результаты диагностики «Рисование по точкам» в начале экспериментальной работы»

Условные обозначения в диаграмме:

1 – низкий уровень

2 – средний уровень

3 – высокий уровень

Полученные результаты говорили о высоком уровне ориентировки обучающихся на заданную систему требований, что говорило о том, что они могут сознательно контролировать свои действия. Это могло объясняться применением учителем нескольких приемов самоконтроля до проведения диагностики, а также особенностями развития когнитивных процессов у данных обучающихся.

Однако в группе наблюдались обучающиеся со средним и низким уровнем умений контроля, которые испытывали трудности с выполнением задания по образцу и контролем своих действий на каждом этапе выполнения задания. Полученные данные говорили о необходимости проведения дополнительной работы по развитию контрольно-оценочных умений обучающихся экспериментальной группы.

Также нами в процессе начальной диагностики была использована методика «Лесенка» (автор В.Щур), направленная на выявление оценочных умений младших школьников. Она проводилась на вводном занятии, с ее результатами Вы можете ознакомиться ниже, при описании вводного занятия в рамках экспериментальной работы.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о среднем уровне контрольно-оценочных умений в экспериментальной группе. Ее оставляли обучающиеся как с высоким уровнем, так и со средним и низким, что говорило о необходимости дополнительной работы по развитию контрольно-оценочных умений. Данный факт предопределил проведение нами формирующего эксперимента.

Он состоял в проведении серии внеурочных занятий, объединенных тематикой «История и культура Санкт-Петербурга» с использованием приемов самостоятельной работы обучающихся в процессе подготовки итогового проекта «Азбука достопримечательностей Петербурга».

В первом занятии перед обучающимися была поставлена задача: по определенным требованиям оформить страницу «Азбуки» в соответствии с выбранной учеником буквой (буквы распределялись по жребию).

Так как условия эксперимента требовали на занятиях изучения нового материала (на которых давались самостоятельные задания), а также повторения и обобщения материала (на которых обучающиеся представляли свои работы) экспериментальная работа, с разрешения учителя и методиста была начата на практике классного руководства и продолжена в ходе преддипломной практики.

Таким образом, нами было проведено 8 внеурочных занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга по темам:

1) Тема «Азбука Петербурга. Основание города» (1 занятие)

2) Тема «Петропавловская крепость» (1 занятие)

3) Тема «Дворцовая площадь» (1 занятие)\

4) Тема «Прогулка по каналу Грибоедова» (1 занятие)

5) Тема «Невский проспект» (1 занятие)

6) Тема «Мосты Петербурга» (1 занятие)

7) Тема «Прогулка по рекам и каналам» (1 занятие)

8) Тема «Летний сад» (1 занятие)

Также было проведены 8 занятий на повторение и обобщение материала (на которых обучающиеся представляли свои работы).

На каждом из 8 обобщающих занятий часть учеников представляло свои страницы (выступления проводились на обобщающих занятиях по соответствующей тематике: например, Зимний дворец, Арка Главного Штаба, Александровская колонна – в теме «Ансамбль Дворцовой площади», Биржа, Ростральные колонны, Кунсткамера – в теме «Стрелка Васильевского острова», Военно-исторический музей, Зоологический музей, музей-квартира А.С.Пушкина – в теме «Музеи Санкт-Петербурга» и т.д.).

Таким образом, в ходе экспериментальной работы, нами было проведено 16 занятий (8 занятий по изучению нового материала и 8 занятий на обобщение материала (на них обучающиеся предъявляли сделанные ими страницы «Азбуки»)).

Необходимо отметить, что правила оформления страницы «Азбуки достопримечательностей Санкт-Петербурга» были объяснены ученикам на первом уроке:

· Задание выполняется на отдельном листе формата А4

· Текст может быть, как написанным от руки, так и напечатанным на компьютере (шрифт Times New Roman, 14 кегль)

· Объем информации – не больше одной страницы, но не менее ее половины.

· Информация должна содержать информацию, касающуюся Санкт-Петербурга

· Желательно наличие иллюстраций или рисунков

· Обязательно должен быть заголовок страницы, соответствующий теме информации представленной на ней.

Кроме правил оформления страниц «Азбуки», ученикам были выданы памятки «Как найти информацию в интернете», в которой содержались следующие рекомендации для обучающихся:

1. Прежде чем начать поиск в сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой.

2. Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо:

· подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к теме задания;

· составить ориентировочный список сайтов, на которых Вы можете найти информацию по определенной вами теме

· подобрать информацию по данной теме.

3. В процессе поиска работы Вам обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к теме. Надо постараться не обращать на них внимания.

5. Лучше изучать интересующий документ целиком, а затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в интернете.

Также ученикам предлагалась памятка «Как искать информацию в энциклопедии?»

1. Еще раз повтори тему, по которой Ты ищешь информацию, а лучше выпиши ее название на бумагу.

2. Не читай все статьи энциклопедии подряд, их там очень много, Ты можешь запутаться.

2. Обрати внимание на содержание энциклопедии

3. Помни, все статьи энциклопедии расположены по алфавиту, как записаны ваши фамилии в классном журнале – от А до Я.

4. В энциклопедии может быть несколько томов, каждый том посвящен словам на определенную букву.

5. Вспомни свою тему или посмотри на листочек, где она выписана и найди том, где содержаться статьи на ту букву, на которую начинается твоя тема, там Ты найдешь ту информацию, которую ищешь.

Данные памятки были выданы каждому учащемуся, при этом акцентировалось их внимание обучающихся на то, что они очень помогут им в дальнейшей работе над составлением Азбуки достопримечательностей.

После знакомства обучающихся с памяткой начался формирующий эксперимент. Напомним, он состоял из серии внеурочных занятий по тематике «История и культура» с использованием приемов самостоятельной работы обучающихся и развития их контрольно-оценочных умений.

В нашей дипломной работе мы проанализируем несколько проведенных внеурочных занятий, наиболее значимых с точки зрения хода нашей экспериментальной работы: «Главная площадь Петербурга», «Невский проспект», «Стрелка Васильевского острова».

Важно отметить, что после предъявления результатов самостоятельной работы, в конце каждого урока проводилась рефлексия, направленная на анализ учеников собственной деятельности по выполнению задания: обучающимся предлагалось ответить на вопрос: «С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении данной работы?»

Первый урок в рамках эксперимента проводился по теме «Главная площадь Петербурга» (см. Приложение 4).

Целью данного занятия было: сформировать представление обучающихся об основных достопримечательностях Дворцовой площади и ее истории.

В начале занятия актуализировались знания обучающихся об ансамбле Дворцовой площади. Ученикам было задано несколько вопросов. Например, «Какая площадь изображена на фотографии?», «Бывали ли Вы на этой площади?», «Какие ее достопримечательности Вы можете назвать?» и т.д.

Большинство учеников узнали площадь и сказали, что бывали на ней с родителями, однако с определением достопримечательностей возникали проблемы. Не все обучающиеся смогли назвать их.

На следующем этапе урока проводилась работы с презентацией. На презентации была отражена схема Дворцовой площади, а ее основные достопримечательности были помечены гиперссылками. По клику на гиперссылку воспроизводилась информация по каждой достопримечательности: небольшой видеофрагмент с ее краткой историей.

После просмотра видеофрагмента обучающиеся отвечали на вопросы, ответы на которые они могли слышать в сюжете (когда было построено здание? Кто его был его архитектором? Какие интересные факты о нем Вы запомнили?). Переход к каждому последующему вопросу происходил только после ответа на предыдущий. Также в презентации использовались фотографии, иллюстрации и т.д. Так на занятии обучающиеся познакомились с Зимним дворцом (узнали о том, что это была царская резиденция, что он является одним из крупнейших музеев мира, о происхождении названия «Эрмитаж» и т.д.), с Александровской колонной и историей ее создания и установки, Аркой Главного штаба и Адмиралтейством.

В качестве закрепления материала обучающиеся решали кроссворд по пройденной теме.

В конце занятия обучающимся давалось самостоятельное задание, которое они должны были выполнить по следующему алгоритму:

1. Посетить Дворцовую площадь

2. Дома найти интересные факты, связанные с этими достопримечательностями,

3. Тем ученикам, которые оформляли соответствующую страницу Азбуки предлагалось ее заполнить в соответствии с требованиями, с которыми они были ознакомлены заранее.

В начале следующего занятия обучающиеся представляли свои работы, оценивали свою работу и друг друга по диагностике «Лесенка». Результаты диагностики были сведены в диаграмму (см. Рис.2)

Рисунок 2. «Результаты диагностики «Лесенка» по итогам выполнения самостоятельной работы по теме «Дворцовая площадь»

Условные обозначения на диаграмме:

1 ступень -завышенная самооценка (синий цвет)

2,3 ступень – адекватная самооценка (желтый цвет)

4 ступень – заниженная самооценка (бирюзовый цвет)

5,6 ступень – низкая самооценка (красный цвет)

7 ступень – резко заниженная самооценка

Полученые данные говорили о том, что примерно половина обучающихся на момент начала эксперимента имела адекватный уровень самооценки (40%): они могли объективно оценивать результаты собственной работы и анализировать свою деятельность.

Половина обучающихся группы (50%) были склонны к понижению значимости результатов своей работы, имели заниженную или низкую самооценку и один обучающийся (10%) имел завышенный уровень самооценки, был склонен к завышению собственных результатов.

Также в конце занятия проводилась рефлексия. Обучающимся задавался вопрос: «С какими трудностями Вы сталкивались при выполнении данной работы?». Обучающиеся отвечали, что испытывали трудности с поиском информации, выделения из нее главного. Мы подводили обучающихся к пониманию того, что над решением данных проблем им надо будет подумать при выполнении последующих работ.

Таким образом, на занятии были сформированы условия для развития следующих контрольно-оценочных умений (за основу была взята классификация Л.А.Медниковой):

1. Умение критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, контролировать свои учебные действия и поступки;

2. Умение обнаруживать затруднения при выполнении какого-либо действия, любую проблему «переводить» в разряд задач для последующего решения;

3. Умение сопоставлять свою работу с образцом;

4. Умение сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей.

Следующее занятие в рамках эксперимента было проведено по теме «Невский проспект» (см. Приложение5).

Целью занятия было расширить представление обучающихся о достопримечательностях Невского проспекта и их истории.

В начале занятия актуализировались знания обучающихся об представлении и постройке. Ученикам было задано несколько вопросов («Какая улица в нашем городе самая знаменитая?», «Почему проспект назвали Невским?» и т.д.), демонстрировались виды Невского проспекта (на презентации).

Большинство учеников узнали проспект и сказали, что бывали на нем с родителями, однако с определением достопримечательностей возникали проблемы. Не все обучающиеся смогли назвать их.

На следующем этапе урока проводилась работа с презентацией. На презентации была отражена карта Невского проспекта: названия улиц, номера домов, достопримечательности. Отмечалось, что Невский проспект это главная магистраль Санкт-Петербурга. После было прочитано выразительно стихотворение «Мы идем по Невскому…». Дети внимательно слушали, после чего высказали свое впечатление свои эмоции, узнавали достопримечательности, о которых говорилось в стихотворении и отмечали их на карте.

На следующем этапе урока были проведены некоторые факты о «Невском проспекте». Пример: «Невский проспект постоянно менялся. Его первым замостили булыжником, посадили деревья. Позже насыпали в центре насыпь – бульвар для прогулок. Потом насыпь убрали, улицу сделали деревянной чтобы тише ездили кареты. Невский проспект связан с цифрой три: 3 водоема (река Фонтанка, река Мойка,канал Грибоедова), 3 моста: (Зеленый, Кащанский, Аничков), 3 дворца справа, 3 храма слева».

При обобщении материала обучающимся была дана групповая работа. Она заключалась в следующем: на столах у групп лежали полоски бумаги, символизирующий Невский проспект. Также на столах лежали небольшие иллюстрации с достопримечательностями Невского проспекта (мосты, здания, театры, музеи, памятники и т.д.). ученикам давалось задание за определенное время в группах в правильном порядке расположить достопримечательности Невского проспекта.

В конце занятия обучающимся давалось самостоятельное задание: нарисовать понравившуюся достопримечательность Невского проспекта и рассказать о ней. Обучающимся, которые должны были сделать соответствующие страницы Азбуки, было дано отдельное задание - оформить ее.

В начале следующего занятия обучающиеся представляли свои рисунки (памятник Александру Невскому, Александринский театр, Аничков мост и т.д.) и делали краткое сообщение о выбранной достопримечательности, оценивали свою работу и друг друга по диагностике «Лесенка» (ее результаты представлены на рисунке 3).

Рисунок 3. «Результаты диагностики «Лесенка» по итогам выполнения самостоятельной работы по теме «Невский проспект»

Условные обозначения на диаграмме:

1 ступень -завышенная самооценка (синий цвет)

2,3 ступень – адекватная самооценка (желтый цвет)

4 ступень – заниженная самооценка (бирюзовый цвет)

5,6 ступень – низкая самооценка (красный цвет)

7 ступень – резко заниженная самооценка

Таким образом, на занятии были сформированы условия для развития следующих контрольно-оценочных умений:

1. Умение определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

2. Умение обнаруживать затруднения при выполнении какого-либо действия, любую проблему «переводить» в разряд задач для последующего решения;

3. Умение устанавливать причины своих ошибок и подбирать в соответствии с этим задания для коррекции своих умений;

4. Умение находить образцы для проверки своей работы;

5. Умение оценивать свою работу (деятельность) по критериям, выработанным совместно в классе;

Третий урок в рамках эксперимента проходил по теме «Прогулка по каналу Грибоедова».

Целью данного занятия было познакомить обучающихся с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга, находящихся на набережной канала Грибоедова в форме игры-путешествия.

В начале игры нами использовано стихотворения С.Устабекова, с помощью которого ученики смогли определить тему данного занятия.

Прекрасен Грибоедовский канал,

Особенно у Львинного моста.

Для разных поколений нежных пар

Здесь самые счастливые места.

Они, под ручки медленно идя,

Приходят к Храму Спаса на крови,

И верят в то, что сбудется мечта

О вечной и единственной Любви.

Обучающимся необходимо было догадаться о каком канале идет речь и какие достопримечательности «скрылись» в этом стихотворении.

На следующем этапе была работа с маршрутными листами. Акцентировалось внимание ребят на том, что они сегодня будут не одни, а в компании с котом Тимофеем (его изображение было на маршрутных листах).

Далее обучающиеся делились на группы, в которых выполняли задания на разных этапах игры. За каждое верно выполненное задание группа получала медаль с изображением храма «Спас-на-Крови» - символа канала Грибоедова. Группа, набравшая большее количество медалей одерживала победу в игре.

На первом этапе игры организовывалась работа с картой – необходимо было помочь коту Тимофею, который заблудился на Невском проспекте, найти кратчайший путь до канала Грибоедова, на котором он очень хотел погулять. Обучающиеся работали с картой и отмечали краткий путь по которому, можно было попасть к каналу (на всех трех маршрутных листах кот находился в разных точках Невского проспекта).

Далее мы акцентировали внимание обучающихся на названии канала, на котором они находятся. Мы рассказывали о том, что раньше этот канал имел другие названия. Много лет назад на месте канала протекала речка, которую так и прозвали «Кривуша» (ученикам предлагалось отгадать почему она так называлась?) При Екатерине 2 канал переименовали. А название его мы сможем отгадать только пройдя испытание. Мы предлагали помочь коту Тимофею расшифровать название канала (на презентации отображался следующий шифр: ЕсмКАоТсмЕюжРяИсНИНыдхСтКаоИЙ. (ответ «Екатерининский», в честь императрицы Екатерины второй).

Далее группы опять работали по маршрутным листам: кот Тимофей очень удивился, когда увидел большое количество мостов, переброшенных через мост и захотел узнать точное количество мостов переброшенных через канал. Обучающиеся за 1 минуту, работая по маршрутным листам должны были точно подсчитать количество мостов (21 мост).

На следующем этапе занятия давалось задание: коту Тимофею очень понравился один мост. Он прочитал на маршрутном листе, что он называется Банковский. Коту очень понравились скульптуры существ, которые находятся на мосту, но он никак не мог понять кто это. Группам предлагалось отгадать название существ из стихотворения:

Давай с тобой, на Банковском мосту,

Возьмемся за ажурные перила.

Пускай грифоны крыльями взмахнут,

Потянут вверх с чудовищною силой.

Грифоны вновь займут свои места,

В зубах сжимая кованные цепи,

И станут ждать влюбленных у моста,

Чтоб их поднять туда, где звезды светят.

(Степан Кадашников)

Важно было не только назвать существ (грифоны), но и (по фотографии представленной на слайде) понять что это за существа (на кого похожи?) (полуорел-полулев). Ученикам предлагалось поразмыслить над тем, почему именно на Банковском мосту помещены грифоны? (они являются стражниками кладов и сокровищ, поэтому их и выбрали в качестве украшения у здания банк).

На следующем этапе игры мы говорили о том, что также на канале Грибоедова находится одно из самых неповторимых зданий Санкт-Петербурга (группам необходимо найти его на маршрутных листах), ставшее одной из его визитных карточек (и которое изображено на ваших медалях). Обучающимся предлагается отгадать название здания, заполнив пропуски в названии: С_ _ с на К_ _ ВИ. (Спас-на-Крови). Кот Тимофей очень заинтересовался названием храма. Группам предлагается придумать легенду о происхождении названия и представить ее.

На следующей этапе занятия мы приглашали обучающихся посетить храм (показывается видеофрагмент документального фильма), а потом полюбоваться его внешним видом. Мы обращали внимание на то, что снаружи храма можно рассмотреть мозаичные гербы русских городов и предлагает помочь коту Тимофею найти герб нашего города и собрать его. (Детям предлагается несколько различных гербов из которых они должны найти герб Петербурга и собрать его (для этого подготавливается мозаика из плотного картона).

На последнем этапе игры ученикам предлагается побыть фотографами и сделать фотографии видов канала. Группам раздаются листы и предлагается изобразить Храм или банковский мост любыми материалами (гуашь, акварель, карандаши, восковые мелки). После этого группы представляют свои рисунки.

В конце занятия кот Тимофей благодарил группы и дарит им медали за участие в игре.

Самостоятельным заданием по итогам данного внеурочного занятия было сделать небольшую мультимедийную презентацию (4-5 слайдов) по понравившейся достопримечательности, которая изучалась на занятии (в презентации должны были быть помещены фотографии достопримечательности, назван архитектор, краткая история, интересные факты). В начале следующего внеурочного занятия обучающиеся показывали свои презентации, оценивали результаты своей работы и работы других обучающихся по диагностике «Лесенка» (ее результаты были сведены в диаграмму (рисунок 4).

Из диаграммы видно, что количество обучающихся, адекватно оценивающих результаты своей работы, по сравнению с ситуацией на начало эксперимента, возросло (в начале эксперимента – 40 % (4 человека), после занятия «Прогулка по каналу Грибоедова» – 60 %).

Рисунок 4. «Результаты диагностики «Лесенка» по итогам выполнения самостоятельной работы по теме «Прогулка по каналу Грибоедова»

Условные обозначения в диаграмме:

1 ступень -завышенная самооценка

2,3 ступень – адекватная самооценка (желтый цвет)

4 ступень – заниженная самооценка (бирюзовый цвет)

5,6 ступень – низкая самооценка (красный цвет)

7 ступень – резко заниженная самооценка

Таким образом, на занятии были сформированы условия для развития следующих контрольно-оценочных умений:

1. Умение определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

2. Умение обнаруживать затруднения при выполнении какого-либо действия, любую проблему «переводить» в разряд задач для последующего решения;

3. Умение сопоставлять свою работу с образцом;

4. Умение сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).

Таким образом, нами было проведено 8 внеурочных занятий, каждое из которых было посвящено изучению отдельных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

После каждого занятия обучающимся напоминалось, что им необходимо оформлять свою страницу «Азбуки достопримечательностей». Если на занятии имел место быть разговор о достопримечательности, страницу о которой должен был сделать обучающийся (она распределяли их заранее по первым буквам в названии), то акцентировалось его внимание на необходимости выполнить данную работу.

На последующих 8 занятиях обучающиеся представляли страницы в форме мультимедийной презентации. Занятия были посвящены повторению уже пройденных тем. Они строились по следующему алгоритму:

1. Актуализация знаний

2. Нахождение основных достопримечательностей на карте

3. Выступление обучающихся, представляющих свою страницу Азбуки»

4. Выполнение заданий на закрепление (составление и решение ребусов, кроссвордов и т.д.)

5. Рефлексия (обучающимися задавались вопросы: «Что нового Вы узнали при работе над страницей «Азбуки»?», «Чему Вы научились?», «Как оцениваете свою работу? Что получилось, что не получилось?», «За что Вы можете себя похвалить после сделанной работы?»)

Таким образом каждый из 10 обучающихся представил свою самостоятельную работу, оценил свой вклад в реализацию конечного продукта и результат других учеников (по методике «Лесенка» и в процессе рефлексии). Также по итогам эксперимента была повторно проведена диагностика «Рисование по точкам».

Перейдем к результатам итоговой диагностики.

Проведение диагностики «Лесенка» в экспериментальной группе по итогам эксперимента (на последнем занятии после предъявления конечного продукта «Азбука») показало, что уровень оценочных умений у обучающихся повысился: был выявлен один обучающийся (10%) с завышенной самооценкой (таким образом это количество не изменилось по сравнению с началом эксперимента). Уменьшилось количество обучающихся с низкой и заниженной самооценкой (низкая самооценка – 10 % (1 обучающийся) (перед началом эксперимента – 20%), заниженная самооценка (20 % (2 человека) (перед началом эксперимента 30%))). Большинство обучающихся обладали адекватной самооценкой, их количество увеличилось по сравнению с ситуацией на начало эксперимента (6 человек (60%) (на начало эксперимента 4 человека (40%))).

Сравнительные данные проведения диагностики «Лесенка» по результатам констатирующего (на первом занятии) и итогового эксперимента (на последнем занятии) в экспериментальной группе были сведены в диаграмму (см. Рисунок 5)

Рис.5 «Сравнительные результаты диагностики и «Лесенка» в экспериментальной группе в начале и по итогам экспериментальной работы

Условные обозначения в диаграмме:

1 ступень - завышенный

2,3 ступень – адекватная самооценка (желтый цвет)

4 – заниженная самооценка (бирюзовый цвет)

5,6 – низкая самооценка (красный цвет)

При анализе результатов диагностики «Рисование по точкам», проведенной по итогам экспериментальной работы было выявлено, что показатели сформированности умений контролировать свою деятельность в экспериментальной группе, по сравнению с ситуацией на начало эксперимента, улучшились.

Так, 30 % (3 человека) обучающихся показали высокий уровень контроля действий (на начало эксперимента 20%), 50 % (5 человек) - средний уровень (на начало эксперимента 50%), а 20 % (2 ученика) - низкий уровень (на начало эксперимента 30%). Эти данные говорят о том, что уровень контроля действий у большинства обучающихся экспериментальной группы по итогам эксперимента повысился: количество обучающихся с низким уровнем контроля уменьшился, с высоким уровнем незначительно увеличился. Количество обучающихся со средним уровнем развития умений контроля действий по сравнению с начальной диагностикой не изменился (половина группы - 50%). Результаты проведения диагностики также были сведены в диаграмму (см. Рисунок 6)

Рисунок 6 «Сравнительные результаты диагностики «Рисование по точкам» в экспериментальной группе в начале и по итогам проведения эксперимента

Условные обозначения в диаграмме:

1- низкий уровень

2- средний уровень

3- высокий уровень

По нашему мнению подобным результатам могла поспособствовать организация самостоятельной работы обучающихся по составлению «Азбуки достопримечательностей». Многие из них научились не только удерживать в сознании поставленную учебную цель, соотносить свои действия с образцом, контролировать свои действия на каждом этапе самостоятельной работы, но и оценивать свой вклад в реализацию конечного продукта деятельности, что говорило о достаточно высоком уровне сформированности контрольно-оценочных умений у обучающихся.

Однако в экспериментальной группе оставались ученики, которые сохранили низкий уровень контроля учебных действий, что могло объясняться изначально низкой мотивацией на достижение результата, личностными особенностями данных обучающихся. Необходима была дополнительная работа с этими обучающимися, организация которой могла бы повлиять на итоговый результат.

Также по итогам экспериментальной работы среди обучающихся группы была проведена рефлексия. Они должны были ответить на несколько вопросов в произвольной форме:

1. Что Тебе запомнилось на наших занятиях

2. Чему я научился на наших занятиях?

3. Оцени свою работу на занятиях. Что у Тебя получилось, а что нет?

4. Будешь ли Ты в дальнейшем стремиться узнавать новое о городе?

Приведем несколько ответов обучающихся на эту анкету (авторский текст, орфография и пунктуация сохранены):

Максим Г. «На занятиях мне больше всего запомнились презентации, работы с картами и схемами, игры. Я узнал много интересного о нашем городе. Я научился сам искать информацию, делать презентации. Мне кажется я хорошо работал, но иногда ленился, сделал красивую страницу Азбуки»

Анастасия А. «На наших занятиях мне больше всего понравилась информация о создании достопримечательностей. В начале я думала, что все будет легко, но мне было трудно выбрать информацию и подобрать фотографии для страницы. Мне немного помогли родители. Наш город очень красивый, я хочу о нем знать больше»

Дарья М. «Мне запомнились интересные занятия по Летнему саду и каналу Грибоедова. Думаю у меня многое получилось. Трудно было искать информацию, но у меня получилось. На этих занятиях я немного сблизилась со свои одноклассниками, Также получилось выступать перед аудиторией, раньше я боялась».

Ответы большинства обучающихся также показали, что в процессе работы нал «Азбукой» у обучающихся формировались контрольно-оценочные умения: они старались адекватно оценивать свой вклад в общее дело, осознавали трудности, которые возникали в процессе работы, старались работать по образцу, контролируя свою деятельность на каждом этапе.

Мы считаем, что организация самостоятельной работы на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга целесообразна в комплексе с использованием других средств обучения, разнообразных приемов самооценивания, систематичной рефлексией, коллективной работы над общим проектом. Только при учете данных условий можно обеспечить развитие контрольно-оценочных умений младших школьников.

 

Заключение

 

Целью дипломной работы было в


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.